Доклад посвящен вопросам, связанным с обеспечением технологической безопасности Российской Федерации в условиях глобализации мировой экономики и вступлении России в ВТО. Мировая экономика и политика государств на рубеже ХХI века характеризуется происходящими радикальными экономическими и технологическими изменениями и преобразованиями. Глобализация экономической деятельности и соответствующие изменения природы исследований и разработок в течение последних 20-ти лет привели к тому, что многие страны были вынуждены заняться переоценкой своей научной, технологической и инновационной политики. Правительства, озабоченные тем, что их текущая политика может оказаться устаревшей с точки зрения поддержания инновационной активности промышленности, ищут новые механизмы в рамках экономической, промышленной или научно-технической политики. Возникновение новых устойчивых форм сотрудничества – международных технологических альянсов в области электроники, автоматизации промышленного производства, технологий телекоммуникаций, биотехнологий, нанотехнологий и новых материалов – привело к экспансии их деятельности и захвату новых рынков, обострению и глобализации международной конкуренции. Вместе с тем, глубокий спад инновационной активности в России, произошедший в 90-е годы, привел к тому, что в настоящее время освоением инновационной продукции занимается лишь 6% отечественных предприятий, тогда как в таких странах как Германия, США, Франция и Япония – от 70 до 82%. На долю новых знаний, воплощенных в технологиях, оборудовании, образовании кадров, организации производства в ведущих странах мира приходится от 70 до 85% прироста ВВП. Ежегодный прирост ВВП в высокотехнологичных отраслях в России составляет пока около 5% (в США - 27%). Наукоемкость производства промышленной продукции с 1991 г. снизилась почти в 2,5 раза, что не могло не сказаться на уровне наукоемкости валовой добавленной стоимости в национальной экономике, которая снизилась с 3,0% в 1991 г. до 0,3% в 2004 году. Ослабление научно-технического потенциала страны ведет к утрате Россией передовых позиций в мире, снижению качества исследований на стратегически важных направлениях научно-технического прогресса, деградации наукоемких производств, понижению технического уровня материального производства, росту вероятности техногенных катастроф, технологической зависимости России от ведущих стран Запада и подрыву оборонного потенциала государства. Сравнительный анализ уровня развития в России базовых и критических технологий по отношению к уровню развития подобных технологий в США и других странах показывает, что практически по всем технологиям в настоящее время наблюдается отставание от мирового уровня. В нашей стране, несмотря на реализуемые федеральные целевые программы технологической направленности и выделение на них значительных бюджетных средств, состояние технологической базы продолжает ухудшаться. Накопленный ранее технологический потенциал стареет и разрушается. Технологическое отставание от передовых стран по отдельным направлениям достигло критического предела. Очевидно, что кризис, в котором находится страна, во многом обусловлен технологическими факторами. Ситуация пока только ухудшается. Отсутствует единая стратегия развития страны, включающая в себя экономическую, промышленную и научно-технологическую политику. Трудно оспаривать тот факт, что любые разумные границы технологической безопасности уже перейдены и речь идет о нештатной, "запредельной" ситуации, из которой необходимо срочно выбираться. Одной из главных проблем, с которой столкнулась Россия в ходе рыночных реформ, и «открытия» экономики внешнему миру - неконкурентоспособность основной массы отечественных производств и выпускаемой отечественной продукции. И если до реформ лишь сравнительно малая часть производимых в стране товаров конкурировала с иностранными товарами, главным образом на внешних рынках, то теперь практически вся российская продукция вынуждена конкурировать с зарубежной, причем уже на внутреннем рынке. В этих условиях проблема конкурентоспособности приобретает качественно новое измерение, решить ее – значит обеспечить выживание российской экономики. Наряду с этим, страны, успевшие создать заделы в формировании производственно-технологических систем нового технологического уровня, оказываются центрами притяжения капитала, высвобождающегося из устаревших производств. Каждый раз смена доминирующих технологических укладов сопровождается серьезными сдвигами в международном разделении труда, обновлением состава наиболее преуспевающих стран. Развитие технологических укладов сопровождается соответствующими сдвигами в энергопотреблении, в транспортных системах, в производстве качественно новых конструкционных материалов с заранее заданными свойствами. Сложный период становления новых социально-экономических отношений, начатый в Российской Федерации реформами 1992 г., происходит в условиях дефицита и противоречивости правовой базы, регулирующей экономические отношения, нестабильности внутриполитической и внешнеполитической обстановки, криминализации всех сфер деятельности и слоев общества. Это обусловливает негативные процессы в экономике, такие как снижение объемов производства, техническое и технологическое отставание от экономически развитых стран, усиление зависимости от импортного оборудования, сырья, продовольствия и других необходимых товаров, усиление финансовой зависимости от иностранных кредиторов. С учетом перспектив долгосрочного существования и развития России все это делает актуальной разработку стратегии государства по обеспечению технологической безопасности страны и составляющих ее элементов. Для России государственная поддержка - это важнейший путь сохранения и развития наукоемкой технологической базы. Эффективность действий, которые должны предприниматься для достижения технологической безопасности России, во многом будет определяться их системностью. На первый план при этом выдвигаются такие задачи, как устранение деформаций в структуре российской экономики и преодоление прогрессирующего сокращения производства продукции высокой степени переработки, поддержка отраслей, являющихся основой расширенного воспроизводства, обеспечение занятости населения. Для этого необходимо усилить государственную поддержку инвестиционной и инновационной активности, важнейшими задачами в области обеспечения технологической безопасности являются:
- механизм выявления и поддержки развития прогрессивных технологий, освоение которых обеспечит конкурентоспособность российских предприятий на мировом рынке. Пороговые значения показателей экономической безопасности государства вполне могут служить ориентирами предприятиям при разработке стратегии и тактики деятельности в условиях экономического кризиса, переживаемого ими вместе со всей страной, и для оценки результатов. При снижении приведенных показателей ниже критического уровня возникают тяжелейшие последствия, ведущие к потере государственной безопасности. Так, снижение уровня ВВП ниже 30-40% приводит к деиндустриализации экономики. Повышение доли импортных продуктов питания выше 30% вызывает стратегическую зависимость жизнедеятельности страны от импорта продовольствия. Уменьшение в экспорте доли продукции обрабатывающей промышленности ниже 40% приводит к колониально-сырьевой структурной перестройке экономики. Если доля высокотехнологичной импортной продукции возрастает и составляет свыше 10-15%, начинается технологическое отставание экономики. Снижение доли государственных ассигнований на науку в ВВП ниже 2% разрушает интеллектуальный потенциал страны и др. Количественные параметры технологической безопасности не являются статичными и, естественно, будут изменяться во времени в зависимости от международной политической и военной ситуации, степени вероятности возникновения тех или иных угроз, новых научно-технических открытий, потребностей общества и его членов, субъектов рынка, отрасли, региона и государства. Это определяет необходимость постоянного прогнозирования, мониторинга критериев и показателей технологической безопасности, являющихся ориентирами для деятельности хозяйствующих субъектов. На протяжении последних 15-ти лет по различным аспектам национальной безопасности Российской Федерации государственные органы управления приняли более полутора десятков решений, в основном концептуального и политического характера, которые пока не сложились в целостную систему принятия конкретных мер по предотвращению социально-политических, экономических, военных, экологических, технологических угроз, а также организации последствий по их предотвращению и ликвидации. В основу всех мероприятий по обеспечению национальной безопасности должны быть положены научно-технологический потенциал и материально-техническая база реального сектора экономики и, прежде всего, наукоемкие технологии, техника и научно-технические услуги. В этом плане вопросы технологической безопасности и ликвидации технологического разрыва от развитых стран мира становятся определяющими в реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации. По нашему глубокому убеждению использование приведенных подходов в государственной стратегии ликвидации технологического разрыва и приданием работам по их реализации статуса национального проекта позволит сформировать эффективную и конкретную систему мер, ориентированных на создание необходимых условий для повышения качества жизни населения, социально-экономической и военно-политической стабильности государства, успешного противостояния влиянию внутренних и внешних угроз. Наше понимание поставленных проблем построено на анализе проведенных отечественными и зарубежными учеными и специалистами исследований и разработок в области национальной безопасности. Становится очевидным, что ключ к решению многих проблем России, и, прежде всего, технологических, лежит в плоскости активной инновационной политики государства по продвижению науки и технологий во все сферы хозяйственной деятельности и жизни общества. Эти вопросы могли бы решаться в структуре приоритетного национального проекта «Технологическая безопасность России». Для формирования структуры и обосновывающих проблему материалов целесообразно образовать межведомственную рабочую группу ученых и специалистов, в которую включить специалистов Ассоциации делового и научно-технического сотрудничества в области машиностроения, высоких технологий и конверсии, а также Национальной Технологической палаты, располагающих наработками и концептуальными подходами в решении проблемы технологического разрыва. Авторы: Силаев И.С., Президент Национальной технологической Палаты Вишняков Я.Д., д.т.н., профессор, заведующий кафедрой Управления экологической безопасностью Государственного университета управления, Вице-президент Национальной технологической Палаты Косарев В.И., Заместитель Председателя Исполкома Национальной технологической Палаты Мавлянбеков Ю.У., д.т.н., Заместитель Председателя Правления Национальной технологической Палаты, Исполнительный директор ассоциации «Прогрессэлектро» Наумов Е.А., к.э.н., Вице-президент Национальной технологической Палаты, директор Государственного Центра правовой и экономической экспертизы ФГУ НИИ РИНКЦЭ, Поляков В.В., Председатель исполкома Национальной технологической Палаты, Генеральный директор Ассоциации МВТК Источник: |