Компания “Сухой» полностью завершила комплекс предварительных наземных и летных работ по программе перспективного авиационного комплекса пятого поколения (ПАК ФА). В них были задействованы все три опытных образца, на которых проводились стендовые прочностные испытания, наземная отработка топливных систем и другие работы в обеспечение программы летных испытаний. На летном образце было совершено 16 полетов.
Сегодня боевой самолет пятого поколения совершил демонстрационный полет. За полетом наблюдал премьер-министр РФ Владимир Путин, посетивший Летно-исследовательский институт (ЛИИ) имени М.М.Громова в подмосковном Жуковском.
Первый вылет ПАК ФА состоялся 29 января в Комсомольске-на-Амуре. Приемо-сдаточные испытания летного образца были полностью завершены в конце марте. 8 апреля на военно-транспортном самолете ВВС России АН-124 «Руслан» первый летный образец авиационного комплекса пятого поколения (ПАК ФА), а также комплексный наземный стенд, на котором проводится отработка оборудования и систем в обеспечение программы летных испытаний, были доставлены на территорию летно-испытательной базы ОКБ Сухого на аэродроме ЛИИ им. М. М. Громова.
После завершения необходимого объема предварительных испытаний на стендах систем и агрегатов, в том числе прочностных испытаний статического образца, наземной отработки самолета-стенда и летного образца, 29 апреля были начаты испытания самолет по программе предварительных испытаний. На сегодняшний день степень отработки самолета и его систем по уровню надежности и безопасности позволяет обеспечить выполнение программы летных испытаний в полном объеме.
По сравнению с истребителями предыдущих поколений, ПАК ФА обладает рядом уникальных особенностей, сочетая в себе функции ударного самолета и истребителя. Самолет пятого поколения оснащен принципиально новым комплексом авионики, интегрирующим функцию «электронного пилота», и перспективной радиолокационной станцией с фазированной антенной решеткой. Это в значительной степени снижает нагрузку на летчика и позволяет концентрироваться на выполнении тактических задач. Бортовое оборудование нового самолета позволяет осуществлять обмен данными в режиме реального времени как с наземными системами управления, так и внутри авиационной группы. Применение композиционных материалов и инновационных технологий, аэродинамическая компоновка самолета, мероприятия по снижению заметности двигателя обеспечивают беспрецедентно низкий уровень радиолокационной, оптической и инфракрасной заметности. Это позволяет значительно повысить боевую эффективность в работе, как по воздушным, так и наземным целям, в любое время суток, в простых и сложных метеоусловиях.
Программа ПАК ФА выводит российское авиастроение и смежные отрасли на качественно новый технологический уровень. Эти самолеты, наряду с модернизированными авиационными комплексами четвертого поколения будут определять потенциал российских ВВС в течение ближайших десятилетий.
В планы компании «Сухой» входит и дальнейшее развитие программы, над которой работы будут вестись с индийскими партнерами. Реализация этого совместного проекта позволит создать самолет, превосходящий западные аналоги по критерию стоимость-эффективность, не только укрепит оборонную мощь ВВС России и Индии, но и займет достойное место на мировом рынке.