(Проект) Оглавление 1. Введение 2 2. Основные предпосылки участия России в деятельности международных организаций в сфере ИКТ 3 3. Основные цели участия России в работе международных организаций в сфере ИКТ 4 4. Основные проблемы участия России в международных организациях в области социально-экономических приложений ИКТ 5 5. Основные направления и задачи участия России в международных организациях в области социально-экономических приложений ИКТ 6 5.1. Задачи участия России в деятельности межгосударственных организаций по экономическому сотрудничеству в сфере социально-экономических приложений ИКТ 6 5.2. Задачи участия России в деятельности межгосударственных торгово-экономических организаций в области социально-экономических приложений ИКТ 8 5.3. Участие России во Всемирной торговой организации ВТО 9 5.4. Задачи участия России в деятельности международных финансовых институтов и организаций в области социально-экономических приложений ИКТ 9 5.5. Задачи участия России в деятельности региональных межправительственных организаций в области социально-экономических приложений ИКТ 10 5.6. Задачи участия России в деятельности специализированных межправительственных и неправительственных организаций в области социально-экономических приложений ИКТ 13 6. Организационное и информационное обеспечение участия России в деятельности международных организаций 18 1. Введение Международное сотрудничество в области развития социально-экономических приложений информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) - составляющая государственной политики формирования информационного общества в России, построение которого невозможно в отдельно взятой стране. Цели и задачи построения информационного общества в России как части глобального информационного общества предусмотрены Федеральной целевой программой «Электронная Россия» на 2002-2010 гг. и вытекают из «Окинавской хартии глобального информационного общества», подписанной Президентом РФ 26 июля 2000 г. Создание глобального информационного общества превращается сегодня в одну из основных целей мирового социально-экономического развития. Этот процесс предусматривает: усиление роли знаний и информации в экономике и обществе; создание глобального информационного пространства, обеспечение информационного взаимодействия людей, их доступа к мировым информационным ресурсам и удовлетворение их социальных и личных потребностей в информационных продуктах и услугах; усиление роли информационно-коммуникационных технологий в экономическом развитии; совершенствование глобальной информационной инфраструктуры; повышение профессионального и культурного уровня граждан на основе новых систем образования. Формирование единого информационно-коммуникационного пространства России как части мирового информационного пространства должно обеспечить полноправное участие России в региональных и глобальных интеграционных процессах. Потребность в международном сотрудничестве в области повышения эффективности использования современных ИКТ в социально-экономической сфере обусловлена следующими мировыми тенденциями: глобализацией и интеграцией мировой экономики на основе развития экономики, основанной на знаниях (а не за счет интенсификации использования природных ресурсов) и обеспечивающей устойчивое развитие общества; стремлением мирового сообщества к устойчивому развитию цивилизации, экономической и финансовой стабильности, развитию систем коллективной безопасности, в том числе информационной, в целях предотвращения войн и терроризма; увеличением спектра глобальных проблем, требующих решения совместными усилиями разных государств; углублением глобальной и региональной государственной интеграции, направленной на создание единого информационного пространства; прогрессирующим ростом информационных потоков, формированием общенациональных и мировых сетей и баз данных; осознанием необходимости преодоления «информационного неравенства», расширения масштабов экономической, научно-технической и информационной помощи и содействия распространению ИКТ в развивающихся странах и странах с переходной экономикой; осознанием необходимости развития институтов информационно-открытого общества и обеспечения прав человека на свободное получение, распространение и использование информации; усилением внимания международных организаций к вопросам научно-технологического развития. Участие России в деятельности международных организаций в сфере ИКТ должно способствовать: равноправному вхождению страны в мировую постиндустриальную экономику на принципах кооперации, партнерства и информационной открытости; преодолению информационного неравенства между Россией и развитыми странами; обеспечению участия граждан России в глобальном информационном сообществе на основе соблюдения прав на свободный доступ к информации и права на защиту персональной информации; повышению информационной безопасности России и всех членов мирового сообщества. 2. Основные предпосылки участия России в деятельности международных организаций в сфере ИКТ В последнее десятилетие информационно-коммуникационные технологии в России развивались достаточно высокими темпами. Сектор ИКТ России в 2002 г. составлял немногим более 1% ВВП. Однако на современном этапе вклад ИКТ в реструктуризацию промышленного производства, обеспечивающую переход России от ресурсоемкого к наукоемкому производству, пока еще незначителен. Не обеспечено сокращение разрыва с промышленно-развитыми странами в уровне развития информационного общества. По значению Индикатора состояния информационного общества (Information Society Index – ISI) 2001 г., Россия находится на 40 месте из 55 исследованных стран (индекс ИО – 1,863) – в группе стран, в которых экономические, социальные и политические проблемы определяют неравномерное продвижение в направлении создания информационного общества. Основными факторами, препятствующими эффективному развитию ИКТ в России, являются: недостаточно высокий, по сравнению с развитыми странами, уровень развития информационно-коммуникационной инфраструктуры и промышленного производства средств ИКТ и ограниченность средств государственного бюджета и частных инвестиций для финансирования их развития; несовершенная нормативно-правовая база, формы и методы административного регулирования информационных отношений в обществе; недостаточно сформированная конкурентная среда, высокий уровень монополизации коммуникационной инфраструктуры по причине высоких входных барьеров; неготовность органов власти к применению новых технологий в области управления и взаимодействия с гражданами и организациями; наличие барьеров для выхода российских предприятий на внутренний и мировой рынки, избыточная сертификация и лицензирование всех видов деятельности в сфере ИКТ; несовершенная образовательная система в области использования ИКТ, адаптации граждан к условиям информационного общества; отсутствие единой национальной стратегии перехода к информационному обществу. Принятие в 2002 г. ФЦП «Электронная Россия» явилось значительным шагом на пути ликвидации указанных препятствий. Предполагается, что в результате реализации Программы объем российского рынка информационных услуг и программного обеспечения возрастет в 2-3 раза к 2005 г. и в 5-6 раз к 2010 г., а доля сектора ИКТ в экономике страны к 2010 г. составит 2%.* Для эффективной реализации ФЦП «Электронная Россия» и построения в России информационного общества как части глобального информационного общества особое значение приобретает международное сотрудничество в сфере ИКТ, расширение участия России в профильных международных организациях, в глобальной и региональной кооперации и интеграции в области развития социально-экономических приложений ИКТ. Важнейшей тенденцией мирового развития последних лет является значительное расширение программ деятельности международных организаций в области ИКТ, развитие механизмов экспертного участия в выработке решений, формировании и реализации программ международных организаций в данной сфере. Для учета современных мировых тенденций, норм и механизмов эффективного построения информационного общества приоритетной задачей российской политики является выработка позиции России по участию в работе международных организаций, активно работающих в сфере социально-экономических приложений ИКТ. Эта задача заявлена как одна из основных задач первого этапа ФЦП «Электронная Россия». 3. Основные цели участия России в работе международных организаций в сфере ИКТ Основными целями России в международном сотрудничестве в сфере ИКТ в рамках международных организаций должны стать: создание благоприятного имиджа России на международной арене как полноправного участника процесса перехода к глобальному информационному обществу, способного, в силу своего геополитического положения как естественного моста между Европой и Азией, стать ключевым звеном мирового информационного пространства; эффективное использование мирового опыта развития социально-экономических приложений ИКТ, государственной политики стимулирования использования ИКТ в различных сферах общественной жизни экономически развитых стран; развитие информационного обмена и кооперации в области использования ИКТ в государственном управлении, образовании, науке, культуре, здравоохранении, транспорте и телекоммуникациях; участие в разработке международных стандартов и нормативно-правовой базы в области развития ИКТ; привлечение иностранных инвестиций в российский сектор ИКТ; активное участие в международном разделении труда на мировом рынке ИКТ, продвижение на него российских товаров и услуг; расширение участия российских организаций в международных программах и проектах в различных областях развития социально-экономических приложений ИКТ, имеющих практические значение для развития российской экономики и социальной сферы. 4. Основные проблемы участия России в международных организациях в области социально-экономических приложений ИКТ В настоящий момент единственным российским ведомством, обладающим необходимой компетенцией в решении вопросов, связанных с развитием телекоммуникаций, универсальных услуг, инфраструктуры ИКТ, является Министерство Российской Федерации по связи и информатизации, которое, в основном, представляет Россию в рабочих комитетах международных организаций в сфере ИКТ. В то же время области интересов России в международном сотрудничестве в данной сфере гораздо шире интересов одного ведомства. Сегодня в России отсутствуют всеобъемлющая концепция и программа участия России в деятельности международных организаций в сфере социально-экономических приложений ИКТ, отражающая интересы всех заинтересованных государственных ведомств и организаций, а также частных компаний; не разработаны механизмы межведомственной координации международного сотрудничества и кооперации, адекватные задачам развития информационного общества в России. ИКТ – это область, требующая специальных знаний. Дипломатическое участие в международных организациях по линии МИДа России сегодня не обеспечивает грамотного формирования позиции России по различным вопросам ИКТ, и не оказывает должного влияния на процесс выработки и принятия решений в международных организациях. Участие российских экспертов в формировании международных стандартов в сфере ИКТ весьма незначительно. Это связано, в первую очередь, с недостаточным осознанием российскими государственными структурами процессов, происходящих в современных мировой экономике, политике и научно-технологической сфере, а также недостаточным привлечением к участию в международном сотрудничестве по линии международных организаций экспертов со стороны российских компаний, бизнес–ассоциаций, ассоциаций потребителей услуг в сфере ИКТ, научных и образовательных учреждений, а также некоммерческих организаций и центров компетенции. Важнейшей проблемой является недостаточное информационное обеспечение участия России в международном сотрудничестве в сфере ИКТ, в том числе в деятельности международных организаций, недостаточная информированность общества о целях и задачах различных международных организаций в этой сфере: создании конкурентного мирового рынка, проблемах информационного неравенства, создании общеевропейского информационного пространства, интеграционных проектах азиатско-тихоокеанского региона и других важных инициативах. В основу программы мероприятий по организации этой информационной поддержки должна быть положена стратегия участия России в международном сотрудничестве в сфере ИКТ, целью которой является консолидация всех возможных ресурсов и центров экспертизы для выработки позиции России по различным аспектам международного сотрудничества в данной сфере. 5. Основные направления и задачи участия России в международных организациях в области социально-экономических приложений ИКТ Основные цели участия России в международном сотрудничестве по линии международных организаций в сфере ИКТ реализуются в рамках глобальных и региональных межправительственных политических и торгово-экономических организаций общей компетенции, международных инвестиционных организаций и международных межправительственных и неправительственных организаций специальной компетенции. Основной задачей России является расширение участия российских экспертов в рабочих группах и комитетах международных организаций, занимающихся выработкой решений в сфере ИКТ. Это требует привлечения к участию в международных организациях профильных министерств и ведомств, компаний и бизнес–ассоциаций в сфере ИКТ, научно-исследовательских и общественных организаций. 5.1. Задачи участия России в деятельности межгосударственных организаций по экономическому сотрудничеству в сфере социально-экономических приложений ИКТ Рабочая группа по ИКТ ООН (UN ICT Task Force); Рабочая группа DOT Force (Digital Opportunity Task Force), созданная государствами «Большой восьмерки»; Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Основной целью участия России в деятельности международных организаций общей компетенции является расширение международного диалога и сотрудничества в целях повышения эффективности программ и проектов в области развития ИКТ. В этой связи важнейшими задачами должны быть: демонстрация приверженности России принципам либерализации, прозрачности и экономической стабильности; информирование мировой общественности о принципах российской политики в сфере ИКТ и достижениях России в области развития информационного общества; обеспечение понимания мировым сообществом национальных особенностей России, специфики ее геополитического положения, путей перехода к информационному обществу; участие в определении приоритетных областей международного сотрудничества по развитию глобального информационного общества и ликвидации «информационного неравенства»; участие в формировании единого подхода в области развития социально-экономических приложений ИКТ и его использование при формировании информационного общества в России; проведение политических консультаций по вопросам формирования политического, нормативного и сетевого обеспечения развития глобального информационного общества; участие в решении вопросов расширения доступа граждан к информации с учетом необходимости сохранения лингвистического разнообразия, расширение объема информации на разных языках, а также снижения затрат на обеспечение технической совместимости; участие в разработке подходов к обеспечению непрерывного образования в рамках развития людских ресурсов; участие в разработке руководящих принципов информационной безопасности, борьбы с терроризмом и киберпреступностью; проведение политического консультирования и выработки «правил игры» в области содействия конкуренции и открытию рынков, а также участия в глобальных сетях электронной торговли для расширения доступа на мировые рынки, особенно на рынки высокотехнологичной продукции и услуг. Необходимо обеспечить участие российских представителей в деятельности этих международных организаций и их активную позицию по вопросам, входящим в сферу интересов России. В рамках Рабочей группы по ИКТ ООН необходимо участвовать в создании Европейской/Центрально-Азиатской региональной сети UN ICT, которая должна иметь центры в Москве и Женеве. Создание этой сети по типу уже существующих виртуальных сетей в Азии, Латинской Америке и Карибском бассейне, Африке и Арабских странах станет последним этапом создания всемирного кольца знаний и телекоммуникаций и позволит проводить в жизнь единую мировую технологическую политику. Следует выработать позицию России на Всемирной встрече на высшем уровне по вопросам информационного общества, организуемой Рабочей группой по ИКТ ООН в Женеве в 2003 году и в Тунисе в 2005 году. Необходимо создание Национального комитета для участия в работе встречи в составе представителей всех заинтересованных государственных ведомств (Минсвязи, Минэкономразвития, Минпромнауки, МИД, Минобразования), а также представителей общественных организаций и бизнеса. Россия должна продвигать инициативу разработки международной конвенции по безопасности информационных и коммуникационных сетей и систем, а также идею создания международных организаций по оперативному реагированию на нарушения безопасности, выдвинутую в Декларации Бишкекско-Московской конференции по информационному обществу 24 октября 2002 г. Поскольку существующие программы DOT Force по сокращению информационного неравенства, в основном, направлены на оказание помощи странам Африки, наименее развитым в сфере ИКТ, участие России может быть ограничено политическим консультированием и декларацией позиции по вопросам глобальной интеграции в сфере ИКТ. В то же время необходимо продвижение инициатив, направленных на сокращение информационного неравенства и программ развития ИКТ в странах СНГ. В Декларации Бишкекско-Московской конференции страны СНГ обратились к международным организациям и инвесторам с предложением о сотрудничестве в развитии ИКТ в регионе. В интересах России следует принять участие в создании и реализации специальной программы помощи менее развитым странам региона в сферах дистанционного обучения и телемедицины, использования высокоскоростных каналов связи для национальных научно-образовательных сетей, создания широкой сети пунктов коллективного доступа. Необходимо привлечение к этим программам международных доноров, крупных иностранных корпораций, заинтересованных в развитии этого рынка, а также организаций российского частного сектора. Необходимо исходить из намерения России стать полноправным членом ОЭСР. Конкретные финансовые обязательства перед Организаций появятся у России лишь после завершения процесса вступления. При этом их объем будет определяться степенью участия страны в деятельности Организации. Наиболее значительная часть взносов будет носить обязательный характер. В этом случае коэффициент нашего участия в бюджете Организации, подсчитываемый по доле российского ВВП в совокупном продукте стран ОЭСР, составит, по данным Секретариата ОЭСР, 0,68%, а сумма обязательного взноса – немногим более 1 млн. евро. Уровень возможных взносов России в ОЭСР явится одним из самых низких среди государств - членов Организации. Процесс вступления России в ОЭСР будет связан с поэтапной адаптацией ряда сфер российского законодательства к нормативно-правовой базе ОЭСР. Процесс сближения с нормами ОЭСР уже идет, в частности, в рамках таких мероприятий в рамках программ сотрудничества России с ОЭСР, как согласование статистических систем, показателей экономического развития, показателей развития информационного общества, науки и техники, создание российского рынка телекоммуникаций в соответствии с методологией ОЭСР и т.д. Участие в деятельности ОЭСР в сфере ИКТ необходимо с точки зрения использования опыта стран ОЭСР в области создания нормативно-правовой базы информатизации, антимонопольной политики и развития конкуренции, тарифной политики, повышения эффективности бюджетных расходов на ИКТ и других элементов регулирования развития информационного общества. По завершении процесса вступления в ОЭСР Россия может располагать близким к нормам ОЭСР экономическим законодательством, создающим реальные предпосылки для ускорения вхождения России в мировое информационное общество. Вступление в ОЭСР создаст возможности активизации использования иностранного капитала в целях развития российского сектора ИКТ. Россия получит возможность на равноправной основе участвовать в действующих в рамках ОЭСР международных торгово-экономических механизмах, что снимет проблему дискриминации России в мировых экономических обменах. Россия должна активизировать свое участие в Комитете по вопросам политики в сфере информационно-коммуникационных и компьютерных технологий (ICCP), особенно в свете программы «Развитие ИКТ и экономическая политика в странах, не являющихся членами ОЭСР», предполагающей оценку развития сферы ИКТ с использованием международно-сопоставимых показателей. В связи с реализацией первого этапа ФЦП «Электронная Россия» сотрудничество в области мониторинга уровня распространения информационных технологий в России, а также мировых тенденций развития ИКТ и их социально-экономических приложений становится чрезвычайно актуальным. 5.2. Задачи участия России в деятельности межгосударственных торгово-экономических организаций в области социально-экономических приложений ИКТ ЮНИДО, ЮНКТАД, Специализированный фонд развития ИКТ ПРООН. Приоритетной деятельностью этих организаций является оказание помощи развивающимся странам. Участие России в их деятельности должно быть направлено на привлечение средств для оказания технического содействия в регионе СНГ. Реализация российских проектов в этих организациях должна основываться, прежде всего, на ясной стратегии по мобилизации дополнительных ресурсов для осуществления проектов в сфере ИКТ и создания с этой целью партнёрств с частным сектором и научно-исследовательскими организациями. Проекты ЮНИДО и ПРООН должны, прежде всего, быть направлены на повышение конкурентоспособности российских предприятий, поэтому к разработке и реализации таких проектов должны привлекаться российские компании и бизнес ассоциации в сфере ИКТ (Руссофт, АП КИТ и др.). Целесообразно исследовать возможности создания в рамках этих организаций программ по созданию центров развития новых информационных технологий (инкубаторов), применению современных систем сертификации качества, обучению современным методологиям ведения бизнеса. В свете принятия в октябре 2002 г. новой программы сотрудничества между РФ и Организацией Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО) на 2002-2005 гг. представляется необходимой выработка конкретных проектов сотрудничества в сфере ИКТ, направленных на развитие инкубаторов, распространение программных продуктов ЮНИДО (BEST, FIT, PHAROS, а также COMFAR III Expert), на развитие научно-технического сотрудничества и образования. Основной задачей участия России в ЮНИДО в сфере ИКТ должно быть содействие сотрудничеству российских организаций с зарубежными партнерами в сфере развития ИКТ. В этих целях необходимо усиление информационной поддержки программ ЮНИДО в области содействия инвестициям и технологиям в рамках Центра международного промышленного сотрудничества ЮНИДО в Российской Федерации. Для участия в деятельности ПРООН возможно создание общих для СНГ проектов в области развития малого инновационного предпринимательства, венчурных фондов, а также программ сертификации качества в области ИКТ. Целесообразна также организация реализации программ ЮНИДО/ПРООН в регионах России. Сотрудничество России с ЮНКТАД ведется, в первую очередь, по линии Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике в области регулирования конкуренции и развития предпринимательства. Задачей России в данном направлении является оказание влияния на принимаемые ЮНКТАД решения в данной области и получение технического содействия со стороны ЮНКТАД. Однако техническое содействие со стороны ЮНКТАД в адрес МАП России весьма ограничено, поэтому участие России должно направляться на развитие проектов технического содействия в области конкурентной политики и защиты прав потребителей в государствах – членах СНГ в рамках Межгосударственного совета по антимонопольной политике. Одним из важных и перспективных направлений сотрудничества России и ЮНКТАД является развитие Российского информационного Центра по вопросам внешней торговли. 5.3. Участие России во Всемирной торговой организации ВТО Участие России в ВТО должно рассматриваться в рамках отдельной концепции, поскольку согласование вопросов сотрудничества в сфере ИКТ является частью целого комплекса проблем, от решения которых зависит вступление России в ВТО. Несмотря на существование серьезных препятствий для вступления России в ВТО в ближайшее время, представляется целесообразным активизировать участие России в деятельности ВТО, направленной на развитие ИКТ. Приоритетной задачей здесь является приведение российского законодательства в соответствие с нормами ВТО, в особенности в области ликвидации тарифных и нетарифных барьеров, либерализации рынка телекоммуникаций, допуска иностранных инвестиций. Важным направлением сотрудничества России с ВТО является охрана интеллектуальной собственности. В связи с перспективой вступления России в ВТО актуальной задачей становится согласование вопросов электронной торговли. 5.4. Задачи участия России в деятельности международных финансовых институтов и организаций в области социально-экономических приложений ИКТ Группа Всемирного банка, Европейский банк реконструкции и развития. Сотрудничество с ЕБРР и группой Всемирного банка возможно на уровне инвестиционных займов. В настоящее время в рамках Всемирного банка продолжается финансирование 31 инвестиционного проекта, что в общей сложности составит 1.3 млрд. долл. США. В период 1994-96 гг. было принято 16 проектов. Ещё 12 проектов должны завершиться в 2003 г. Кроме того, 5 новых проектов на общую сумму 581 млн. долл. США были утверждены в 2003 г., и ещё 5 других проектов на сумму 720 млн. долл. США запланированы для утверждения ВБ в 2004 г. Всего с 1992 г. (когда РФ стала членом ВБ) по май 2003 г. общий объем займов на реализацию российских проектов составил более 13 млрд. долл. США, а число профинансированных с помощью займов ВБ российских проектов достигло 53, причем не менее трети из них связаны с использованием ИКТ. Самыми крупными явились реабилитационные займы, нефтяные реабилитационные займы, а также займы на развитие финансовых учреждений, сельскохозяйственную реформу, модернизацию медицинского оборудования, структурную перестройку экономики, структурную перестройку системы социальной защиты населения. Поскольку получение инвестиций Всемирного Банка является достаточно сложной процедурой - необходимы государственные гарантии на федеральном уровне по всем проектам, включая региональные, - в первую очередь требуется определить круг задач, для решения которых нельзя обойтись без инвестиционных займов. К числу таких задач, помимо текущего проекта информатизации казначейской службы, может быть отнесена задача информатизации таможенной службы, МПС и других ключевых ведомств. В этом же ряду можно рассматривать создание механизма финансирования универсальных услуг и создание пунктов открытого доступа в сети Интернет. Конкретные проекты необходимо разрабатывать с обоснованием их социальной значимости и эффективности. Для проведения исследований в указанных областях возможно привлечение экспертов Всемирного банка. Также возможно получение грантовых средств на небольшие пилотные проекты по программе InfoDev, например, на создание технопарков, разработку технических стандартов и др. Необходимо развивать сотрудничество с Институтом Всемирного банка в области образования. Перспективными задачами являются осуществление проектов в области системы открытого образования, а также модернизация образовательных стандартов по информатике. В отличие от подходов к сотрудничеству со Всемирным Банком, программа сотрудничества Российской Федерации с ЕБРР состоит из проектов, финансирование которых предполагается осуществлять под государственную гарантию, и коммерческих проектов, предоставление правительственных гарантий по которым не требуется. Такие принципы предоставляют России разнообразные возможности для получения инвестиций ЕБРР в проекты в сфере ИКТ. В рамках ЕБРР приоритет следует отдавать региональным проектам развития малого инновационного бизнеса в сфере ИКТ: созданию региональных венчурных фондов, кредитованию малых и средних предприятий, содействию выходу российских компаний в сфере ИКТ на мировой рынок. Важным направлением сотрудничества с ЕБРР может стать развитие муниципальных информационных инфраструктур. Поскольку для реализации проектов требуются значительные вклады других инвесторов, необходимо активно привлекать к сотрудничеству российские инвестиционные фонды и промышленных спонсоров. 5.5. Задачи участия России в деятельности региональных межправительственных организаций в области социально-экономических приложений ИКТ Европейский союз (ЕС), Организация азиатско-тихоокеанского сотрудничества (АТЭС). Сотрудничество России с региональными организациями в сфере ИКТ представляется более эффективным, по сравнению с возможностями, открытыми для России в глобальных организациях. Несмотря на то, что Россия не является членом ЕС, российское участие в деятельности этой организации шире и глубже, чем ее участие в АТЭС. Для России приоритетными направлениями социально-экономического развития являются, с одной стороны, создание Общего европейского экономического и научно-технологического пространства, и, с другой стороны, развитие политического и хозяйственного взаимодействия со странами азиатско-тихоокеанского региона до уровня, достигнутого Россией в Европе, ускорение экономического развития восточных районов России, их «врастание» в торгово-экономическую структуру АТР. Сотрудничество с этими организациями должно идти по пути совершенствования механизмов участия в рабочих органах на правительственном и неправительственном уровнях, а также в многостороннем и двустороннем форматах, расширения участия делового сообщества, научных организаций, а также органов региональной администрации в программах в области ИКТ. В настоящее время в рамках соглашения о партнерстве и сотрудничестве (СПС) между Россией и ЕС ведется работа по разработке концепции Общего экономического пространства (ОЕЭП), которая должна быть завершена к октябрю 2003 г. Главными целями ОЕЭП являются сближение в области законодательства и государственного регулирования, содействие торговле и инвестициям путем устранения барьеров. Для того, чтобы в сфере ИКТ действовали общие правила и одинаковые условия для экономических субъектов России и ЕЭС, необходима совместная работа по сближению стандартов, технического регулирования и оценки соответствия. Важными направлениями в сотрудничестве должны стать сотрудничество в сфере телекоммуникаций и интеграция механизмов организации государственных закупок. Поскольку программа «Электронная Европа», принятая лидерами ЕС в Лиссабоне, и ФЦП «Электронная Россия» рассчитаны на один и тот же временной период – до 2010 г., требуется постоянная координация усилий Россией и ЕС в расстановке приоритетов. Исходя из того, что Россия и ЕС находятся на разных уровнях развития информационного общества, невозможно прямое соответствие программ, но необходимость сближения основных приоритетов требует постоянных консультаций, выявления направлений для интеграции и разработки этих направлений в рамках ОЕЭП. На основании Плана действий до 2005 г., принятого лидерами ЕС в июне 2002 года в Севилье, усилия по созданию «Электронной Европы» будут сконцентрированы на приоритетных областях, главной из которых является проблема эффективного доступа, в том числе «электронное подключение (или доступ)» (e-inclusion) и доступность информационных ресурсов для людей с ограниченными возможностями (e-accessibility). Проблема эффективного доступа является важнейшей проблемой и для России. Компоненты «Электронной Европы»: «электронное обучение», «электронное здравоохранение», «электронное правительство» и «электронный бизнес», а также развитие электронного контента на разных языках соответствуют российской концепции информационного общества. Необходимо участие России во всех мероприятиях, связанных с выполнением программы «Электронная Европа», привлечение к этому участию представителей заинтересованных министерств и ведомств, научных и образовательных организаций, представителей российских компаний в сфере ИКТ. Особенно важным является сотрудничество в развитии широкополосных сетей и мобильных систем третьего поколения, а также в реализации программы в области непрерывного образования. Поскольку на настоящем этапе необходим всесторонний анализ последствий интеграции между Россией и ЕЭС в указанных областях, а также осуществление пилотных проектов развития информационного общества, возрастает значение Шестой рамочной программы ЕС в области исследований и разработок, особенно ее тематического направления «Технологии информационного общества». Необходимо привлекать деловые круги и научные организации к работе Группы высокого уровня по разработке концепции ОЕЭП. Очень важной задачей является также привлечение российских регионов к участию в программах ТАСИС в области реформы государственного управления, развития телекоммуникаций, информационного обеспечения правовой, институциональной, административной реформ, развития частного сектора, экономического и социального развития регионов. Приоритетными направлениями сотрудничества с ЕС должны быть: стандартизация технических систем для обеспечения совместимости разнообразных сетей; разработка соответствующей законодательной базы, включая регулирование телекоммуникационной сферы; развитие сферы услуг и обеспечение универсального обслуживания; движение в сторону создания и использования открытого программного обеспечения, особенно в сфере социально-экономических приложений ИКТ, создания виртуальных сообществ и организаций, бизнес моделей электронной торговли, электронного правительства; развитие человеческого потенциала посредством повышения информационной грамотности, интеграция ИКТ в образовательный процесс на всех уровнях образования, повышение квалификации специалистов в сфере ИКТ. В центре внимания АТЭС находятся такие актуальные для российских внутренних реформ в области развития информационного общества проблемы как: управление структурными преобразованиями в экономике, совершенствование налоговой и таможенной систем, укрепление финансовой архитектуры и систем социальной безопасности, сотрудничество в сферах информационных технологий, энергетики и телекоммуникаций, наращивание потенциала людских ресурсов, содействие малому и среднему предпринимательству. Усилия России должны быть направлены на расширение российского присутствия в работе АТЭС, направленной на решение этих задач. Приоритетными направлениями участия России в АТЭС должны быть: активизация участия российских представителей в отраслевых министерских встречах и заседаниях рабочих групп, в том числе в Подкомитете Форума по стандартам и подтверждению соответствия; привлечение к сотрудничеству в рамках АТЭС региональных органов власти Сибири и Дальнего Востока; налаживание инвестиционного, научного и технологического сотрудничества, в первую очередь с участием регионов Сибири и российского Дальнего Востока; привлечение российского бизнеса к участию в проектах и программах АТЭС в рамках Делового клуба АТЭС (ДКА); проведение мероприятий АТЭС в области развития ИКТ на российской территории, включая Форумы по деловому сотрудничеству, инвестиционные форумы и ярмарки; участие в "Пекинской инициативе" Китая, предусматривающей подготовку высококвалифицированных специалистов в области информационно-коммуникационных технологий в странах АТЭС, и других аналогичных программах в области развития человеческого потенциала. 5.6. Задачи участия России в деятельности специализированных межправительственных и неправительственных организаций в области социально-экономических приложений ИКТ ЮНЕСКО, Международный союз электросвязи (МСЭ), Всемирный альянс информационных технологий и услуг (WITSA), Европейская организация информационных технологий и услуг (EISA), Европейская ассоциация индустрии ИКТ (EICTA), Азиатская организация индустрии ИКТ (AICTO), Азиатско-тихоокеанская организация компьютерной индустрии (ASOCIO), Международный совет по информационным технологиям в государственном управлении (ICA), Международное общество по телемедицине (ISFT), Международный совет по открытому и дистанционному обучению (ICDE), Международная организация по стандартизации (ИСО), Институт инженеров в сфере электроники и электротехники (IEEE), Ассоциация по вычислительной технике (Association for Computing Machinery), Международный электротехнический союз (IEC). Указанные организации проводят важнейшую работу по развитию ИКТ в различных прикладных направлениях, участие в них России является необходимым. Сегодня увеличивается значение экспертной работы в процессе принятия решений в рамках этих организаций. В этой связи для обеспечения российских интересов при организации международного сотрудничества в сфере ИКТ первоочередной задачей должно быть привлечение российских компаний, промышленных ассоциаций и исследовательских центров к участию в работе этих организаций. Важными для России направлениями деятельности этих организаций являются: выработка международных стандартов в различных областях развития ИКТ; реализация международных проектов создания консорциумов и партнерств между государственными и частными организациями; создание межгосударственных сетей в области образования, науки, культуры, медицины, а также виртуальных площадок для поиска партнеров (marketplace); содействие вступлению российских бизнес ассоциаций и общественных организаций в сфере ИКТ в профильные международные организации. Минсвязи России представляет интересы России в Международном союзе электросвязи (МСЭ), Европейской конференции администраций почт и электросвязи (СЕРТ) и в Европейском институте стандартизации электросвязи (ЕТСИ) в качестве Администрации связи. Из российских компаний в МСЭ представлены только российские операторы связи Комикон и Ростелеком. Для сравнения членами МСЭ является 94 компании США и 43 компании Великобритании. Необходимо расширить участие российских операторов связи, разработчиков программного обеспечения, производителей телекоммуникационного оборудования. В настоящее время остро ощущается необходимость всесторонних технических и регламентных исследований для подготовки четкой и аргументированной позиции по рассматриваемым вопросам. Активное участие всех заинтересованных сторон в этом процессе - государственных и коммерческих операторов связи, государственных органов, консалтинговых и научно-производственных компаний - позволит Администрации связи России защитить свои интересы в целях создания наиболее благоприятных условий для развития российской отрасли связи. Очень важным является участие профессиональных ассоциаций пользователей радиочастотным ресурсом в выработке новых норм и процедур использования радиочастотного спектра радиоэлектронными средствами (РЭС) космических и наземных радио служб. Важность этих решений связана с продвижением проекта глобальной радионавигационной спутниковой системы ЕС – GALILEO, отсутствием в настоящий момент процедур Регламента радиосвязи, позволяющих обеспечить эффективную правовую защиту российских систем при развертывании новых европейских спутниковых систем. Решения по изменению существующих норм будут приняты на Всемирной конференции радиосвязи 2003 года, но подготовка рекомендаций ведется в рамках целевых, рабочих и проектных групп исследовательских комиссий МСЭ и СЕПТ. В указанных комиссиях наблюдается недостаток российских специалистов, а также отсутствие установленного порядка рассмотрения и принятия таких документов. Необходимо разработать этот порядок на основании анализа опыта развитых стран и при взаимодействии государственных органов, национальных операторов и профессиональных ассоциаций. Важными направлениями, в которых необходимо расширение участия российских экспертов в деятельности комиссий МСЭ и СЕРТ в области развития телекоммуникаций, в частности, по подготовке Международной конференции радиосвязи, должны быть обеспечение спектром и соответствующие регламентные аспекты развития наземных беспроводных интерактивных мультимедийных систем, а также исследование будущих потребностей систем 3-го (IMT–2000) и последующих поколений. Очень важным для продвижения российских компаний в сфере ИКТ на мировой рынок, а также их участия в мировом отраслевом сотрудничестве, выработке предложений по развитию мирового рынка ИКТ, решении вопросов информационной безопасности и повышения профессионального уровня специалистов, является содействие участию российских ассоциаций разработчиков программного обеспечения в международных ассоциациях компаний ИТ индустрии. К настоящему времени только российская ассоциация разработчиков программного обеспечения «Руссофт» является членом Азиатской организации индустрии ИКТ (AICTO). Необходимо участие российских ассоциаций во Всемирном альянсе информационных технологий и услуг (ВАИТУ), а также приобретение статуса наблюдателя в Европейской Ассоциации информационных технологий и услуг (EISA). В перспективе российские ассоциации могли бы сотрудничать с Японией в осуществлении связи между европейскими и азиатскими ассоциациями информационных услуг. Необходимо вступление российских ассоциаций в Европейскую ассоциацию индустрии ИКТ (EICTA), Азиатско-тихоокеанскую организацию компьютерной индустрии (ASOCIO). Ассоциация «Руссофт» является наиболее предпочтительным кандидатом для вступления в ВАИТУ, и уже выразила свое желание вступить в эту организацию. Однако представляется необходимым оказание государственной поддержки сотрудничеству других существующих ассоциаций (Альянс Защита, РАТЭК, РОЦИТ, АП КИТ, СОИ, СПИ) и содействие их объединению в общенациональную ассоциацию для вступления в ВАИТУ, поскольку последняя заинтересована в работе с ассоциацией, способной представлять информационный бизнес всей России. В свете заявленного объединения АП КИТ и «Руссофт» в рамках ИТ–клуба существует устойчивая тенденция к объединению, и необходимо способствовать этому процессу. В связи с принятием ФЦП «Электронная Россия» чрезвычайно важным является участие России в Международном совете по информационным технологиям в государственном управлении (ICA). Ежегодный взнос в эту организацию составляет всего 2000 евро. Необходимо в скорейшее время определить ведомство, которое сможет наилучшим образом представлять российскую политику в сфере ИТ и подать заявку на вступление в ICA. Кроме того, необходимо привлечение российских экспертов для участия в международных аналитических группах ICA. Участие России в деятельности ЮНЕСКО является исторически весьма активным. Деятельность ЮНЕСКО в сфере ИКТ ведется в рамках двух важнейших направлений: образование; коммуникации и информация. Поскольку ЮНЕСКО, как специализированное учреждение ООН, делает акцент на программы в развивающихся странах, сотрудничество России с ЮНЕСКО в сфере социально-экономических программ развития ИКТ ведется в рамках СНГ. Наиболее эффективным является участие России в образовательной деятельности ЮНЕСКО в рамках регионального отделения Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании в государствах СНГ. Задачей России является расширение участие российских региональных образовательных учреждений в проектах этой программы. Россия также участвует в реализации Программы ЮНЕСКО "Информация для всех". Одна из главных целей Программы – разработка инструментария и последующая реализация базовых элементов для построения информационного общества. Российский национальный комитет Программы был создан в числе первых национальных комитетов, а его директор был избран представителем России в международный комитет Программы. Одно из основных из многочисленных направлений работы национального комитета - сохранение цифрового наследия. Поскольку состояние российского цифрового наследия нельзя считать удовлетворительным, в то время как российское научное и культурное наследие является важнейшей частью мирового наследия, участие в этой программе чрезвычайно важно для России. Составной частью программы «Коммуникации и информация» на 2002–2003 гг. является программа «Память мира», направленная на сохранение документального наследия мира и обеспечения его доступности и распространения в широком масштабе. В интересах России принять активное участие в этой программе. Российский национальный комитет по сохранению цифрового наследия участвует в подготовке рекомендаций к Всемирной встрече на высшем уровне по вопросам информационного общества в Женеве в 2003 г. и в Тунисе в 2005г., а также в разработке Хартии о сохранении цифрового наследия. В связи с тем, что согласование российской позиции требует комплексного подхода и согласования различных интересов, необходимо создать представительную комиссию экспертов для подготовки концептуальных предложений по сохранению цифрового наследия, методологии отбора, адаптации, либо расширения, правовых рамок, применимых для новой цифровой среды, а также по предоставлению доступа к информации. Сотрудничество России с Международным Советом по открытому и дистанционному обучению ведется через российское представительство МСОДО – Ассоциацию международного образования. Основными проблемами в области развития дистанционного образования в России являются: отсутствие нормативно-правового обеспечения развития системы открытого образования; многообразие и несовместимость используемых стандартов, которая создает трудности для интеграции в общемировую систему открытого образования, реализуемого на основе международных стандартов; отсутствие широкой кооперации между ведущими образовательными учреждениями по развитию системы открытого образования и консолидации усилий по подготовке необходимых высококвалифицированных кадров. До настоящего времени проблемами открытого (дистанционного) образования занимались в основном профильные технические вузы под эгидой МЭСИ в рамках проводимого Министерством образования эксперимента. Совет по дистанционному обучению в сфере профессионального образования Минобразования России работает в сфере координации различных инициатив и распространения результатов эксперимента недостаточно эффективно. Дистанционное образование по-прежнему рассматривается не как стратегическое направление в образовательной политике, а как узкопрофессиональный опыт. В ФЦП "Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 гг.)" открытое (дистанционное) образование рассматривается в аспекте «индивидуального обучения лиц, не имеющих возможности посещать образовательное учреждение» (в силу социальных, психологических, физиологических особенностей или других причин). Это представление об открытом образовании противоречит современным концепциям такого образования (e-learning). В развитых странах «электронное образование» является составной частью стратегии перехода к информационному обществу, а также лежит в основе концепции «непрерывного образования». Для разработки российской стратегии «электронного образования», а также создания благоприятных условий интеграции России в международное образовательное сообщество и формирования единого образовательного пространства России необходимо изучение мирового опыта и участие в международном сотрудничестве. Электронные образовательные программы могли бы способствовать эффективной кооперации российских и западных образовательных учреждений, обмену преподавателями и учебными программами. В этой связи необходимо расширить участие ведущих образовательных учреждений в деятельности МСОДО. Целесообразно провести международное мероприятие с участием российских и зарубежных университетов в рамках обмена опытом развития электронного образования на разных уровнях. Важную роль в разработке российской концепции электронного образования может сыграть Международная академия открытого образования (МАОО). МАОО в лице ее учредителя является подписчиком сети Мирового образовательного консорциума IMS, который занимается разработкой стандартов и открытых спецификаций для систем «электронного образования». Активными членами этой организации являются ведущие мировые разработчики систем «электронного образования» (Microsoft, Oracle, Thomson Learning), а также ведущие университеты (Кэмбридж, Карнеги-Мелон, Калифорнийский университет и др.). Для развития электронного образования в России насущной необходимостью является разработка единых технологических стандартов образовательных технологий и систем (на базе IMS и других стандартов ISO). Целесообразно расширить участие в IMS российских университетов и российских разработчиков ПО хотя бы на уровне подписчиков, а также рассмотреть вопрос о возможном создании консорциума учебных заведений и разработчиков ПО для вступлении в эту организацию. Целесообразным является создание различных образовательных консорциумов, альянсов и ассоциаций, в том числе с привлечением иностранных участников, работающих в сфере открытого (дистанционного) образования под эгидой ICDE и МАОО, для совместной реализации инновационных проектов по организации и осуществлению системных исследований психолого-педагогического, учебно-методического и организационного обеспечения учебного процесса с применением дистанционных технологий, а также для реализации международных образовательных программ на основе дистанционных технологий. Участие России в международном сотрудничестве в области телемедицины является очень важным в свете существующей необходимости разработки Государственной программы развития телемедицины. Развитие телемедицины в России, ввиду ее географического положения и слабой развитости медицинской инфраструктуры, в частности, в восточных регионах, особенно актуально. Российский фонд «Телемедицина» достаточно активно участвует в деятельности Международного общества телемедицины (ISfT). В настоящее время создается Всемирная федерация телемедицинских организаций (Global Federation of Telemedicine Organizations - GFTO). Ее создание, поддержанное более 30 странами, вызвано намерением развивать успешное международное сотрудничество в области телемедицины, которое осуществлялось под эгидой рабочей группы по телемедицине стран "Восьмерки". В обоих организациях Россия участвует, имея представителей в руководстве этих организаций. Учитывая возможность Росси оказывать влияние на принятие международных решений в области телемедицины, необходимо обеспечить поддержку участия России в международном сотрудничестве в этой области по следующим приоритетным направлениям: участие в разработке международных соглашений по телеконсультациям, с учетом необходимости разработки российской правовой базы для обеспечения проведении телеконсультаций, включая вопросы лицензирования телемедицинских услуг; участие в разработке международных стандартов для телемедицинской практики и технологий с учетом необходимости разработки национальных стандартов передачи и обмена медицинскими данными; анализ возможных систем оплаты телеконсультаций через различные варианты медицинского страхования, систем обмена специалистами, создание международных консорциумов по оказанию телемедицин6ских услуг; участие в развитии европейской и мировой сети телемедицины; налаживание долговременных контактов между российскими и зарубежными телеконсультационными клиниками. В настоящее время можно констатировать, что участие специалистов российской отрасли ИКТ в международном сотрудничестве в сфере стандартизации ИКТ практически минимально. Необходимо не только содействовать участию российских экспертов в таких международных организациях, как Международная организация по стандартизации (ИСО), Институт инженеров в сфере электроники и электротехники (IEEE), Ассоциация по вычислительной технике (Association for Computing Machinery), Международный электротехнический союз (IEC), а также возникающих сегодня ассоциациях, ведущих разработку отраслевых стандартов, но и принимать меры по привлечению инвестиций в развитие кадрового потенциала в области технологической конвергенции. В этой связи большое значение имеет участие России в Шестой рамочной программе ЕС в области исследований и разработок. В контексте участия России в деятельности специализированных межправительственных и неправительственных организаций в области социально-экономических приложений ИКТ следует расширить возможность участия российских научно-технических организаций, работающих в сфере ИКТ, в Программе «База Данных Технологий» МНТЦ. Интенсификация участия российских представителей в «Базе Данных Технологий» МНТЦ в рамках разрабатываемой концепции будет способствовать решению ряда проблем, направленных на: создание благоприятного имиджа России на международной арене, как страны обладающей высоким научно-техническим потенциалом; развитие информационного обмена и кооперации в области использования ИКТ в высокотехнологических и наукоемких областях человеческой деятельности; привлечение иностранных инвестиций для поддержки российских исследований и разработок в сфере ИКТ и смежных областях, а также продвижение российских товаров и услуг на соответствующие сегменты мирового рынка. Как известно, наиболее эффективное построение информационного общества требует создания динамично обновляемых отраслевых баз данных знаний по близким или смежным с информационными технологиями дисциплинам (фундаментальные науки, медицина и биотехнологии и т.д.) с последующей интеграцией их в мировое информационное пространство. Поэтому данную программу целесообразно использовать в качестве информационной инфраструктуры по обмену научно-технической информацией по разрабатываемым в России высоким и наукоемким технологиям. Кроме того, доступность Базы Данных способствует установлению прямых контактов между учеными, разработчиками, представителями бизнеса России и потенциальными зарубежными партнерами. 6. Организационное и информационное обеспечение участия России в деятельности международных организаций В связи с существующей потребностью расширения экспертного участия в деятельности международных организаций необходимо обеспечить организационную и информационную поддержку этого процесса. Такая поддержка должна быть направлена на: создание информационных систем и баз данных по международным проектам и программам в сфере ИКТ; создание междисциплинарных рабочих групп по координации участия российских представителей в деятельности международных организаций в сфере ИКТ и мониторингу эффективности такого участия; проведение семинаров и рабочих встреч по различным аспектам участия российских экспертов в деятельности международных организаций и информационной поддержке такого участия; подготовка информационно-аналитических материалов по вопросам международного сотрудничества в сфере ИКТ для российских представителей в международных организациях; информационное сопровождение важных для России международных событий, решений и проектов в сфере ИКТ. |