Ситуативный тупик: несогласованность интересов науки и бизнеса


Главная причина медленного развития инновационного сектора российской экономики заключается в несогласованности интересов науки и бизнеса.

С тем, что долгосрочная перспектива России должна быть связана с развитием инноваций, а не с сырьевыми отраслями экономики, уже согласны все (эксперты говорят об этом давно). Однако состояние дел в инновационном секторе по-прежнему удручающее. Это связано с тем, что в современном российском наукоемком секторе остается масса проблем, без решения которых ставка на инновационное развитие страны обречена на провал. Однако четкого понимания этих проблем в их взаимосвязи, как нам представляется, ни у властей, ни у общества пока нет.

Между тем в России вообще, и в Петербурге в частности, существуют компании, которые уже накопили неплохой опыт работы в наукоемком секторе и имеют довольно четкое представление о комплексе проблем, которые необходимо решить для реализации инновационной стратегии развития России. Основной вывод, который можно сделать в связи с этим, банален: главная причина инновационного стопора заключается в несогласованности интересов ученых и бизнеса.

Проблема не нова: еще во времена СССР научные разработки плохо внедрялись в производство – удручающе медленно, непоследовательно, с большими искажениями первоначальных научных замыслов. В результате, несмотря на хороший уровень научных достижений, во многих отраслях экономики СССР отстал от развитых стран на десятилетия. Увы, с тех пор мало что изменилось – сохраняется несогласованность интересов прикладной науки, в принципе ориентированной на производство, и производственных отраслей экономики, нуждающихся в технологических инновациях.

Мифы и реалии

Несмотря на оптимистические заявления на многочисленных выставках, конкурсах и круглых столах, совещаниях и в СМИ, «инновационный ребенок» в российской экономике пока не родился и когда это может произойти, остается неясным. Такая оценка сформировалась на основе нашего собственного опыта работы в научно-технической сфере, общения с коллегами из различных НИИ и вузов, участия в инновационных мероприятиях, посвященных проблемам современной российской науки, проводимых последние пять лет. Те, кто имел возможность наблюдать, какие условия созданы для инновационного сектора экономики в развитых странах (в Японии, США, Южной Корее, Гонконге, Финляндии и др.), согласны с этим мнением.

Относительно инновационной активности в современной России существуют условно плохие и хорошие новости. Первых гораздо больше.

Увеличивается разрыв между официальной оценкой (или просто пиаром) состояния дел в российском секторе научно-технических услуг и мнением реальных разработчиков. Мы с удивлением слышим бодрые заявления госчиновников при открытии разных выставок, что в России налицо поворот от сырьевой экономики к инновационной и т.д. В то же время разработчики утверждают, что реальной поддержки сложного наукоемкого бизнеса со стороны государства нет, что в финансовом плане развитие компаний идет исключительно за счет собственных оборотных средств, что мы уже неконкурентоспособны на рынке в каких-то областях и т.п.

Классический инновационный путь, основанный на венчурном финансировании перспективных компаний, к сожалению, пока не более чем мечта, как и наш российский аналог Силиконовой долины. Некоторые положительные случаи микроскопичны в масштабе страны и не меняют общих тенденций. Иностранный венчурный капитал не торопится на российский рынок в связи с высокими рисками и несовпадением стандартов работы. Отечественный венчурный бизнес делает только первые шаги. В начале перестройки в России можно было с успехом заниматься более простым бизнесом, чем инновации. В итоге серьезный рынок, торгующий компаниями start-up, у нас пока так и не сформировался.

Кадры, без которых никаких инноваций быть не может, постепенно становятся проблемой номер один. Причин тут несколько. Во-первых, на рынке труда специалистов высокой квалификации все сильнее ощущаются последствия перестроечной эмиграции наших ученых, инженеров, программистов. Во-вторых, качество российского образования в перестроечные времена было чрезвычайно низким, а его характер (структура специальностей, по которым готовили кадры) – неадекватным потребностям рынка.

В-третьих, росту дефицита кадров для отечественного бизнеса способствовала активная деятельность иностранных представительств Hi-Tech-компаний по «отлову» и найму высококлассных специалистов для работы в российских филиалах. Инофирмы в России предпочитают идти проверенным и рациональным путем – «покупать» конкретных специалистов, а не заключать долгосрочные контракты с НИИ или госчиновниками, и их можно понять.

В-четвертых, кадровые проблемы усугубляет общая демографическая ситуация в науке: так уж получилось, что рейтинг карьеры в научно-технической сфере у нашего молодого поколения стоит далеко не на первом месте (быть ученым, инженером, конструктором, технологом – непрестижно). По нашей оценке, за редким исключением, средняя возрастная вилка квалифицированных специалистов, подходящих для инновационных проектов уже сейчас, лежит в диапазоне 40-65 лет. Все это приводит к сокращению количества компаний, создающих что-то принципиально новое в нашей стране, и это особенно хорошо видно по выставкам.

Хорошие новости крайне немногочисленны. Несмотря ни на что, российский наукоемкий сектор экономики еще конкурентоспособен в некоторых областях, главным образом благодаря сравнительно высокому качеству образования во времена СССР, а также сделанным ранее научным заделам. Помимо этого есть еще на земле российской преданные своему делу специалисты, которые продолжают трудиться и уезжать никуда не собираются.

Стена непонимания

Между российской наукой и российским бизнесом – стена непонимания: обе стороны по-разному представляют себе характер и условия сотрудничества. Обобщив наши дискуссии с представителями науки, мы составили следующую картину ожиданий ученых от сотрудничества с бизнесом.

Инновации на заказ

Петербургская компания ООО «ЦЕНТР НОУ-ХАУ» была создана в 2000 году группой сотрудников петербургских вузов и НИИ. В течение пяти лет работы в инновационном бизнесе центр выполнил около 50 проектов по заказам различных производственных компаний в разных отраслях (в том числе 25 «НИОКР на заказ» и столько же «ноу-хау на заказ»). В ходе выполнения этих проектов решались как чисто инженерные задачи, так и научные – в ряде случаев требовавшийся заказчикам результат достигался путем разработки технологий, основанных на ранее не применявшихся (в данной сфере) физических эффектах на стыке наук.

В сжатом виде это выглядит так. Ученые хотят стабильного финансирования перспективных, с их точки зрения, исследований, комфортных сроков для спокойной работы, достойной оплаты, близкой к уровню западных стран (ведь «мозги» у них и у нас одинаковые). При этом они рассчитывают на понимание со стороны заказчика в случае научных неудач (отрицательный результат в науке – тоже результат). Наконец, ученые хотят, чтобы бизнес охотнее, чем это происходит сейчас, вкладывал свои средства в разработки, которые не дают быстрой отдачи. Поскольку такой готовности у бизнеса практически не наблюдается, ученые призывают предпринимателей поумнеть и думать о перспективе.

Ученые справедливо указывают на то, что в современном мире любые технологии, основанные на сегодняшних (не говоря уже о вчерашних) научных разработках, быстро устаревают, и чтобы строить бизнес на годы вперед, нужно рассчитывать на новые технологии, появление которых возможно только в результате перспективных исследований. Российское государство не справляется с финансированием таких исследований (зачастую оно даже не может определить, какие именно разработки нужны бизнесу, а потому выделяет скудные средства не на то, что надо предпринимателям), поэтому без поддержки бизнеса ученым трудно обойтись. А если адекватные темпы обеспечить не удастся, это чревато отставанием от иностранных конкурентов.

Подход бизнеса во многом противоположен. Так, мы заметили, что заказчик крайне неохотно идет на то, чтобы срок выполнения работы превышал 12 месяцев, даже если проект очень сложен. Его можно понять: кто возьмется с уверенностью предсказать, что произойдет в России через год-два? По нашему опыту, заказчик соглашается замораживать средства, вложенные в решение задачи, в течение не более шести-восьми месяцев. Что касается призывов ученых с пониманием относиться к отрицательным результатам научных разработок, то для бизнеса это всегда неудача. Тут понимания между сторонами нет никакого. Плохо совместимы представления бизнеса и ученых и в вопросе тематики разработок. Предпринимателя интересует конкретная задача, а не реализация научных разработок, зачастую не имеющих прямого отношения к его проблеме.

Бизнес готов сейчас платить за необходимые услуги, однако он сомневается в способности российской науки предоставлять их в реальные для него сроки и по реалистичным ценам. При этом предприниматели ссылаются на свой негативный опыт. Они говорят, что при попытках найти исполнителей в наших НИИ и вузах не раз сталкивались с неопределенностью в сроках, затратах, результатах, бюрократией и большим количеством «балласта». Как пример, сотрудник одного из петербургских НИИ рассказал нам, что недавно закончил проект, начатый 20 лет назад. При этом следует отметить, что в Санкт-Петербурге еще есть вполне дееспособные научные и проектные организации, способные реально выполнить достаточно серьезные задачи. Однако приемлемое соотношение «цена – сроки» в 99% случаев могут обеспечить только НИИ ВПК. А таких организаций осталось немного. Кроме того, если задача заказчика находится на стыке наук, предпринимателю придется оплатить услуги нескольких НИИ, что оправдывается только в случае очень серьезных и длительных проектов крупного бизнеса. А что делать со средними и мелкими задачами? Есть, конечно, изобретатели-одиночки. Хотя мы с уважением относимся к этим преданным своему делу людям, надо признать, что они не смогут решить серьезные задачи без сильной команды, юридического статуса и т.д.

Чтобы сломать стену непонимания, разработчики должны осознать, что российский бизнес меньше всего озадачен проблемами поддержания нашей науки, у него свои задачи и свои сложности. Россия меняется, и для повышения конкурентоспособности бизнесу нужны новые разработки, а наша прикладная наука ищет пути выживания. Точка пересечения взаимных интересов есть, но разработчикам необходимо адаптироваться к новым условиям и помочь предпринимателям на взаимовыгодной основе. В наукоемком бизнесе сейчас востребованы гибкие частные компании с небольшими командами высококвалифицированных специалистов и грамотным менеджментом. В России услуги таких компаний пользуются спросом, но пока этот спрос частично удовлетворен только в сфере ИT-технологий и некоторых типовых инженерных приложениях.





/"Эксперт Северо-Запад", №15(509), 03.04.06/