Еще в начале 90-х девелоперы стали проектировать и строить высотные здания с вертолетными площадками. Сегодня, когда возможность разрешения полетов над Москвой приобрела реальные перспективы, закономерен вопрос о преимуществах возможности посадки частного вертолета на крышу бизнес-центра.
В отличие от Нью-Йорка, где почти каждый второй крупный бизнес-центр располагает вертолетной площадкой, в Москве, по данным Penny Lane Realty, таких зданий всего девять. Правда, в трех из них - МФК "Авилон Плаза" и двух башнях ММДЦ "Москва-сити" площадка рассчитана только для приема транспортно-пожарной кабины спасательного вертолета. Полноценную посадку вертолета можно будет осуществить на крышах "Victory Plaza", "Nordstar Tower", "Yamskoe Plaza", "GreenWood", "Домников" и "Профико".
Изначально вертодром планировался на крышах 60-этажного многофункционального комплекса Imperia Tower и 20-этажной башни Cherry Tower - но из-за кризиса данная «опция» была отменена. Кроме того, бизнес-парки "Красные холмы", "Новоспасский двор" и "Красная роза" обладают значительными территориями с подходящим ландшафтом для организации вертолетных площадок на прилегающей территории.
Реальность открытия воздушного пространства над Москвой уже практически ни у кого не вызывает сомнений. С одной стороны, законодательные органы активизировали разработку нормативных актов, разрешающих полеты над столицей. С другой, уже начаты работы по внедрению в столице инновационной системы управления воздушным движением в рамках "Городской целевой программы возрождения и развития региональных авиаперевозок с использованием малой авиации на 2007-2010 годы". Эта работа связана, прежде всего, с необходимостью обеспечения безопасности полетов над городом.
Вопрос безопасности для полноценного функционирования вертолетных площадок на территории бизнес-центров является ключевым. С одной стороны, нужно учитывать технические параметры: особо устойчивые к постоянной дополнительной нагрузке несущие конструкции, усиленные каркасы и материалы с низкой вибрацией и шумоизоляцией, бетонное или асфальтированное посадочное место, рулежная дорожка, площадка с емкостями для топлива и смазочного материала, метеорологическая и радиотехническая аппаратура.
С другой стороны, для полетов над городом и посадки на здания с огромным количеством людей требуется высокий квалификационный уровень пилота. Человеческий фактор для авиации вообще имеет решающее значение, и пускать в небо всех подряд было бы неправильно, поэтому малую, частную авиацию называть общедоступной – нельзя. Это подтверждает статистика происшествий в Подмосковье, где полеты осуществляются уже несколько лет, а попробовать себя в качестве пилота может любой желающий, даже если летать ему по нормам безопасности нельзя.
Так, у крупнейшего в России официального дилера по продаже и обслуживанию вертолетов марки Robinson, компании "Аэросоюз", в конце августа при взлете рухнул вертолет, зацепивший два других, стоящих на земле. Ситуация развивалась следующим образом: вертолет, на командирском месте которого сидел пассажир, весом в 160 кг, что нормами эксплуатации данного типа вертолета - Robinson R44 - категорически запрещено, начал подъем. Машина дала крен вперед, после чего ручка управления уперлась в живот пассажира, и летательный аппарат с ускорением и нарушенной центровкой начал неуправляемый полет вперед, что и привело к его падению.
Развитие малой авиации и "открытие" неба над Москвой – это важные и нужные шаги. Вертолеты и легкие самолеты могут облегчить решение многих актуальных задач, связанных с транспортной перегруженностью столицы. Но для успешного развития малой авиации требуется сделать важное усилие: модернизировать законодательство в сфере малой авиации и обеспечить прозрачную и безопасную работу частных аэроклубов.
Сейчас наличие вертолетных площадок - это не более чем "изюминка" объекта и никак не влияет на арендную ставку. Однако в перспективе, когда откроют небо в Москве, спрос на воздушные полеты, а значит, и на офисные здания с вертодромами будет обеспечен. Таким образом, наличие вертодрома существенно повлияет на рост капитализации объекта недвижимости и активность арендаторов.