При экспорте продукции и ввозе ее на территорию других стран в тех случаях, когда эта продукция основана на новых знаниях и технологиях, следует учитывать два обстоятельства, связанных с правами на эту продукцию. Во-первых, необходимо избежать нарушения прав третьих лиц в этих странах, поскольку это может причинить импортеру весьма значительные убытки Во-вторых, необходимо позаботиться об исключительных правах в этих странах на ввозимую продукцию. При этом все права условно можно разделить на те, которые индивидуализируют самого производителя продукции (товарные знаки и фирменные наименования), и те, которые предоставляют ему монопольное право на изобретения, полезные модели, промышленные образцы и ноу-хау в разных странах. Первая группа прав нацелена на привлечение потребителей к продукции и способствует ее продвижению на новых рынках. Вторая группа прав обеспечивает получение максимально возможной прибыли от реализации продукции и исключение возможности безвозмездного использования третьими лицами новых технологий, на разработку которых производитель затратил определенные ресурсы, а также для предотвращения вытеснения конкурентами производителя с осваиваемого рынка. Для этого должны быть проведены соответствующие исследования о наличии действующих в этих странах патентов на аналогичные изобретения и промышленные образцы, регистрацию товарных знаков и фирменных наименований. Прежде всего, для приобретения прав на эту продукцию необходимо получить в этих странах патенты на изобретения или промышленные образцы, зарегистрировать товарные знаки. Приобретение прав на указанные объекты будет также способствовать выяснению наличия в этих странах действующих патентов и регистрации товарных знаков. В странах с развитой рыночной экономикой указанная система сложилась достаточно давно и соблюдается всеми производителями продукции, которые стремятся закрепиться не только на рынке своей страны, но и там, где их продукция пользуется спросом. Все мировые производители новейшей и высококачественной продукции (Pfizer, Nokia, Samsung, Siemens, DuPont, Philips, Matsushita, Canon, Toyota, Sony и др. ) постоянно патентуют свои новые разработки в тех странах, куда экспортируется их продукция. При этом оформление патентов на изобретения осуществляется ими таким образом, чтобы не позволить конкурентам легко «обойти» патент на основе внесения в технологию или продукцию несущественных изменений. В ряде случаев для этого используются права на ноу-хау, когда отдельные конкретные технические аспекты патентуемых технологий (как правило, это режимные или количественные параметры) не раскрываются в патенте, а становятся дополнительным предметом лицензионных соглашений по использованию лицензиатами запатентованных изобретений. Владимир Мещеряков, заместитель начальника юридического отдела юридической фирмы «Городисский и Партнеры» |