Что намерены делать нефтедобывающие страны с резко выросшими доходами? По оценке Департамента энергетики США, страны ОПЕК выручат в этом году за экспорт нефти 300 млрд. долларов США. Благодаря недавнему повышению цен на нефть почти до 50 долларов за баррель, доходы нефтяного картеля в три раза больше, чем в 1998 году, когда за баррель можно было получить лишь 10 долларов. Точно оценить доходы ОПЕК непросто. Прежде всего, невозможно установить точный объем экспорта нефти, поскольку ОПЕК держит в секрете данные о возможных объемах добычи. Поэтому предположительные доходы ОПЕК оцениваются (с использованием сведений из разных источников) от 300 до 360 млрд. долларов. Не менее сложно определить направления расходования нефтяных доходов, так как официальные бюджеты стран ОПЕК – всего лишь фикция. Сложно определить влияние нефтедолларов на финансовую систему в ситуации, когда экономический рост присутствует, кредиты дешевы, а источники денежных средств отследить очень затруднительно. В годы последнего нефтяного бума, в 70-е годы прошлого века, страны ОПЕК расходовали огромные суммы на реализацию расточительных проектов, направленных на развитие внутренней инфраструктуры, а также зачисляли крупные суммы на счета в западных банках. Инфраструктурные проекты внесли дисбаланс в национальные экономики, аккумуляция средств в западных банках также имело вредные последствия, но уже в глобальном масштабе, так как банки использовали эти ресурсы для предоставления дешевых кредитов развивающимся странам. Сначала это приносило только положительные результаты и повышало международный имидж нефтедобывающих стран. Но потом объем кредитования превысил все разумные пределы, банкиры понесли убытки, а развивающие страны оказались в еще худшем положении, будучи обременены огромными долгами. Сейчас поводов для беспокойства меньше. Хотя прибыль в 300 млрд. долларов приближается к рекордам 70-х годов, все же с учетом инфляции сейчас ОПЕК не сможет извлечь такие же сверхдоходы, как 30 лет назад. Институт международных финансов IIF прогнозирует, что шесть нефтедобывающих стран Персидского залива потратят на осуществление инфраструктурных проектов около 200 млрд. долларов в течение ближайших трех лет. Превышение доходов бюджета над расходами составит почти 10% ВВП. Крупные суммы будут вложены и в иностранные экономики: положительное сальдо текущего платежного баланса составит 70 млрд. долларов в течение ближайших двух лет (15% ВВП). Есть опасения, что легкие деньги спровоцируют повторение старых ошибок в виде популярного, но неэффективного расходования. Это было бы очень нежелательно, учитывая недавнюю тенденцию: в тот период, когда нефть стоила 10 долларов за баррель, нефтедобывающие страны стали более разумно проводить экономическую, фискальную и бюджетную политику. Опасения в меньшей степени относятся к крупным поставщикам из числа стран Персидского залива (особенно к Саудовской Аравии), которые начали использовать выросшие доходы для снижения задолженности и уравновешивания бюджетов. Прирост населения, наблюдающийся в течение нескольких десятилетий, означает, что в социальную сферу следует вкладывать больше средств; это частично компенсирует увеличение нефтяных доходов. По-другому дело обстоит с такими поставщиками нефти, как Венесуэла и Россия. Венесуэла расходовала увеличенные доходы для расширенного финансирования социальной сферы, которое проводилось политически разумно, хоть и экономически неосторожно. В России же новые доходы могут вызвать ослабление бюджетного контроля. Руководство России предприняло попытку отложить часть нефтедолларов и путем создания так называемого стабилизационного фонда, предназначенного для аккумуляции сверхприбыли, предотвратить повышение курса рубля. К сожалению, этот фонд слишком уязвим для различных теневых манипуляций, хотя М.Фрадков и пообещал, что он будет использоваться исключительно для погашения долгов и выплаты пенсий. Член руководства МВФ, Анна Крюгер, недавно предостерегла российское правительство от ослабления бюджетного контроля. Влияние увеличившихся нефтяных доходов на международные финансы оценить сложно. Пути распределения финансовых потоков непросто отследить в любом случае, тем более, если их источники скрываются. Имеют место слухи, что члены ОПЕК, особенно Саудовская Аравия, стремятся изъять свои средства из американских банков и с американских рынков из-за предвзятого отношения к арабскому капиталу. Официальная статистика говорит, что ОПЕК владеет ценными бумагами казначейства США на сумму 44 млрд. долларов, что на 8 млрд. меньше, чем два года назад. За этот год импорт стран ОПЕК из стран еврозоны увеличился на 25%, а импорт из США – всего лишь на 8%. В то же время десятки миллиардов долларов уходят в оффшорные фонды, созданные нефтедобывающими странами. Норвежский фонд насчитывает не менее 140 млрд. долларов и в этом году увеличится на 13 млрд. долларов. Аналогичные фонды существуют в Мексике, Азербайджане, Казахстане на Восточном Тиморе. Теперь такой фонд будет создан и в России. Некоторые специалисты высказывают сомнения в целесообразности нефтяных фондов, поскольку они создают почву для различных финансовых злоупотреблений. Для их эффективного функционирования необходима строгая система контроля. Институт международных финансов считает, что за последние пять лет шесть нефтедобывающих стран Персидского залива наращивали свои иностранные активы на 30 млрд. долларов ежегодно. В этом и следующем году они смогут увеличить их еще на 80 млрд. долларов. Но, учитывая, что глобальная экономика существенно больше, чем 30 лет назад, этого недостаточно, чтобы стать причиной кардинальных изменений в ней. Мир еще далек от нового нефтяного кризиса. Источник: The Economist 30.09.04 |