Программа "СТАРТ-08"


Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (далее Фонд) объявляет о реализации в 2008 г. программы «СТАРТ-08»  по финансированию инновационных проектов, находящихся на начальной стадии развития («посевное» финансирование). Источник финансирования – средства федерального бюджета на науку.

Цель Программы

Содействие ученым, инженерно-техническим работникам, студентам, стремящимся разработать и освоить производство нового товара (изделия, технологии) или услуги с использованием результатов своих научных исследований на основе финансирования инновационных проектов, находящихся на начальной стадии развития.

Фонд по Программе «СТАРТ» в 2008 году (как и ранее в 2004-2007 гг.) отбирает для финансирования до 400 новых проектов. Проекты для финансирования из представленных заявок отбираются на конкурсной основе.

Финансирование (в первый год) предоставляется для содействия ученым и специалистам в проведении НИОКР, цель которых или снять сомнения потенциального инвестора для начала им финансирования проекта по организации разработки и производства товара (продукта, услуги) на основе предложений ученых и специалистов – авторов заявки, или выполнить определённые нормативные требования для его продвижения на рынок для начала его продаж потребителям.

Участники Программы

По программе поддерживаются только заявки на коммерциализацию имеющегося у заявителя научно-технического результата, научной идеи, прав на интеллектуальную собственность или соглашения по их использованию, на основе которых и создаётся новый конкурентоспособный товар (услуга) или повышается конкурентоспособность существующего товара.

Для реализации этой задачи победители конкурса должны создать малую компанию. Критерии малой компании в Российской Федерации устанавливаются Федеральным законом от 24.07.2007г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Компания может быть создана заранее, это ускорит процедуру заключения контракта в случае победы на конкурсе, заявка может подаваться и от имени уже существующей компании (до 2-х лет), если компания все еще не приступила к реализации продукции (отсутствие реализации означает, что она не превышает 0,3 млн. рублей в год).

Фонд настоятельно рекомендует прорабатывать вопросы создания компании ещё до победы на конкурсе, а не надеяться на «одно окно» и недельный срок на оформление фирмы. Время для заключения контракта не может превышать 20 дней после объявления победителей на сайте Фонда. Не заключившие за этот период контракты предприятия теряют право на его заключение. Со своей стороны Фонд уже в объявлении о конкурсе помещает проект контракта для ознакомления. В подаваемой заявке нужно указать будущее название вновь создаваемого малого предприятия. При заключении госконтракта менять название созданного малого предприятия не допускается, иначе госконтракт не будет заключён.

Название будущей малой компании необходимо определить уже в заявке (раздел «Информация о создаваемом предприятии») и сохранить в госконтракте.

По крайней мере, один, а лучше несколько заявителей должны стать учредителями компании.

В течение первого года проекта Фонд не требует (и даже не рекомендует) членам команды уходить на постоянную работу в фирму. Со второго года реализации проекта формирование постоянного штата фирмы, в том числе из числа ведущих разработчиков, будет являться одним из требований Фонда.

Под ведущими разработчиками Фонд не понимает исключительно ведущих учёных университета или института, которые могут в составе предприятия осуществлять выполнение НИОКР, в том числе в форме научного руководства или консультирования. Ведущие разработчики могут привлекаться и из других организаций. Фонд понимает под ними персонал, который может и реально будет осуществлять основной объём НИОКР на фирме.

Права на интеллектуальную собственность

К моменту подписания государственного контракта на выполнение НИОКР с участником программы (победителем конкурса) права на интеллектуальную собственность заявителей проекта и, соответственно, малой компании должны быть оформлены, или начат формально процесс их оформления (поданы заявки и т.д.). Режим охраны своих прав (патентное право, коммерческая тайна) устанавливают авторы. Если права принадлежат заявителям или другой организации (университет, институт и т.п.) надо предоставить компании право их использовать.

Так как оформление прав заявителей на интеллектуальную собственность целесообразно в любом случае, и если права еще не оформлены, то Фонд рекомендует приступить к началу их оформления, не дожидаясь результатов конкурса, чтобы уложиться в срок для заключения госконтракта с Фондом в случае победы на конкурсе.

Права на вновь создаваемую в процессе реализации проекта интеллектуальную собственность закрепляются за исполнителями контракта в соответствии со статьей 9.1 Патентного закона Российской Федерации № 22-ФЗ от 07.02.2003 г.

Для исключения ненужных дискуссий просим заявителей обратить внимание на то, что предусматриваемая этой статьёй возможность для государства получить себе неисключительную бесплатную лицензию на использование результатов для производства продукта, относится только к случаю возникновения ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАКАЗА (строго регламентированное понятие), первое право на выполнение которого будет предоставлено обладателю прав на интеллектуальную собственность.

Основные этапы реализации Программы

В Программе предполагается, что процесс развития малой инновационной компании займет до 3-х лет. От реализации проекта ожидается достижение достаточно высокой отдачи на инвестиции – до 30 млн. рублей объема реализации товара к окончанию третьего года проекта.

Первый этап реализации проекта (до 1 года) является «посевным», когда заявители за небольшие средства (до 750 тыс. рублей), предоставляемые им на безвозвратной основе на проведение НИОКР, осуществляют ряд действий – исследования, разработка прототипа продукта, его испытания, патентование, составление бизнес-плана и др., – которые позволят убедиться в реальности коммерциализации результатов научных исследований. Сами потенциальные предприниматели решают, какие из перечисленных действий им необходимо осуществить.

Реальной коммерциализацией для данной Программы считается развитие нового предприятия в конце третьего года до 5-20 сотрудников, имеющих данное предприятие как основное место работы (включая основных разработчиков), и с объемом реализации нового продукта (услуги) не менее 600 тыс. рублей на такого сотрудника в год.

Финансирование Фондом НИОКР осуществляется на безвозвратной и безвозмездной основе. Финансирование проектов осуществляется по этапам в соответствии с правилами расходования средств федерального бюджета.

Полный бюджет проекта по линии Фонда – до 4,5 млн. рублей, в том числе до 750 тыс. рублей на первый год выполнения проекта.

Заявители не всегда обращают внимание на слово «до» в обязательствах Фонда. Это проявляется при заключении госконтракта, особенно при его продолжении на второй год, когда переходящее на второй год предприятие в бизнес-плане приводит объем реализации продукции менее 20-30 млн. рублей в год к концу третьего года. В этом случае Фонд может снижать свои обязательства вне зависимости от обязательств инвестора. При развитии фирмы за 3 года до выручки в 4-5 млн. рублей в год вложения со стороны Фонда в 4,5 млн. рублей в НИОКР представляются чрезмерными. В этой связи заявители должны тщательней отнестись к анализу рынка и прогнозированию объемов и сроков продажи разрабатываемого ими продукта.

Фонд принимает исключительно на себя финансирование только первого года работ по проекту. Со второго года Фонд финансирует проект в двух случаях: или софинансирует проект вместе с внебюджетным инвестором (вариант «И») или софинансирует совместно с предприятием его инновационную деятельность (вариант «СР» - саморазвитие). Второй случай относится к ситуации, когда предприятие или не нашло инвестора, или считает нецелесообразным развиваться за счёт привлечения средств инвестора, но сумело в течение года приступить к реализации своей продукции; объёмы вложений со стороны Фонда при этом увязываются поквартально с достигнутыми предприятием объёмами реализации и фактическими темпами их прироста в предшествующий период. Выбор варианта «СР» в заявке предполагает достижение за первый год финансирования проекта выручки предприятия не менее 1 млн. рублей. При заключении госконтракта на первый год выполнения проекта не допускается замена указанных в заявке вариантов.

Подготовка и подача заявки в Программу

Проекты для финансирования из представленных заявок отбираются на конкурсной основе научно-инновационной общественностью в лице членов жюри и привлекаемых экспертов.

Жюри по отбору проектов на основе заявок работают по федеральным округам и в соответствии с тематическими направлениями по Программе.

Предполагается, что заявки подаются от имени физических лиц, указывающих место своей работы в момент подачи заявки.

Заявки представляются через Интернет в системе СТАРТ-ОНЛАЙН заполнением всех форм заявки (формы заполняются только через систему). При отсутствии у заявителя доступа в Интернет такой доступ на бесплатной основе может ему быть предоставлен в региональных представительствах Фонда по Программе «СТАРТ».

Обращаем внимание, что сведения конфиденциального характера, в том числе ноу-хау, не должны ни содержаться в заявке, ни сообщаться заявителями на заседании жюри.

К участию в конкурсе не будут допущены заявки, представленные не по форме, в том числе в случае отсутствия необходимых сведений в полях заявки. В случае установления недостоверности сведений, содержащихся в документах, представленных участником конкурса, установления факта проведения ликвидации участника конкурса, как юридического лица, Фонд вправе отстранить такого участника от участия в конкурсе на любом этапе его проведения.

Фонд выделяет средства на заработную плату только тем сотрудникам малого предприятия, которые были представлены в заявке как члены команды. Вывод людей из команды, представленных в заявке, и их замена на других может быть только в исключительных случаях. При этом Фонду от директора малого предприятия должно быть предоставлено отдельное обоснование этого с указанием конкретных причин. В заявке должна быть чётко указана роль каждого члена команды. В случае замены заявленного директора малого предприятия Фонд оставляет за собой право не заключать госконтракт. Это касается и ключевого персонала, представленного в заявке. Смета, представленная в госконтракте, должна соответствовать смете, представленной в заявке.

Не допускается участие любого члена команды заявителей в двух и более заявках одновременно. В этом случае госконтракт Фонд заключать не будет. Исключение делается для научного руководителя, при условии, что в другой заявке он занимает не ключевую роль (например, консультант). В этом случае его зарплата будет составлять не более 10% от максимального размера начисленной за счет средств Фонда заработной платы сотрудника.

Участник конкурса вправе подать только одну заявку. Исключение может быть сделано по участию в двух-трёх заявках только для научного руководителя. В каждой из заявок в этом случае должна быть ссылка на участие в других заявках с указанием бюджета времени на научное консультирование по ним.

Опыт реализации программы «СТАРТ» прошлых лет показал необходимость при подготовке заявки обратить внимание на следующие принципы:    

Направленность на вовлечение в инновационный процесс результатов научных исследований последних лет. Заявители часто не обращают внимания на это требование и предлагают для реализации научные результаты десяти - (и более) - летней давности, что не запрещено, но эксперты и жюри Программы при определении рейтинга заявки предпочтение отдают результатам, полученным в течение последних нескольких лет.

Направленность на коммерциализацию наиболее «наукоемких» направлений бизнеса. Заявители часто не обращают внимания на то, что одна из главных задач Программы «СТАРТ» – содействовать развитию высокотехнологичного бизнеса, т.е. или базирующегося на результатах значительных научных исследований, или исследований, требующихся для снятия рисков проекта для инвестора. Достаточно часто заявки не являются следствием таких НИОКР и их не требуют. Развитие бизнеса на основе таких заявок вполне и даже более вероятно, чем на «наукоемких» результатах, но эксперты и жюри Программы «СТАРТ» отдают предпочтение именно «наукоемкому» бизнесу.

Заявки принимаются с 9-00 час. 03 декабря 2007 года до 12-00 час. 01 февраля 2008 года. Время московское. Заявки, поступившие вне этого интервала времени, не рассматриваются. Если заявители после подачи заявки хотят внести в неё изменения, они должны быть внесены только в пределах этого интервала времени и до подписания заявки.

Ещё раз обращаем внимание заявителей на то, что заявки целесообразно подавать не в последнюю неделю до окончания приёма. Опыт показывает, что при этом повышается качество заявок и доля проходящих конкурс заявок.

Заявки принимаются только через систему СТАРТ-ОНЛАЙН.

Подробная информация о конкурсе и конкурсная документация размещаются на сайтах www.zakupki.gov.ru и www.fasie.ru.

Рассмотрение заявок

Процедура вскрытия заявок будет проведена Конкурсной комиссией Фонда 1 февраля 2008 года. Экспертиза заявок будет проведена до 21 февраля 2008 года. Решение о победителях конкурса будет принято до 1 марта 2008 года.

Заявки рассматриваются на тематических жюри в соответствии с указанным заявителем в заявке одним из тематических поднаправлений программы. Для повышения качества и ускорения процесса экспертизы заявок указываются не только ключевые слова, но и вводится обязательное требование по указанию кода разрабатываемого в ходе проекта продукта по международному патентному классификатору МПК8  (доступ к классификатору указан в форме заявки).

Заявка рассматривается в федеральном округе (территории), где проживает заявитель. (Заявки от заявителей из разных федеральных округов не рассматриваются).

Рассмотрение заявок происходит на заседаниях региональных тематических жюри Программы «СТАРТ-08» при личном собеседовании с заявителями в период с 10.02.2008г. по 28.02.2008 г. Присутствие будущего директора компании обязательно.

Речь идёт именно о директоре компании, а не о научном руководителе, если это не одно и то же лицо. Присутствие научного руководителя и, особенно, будущего инвестора только приветствуется.

Плата за проведение экспертизы с заявителя не взимается. Заявитель прибывает на заседание жюри за свой счет. Он же несет расходы на создание предприятия.

Фонд применяет процедуру отклонения от участия в конкурсе по формальным признакам для тех заявителей, которые “упорно” не желают читать или слушать рекомендации Фонда по составлению заявки. Эксперты отказываются терять время на экспертизу заявок, которые нельзя сопоставить по качеству с другими заявками из-за неполноты отражения в них важных для экспертного заключения аспектов. Фонд не может позволить себе неэффективные затраты средств на экспертизу таких заявок. Разделы заявок, отсутствие сведений по которым или несоответствие их представления приводимым в формах заявки образцам, явится достаточной причиной для отклонения заявки от участия в конкурсе по формальным признакам. Фонд может отстранить заявителя от участия в конкурсе на любом его этапе в случае наличия в представленных документах недостоверных сведений таких как о правах на интеллектуальную собственность, месте работы, финансовом или юридическом состоянии компании. В случае подачи заявки от лица компании она не должна находиться под процедурами ликвидации или банкротства, иметь задолженности по обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды (при наличии такого рода ситуаций до подачи заявки необходимо проконсультироваться с Фондом).

Основные критерии оценки заявок

Для оценки заявок применяются следующие основные критерии:

1. «Научно-техническая часть проекта»

-       уровень научного результата (идеи, и т.п.), который предполагается коммерциализовать;

-       насколько ясно показаны научно-технические риски проекта, которые не позволяют инвестору уже сейчас начать финансирование проекта;

-       уровень обоснованности проведения НИОКР, выполнение которых устранит научно-технические риски проекта;

-       отражение степени компетентности заявителей в представленных публикациях;

-       качество патентного поиска (проверка новизны и наличия ближайших аналогов );

-       качество защиты представленных в заявке прав на интеллектуальную собственность, если она есть (при отсутствии прав - уровень обоснованности возможности их защиты).

2. «Коммерциализуемость научно-технических результатов»:

-       весомость аргументации заявителя, почему предлагаемый полученный результат может стать основой бизнеса;

-       обоснованность стратегии коммерциализации;

-       уровень анализа потребностей рынка (ниши и масштабы), общий и платежеспособный спрос;

-       насколько полно приведены конкурентные (альтернативные) продукты и производители, конкурентные преимущества продукта заявителей (технические, ценовые и т.п.);

-       уровень оценок рисков коммерциализации, согласны ли, на взгляд эксперта, потребители и инвесторы с такой оценкой рисков.

3. «План действий по реализации проекта»:

-       полнота описания этапов работы (НИОКР, образцы, начало производства, его развитие), обоснованность представленных этапов, как представлено развитие компании по работе в целом по годам.

-       как представлена (во времени и по методам) работа с инвестором и продвижение продукта на рынок. Имеется ли информация о контактах заявителя с инвестором и потребителями. Если да, то что у них вызывает сомнения в реализации проекта

-       насколько обоснованы смета и календарный план НИОКР (подробно – по формам в приложении – на первый год проекта) для снятия завышенного риска инвестора и укрупненно на 2-й и 3-й год реализации проекта – по завершению НИОКР для освоения продукции.

-       каковы действия по защите прав на интеллектуальную собственность;

-       имеются ли неопределенные моменты (риск в плане действий), намерения по их уменьшению;

-       насколько ясно представлена организация управления проектом.

4. «План развития предприятия» (Ожидаемые результаты)

-       ясно ли представлены темпы развития малого предприятия и достигаемый уровень капитализации на третий год действия заказа (контракта);

-       приведен ли в заявке объём коммерциализации по величинам годового оборота и выработки на одного работающего к окончанию срока действия контракта;

-       насколько реальны указанные сроки окупаемости работы;

-       соотношение обоснованных объемов реализации продукции по проекту и запрошенных бюджетных средств;

-       обоснован ли уровень заработной платы сотрудников малого предприятия;

-       будет ли в результате выполнения проекта создана новая интеллектуальная собственность.

5. «Характеристика команды заявителей»:

-       уровень квалификации и научно-технический потенциал участников конкурса;

-       как могут повлиять на реализацию проекта демографические данные членов коллектива;

-       имеется ли опыт работы с инновационными проектами у членов коллектива;

-       насколько полно дана информация по переходу заявителей на работу в малое предприятие;

-       обоснование выбора директора малого предприятия (уровень квалификации);

-       уровень качества представления материалов заявки на конкурс.

Оформление государственного контракта

С победителями конкурса (малыми предприятиями) Фонд заключает государственный контракт на выполнение НИОКР. Содержание и сроки выполнения основных этапов НИОКР и затраты на них определяются календарным планом и сметой работ, являющимися неотъемлемой частью государственного контракта.

Обращаем внимание на то, что поля заявки, относящиеся к календарному плану и смете должны быть заполнены в соответствии с приложенными образцами. Конкурс признаётся завершённым со дня заключения государственного контракта. Срок заключения контракта – 20 дней со дня публикации на сайте Фонда о том, что рассмотренная на жюри заявка победила на конкурсе. В случае обоснованной невозможности заключения контракта в срок (болезнь, непредвиденные трудности при создании компании) Фонд должен быть уведомлен об этом письменно за подписью руководителя проекта не позднее, чем за 10 дней до окончания срока заключения государственного контракта. При отсутствии уведомления и незаключении контракта в установленный срок победитель конкурса признаётся уклонившимся от подписания контракта.

Для того, чтобы после победы на конкурсе не сталкиваться с «непредвиденными» трудностями (например, процедуры создания малого предприятия или урегулирования отношений по оформлению прав на интеллектуальную собственность) Фонд настоятельно рекомендует заявителям начинать прорабатывать эти вопросы сразу же после принятия ими решения об участии в конкурсе по Программе «СТАРТ-08».

В рамках госконтракта предусматривается согласие заявителей на проведение независимого мониторинга выполнения проекта.

Если заявители в первый год реализации проекта выполняют его на площадях своего института или университета и сохраняют их в виде основного места работы, то обратите внимание на то, что предоставляемые Фондом по контракту средства на НИОКР могут использоваться на оплату аренды помещений и другого имущества организации только в очень небольших размерах (в пределах до половины 10%-ной доли на «прочие» расходы). При пользовании всеми остальными ресурсами организации также необходимо урегулировать все вопросы с организацией, чтобы исключить возможные будущие споры о правах на создаваемые в процессе НИОКР научный результат или интеллектуальную собственность. В этом случае к контракту прилагается письмо руководителя научной организации об урегулировании всех правоотношений.

В конце первого года реализации проекта заявители представляют научный отчет, подтверждение оформления прав на интеллектуальную собственность, баланс малого предприятия, заключение монитора по проекту (если мониторинг осуществляется по решению Фонда), бизнес-план реализации проекта на последующие два года, документальное подтверждение начала финансирования развития проекта (фирмы) внебюджетным инвестором.

По результатам анализа представленных материалов Фонд принимает решение о продлении или прекращении финансирования проекта.

Подпрограммы «СТАРТ-08»

В 2008 году в рамках Программы «СТАРТ-08» реализуются следующие целевые подпрограммы:

Программа «СТАРТ-ИНВЕСТ»;

Партнерская программа для заявителей Республики Татарстан - «Идея -1000»;

Программа «МАЙКРОСОФТ-БИЗНЕС-СТАРТ».

Контактные реквизиты Фонда 

Адрес Фонда: 119334 Москва, Ленинский просп., д. 49.

Адрес электронной почты: info@fasie.net

Телефоны: (495) 231-19-01

Факс: (495) 231-19-02

Адреса уполномоченных представительств Фонда по Программе «СТАРТ-08».






Источник: Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере




Файлы для скачивания:
Комментарии по программе Старт-08  (kommentarii_po_programme.doc, 34 Кб)