В целом уровень среднедушевого потребления кетчупа и майонеза в России остается одним из самых высоких в мире. Однако за последние несколько лет рынок соусов в России претерпел значительные изменения. Помимо традиционных для российского потребителя кетчупов, усилились позиции других видов соусов: заправок для салатов, соусов для спагетти и других блюд, первооткрывателями которых стали в основном крупные мультинациональные компании.
Рынок соусов является сегментом рынка специй и приправ, который по консолидированной оценке компаний-производителей в целом оценивается приблизительно в $165 млн. Емкость рынка в натуральном выражении составляет до 60 тыс. тонн продукта в год. Основной причиной быстрого развития специалисты называют почти 100-процентный уровень рентабельности.
Основным фактором влияющий на эффективность деятельности участников Рынка является изменение цен на сырье.
В октябре 2007 года основной экспортер сырой пасты на российский рынок - Китай - поднял цены на свою продукцию на 60%. Отечественные производители кетчупа и консервированной пасты, в свою очередь, повысили отпускные цены на 20-30% и прогнозируют дальнейшее подорожание пасты, кетчупов и томатных соков.
Рост цен на стеклотару обусловлен ростом стоимости энергоресурсов и материалов, а вот снижение стоимости полиэтилена обусловлено насыщением рынка этим материалом.
Оптовые цены на сахар-песок в России с начала года также стабильно растут.
В целом майонез потребляют более 82% россиян. Уровень потребления майонеза на душу населения составляет порядка 2,43 кг, что является одним из самых высоких показателей в Европе. Майонез потребляют более 90% населения России. За пять лет рынок фактически удвоился, при этом эксперты прогнозируют продолжение стремительного роста рынка в течение как минимум 2-3 лет.
Соусы подразделяются на две большие категории:
• Традиционные соусы – кетчупы и майонезы
• Инновационные соусы - холодные и горячие соусы, заправки для салата
Основную долю по объему на Рынке занимает сегмент традиционных соусов - 93,1%, а на инновационные соусы приходится 6,9% Рынка.
По данным исследований GfK Rus, среднегодовое потребление кетчупа россиянами составляет 816 г на душу населения. Уровень потребления этого продукта различается по регионам: наибольшее число семей, потребляющих кетчуп, приходится на Москву и Московскую область – около 72% семей региона. Затем идет Петербург – порядка 60%. Меньше всего этот соус потребляют в Поволжье (59%), Северо-Западном регионе (58%) и на Северном Кавказе (49%).
Кетчупы подразделяют на следующие виды:
• Шашлычные кетчупы
• Томатные кетчупы
• Острые кетчупы
• Кетчупы с чесноком
• Прочие
Соусы продаются в следующих видах упаковки:
• Устойчивый пакет без дозатора
• Устойчивый пакет с дозатором
• Прочие пластиковые пакеты
• Стеклянная банка
• Пластиковая банка/бутылка/стакан
• Пластиковое ведро/бидон
В целом рынок соусов ежегодно растет на 15% в натуральном выражении и 20% в стоимостном. При этом наблюдается неоднородность темпов роста по различным его сегментам. Так, в сегменте традиционных соусов наблюдается стагнация, по нашим оценкам его рост за последние 2 года остается на уровне 5% в натуральном и 20% в стоимостном выражении. А темпы роста инновационных соусов составляют 20% в натуральном выражении и 30% - в стоимостном выражении.
Больше всего соусов в Россию в 2007 году в натуральном выражении было ввезено из республики Корея, что от общего объема импорта в натуральном выражении составило 26,1%. Далее идут такие страны, как Нидерланды, Украина и Вьетнам, что от общего объема импорта в натуральном выражении составляет 14,7%, 11,6%, и 9,3% соответственно. Во ввозе соусов в денежном выражении лидирует две страны: Нидерланды (17,3%) и Украина (14,3%).
Россия поставляет соусы главным образом в Казахстан, Украину и Молдову Объем экспорта в эти страны в натуральном выражении в 2007 году составил 53,1% от общего объема экспорта.