Сетка армирующая из стекловолокна для стяжки: armaturakompozit.ru/catalog/kompozitnaya-setka.

Инновации – это наука плюс образование, плюс бизнес

Интервью: Козлов Николай Владимирович, Директор Центра инноваций МГТУ им. Н.Э.Баумана

Николай Владимирович, роль исследовательских университетов, в число которых, естественно, входит и МГТУ им. Н.Э.Баумана, для реализации инновационных технологий весьма существенна. Но, вероятно, есть и определенные проблемы для успешного развития инновационных идей и их практического применения?

В части развития инновационных идей в МГТУ им. Н.Э. Баумана я особых проблем не вижу. А вот в части их практической реализации я бы выделил несколько аспектов. Первый – законодательный. Фактически университет по законодательству не имеет возможности быть субъектом права собственности, в том числе, интеллектуальной. Для проведения полного цикла коммерциализации он не может самостоятельно организовывать предприятия, пользоваться кредитами, потому что он является государственным учреждением. В МГТУ им. Н.Э. Баумана в силу его специфики значительная часть разработок была профинансирована за счет государственного бюджета. Есть, конечно, часть разработок, которая выполнена за внебюджетные деньги. По идее министерства должны давать нам разрешение на реализацию той интеллектуальной собственности, которая у нас имеется. Однако юридически прозрачного механизма, который бы мог обеспечить продвижение таких наших разработок на рынок, к сожалению, пока не создано. Хотя делаются шаги в этом направлении, и сегодня понятие «инновации» из какого-то модного слова стало обретать практические контуры. Второй аспект – это инфраструктурная проблема, проблема продвижения нашего нового продукта на рынок. Даже после проведения экспертных и маркетинговых исследований, после разработки бизнес-плана – сложно сразу вывести его в коммерческий оборот. Очевидно, что нас на рынке никто не ждет, особенно после вступления России в ВТО. Проблемы финансирования и дальнейшего продвижения наших продуктов на этом этапе встают во весь рост, поэтому создание для этих целей инфраструктурных элементов (биржи, венчурные фонды и т.д.) ложится на плечи государства с обязательным привлечением частных заинтересованных лиц. Ведь востребованность инноваций проявляется в реальных бизнес-процессах лишь под воздействием экономической заинтересованности собственников. Ключевая задача при этом – обеспечить непрерывность инновационного цикла: от научных исследований до рыночной реализации готового продукта.

Как в МГТУ структурно осуществляется инновационная деятельность?

В МГТУ деятельностью, которую сейчас называют инновационной, занимались давно. У нас была создана специфическая структура для комплексного ее осуществления. Сейчас работают Центр инноваций и два центра трансферта технологий совместно с итальянцами и французами, центр «МГТУ-Система», центр защиты интеллектуальной собственности и т.д.. Если во многих других университетах создавались малые предприятия, технопарки и т.д., то в нашем университете в основе были семь научно-исследовательских институтов по профилю факультетов, которые входят в НУКи – научно-учебные комплексы. Эти НИИ по сути были средними предприятиями, которые были многопрофильными и поэтому жизнеспособными. Если малое предприятие может умереть, так как реализует максимум одну-две идеи, то здесь была «многоножка» с большой устойчивостью.

В этом году правительство приняло решение все научно-исследовательские институты, которые у нас имели статус юридических лиц (а ряд этих НИИ уже серийно выпускали продукцию, там были производственные подразделения, и пусть, не крупносерийное, но производство), реформировать путем присоединения к университету. Как только присоединяем, получается то же самое, когда мы выдергиваем медную жилу из оплетки провода. «Жила» – научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - успешно могут выполняться в университете, а «оплетка» – серийное производство – остается за пределами университета, так как он не может этим заниматься. В принципе логика этого шага правительства понятна. Однако, с другой стороны, в силу ряда причин университет не имеет технопарка, у него нет бизнес-инкубатора, а все наши преподаватели просто обязаны заниматься наукой. Ведь те, кто не смогли реализовать свои научные способности на практике, вряд ли смогут дать студенту те инженерные знания и навыки, что определяют его востребованность на мировом рынке. В связи с этим наша структура видоизменяется, и мы сейчас создаем те же самые малые инновационные предприятия, которые будут образовывать «инновационный пояс» вокруг университета и заниматься уже освоенным производством. При этом обязательно будет решаться очень важный вопрос, связанный с организацией малых инновационных бизнесов, - учет финансовых и иных интересов университета, из которого эти новые компании «выходят».

В начале этого года по инициативе нашего ректора Федорова И.Б. в университете была выставка, на которой мы показали, чего университет достиг к 1 января 2006 года в области реализации своих разработок. У нас оказалось на выставке несколько десятков малых и средних фирм, которые имели годовой оборот около 1 млрд. рублей. За три года они выполнили работ более чем на 3,5 млрд. рублей. В их числе и частные фирмы, на которых работают наши инженеры и преподаватели. Они выполняют профильные университету работы, успешно вышли на рынок и являются независимыми юридическими лицами, связанными с университетом только тем, что к ним приходят наши выпускники, что они заказывают университету необходимые для своего развития научно-исследовательские работы.

Говоря об инновационной деятельности МГТУ надо еще обязательно учесть, что у нас есть факультет инженерного бизнеса и менеджмента, который готовит менеджеров высоких технологий. Это не только подготовка кадров, сочетающих экономическую и инженерную подготовку, но и практический консалтинг, причем очень квалифицированный. Например, активно развивается направление контроллинга, которым руководит профессор Фалько С.Г. Он сам бизнесмен, и прекрасно понимает, что необходимо предприятию для инновационного развития.

Недавно прошел конкурс инновационных вузов, из 200 претендентов 17 стали лауреатами, в частности, и ваш университет.

Если учесть уже сказанное, то становится понятным, почему у МГТУ им. Н.Э. Баумана появились возможности быть среди победителей с нашей инновационной образовательной программой, выполняемой в рамках Национального проекта «Образование». Конечно, трудно сравниваться с МГУ, который является лидером, с Томским регионом, где и губернатор, и все вузы и предприятия тесно участвуют в развитии инновационной деятельности. У каждого лауреата есть свои козыри. В нашем проекте значительное место уделено комплексному развитию прикладных аспектов нанотехнологии, диагностики и надежности сложных систем, биомедицинской техники и других мировых стратегических направлений, базирующихся на общепризнанных достижениях ученых МГТУ им. Н.Э.Баумана.

Еще одна актуальная проблема инновационного развития решается национальным проектом «Образование», а именно, предусматривается не только повышение качества подготовки студентов, но и обязательная закупка самого современного оборудования, на котором мы можем проводить самые современные работы. А это реальный путь повышения конкурентоспособности университета и его выпускников. Инновации – не только наука. Инновации – это наука плюс образование плюс бизнес.

Я считаю, что те вузы, которые выиграли в этом проекте, должны получить «зеленую улицу» и от региональных властей на то, чтобы те свои инновационные, венчурные и прочие средства давали бы на развитие малого и среднего предприятия, которое находится рядом с таким университетом, который уже на практике доказал свое лидерство в целом ряде направлений. А уже это предприятие брало бы на себя обязательства, что выведет продукт на рынок и готово заплатить университету за необходимую помощь в этом. Все же средства, которые вложит регион, вернутся ему потом в течение последующих лет в виде налогов. Для этого предприятие должно увеличить объем своего производства примерно в 5 раз.

Иными словами малое или среднее предприятие должно создать кластер – научно-исследовательские подразделения, передовой университет со своими кадрами и разработками, производственное предприятие, консалтинговая и внешнеторговое инфраструктурные элементы и т.д. Они и должны подписывать комплексный договор, понимая, кто за что отвечает. А бизнес не будет давать деньги на разработку тогда, когда контрагент не компетентен в этой области, ведь он же отвечает потом за конечный результат своими деньгами.

У нас в вузе есть и программисты, и инженеры-технологи, и менеджеры, и разработчики. Мы готовы для малого, среднего и крупного предприятия готовить целую команду выпускников, которая не просто выйдет в бизнес, а выйдет с той передовой технологией, которая разработана у нас. Мое личное мнение, что такое инновационное направление развития будет в ближайшее время самым перспективным. При этом, в случае выхода на международный рынок, вопрос о том, конкурентоспособны мы или нет, очень быстро решится. Ведь если мы решаем задачи для «Норильского никеля», для АФК «Система» – тех компаний, которые могут совершенно свободно купить любой продукт или специалиста где угодно: хоть в Америке, хоть в Европе, – если они пришли к нам, значит, мы конкурентоспособны. У университета, пока кроме АФК «Система», к сожалению, пока нет серьезных стратегических партнеров. На мой взгляд, это связано с тем, что наш вуз больше считается вузом оборонной направленности, к нам больше приходят из Министерства обороны, МЧС, МВД и т.д. А крупный российский бизнес пока почему-то раздумывает. Хотя считается аксиомой, что инновации являются источником успешного развития бизнесов лишь при их активном и эффективном использовании. И возникать эти инновации в академических институтах и университетах могут только при создании благоприятной внешней среды для их инициирования, то есть при кровной заинтересованности собственника. Наверное, поэтому известные зарубежные фирмы, такие как Samsung, IBM, Boеing, Schlumberge, Reno и Daniele размещают у нас научные заказы и мы ведем подготовку кадров для их подразделений.

В настоящее время МГТУ осуществляет подготовку специалистов профессионального образования по заказам более 50 российских предприятий и более 80 предприятий и организаций на регулярной основе направляют к нам своих сотрудников на обучение в рамках программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки.

Очень тесно задачи развития инновационной деятельности зависят от государственно-частного партнерства при интеграции бизнеса, науки и образования.

Если мы посмотрим, как Япония выжила, там сначала государство закупало все самые современные на то время патенты в мире, поддерживало университеты, а потом всем заинтересованным предприятиям раздавало – работайте! Из этого получилось «японское чудо». Я считаю, что государственно-частное партнерство – это прорыв такого же уровня. Участие бизнеса – это ключевой показатель эффективности любых наших работ. Необходимость разработки на базе такой федеральной стратегии региональной стратегии– это наиважнейшая задача на сегодняшний день.

По моему мнению, в первую очередь должна быть создана федеральная и региональные структуры мониторинга проблем бизнеса и выявления тех проблем, которые потом в виде инновационного запроса, инициации должны попадать в университет или институт в той сфере, где они наиболее компетентны. Ясно и понятно, что любой бизнес живет в конкурентной среде. Как только он озвучит свои проблемы в этом направлении, его конкуренты совершенно точно поймут, куда он собирается двигаться, и он потеряет свое преимущество. Поэтому и нужна такая государственная структура-посредник, которая не просто проводила бы мониторинг, но и создавала определенные ранжированные блоки проблем, на которые была бы направлена государственная поддержка и которые были бы в рамках приоритетов развития бизнеса и государства. При этом государство должно финансировать только начальную стадию работы, а основное финансирование должны осуществлять частные заинтересованные собственники. А это означает снятие самой главной проблемы коммерциализации наших разработок – востребованности их рынком. У нас в МГТУ порядка 300 разработок, где-то около 100 мы поддерживаем в том плане, что рекламируем, что-то делаем для их продвижения и т.д. Но существенных успехов в сфере коммерциализации пока относительно немного.

Имущественное отношение – одно из самых главных препятствий на пути инновационного развития. Что будет в ближайшее время?

Пока на этот вопрос я четко ответить не могу. Но я думаю, все вопросы решатся. В мире накоплен достаточный опыт. Из того, что я слышал, какие документы находятся в Думе, что находится на проработке в правительстве, эти вопросы в целом решатся до конца года и с Нового года мы сможем уже совершенно легально работать на всех рынках, что будет подкреплено юридически.

Получается, что бюрократических препон становится меньше и чиновники осознают, что такое инновации.

Люди, идущие по пути реализации инновационного развития экономики, натыкаются на все большее число бюрократических преград. Это плохо, с одной стороны. Но число этих преград конечное, и оно постепенно уменьшается по мере продвижения вперед, по мере накопления опыта. Был период, когда было вообще неприлично что-то делать в университете, нужно было сразу бежать на какую-то западную фирму, быстренько продать ей то, что ты знаешь, получить какие-то деньги. Но и этот ученый, который оторвался корнями от университета, и западная фирма уже поняли, что базовая интеллектуальная собственность осталась здесь, в университетах. У человека нет развития, он остановился в творческом развитии, «засох», из него получился изюм. А всегда хочется чего-то новенького и свеженького.

Не надо забывать, что лидеры инновационной работы Московский государственный, Томский политехнический, Санкт-Петербургский государственный политехнический, Санкт-Петербургский государственный электротехнический, Южно-Российский государственный технический, Южно-Уральский государственный, Уральский политехнический университеты, МИЭТ и многие другие накапливают свои формы взаимодействия с властью и бизнесом, свой опыт движения в инновационной части. А это создает вектор движения для других, в том числе, для чиновников. Мы видим, что в тех регионах, которые очень основательно и комплексно продвинулись в области инноваций, создаются экономические и внедренческие зоны, региональные технопарки. Это – очень серьезное основание для старта.

Известно, что за рубежом создаются сегодня при университетах Центры предпринимательства, технопарки, особые экономические зоны. Что у нас с подобными центрами, которые объединяют бизнес и науку, где возникают новые направления и идеи?

В технико-внедренческих зонах резидентами становятся уже сложившиеся бизнесы. А вот новые направления и идеи появляются либо в Академии наук, либо в вузах. В Москве, да и в России практически при всех университетах центры трансферта или инновационно-технологические центры либо созданы, либо сейчас создаются. Активно поддерживает этот процесс Минобрнауки. И все понимают, что деятельность центра в ближайшие 5 лет по большому счету убыточна. Это показывает и опыт развитых стран Запада. Ведь он может приносить доходы университету только когда разовьются малые бизнесы, созданные на основе его разработок, либо после продажи лицензии.

Как этот временной отрезок можно уменьшить? Я считаю, что с университетом в инновационном плане в основном должны работать средние фирмы. Они будет питать университет своими практическими потребностями, которые коррелируются с проблемами крупных предприятий-заказчиков. Возьмем пример Зеленограда – в их технопарке из малых фирм выросло несколько десятков средних «слонов», которые хорошо живут и вокруг себя образовали еще целую генерацию малых фирм, не теряя при этом связи с МИЭТ.

В последнем Президентском послании много сказано о развитии инновационной деятельности. Если все это выполнить хотя бы на 80%, то через год-два мы будем иметь другую страну, где экономика инноваций будет приоритетной. Ключевой момент – четыре национальных проекта – как раз дают первоначальный импульс застойным зонам, а дальше у нас в экономике все сдвинется как лавина. Обратите внимание, университеты участвуют практически во всех этих национальных проектах. Я внимательно слежу за выполнением проектов в Центральном, Уральском и Северо-Западном федеральных округах и могу сказать, что там идет активная работа, там «все кипит». Каждый день приходят десятки сообщений о том, как идет конкретная работа по этим проектам. И это вселяет оптимизм.



/Opec.ru, 21.07.06/