Белоярская АЭС - единственная в России станция замкнутого ядерно-топливного цикла, более сорока лет являющаяся базой для внедрения инновационных технических решений в атомной промышленности. Ее уникальная реакторная установка, наряду с выработкой электроэнергии, также имеет функцию воспроизводства ядерного топлива. Энергоблок № 3 мощностью 600 МВт - первый и крупнейший в мире с реактором на быстрых нейтронах - был запущен в 1980 г. Опыт его создания и отладка его систем в процессе эксплуатации обеспечили дальнейшее освоение перспективной технологии реакторов-воспроизводителей. Сейчас на Белоярской АЭС ведется строительство энергоблока № 4 с более мощным реактором в 800 МВт., его запуск запланирован на 2009 год.
Грузоподъемное оборудование для обслуживания реакторных и машинных залов строящегося энергоблока спроектирует и изготовит «Балткран». 10 сложных кранов и другое грузоподъемное оборудование будут использоваться для выполнения подъемно-транспортных операций как в период строительства спецкорпуса и монтажа оборудования, так и во время эксплуатации энергоблока, а также при снятии его с эксплуатации – при перегрузке контейнеров со свежим и обогащенным топливом с ж/д платформы и в складских комплексах контейнерного хранения, раскантовке упаковочных комплектов с отработанным топливом в хранилище твердых радиоактивных отходов и пр.
Такое разнообразие условий эксплуатации требует индивидуальных технических решений для каждого отдельного участка работы оборудования. Поэтому 8 специальных мостовых кранов группы А имеют разные технические характеристики - основной подъем груза до 180 тн. и вспомогательный от 5 до 32 тн., высота подъема до 27 м., ширина пролета также дифференцирована до 43 м. - в зависимости от специфики выполняемых технологических задач. Грузоподъемность 2-х мощных двухконсольных козловых кранов составит по 50 тн., высота подъема - 14,5 м., ширина пролета – 42 м. и вылет на консолях – 10/10 м.
Исполнение всех кранов сейсмостойкое, взрыво- и пожаробезопасное. Конструкция моста увеличенной прочности сохраняет работоспособность при землетрясении до 7 баллов и при воздействии воздушной ударной волны. Сигнал с сейсмодатчиков АЭС передается на пульт управления в операторской для последующей блокировки подачи электропитания, а при обесточивании предусмотрены механизмы надежного удержания груза на кране. Электрооборудование, в т.ч. электрокабели, изготовлено из материалов не распространяющих горение. Металлоконструкции, обработанные антикоррозийными составами, устойчивы к агрессивному воздействию антирадиационных дезактивирующих реагентов температурой около +90°С. Смотровые окна в кабине оператора имеют специальные защитные экраны. Безопасность и надежность работы крана обеспечивается также благодаря современному частотному управлению - плавное регулирование доводочных скоростей механизмов главного подъема, мягкое перемещение моста и грузовой тележки позволяет более точно позиционировать грузы и исключить их раскачивание. Кроме того, контроль точности выхода на заданную координату осуществляется с помощью системы теленаведения. Все конструкторские разработки специалистов «Балткрана» направлены на то, чтобы максимально обезопасить кран от неблагоприятных внешних воздействий и гарантировать длительный срок его эксплуатации - до 50 лет.
В комплект поставки также включено техническое обслуживание кранов – профилактические осмотры, текущий и капитальный ремонты.
«Балткран» обладает хорошим опытом реализации крупных проектов в сфере ядерной и традиционной энергетики - краны разных типов успешно зарекомендовали себя в эксплуатации на атомных, тепловых и гидроэлектростанциях в России и за рубежом. С конца 90-х гг. поставляется оборудование для строящихся и наращивающих свои мощности предприятиий - широкопролетные мостовые краны г/п в 125 и 160 тн. и мощные козловые краны работают на АЭС в Китае, Индии, на Ленинградской, Курской, Смоленской АЭС, на ТЭЦ «Мосэнерго», Калининградской ТЭЦ-2, Нововоронежской АЭС-2. Всего за 10 лет было изготовлено и введено в эксплуатацию свыше100 кранов. Новый заказ расширяет диапазон грузоподъемности калининградских кранов до 180 тн. для мостового и 50 тн. - для козлового крана.
Новые краны начнут свою работу на Белоярской атомной электростанции в 2009-2010 гг.