Конкурс «Учитель года России» проходит в три этапа.
В первом туре принимают участие все конкурсанты. Этап состоит из 4-х конкурсных заданий.
"Интернет-ресурс". Участники конкурса разместили на личном интернет-сайте учебные, методические или иные авторские разработки, отражающие инновационный опыт работы и демонстрирующие качество представления образовательной информации в сети интернет. Конкурсное задание оценивается заочно.
Оценивается количество и тематическая организованность представленной информации; образовательная и методическая ценность размещенных материалов; культура представления информации.
"Методическое объединение". Регламент 20 минут, включая ответы на вопросы. Задание предполагает устное представление конкурсантом своего профессионального опыта как опыта, сформировавшегося при взаимодействии с коллегами: учителями различных предметов, педагогами и специалистами образовательных учреждений разных типов и видов, родителями учеников, общественными организациями, работниками науки, культуры, сферы здравоохранения, представителями других сфер.
Оценивается умение анализировать, обобщать, выявлять и применять инновационные идеи в своей профессиональной деятельности; общая и профессиональная эрудиция; культура публичного выступления; умение взаимодействовать с аудиторией.
"Учебное занятие". Регламент 40 минут, включая 10 минут для анализа занятия и ответов на вопросы. Учебное занятие с учащимися отражает метапредметный подход и междисциплинарные связи, умение формировать целостную картину мира и надпредметные компетентности.
Темы.
1. Определение и понятие
2. Рисунок и схема
3. Знание и информация
4. Цель и задача
5. Роль и позиция
6. Модель и способ
7. Содержание и форма
Оценивается глубина раскрытия темы, оригинальность методических приемов; умение организовать использование учащимися разных типов и видов источников знаний; умение организовать взаимодействие учащихся между собой; умение создавать и поддерживать высокий уровень мотивации и высокую интенсивность деятельности учащихся; глубина и точность анализа учебного занятия и рефлексии своей деятельности.
"Разговор с учащимися". Регламент 20 минут. Конкурсанты обсуждают актуальные для учащихся вопросы в режиме импровизации.
Темы.
1. Взаимоотношения родителей и детей
2. Милосердие… Нужно ли оно в наше время?
3. Умеем ли мы прощать? Все ли можно простить?
4. Зависит ли будущее от меня?
5. Есть ли герои у нашего времени?
6. Как строить отношения с теми, кто на нас не похож?
7. Жизнь виртуальная и жизнь реальная
Конкретный вопрос для обсуждения выбирают учащиеся на основе списка возможных вопросов. Представитель учащихся называет вопрос, выбранный группой, непосредственно перед началом разговора.
Оценивается глубина и воспитательная ценность организованного обсуждения; умение создавать и поддерживать атмосферу взаимоуважения и толерантности; умение организовывать взаимодействие учащихся между собой; умение слушать, слышать и понимать позиции учащихся, адекватно и педагогически целесообразно реагировать на них; умение включить каждого учащегося в обсуждение.
"Беседа с родителями". Регламент 20 минут. Участники конкурса обсуждают с родителями учащихся педагогическую ситуацию, требующую принятия решения.
Темы.
1. Наказание или поощрение, кнут или пряник?
2. Семейные традиции. Их роль в воспитании ребенка.
3. Право ребенка на собственный выбор
4. Почему свой ребенок становится чужим? Как найти взаимопонимание со своим ребенком?
5. Как организовать свободное время ребенка?
6. Дети и деньги
7. Знаю ли я друзей своего ребенка?
Тема для каждого конкурсанта объявляется в начале беседы. К концу беседы должно быть сформулировано предлагаемое решение.
Оценивается умение взаимодействовать с родителями, выявить и сформулировать педагогическую проблему, предложить пути ее решения.
Во втором туре принимает участие 15 человек, ставших лауреатами конкурса. Им предстоит пройти 2 конкурсных задания.
"Мастер-класс". Регламент 25 минут, включая 5 минут для ответов на вопросы. Участник дает мастер-класс для ученического, педагогического, родительского сообществ и общественности, отражающего значение преподаваемого предмета для формирования мировоззрения и общекультурных компетенций.
Оценивается глубина и оригинальность содержания; научная и методическая ценность; социальная значимость; умение взаимодействовать с широкой аудиторией.
"Открытая дискуссия". Конкурсанты принимают участие в открытом обсуждении актуальной общественно значимой проблемы с участием общественности.
Темы.
• Школа для школы или школа для жизни?
• Успешный в школе – успешный в жизни?
• Современный учитель – каков он?
Конкретная проблема определяется жеребьевкой за день до проведения дискуссии.
Оценивается общая культура и эрудиция; глубина и оригинальность суждений; умение вести дискуссию.
В конкурсном мероприятии третьего тура – "Круглом столе образовательных политиков" примут участие 5 победителей конкурса. Регламент 40 минут.
Обладатели Малых хрустальных пеликанов должны продемонстрировать собственную гражданскую позицию в беседе на актуальную тему с Министром образования и науки Российской Федерации Андреем Фурсенко. Тема "круглого стола" – «Не для школы, а для жизни учимся».
Оценивается знание и понимание современных тенденций развития образования и общества; масштабность, глубина и оригинальность суждений; аргументированность, взвешенность, конструктивность предложений; умение предъявить свою позицию.
Всероссийский конкурс «Учитель года России» проводится с 1990 года. Учредители конкурса: Министерство образования и науки Российской Федерации, Профсоюз работников народного образования и науки Российской Федерации, «Учительская газета». Основные мероприятия «Учителя года России – 2010» состоятся с 23 сентября по4октября 2010 года в Магнитогорске Челябинской области, церемония награждения абсолютного победителя – 5 октября 2010 года в Москве.
Пресс-центр организован Коммуникационным агентством АГТ.
Магнитогорск Челябинской области является моногородом в соответствии с официальным перечнем моногородов, утвержденным Правительством Российской Федерации. Моногород - населенный пункт, экономическая деятельность которого тесно связана с единственным (градообразующем) предприятием или группой жестко интегрированных между собой предприятий. Развитие моногородов России предусматривает меры по диверсификации экономики, развитию социально-экономического положения и улучшению городской среды.