Технологические проекты не обращаются к инвесторам, а венчурные фонды не финансируют прорывные проекты. О том, как найти выход из этой ситуации, а так же о сложностях взаимодействия разработчиков и инвестфондов говорили на прошедшей Петербургской технической ярмарке в рамках мероприятий ФППИ и бизнес-инкубатора «Ингрия».
Подавляющее большинство разработчиков инновационных технологий не обращаются напрямую в инвестиционные фонды. Такую статистику озвучил Вячеслав Дерновский, директор по инновационному развитию Leorsa Group of Companies.
Найти контакт
«В большинстве ситуаций существует некий прототип, который работает в стенах исследовательского центра под надзором научной группы. И такие проекты, как правило, полностью лишены бизнес составляющей, - комментирует г-н Дерновский, - Но это абсолютно не значит, что команда не нуждается в инвестициях. Скорее, наоборот. Мы находим проекты благодаря тесному сотрудничеству Leorsa с различными элементами инновационной экосистемы, такими как бизнес-инкубатор «Ингрия», «Сколково», RSR, Seed Forum и др. Leorsa Innovations обладает собственной экспертизой технологических проектов, и мы всегда с большим интересом относимся к сотрудничеству в этой отрасли».
Развивать свой проект необходимо, в том числе и с помощью привлечения инвестиций, ведь ценность компании без положительного денежного потока и востребованного на рынке продукта более чем сомнительна. Участники Технической Ярмарки сошлись во мнении, что на данный момент большинство проектов руководствуется некоторыми общими соображениями при подготовке презентационных материалов, представители же инвестиционных фондов предъявляют серьезные требования к соискателям, и далеко не каждая заявка получает желаемое финансирование.
Фонды: приветливые и не очень
Директор бизнес-инкубатора «Ингрия» Игорь Рождественский отметил нежелание венчурных фондов вкладываться в прорывные проекты. «Это обусловлено тем, что глобальные инновационные проекты требуют серьезных перемен в сфере промышленности и соответствующих вложений, к которым венчурные фонды не готовы», - рассказал эксперт.
Таким образом, на рынке инноваций складывается не радужная ситуация. С одной стороны, фонды заявляют о готовности финансировать интересные разработки, с другой – по мнению руководителей страт-апов - «пока ищешь инвестиции, твоя инновация устаревает».
Советы соискателям
Вячеслав Дерновский, как представитель инвестиционного сообщества, дал несколько советов соискателям.
Первое – это адекватность. «Команде необходимо понимать, что изобретение само себя не продаёт и для того, чтоб стать современным продуктом, надо проделать огромную работу. Желательно, чтоб команда могла проделать её самостоятельно», - рассказал г-н Дерновский.
Второе - привлечение инвестиций никак не должно менять жизнь команды проекта. Пока успешного продукта нет на рынке, у инвестора нет повода соглашаться на огромные зарплаты авторов проекта.
И третье – презентуя свой проект неправильно делать ставку на его успешность в будущем. Необходимо, в первую очередь, обосновать свои претензии на будущий успех представлением независимого подтверждения основных характеристик опытного образца и подтверждением спроса рынка на него. «Главной целью проекта должно быть не привлечение инвестиций, а выход на рынок. При этом, оценка компании должна производиться исходя из её текущего состояния, а не возможных будущих доходов», - подвел итог директор по инновационному развитию Leorsa Group of Companies.
В рамках Петербургской Технической Ярмарки 2014 прошла презентация 10 новейших разработок, среди которых образовательная робоплатформа для школьников и студентов; устройства на основе нейроинтерфейсов, обеспечивающие коммуникацию с окружающим миром за счет сознательного изменения активности мозга; энергоэффективная технология очистки природной воды и др.