Как это следует понимать? Известно, что доходность предприятия в первую очередь определяется выпуском конкурентоспособной продукции, низкой себестоимостью ее изготовления. То есть товар должен быть лучше, чем у конкурентов, а его производство дешевле. Этого можно достигнуть только в результате использования новых, прогрессивных технических решений. Однако прежде чем приступать к разработке или внедрению какой-либо новинки, необходимо выявить все известные аналоги, определить тенденции развития в данной области техники, удостовериться, не подпадает ли разрабатываемый объект под действие исключительных прав так называемых третьих лиц. Кроме того, фирма-производитель непременно должна принять меры по правовой защите своей продукции, закрепить за собой права на созданный объект интеллектуальной собственности. К сожалению, действия отечественных производителей лишний раз доказывают справедливость старинной русской пословицы: "Пока гром не грянет - мужик не перекрестится". Приведу лишь несколько примеров, показывающих, какими неприятностями может обернуться для предприятия недооценка отмеченных выше факторов. Учредителями - физическими лицами в рамках созданного ими акционерного общества был налажен выпуск товаров народного потребления. Особым спросом у населения пользовался бытовой насос, разработанный на предприятии при непосредственном участии одного из учредителей. При этом никто не придал особого значения тому, что он оформил заявку и получил на свое имя патент, защищающий конструкцию насоса. Все шло прекрасно до тех пор, пока между учредителями не возникли разногласия, в результате которых изобретателю насоса пришлось уволиться. Вот тут-то и начались неприятности. Очень скоро представителей акционерного общества вызвали в суд в качестве ответчиков по делу о "нарушении прав гражданина N, выразившемся в несанкционированном производстве насоса, патент на который принадлежит указанному лицу". Не согласившись с требованиями истца выплатить ему весьма солидную сумму в качестве возмещения нанесенного ущерба, предприятие оказалось втянутым в длительный судебный процесс, не завершенный до сих пор. Ну а пока руководство предприятия приняло решение приостановить производство насоса, приносившее, кстати, неплохой доход. Другой пример. Металлургический завод внедрил новый технологический процесс, разработку которого по его заказу осуществила научная организация. Спустя некоторое время, когда технология была уже полностью освоена, на завод пришел иск от некоего гражданина, являющегося, по его словам, обладателем патента на один из узлов внедренной технологии. В итоге - серьезный конфликт, перешедший, как и в первом случае, в судебное разбирательство. Не будем детально анализировать приведенные ситуации. Безусловно, суд найдет верное решение. Сейчас ясно лишь одно - для обоих предприятий было гораздо выгоднее не доводить дело до суда, а навести элементарный порядок в отношении своей интеллектуальной собственности. Судите сами. Если бы на первом предприятии были установлены четкие правила, регламентирующие порядок правовой защиты разрабатываемых объектов, то дело вряд ли дошло бы до суда. Во втором случае, заключая договор на разработку новой технологии, завод должен был потребовать от исполнителя проведения патентных исследований с предоставлением соответствующих отчетов. Кроме того, в текст соглашения необходимо было ввести гарантии со стороны исполнителя относительно патентной чистоты выдаваемых результатов, а также соответствующие санкции на случай возможных конфликтов. Избежать подобных неприятностей предприятию поможет правильно сформированная патентная политика, направленная на достижение устойчивого положения фирмы на товарном рынке за счет обеспечения комплексной защиты ее интересов в сфере интеллектуальной собственности и получения дополнительных доходов от владения, пользования и распоряжения этой собственностью. К сожалению, российские бизнесмены еще слабо представляют себе те выгоды, которые может принести вовлечение интеллектуальной собственности в хозяйственный оборот. Так, постановка на баланс объектов интеллектуальной собственности в качестве нематериальных активов с последующей их амортизацией позволит предприятию существенно пополнить свой амортизационный фонд, средства которого могут быть направлены, например, на покрытие инвестиционных расходов. Кстати сказать, проводимый в Ярославской области крупномасштабный эксперимент по вовлечению интеллектуальной собственности в хозяйственный оборот в рамках разработанной там программы реформирования предприятий как раз предусматривает осуществление подобных операций. Предприятие также может получить дополнительные доходы за передачу прав на использование своей интеллектуальной собственности третьим лицам в рамках лицензионных соглашений. Это позволит законным образом не переплачивать налоги на прибыль и на добавленную стоимость и при этом выплачивать вознаграждение, минуя фонд оплаты труда. Возможно внесение интеллектуальной собственности в качестве взноса в уставный фонд предприятия, что позволит сформировать его без привлечения значительных денежных средств. Кроме того, законодательство допускает использование объектов интеллектуальной собственности в качестве предметов залога наравне с иным имуществом предприятия при получении банковских кредитов. Формирование патентной политики фирмы - сложный и во многом определяющий ее будущее процесс. Основу его составляет комплекс мероприятий, направленных, во-первых, на юридическое закрепление за фирмой прав на объекты интеллектуальной собственности, относящиеся к создаваемой продукции, и, во-вторых, на обеспечение получения доходов от их использования. Какие же действия должны последовать за решением фирмы серьезно заняться коммерциализацией своей интеллектуальной собственности? Прежде всего, учитывая направления деятельности, цели и организационную структуру предприятия (научная, научно-внедренческая фирма, промышленное предприятие, концерн, в состав которого входят предприятия-разработчики и пользователи, и т.д.), следует определить стратегию и тактику в данной области. Так, к примеру, для промышленного предприятия защита производимой продукции патентами существенно облегчит борьбу с конкурентами. Если продукция реализуется в основном на внутреннем рынке, фирма может ограничиться получением патентов только на территории Российской Федерации. Если предприятие активно выходит на внешний рынок, то необходимо осуществить зарубежное патентование. При этом немаловажным фактором окажется и то, что таким образом фирма заявит о себе на данном рынке. Для научной организации-разработчика предпочтителен смешанный режим правовой защиты, при котором часть разработок целесообразно сохранять в виде ноу-хау или коммерческой тайны. Следует особо отметить, что обеспечение режима конфиденциальности в отношении данных, составляющих коммерческую тайну, будь то сведения технического, экономического или организационного характера, является обязательным для каждого предприятия или организации. Итак, сначала необходимо определить, что и где надо патентовать, а что сохранить в тайне. При этом стоит подумать о возможной защите товарных знаков и промышленных образцов, относящихся к выпускаемой продукции. Практика показывает, что логотип фирмы, а также ее оригинальное наименование тоже нуждаются в соответствующей правовой защите. Определив направления, в которых нужно действовать, предприятию надо разобраться с имеющейся в его распоряжении интеллектуальной собственностью. Для этого следует провести полную инвентаризацию нематериальных активов с последующим их оформлением в качестве имущества предприятия. Следующим важным этапом станет разработка порядка правовой защиты объектов, определяющего последовательность действий со стороны администрации и работников предприятия при получении охранных документов на созданные объекты интеллектуальной собственности, а также обеспечения режима конфиденциальности в отношении информации, составляющей коммерческую тайну. Завершить работу следует принятием внутреннего нормативного документа наподобие Положения по обеспечению прав предприятия в сфере интеллектуальной собственности. В нем должны найти отражение все действия, так или иначе связанные с созданием и использованием объектов интеллектуальной собственности на данном предприятии. Сразу оговорюсь, что приведенный перечень мер по формированию патентной политики далеко не исчерпывающий. Как правило, специфика деятельности каждого предприятия накладывает на этот процесс свои особенности. Так, при выполнении подобной работы по заказу одной крупной компании пришлось проанализировать характер взаимоотношений между ее дочерними предприятиями. В рассматриваемом случае объекты интеллектуальной собственности создавались на одном предприятии, продукция на их основе изготовлялась на другом, а использовалась на третьем предприятии материнской компании. В другом случае потребовалось выявить и устранить возможные каналы утечки конфиденциальной информации. Пришлось восстанавливать цепочку взаимосвязей структурных подразделений научно-производственной фирмы с поставщиками, с одной стороны, и с потребителями готовой продукции, с другой. Для данного предприятия Положение об обеспечении коммерческой тайны было выделено в отдельный документ. При разработке внутренних нормативных документов для научно-внедренческих организаций особое внимание уделялось регулированию договорных отношений с заказчиками научно-технической продукции, предусматривающему различные варианты распределения прав в отношении создаваемых объектов интеллектуальной собственности между исполнителем и заказчиком. Кроме того, для каждой рассмотренной фирмы были разработаны внутренние документы, регламентирующие взаимоотношения между авторами - разработчиками объектов интеллектуальной собственности и работодателем с учетом финансовых интересов сторон. Характер взаимоотношений на российском рынке товаров и услуг, несмотря на его молодость, уже начинает достигать уровня, предполагающего активное вовлечение интеллектуальной собственности в сферу деловых интересов партнера. Отечественные разработки всегда отличались высоким интеллектуальным уровнем. Поэтому сейчас российским производителям крайне важно не упустить возможность законным путем монополизировать соответствующие секторы товарного рынка. В противном случае это сделают конкуренты. www.business.rin.ru |