ЗАКОН Пермского края от 11.06.2008 № 238-ПК "ОБ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПЕРМСКОМ КРАЕ" (принят ЗС ПК 22.05.2008) ПЕРМСКИЙ КРАЙ ЗАКОН ОБ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПЕРМСКОМ КРАЕ Принят Законодательным Собранием Пермского края 22 мая 2008 года Настоящий Закон регулирует инновационную деятельность в Пермском крае с целью обеспечения устойчивого развития социально-экономического потенциала края. Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Правовые основы Закона Правовую основу настоящего Закона составляют Конституция Российской Федерации, Устав Пермского края, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации и Пермского края, а также нормы международного права. Статья 2. Предмет регулирования и сфера применения Закона 1. Закон определяет правовые, экономические, организационные основы регулирования инновационной деятельности в Пермском крае. 2. Закон устанавливает: основные цели и задачи инновационной деятельности; формы государственной поддержки; меры стимулирования инновационной деятельности; правовое положение субъектов инновационной деятельности; полномочия органов государственной власти и участие органов местного самоуправления в сфере инновационной деятельности; основные виды инновационной деятельности. 3. Органы местного самоуправления могут участвовать в инновационной деятельности в порядке и на условиях, установленных федеральным законодательством, настоящим Законом и муниципальными правовыми актами. Статья 3. Основные понятия, применяемые в настоящем Законе Инновационная политика Пермского края - составная часть научно-технической и промышленной политики Пермского края, представляющая собой совокупность социально-экономических мер, направленных на формирование условий для развития производства конкурентоспособной инновационной продукции на базе передовых достижений науки, технологий и техники и повышение доли такой продукции в структуре производства, а также системы продвижения и реализации продукции и услуг на российском и мировом рынках; инновационная деятельность - деятельность, обеспечивающая создание и реализацию новаций (новшеств) и получение на их основе практического результата (нововведения) в виде новой продукции (товара, услуги), нового способа производства (технологии), а также реализованных на практике решений (мер) организационного, производственно-технического, социально-экономического и другого характера, оказывающих позитивное влияние на сферу производства, общественные отношения и сферу управления обществом; новация (новшество) - результат инновационной деятельности, обладающий признаками: а) новизны, т.е. новыми качествами, свойствами и иными отличительными от существующих аналогов признаками; б) практической применимости с точки зрения потребительской полезности и безопасности; в) экономической эффективности (конкурентоспособности); инновационный продукт - результат инновационной деятельности (нововведение, инновация), получивший практическую реализацию в виде нового товара, услуги, способа производства (технологии) или иного общественно полезного результата; инновационная программа - комплекс инновационных и инвестиционных проектов, согласованных по срокам их осуществления, ресурсам, исполнителям, объемам и источникам финансирования, обеспечивающий эффективное решение задач по освоению и распространению инноваций; инновационный проект - документ, определяющий увязанный по срокам и исполнителям комплекс работ, организационных условий, требований к источникам финансирования, к способам организации производства, к техническим характеристикам и потребительским свойствам разрабатываемой и поставляемой на внутренний и внешний рынки конкурентоспособной наукоемкой инновационной продукции; инновационная инфраструктура - организации, способствующие осуществлению инновационной деятельности (инновационно-технологические центры, технологические инкубаторы, технопарки, учебно-деловые центры и другие специализированные организации); уполномоченный орган - исполнительный орган государственной власти Пермского края, осуществляющий в пределах своей компетенции функции в области инновационной деятельности. Статья 4. Субъекты инновационной деятельности 1. Субъектами инновационной деятельности являются: физические и юридические лица, создающие и реализующие инновации; органы государственной власти и органы местного самоуправления Пермского края и уполномоченные ими организации, участвующие в формировании и реализации государственной инновационной политики и в регулировании инновационной деятельности; специализированные организации инновационной инфраструктуры, обеспечивающие инновационную деятельность; общественные организации, их объединения, профессиональные саморегулируемые организации, защищающие интересы производителей и потребителей инновационной продукции. 2. Субъекты инновационной деятельности могут выполнять функции заказчиков и(или) исполнителей инновационных программ и проектов, а также организаций, обслуживающих инновационный процесс и содействующих разработке, освоению производства и распространению инновационной продукции (товаров, услуг). 3. Деятельность субъектов инновационной деятельности регулируется законодательством Российской Федерации и Пермского края, международными договорами и соглашениями в рамках сотрудничества в области инновационной деятельности, международными, национальными техническими регламентами и стандартами, а также иными принятыми в рамках договорных обязательств правилами, требованиями и характеристиками, определяющими качество инновационной продукции (товаров, работ, услуг). Статья 5. Объекты инновационной деятельности Объектами инновационной деятельности, по поводу которых возникают экономические и правовые отношения между субъектами инновационной деятельности, являются: новые технологии; новые процессы в различных сферах деятельности человека, обеспечивающие социально-экономические и экологические эффекты от их реализации; новые и значительно улучшенные продукты (товары, услуги) различного характера. Статья 6. Содержание и виды инновационной деятельности 1. К инновационной деятельности относятся следующие виды деятельности: изобретательская и рационализаторская деятельность, связанная с созданием новшеств, улучшением потребительских свойств и технических характеристик товаров (работ, услуг) и(или) способов (технологий) их производства; выполнение проектных, изыскательских, опытно-конструкторских и технологических работ, связанных с созданием и освоением производства инновационной продукции (товаров, услуг); инжиниринговая деятельность - комплекс работ и услуг, связанных с разработкой и реализацией инновационного проекта, осуществлением технологического переоснащения и подготовки производства, организацией сервисного сопровождения и обслуживания инновационного продукта; деятельность по продвижению нового или усовершенствованного инновационного продукта (технологий, товаров, услуг) на внутренний и мировой рынки; создание и развитие инновационной инфраструктуры; подготовка, переподготовка или повышение квалификации кадров для осуществления инновационной деятельности; деятельность по проведению экспертиз, оказанию консультационных, информационных, юридических и иных услуг по созданию и(или) практическому применению новой или усовершенствованной продукции, нового или усовершенствованного технологического процесса; осуществление инвестиционной и лизинговой деятельности, направленной на создание, производство и распространение новшеств и нововведений. 2. К инновационной деятельности могут относиться иные виды работ, товаров и услуг, отвечающие принципам инновационной деятельности, установленным настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и международными стандартами. Глава II. ОРГАНИЗАЦИЯ И РЕГУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТЕРРИТОРИИ ПЕРМСКОГО КРАЯ Статья 7. Цели, задачи и принципы регулирования инновационной деятельности на территории Пермского края 1. Целью регулирования инновационной деятельности является разработка и реализация системы мер государственной поддержки и стимулирования инновационной деятельности, необходимой для обеспечения устойчивого экономического развития, роста общественного благосостояния, повышения конкурентоспособности отечественного производства, создание необходимых экономических, социальных, организационных, правовых и других условий, способствующих вовлечению в хозяйственный оборот достижений в области науки, техники, технологий, обеспечивающих стимулирование производства новой конкурентоспособной продукции на основе современных экологически чистых, безопасных, энерго- и ресурсосберегающих технологий в интересах развития экономики и повышения благосостояния граждан, проживающих на территории Пермского края. 2. Основными задачами регулирования инновационной деятельности являются: создание необходимых экономических, организационных и правовых условий для развития и поддержки инновационного предпринимательства на основе сочетания рыночных механизмов саморегулирования и государственного регулирования инновационной деятельности, не нарушающих экономическую свободу субъектов инновационного предпринимательства; стимулирование передачи и коммерциализации результатов научно-технической деятельности, полученных при выполнении государственных (муниципальных) заказов на поставку продукции (товаров, услуг) для государственных (муниципальных) нужд; поддержка инвестиционной активности местных товаропроизводителей, ориентированной на использование новшеств и нововведений; создание условий для привлечения зарубежных инвестиций и развитие взаимовыгодного международного инновационного сотрудничества. 3. Регулирование инновационной деятельности основывается на следующих принципах: сочетание общегосударственных интересов и интересов физических и юридических лиц, осуществляющих инновационную деятельность; ориентирование на отечественные научно-технические, интеллектуальные и производственные ресурсы; направленность на обеспечение занятости населения Пермского края; направленность на введение в гражданский оборот результатов научных исследований и разработок, научно-технических или технологических достижений, воплощенных в форме новых или усовершенствованных товаров, услуг или технологических процессов, в том числе по приоритетным направлениям социально-экономического развития Пермского края; формирование инновационной культуры в обществе; равенство прав на государственную поддержку физических и юридических лиц; равенство ответственности всех субъектов инновационной деятельности; открытость, доступность информации, необходимой для осуществления инновационной деятельности. Статья 8. Реализация инновационной деятельности в Пермском крае 1. Инновационная деятельность базируется на приоритетах, которые формируются в сфере коммерциализации результатов прикладных исследований и разработок во взаимодействии с предпринимательским сектором экономики исходя из интересов Пермского края и с учетом мировых тенденций развития науки, технологий и техники. 2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления Пермского края с учетом приоритетов инновационной политики формируют предложения по стратегии инновационного развития края и муниципальных образований, разрабатывают краевые (муниципальные) инновационные программы и проекты и обеспечивают меры по их реализации. 3. Законодательное Собрание Пермского края в области инновационной деятельности: осуществляет законодательное регулирование инновационной деятельности; устанавливает налоговые и иные льготы субъектам инновационной деятельности; утверждает краевые инновационные программы; осуществляет контроль за исполнением краевого бюджета в части средств, направляемых на реализацию инновационной деятельности; осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и Пермского края. 4. Правительство Пермского края в области инновационной деятельности осуществляет: разработку мер по реализации краевых инновационных программ и проектов; координацию субъектов инновационной деятельности в рамках инновационной политики; развитие инновационной инфраструктуры; поддержку субъектов инновационной деятельности, участвующих в реализации инновационной политики; совершенствование нормативного правового обеспечения инновационной деятельности; мониторинг реализации краевых инновационных программ и проектов и оценку эффективности их выполнения; иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и Пермского края. 5. Правительство Пермского края вправе наделить уполномоченный орган отдельными полномочиями, указанными в части 4 настоящей статьи. 6. Исполнительные органы государственной власти Пермского края, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий: обеспечивают реализацию мероприятий инновационных программ и проектов и меры поддержки инновационной инфраструктуры и субъектов инновационной предпринимательской деятельности, участвующих в реализации инновационной политики Пермского края; формируют и осуществляют на конкурсной основе размещение государственных (муниципальных) заказов на поставку инновационной продукции (товаров, работ, услуг). Глава III. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА И СТИМУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Статья 9. Формы государственной поддержки и стимулирования инновационной деятельности 1. Государственная поддержка и стимулирование инновационной деятельности осуществляются в следующих формах: финансирование инновационной деятельности; налоговое регулирование и стимулирование инновационной деятельности; информационное обеспечение инновационной деятельности; создание условий по стимулированию внедрения инноваций в социальную сферу и реальный сектор экономики; содействие подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров в инновационной сфере. 2. Органами государственной власти Пермского края государственная поддержка инновационной деятельности осуществляется путем предоставления: средств краевого бюджета на развитие инновационной инфраструктуры Пермского края; налоговых льгот в соответствии с законодательством Российской Федерации и Пермского края о налогах и сборах; бюджетных инвестиций в соответствии с законодательством Российской Федерации и Пермского края; субсидирования процентных ставок по кредитам коммерческих банков, предоставляемым субъектам инновационной деятельности; финансирования патентования в Российской Федерации и за рубежом изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, технологий, созданных за счет средств краевого бюджета; государственных гарантий Пермского края в соответствии с законодательством Российской Федерации и Пермского края; иных видов государственной поддержки, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Пермского края. 3. Порядок обеспечения государственной поддержки и стимулирования инновационной деятельности за счет средств краевого бюджета определяется нормативными правовыми актами Правительства Пермского края. 4. Законодательными актами Пермского края и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления могут быть установлены иные формы государственной поддержки и стимулирования инновационной деятельности. Статья 10. Финансирование инновационной деятельности 1. Источниками финансирования инновационной деятельности являются: средства краевого бюджета и бюджетов муниципальных образований; средства внебюджетных фондов и иных государственных организаций, участвующих в финансировании инновационной деятельности; собственные средства субъектов инновационной предпринимательской деятельности; средства финансово-кредитных учреждений; средства частных инвесторов, зарубежных инвесторов и фондов, а также средства из других источников, если это не противоречит законодательству Российской Федерации. 2. Финансирование инновационной деятельности за счет средств краевого бюджета и бюджетов муниципальных образований осуществляется в форме как прямых бюджетных ассигнований главным распорядителям бюджетных средств, так и субсидий и иных целевых адресных поступлений, предусмотренных статьями бюджетной классификации, в порядке, определяемом нормативными правовыми актами Пермского края и органов местного самоуправления. 3. За счет средств краевого бюджета финансируются: краевые инновационные программы и проекты; закупки инновационной продукции (товаров, услуг), осуществляемые по заказам органов государственной власти Пермского края; мероприятия по поддержке малого инновационного предпринимательства, осуществляемые в рамках утвержденных краевых целевых программ поддержки инновационной деятельности и подготовки кадров для инновационной деятельности; соглашения в сфере инновационной деятельности, заключаемые органами государственной власти Пермского края в пределах своей компетенции. 4. Финансирование инновационной деятельности за счет инвесторов осуществляется в форме кредитов, финансового лизинга, инвестиций в акции, облигации, векселя и иные ценные бумаги, эмитируемые субъектами инновационной деятельности, а также за счет денежных, имущественных и иных вкладов, в рамках партнерских соглашений о совместной инновационной деятельности и иных способов привлечения инвестиций, не противоречащих законодательству Российской Федерации. Статья 11. Организационно-правовые формы поддержки и обслуживания инновационной деятельности 1. Законодательством Пермского края и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления Пермского края может предусматриваться создание специализированных некоммерческих организаций, обеспечивающих поддержку и обслуживание инновационной деятельности. К числу организаций, создаваемых для целей поддержки и обслуживания инновационной деятельности, относятся: бизнес-инкубаторы, инжиниринговые центры, консультационные, обучающие центры, фонды технологического развития, фонды поддержки малого инновационного предпринимательства, венчурные фонды и другие организации, специализирующиеся на поддержке инновационного предпринимательства. 2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления Пермского края осуществляют необходимые меры поддержки указанным организациям в порядке, установленном законодательством Пермского края и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления Пермского края. Статья 12. Инновационные и венчурные инновационные фонды 1. В целях финансовой поддержки субъектов инновационной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации и Пермского края с участием органов государственной власти и органов местного самоуправления Пермского края могут создаваться внебюджетные инновационные фонды. Указанные фонды создаются в форме автономных учреждений, деятельность которых финансируется за счет средств краевого бюджета, бюджетов муниципальных образований и иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации. Внебюджетные инновационные фонды могут создаваться на правах некоммерческих организаций за счет финансовых средств, выделяемых на эти цели, включая отчисления от прибыли предприятий и организаций, доходы от собственной деятельности или иных финансовых операций, не противоречащих законодательству Российской Федерации и Пермского края. 2. С целью поддержки развития малого инновационного предпринимательства, осуществления стартового финансирования инновационных проектов и создания малых инновационных предприятий в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, могут быть созданы венчурные (высокорисковые) фонды. Венчурные фонды создаются в форме коммерческих организаций (акционерных обществ или хозяйственных товариществ) за счет долевого участия организаций и предприятий, осуществляющих инновационную деятельность, банков и иных финансовых институтов, специализирующихся на инвестициях в акционерный капитал предприятий, создаваемых для реализации рисковых инвестиционных проектов. 3. Инновационные и венчурные инновационные фонды оказывают содействие субъектам инновационной деятельности путем предоставления кредитов, беспроцентных ссуд, краткосрочных займов и средств на возвратной и безвозвратной основе. Указанные фонды могут выполнять функции поручителя и гаранта по обязательствам физических и юридических лиц, являющихся субъектами инновационной деятельности. Статья 13. Государственная аккредитация организаций инновационной инфраструктуры 1. Организации инновационной инфраструктуры, содействующие субъектам инновационной деятельности и претендующие на предоставление им государственной поддержки за счет средств краевого бюджета, установленной настоящим Законом, проходят обязательную государственную аккредитацию. 2. Порядок проведения государственной аккредитации организаций инновационной инфраструктуры осуществляется в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края. Статья 14. Основные требования, предъявляемые к инновационным программам и проектам 1. Краевая инновационная программа формируется в соответствии с программой социально-экономического развития Пермского края в порядке, предусмотренном законодательством Пермского края. 2. До включения инновационных проектов в краевую инновационную программу производится их предварительный отбор и экспертиза. 3. Основными критериями предварительного отбора инновационных проектов являются: соответствие приоритетным направлениям научно-технической и промышленной политики Пермского края; экономическая, бюджетная и социальная эффективность; содержание предложений, объединенных единой целью создания инноваций; техническое и экономическое обоснование инновационного проекта; целесообразность и преимущества реализации инновационного проекта; состояние разработки и основные потребности, связанные с реализацией инновационного проекта; подтверждение новизны и правозащищенности инновационного проекта; программа реализации инновационного проекта. В случае если инновационный проект не отвечает требованиям, предусмотренным настоящим Законом, уполномоченный орган в месячный срок с момента поступления инновационного проекта направляет субъекту инновационной деятельности мотивированный отказ. 4. Инновационные проекты, соответствующие требованиям настоящего Закона, направляются на экспертизу уполномоченным органом. 5. Порядок проведения предварительного отбора инновационных проектов и их экспертизы определяется нормативным правовым актом Правительства Пермского края. 6. Инновационные проекты, получившие положительные экспертные оценки, участвуют в конкурсе по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд в порядке, предусмотренном федеральным законодательством для включения их в краевую инновационную программу. Глава IV. РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Статья 15. Отношения в сфере инновационной деятельности 1. Основной формой отношений между субъектами инновационной деятельности являются договоры (контракты), заключаемые в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. 2. В целях настоящего Закона предметом договоров (контрактов) могут являться: разработка и поставка инновационной продукции (товаров, работ, услуг), в том числе осуществляемые в рамках государственных (муниципальных) заказов; выполнение услуг и поручений по обеспечению совместной деятельности (партнерства), связанной с разработкой, освоением производства и распространением инновационной продукции; передача технологий и переуступка права интеллектуальной собственности, связанные с производством инновационной продукции, и другие. 3. Договоры, связанные с выполнением государственных заказов на поставку инновационной продукции, договоры, связанные с передачей технологий и переуступкой права интеллектуальной собственности, и сделки, связанные с услугами по предоставлению баз данных и иного информационного продукта, полученного за счет средств краевого бюджета, подлежат учету в порядке, установленном нормативными правовыми актами Правительства Пермского края. 4. Условия закрепления исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, созданные при выполнении договора (контракта) на разработку и поставку инновационной продукции (товаров, работ, услуг), владения, пользования и распоряжения инновационной продукцией определяются нормативными правовыми актами Российской Федерации. Глава V. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 16. Вступление в силу настоящего Закона Настоящий Закон вступает в силу через десять дней после дня его официального опубликования. Губернатор Пермского края О.А.ЧИРКУНОВ 11.06.2008 № 238-ПК |