Системная организация инновационной деятельности


Инновационная деятельность часто трактуется как дея­тельность, связанная с использованием новых (высоких) тех­нологий. Многие предприятия пытаются в том или ином ви­де осуществлять инновационную деятельность самостоятель­но, через создаваемые специально для этого дочерние структуры или инновационные центры. Однако, инновацион­ная деятельность не является самоцелью, она в свою оче­редь является частью другой задачи — например, повыше­ние потребительских свойств продукции. Существует широ­кий спектр задач, возникающих перед производственным предприятием, которые в той или иной степени требуют осу­ществлять инновационную деятельность. Так, необходимость завоевания или удержания рыночных позиций предприятия требует проведения работ по диверсификации деятельности, снижению издержек, повышению качества продукции, улуч­шению или расширению потребительских свойств продук­ции, повышению производительности труда.

Традиционный путь реализации инновационных задач заключается в следующем. Нани­маются специалисты, разбирающиеся в патентно-лицензионной деятельности, охране интел­лектуальной собственности и прочим компонентам, необходимым для коммерческого ис­пользования инноваций и этим, как правило, все и заканчивается. В итоге инновационная деятельность превращается в одну из функций подразделения, превращается в процесс и не способствует решению конкретных задач.

Проблема менеджмента в инновационной деятельности
Одна из причин неудач в ком­мерческом использовании инноваций кроется в уста ревшем подходе к управлению ин­новационной деятельностью. Участ­ников инновационного процесса никто не учил тому, как добивать­ся результата на этом новом для них поприще. Большая часть мене­джеров наукоемких предприятий вышла из оборонной, технической отрасли. Следствием этого является повышенное внимание менедже­ров к чисто научной или производ­ственной функции, а не к финан­сам и менеджменту. Именно поэто­му появляется настоятельная необ­ходимость введения регулярного менеджмента, который подразуме­вает системный подход к организа­ции исполнения проекта и единооб­разное реагирование на нежела­тельные события и отклонения. Все, что связано с управлени­ем, имеет чрезвычайно сильную интеграционную природу. Для ус­пешной реализации целей того или иного проекта конечно необходимы знания в конкретной предметной области, но необходимы и знания основ менеджмента, теории орга­низаций, маркетинга, управления персоналом — всего того, что в од­ной весьма полезной для начинаю­щего менеджера книге названо «7 нот менеджмента».

Означает ли что знание этих «нот», т.е. составляю­щих менеджмента обеспечивает умелую «игру» менеджера? Естест­венно нет — ведь почти никто и нигде не учит менеджера «мелоди­ям менеджмента», т.е. умению вы­страивать свои управленческие дей­ствия во времени, исходя из скла­дывающейся ситуации. Готовить инновационного менеджера — дол­го и дорого. Прежде, чем он на­учится создавать работоспособную компанию, пройдет много времени, будут совершены ошибки, некото­рые — смертельные для бизнеса. На результативность производ­ственно-коммерческой деятельнос­ти любого предприятия существен­ное влияние оказывают управление процессом функционирования и организационная структура, в рам­ках которой этот процесс осуществ­ляется. Эта проблема весьма много­гранна. Правильно выбранная структура позволяет обеспечить предприятию или компании пол­ную занятость персонала, гибкость в использовании ресурсов и соот­ветствие требованиям рынка.

Та­ким образом, мы неизбежно прихо­дим к необходимости большей или меньшей реорганизации системы управления инновационной дея­тельностью предприятия. В отличие от чисто финансовых проектов, в инновационных проек­тах имеется большое число хорошо управляемых факторов (рычагов), способных принципиально изме­нить инвестиционную привлека­тельность проекта в лучшую сторо­ну: способы управления, квалифи­кация персонала, опыт менеджера. Именно по этой причине результа­тивность проекта в значительной степени зависит от того, кто управ­ляет. Таким образом, проблема уп­равления в инновационной дея­тельности становится ключевой. Известно, что классическая линей­но-функциональная структура, ха­рактерная практически для всех российских предприятий, ориенти­рована на выполнение определен­ной функции. Ответственность со­трудников такой структуры ограни­чена утвержденными функциями. Круг задач, подлежащих выполнению, не меняется, работы выпол­няются в стабильных организаци­онных структурах. Основная задача руководителя заключается в опти­мизации деятельности подразделе­ния . Успех определяется достиже­нием промежуточных функцио­нальных результатов, условия и си­туации изменяются в ограниченных пределах. Менеджер вынужден действовать в рамках организаци­онной структуры, совершенно не приспособленной к инновационной деятельности. ПРОЕКТНЫЙ ПОДХОД В ОРГАНИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В этой ситуации для эффектив­ной реализации рыночных задач, стоящих перед предприятием, не­обходимо разработать систему уп­равления инновационной деятель­ностью, основа которой — разбие­ние сложного процесса на простые компоненты на основе проектного подхода и выстраивание своеобраз­ного управленческого «конвейера».

Используется базовый принцип ме­тода управления проектами: все за­дачи представляются в виде проек­тов и на этой основе структуриру­ется инновационная деятельность предприятия. Это дает целый ряд эффектов: работа из процесса превращается в целенаправленное движение, сни­жаются требования к квалификации персонала, резко возрастает производительность труда, снижа­ется количество ошибок. Для реа­лизации такого подхода необходимо разработать эффективную органи­зационную структуру, систему уп­равления финансами, сформиро­вать службу маркетинга, обеспе­чить документооборот, т.е. деталь­но сформулировать правила рабо­ты предприятия, в основных чертах общие для всех компаний иннова­ционной направленности. Для каж­дого конкретного случая понадо­бится лишь коррекция (в большин­стве случаев — незначительная), "настройка" системы на конкрет­ный бизнес. Менеджеры инновационной компании будут погружены в гото­вую среду, которая заставит их ра­ботать по единым правилам, обес­печит необходимые прозрачность и управляемость компании. Таким образом обеспечивается снижение требований к квалификации управ ленческого персонала, подобно то­му, как организована сборка теле­визоров "Сони" в Малайзии: персо­нал низкой квалификации произво­дит очень качественное изделие. Это стало возможным благодаря то­му, что сложный процесс сборки разбит на простые элементы, до­ступные персоналу любой квалифи­кации. В подобной структуре оказыва­ется затруднительно осуществлять убыточные проекты — экономичес­кая эффективность каждого инно­вационного проекта рассчитывется и планируется, а результат затем сравнивается с плановыми показа­телями. Вот кстати почему, систе­ма не всегда пользуется популярно­стью у персонала — сразу вскрыва­ется истинная результативность каждого сотрудника.

Примером такой структуры слу­жит созданная в компании ТЕХНОКОНСАЛТ система поиска и продвижения российских техно­логий. Очевидно, что процесс про­движения сотен технологий обхо­дится очень дорого. Именно поэто­му была разработана технология продвижения, основанная на про­ектном подходе. Обеспечивается полный цикл работ: от отбора пер­спективных проектов до поиска партнера и создания новой компа­нии со всей внутренней структурой "под ключ". Этот работающий по единым правилам конвейер обеспе­чивает минимизацию управленчес­ких издержек инвестора. В качестве примера выстраива­ния конвейера можно привести пример создания базы высоких рос­сийских технологий в КНР в горо­де Яньтай провинции Шаньдунь. Компания ТЕХНОКОНСАЛТ но поручению Министерства промыш­ленности, науки и технологий РФ ведет работу по организации дея­тельности Яньтайской базы. Есте­ственно, что с самого начала рабо­та по созданию базы была органи­зована системно, в первую очередь, детально структурирована. Были выделены приоритетные направле­ния: взаимный поиск партнеров в России и Китае: организация визи­тов китайских делегаций в Россию; организация и проведение выста­вок; совместное продвижение раз­работок на рынки Китая и России; организация российско-китайского научно-технического сотрудничест­ва, представление интересов рос­сийской стороны при рассмотрении спорных вопросов и конфликтных ситуаций, которые могут возник­нуть при реализации совместных проектов. Особое внимание уделялось раз­работке действенного механизма, позволяющего эффективно реали-зовывать поставленные задачи. Был налажен процесс оказания по­среднических и консалтинговых ус­луг, включая консультирование российских участников проектов по вопросам налогообложения, тамо­женных пошлин и сборов, защиты прав интеллектуальной собственно­сти, по применению и интерпрета­ции российского и китайского зако­нодательств, обеспечен регулярный обмен информацией по вопросам государственной инновациоиной политики в области международно­го инновационного сотрудничества.

Главной задачей, конечно же, стал поиск партнеров для реализации совместных проектов. Итогом этой большой работы явилось создание в кратчайшие сроки системы продвижения рос­сийских технологий, получившей диплом на состоявшемся недавно II Международном салоне иннова­ций и инвестиций. Всего за время работы в данном проекте с россий­ской стороны было предложено ки­тайским партнерам более 700 рос­сийских технологий, готовых к практическому внедрению и имею­щих рынок в Китае и других стра­нах. По встречным запросам найде­но более 70 российских техноло­гий, заинтересовавших китайских партнеров. Часть из них уже нахо­дится в стадии предконтрактных переговоров или завершения пере­дачи. Аналогич­ным образом пост­роена работа с компанией Сам-сунг, по заказу ко­торой ТЕХНО-КОНСАЛТ выпол­нил более 30 про­ектов. В результа­те Самсунг принял решение создать на базе ЗАО ТЕХ НОКОНСАЛТ исследовательский центр. Естественно, работа этого центра будет организована по про­ектному принципу, с четкой струк­туризацией каждого проекта на этапы, функции, подзадачи и ори­ентацией на результат.

Со стороны компании ТЕХНОКОНСАЛТ в ра­боте исследовательского центра бу­дут принимать участие только ме­неджеры, задача которых заключа­ется в подборе команды проекта (ученых-исследователей) и органи­зация их работы. Напрашивается вывод: иннова­ ционное развитие предприятия необходимо точно также проек­ тировать, как и любую систему. Только в этом случае можно рас­ считывать на успех. Для реализа­ ции большинства стоящих перед предприятием задач необходима реорганизация системы управле­ ния предприятием на основе но­ вых управленческих технологий. В свое время для решения важнейших государственных за­ дач были привлечены лучшие си­ лы ученых: физиков, химиков, математиков, инженеров, орга­ низаторов производства. Разви­ тие России на современном этапе немыслимо без практического ис­ пользования накопленного колос­ сального научно-технического потенциала. Совершенно очевид­ но, что эта задача является не менее сложной и масштабной, требующей организационных, управленческих усилий и резуль­ тат напрямую будет зависеть от уровня инновационного менедж­ мента.

Первушин Владимир Анатольевич Генеральный директор ЗАО «ТЕХНОКОНСАЛТ», кандидат технических наук, член ассоциации Project Management Institute (PMI)