В начале 2015 года стали известны названия первых ТОРов и на данный момент наработанной практики еще недостаточно, чтобы делать выводы о сильных и слабых сторонах этих образований, поэтому в большей степени дальнейшие оценки относятся к ОЭЗ и имеют цель обозначить проблематику, с которой сталкивается бизнес.
ТОР - это четвертая попытка властей стимулировать инвестиционную привлекательность в развитии регионов, призванная предложить инвесторам новый формат взаимодействия. Практически идентичная задача ставилась перед ОЭЗами.
Стоит обратить внимание на основное отличие ТОР — это более крупное территориальное образование с административным управлением, в то время как управление Особой Экономической Зоной передано управляющей компании при Минэкономразвитии РФ.
Все действия властей в формуле «СЭЗ-ОЭЗ-ЗТР-ТОР» сводятся к поиску бизнес-модели для привлечения инвестиционных потоков в регионы. Основной же проблемой на пути в реализации экономических зон встает формальный подход со стороны чиновников и отсутствие гибкости в принятии решений.
Система работает по давно устаревшему принципу «либо так, либо никак» — либо принимаются правила, разработанные чиновниками, либо бизнес идет своим путем.
Ожидается, что ТОРы повлияют на процесс импортозамещения. Но влиять на процесс импортозамещения должна не собственно организация зон территориального развития, а стимулирование бизнеса и предпринимательства в этих зонах, создание благоприятного для них климата. Бизнес всегда был многогранен и гибок к изменению внешних воздействий, поэтому руководству ТОРов необходимо идти в ногу со временем и динамично отзываться на его запросы.
Движущей силой наращивания процесса импортозамещения должны стать технологические перемены, причем их влияние будет масштабным и глубоким на все отрасли экономики.
Зоны экономического развития, конечно, интересны российским компаниям. И основная из причин, привлекающая бизнес в ТОР, — это снижение налогового бремени на очень длительный период, а также льготный таможенный коридор для импорта материалов и экспорта продукции.
В то же время для инвесторов при вхождении в ТОР существует ряд препятствий. Помимо формального подхода к работе с инвесторами, могу назвать еще одну главную трудность — нет стратегии развития таких зон. То, что чиновники называют стратегией, больше укладывается в слово «концепция», а с концепцией битву не выиграть.
На мой взгляд, именно зоны территориального развития должны заниматься привлечением инвестиций в приземляемые у себя проекты и обеспечивать инвесторов государственными гарантиями и благоприятными условиями, взяв на себя функции венчурных фондов и фондов прямых инвестиций. И основная задача властей – всеми возможными способами содействовать этому.
ТОРы - перспектива не для тяжеловесных монстров, а в первую очередь для инновационных проектов. Прошли те дни, когда большая рыба съедала маленькую. В посткризисном мире доминировать будет быстрая рыба, медленная же умрет.
Экономический рост будут подталкивать не капитал и природные ресурсы, а человеческое воображение и инновации. Людям, причастным к созданию зон территориального развития, важно понимать этот момент и не выпадать из реалий быстро меняющегося мира.
М.Черных, Генеральный директор ЗАО «Базальтовые проекты».