Россия должна стать восприимчивой к инновациям


Правительство РФ намерено способствовать появлению новых инновационных компаний и продолжать оказывать помощь малому и среднему бизнесу, заявил премьер-министр РФ Владимир Путин в интервью.

Какие меры принимает Правительство, чтобы создать условия для эффективной работы небольших компаний? Существует точка зрения, что малый бизнес сегодня недостаточно защищен: отечественная кредитная политика практически не учитывает его интересы, игнорируются они и при определении тарифов на электроэнергию и газ.

Правительство ежегодно формирует специальные пакеты стимулирования малого и среднего бизнеса. В 2007 году была принята новая редакция закона о поддержке предпринимательства, в 2008-м – законы о сокращении числа проверок, отмене так называемых внепроцессуальных полномочий органов внутренних дел, переходе к уведомительному порядку открытия нового дела в 20 наиболее востребованных видах бизнеса. В 2009 году мы разрешили регионам устанавливать пониженную ставку налога на малый бизнес, резко увеличили круг компаний, которые могут применять упрощенную систему налогообложения, освободили значительную часть индивидуальных предпринимателей от необходимости использовать кассовые аппараты.

В 2010 году планируем расширить применение патентной системы налогообложения, а также предоставить малым предприятиям право требовать выкупа арендуемого ими государственного и муниципального имущества. Принято решение и о льготах на подключение к электросетям для объектов небольшой мощности. Кредитная программа Внешэкономбанка по поддержке малого и среднего предпринимательства в текущем году будет профинансирована в размере 100 млрд рублей.

И, разумеется, из года в год растет прямая бюджетная поддержка малого и среднего бизнеса. В 2010 году на эти цели уже выделено 10 млрд рублей. Мы планируем, что из антикризисного фонда будет добавлено еще 6 млрд.

Уверен, что эти меры уже дают ощутимый результат. В перспективе вклад малого и среднего бизнеса в развитие России, в диверсификацию и обновление ее экономики будет увеличиваться. Причем не только в традиционных сферах приложения сил, но и в высокотехнологичных областях – машиностроении, науке, телекоммуникациях.

Как Вы относитесь к идее создания специальной государственной структуры по защите и поддержке малого предпринимательства?

Вы знаете, такой опыт у нас был, но вряд ли его можно признать успешным. Сегодня за эту сферу отвечает Министерство экономического развития. И уверяю Вас, что это мощное ведомство отстаивает интересы предпринимателей жестко и эффективно.

Часто приходится слышать, что чиновники на местах игнорируют решения федеральной власти. Какие более действенные рычаги контроля над исполнением федеральных решений будут внедряться?

Не будем забывать: Россия – федеративное государство. Все уровни власти в нашей стране имеют определенную автономию. И это огромное преимущество. Здоровая территориальная конкуренция, инициатива на местах – эффективные стимулы для модернизации. Не случайно во многих странах с развитым высокотехнологичным сектором, например в США, Германии, Швейцарии, сильна территориальная самостоятельность.

С другой стороны, сегодня у нас достаточно работоспособных механизмов, обеспечивающих соблюдение закона и скоординированную работу на всех уровнях государственного управления. Есть прокуратура, механизмы финансового контроля. Работает система, позволяющая оценить эффективность органов государственной власти и местного самоуправления. Крайняя мера – право президента России выразить недоверие главе региона.

Но в то же время подчеркну, что меры контроля со стороны федеральной власти не являются и не могут быть исчерпывающими. Нужна ответственность региональных властей перед гражданами. Население дает оценку государственным органам через выборы законодательной власти, через партийные предпочтения. Считаю, что этот механизм обратной связи не менее эффективен, чем любой контроль сверху.

В последнее время много говорят об инновациях. В России уже создаются технопарки, исследовательские центры, бизнес-инкубаторы. Вкладываются значительные средства, однако результаты деятельности этих организаций не для всех очевидны. Некоторые эксперты считают финансирование инноваций преждевременным и предлагают сосредоточиться сначала на модернизации промышленности и инфраструктуры, создав таким образом ту часть экономики, которая и породит спрос на инновации. Может быть, их доводы резонны?

Названные Вами задачи не противоречат друг другу. Нельзя делить их на этапы: сегодня улучшать качество инфраструктуры и образования, завтра модернизировать промышленность, а затем думать над созданием технопарков и бизнес-инкубаторов. Политика развития предполагает единый процесс. И потому мы стараемся действовать сбалансированно.

Согласитесь, что без роста производительности труда, внедрения энергосберегающих технологий, использования новых материалов и решений, то есть без технологических и организационных инноваций сложно представить экономическое лидерство в таких традиционных отраслях, как ТЭК, строительство, торговля, транспорт или сельское хозяйство. То же самое в социальной сфере – в медицине и образовании. Было бы странно вкладывать средства в ремонт поликлиник или школ, но при этом отложить до лучших времен внедрение современных методов лечения и обучения.

Для всех субъектов предпринимательской деятельности, независимо от их «инновационного статуса», одинаково важны такие факторы развития, как благоприятный инвестиционный климат, здоровая конкурентная среда и доступ к долгосрочным кредитным ресурсам.
Также сложно согласиться с утверждением, что вложения средств в институты развития, созданные в последние годы, не приносят адекватной отдачи. У нас есть примеры эффективной деятельности особых экономических зон в Липецке, Татарстане или Томске, индустриальных парков в Калужской области, технопарка в новосибирском Академгородке. Просто требуется чуть больше времени, чтобы эти и многие другие проекты заработали на полную мощность.

Какого эффекта Вы ожидаете от внедрения мер по стимулированию инновационной деятельности, в том числе в сфере налогового администрирования?

Для начала приведу лишь несколько цифр. Удельный вес инновационной продукции в российской экономике – немногим более 5 процентов. Доля предприятий, внедряющих технологические инновации, – меньше 10 процентов.

Причин здесь много. Так, у нас практически не было эффективных экономических стимулов к внедрению инноваций. Отсутствовала здоровая конкурентная среда, которая подталкивает предприятия к обновлению. В зачаточном состоянии находилась национальная инновационная инфраструктура. Сказывался и дефицит длинных денег, необходимых для инновационных проектов.

Число инновационных компаний, безусловно, должно расти. Любой результат, который позволит укрепить позиции России на рынках инновационной продукции и услуг, уже оправдает наши усилия.

В ближайшее время Правительство внесет в Госдуму пакет налоговых законопроектов по стимулированию инноваций. Среди основных нововведений назову освобождение нового энергоэффективного оборудования от налога на имущество предприятий сроком на три года. Планируется уточнить порядок учета расходов на НИОКР и механизмы начисления амортизации, дать возможность малым внедренческим предприятиям, созданным вузами и научными центрами, беспрепятственно переходить на упрощенную систему налогообложения.

И самое главное – будут приняты решения по компенсации роста фискальной нагрузки на фонд оплаты труда для компаний, занятых в сфере информационных технологий, а также для резидентов технико-внедренческих зон и средств массовой информации. Для них ставка страховых взносов будет повышаться не сразу, а плавно в течение переходного периода.

Мы ориентируем налоговую службу на принципиальные изменения во взаимодействии с налогоплательщиками. Нужно помогать бизнесу грамотно использовать предоставленные возможности, а не преследовать за несущественные ошибки.

Но, разумеется, стимулирование инноваций не ограничивается выстраиванием «дружественной» налоговой системы. Не менее важны изменения в таможенном администрировании, которое не должно создавать препятствий для импортеров и экспортеров продукции с высокой добавленной стоимостью. Мы будем постепенно подталкивать бизнес к внедрению новых технологий, ужесточая нормы технического регулирования, вводя современные стандарты экологической безопасности и энергосбережения.

Сейчас законодательно не определено, что следует понимать под инновацией, инновационным бизнесом и инновационной деятельностью. Существует масса толкований этих понятий. Может быть, стоит закрепить точные формулировки в нормативных актах?

Вряд ли стоит придумывать собственные определения, когда сложилось общепризнанное понимание терминов. Во всем мире инновации – это внедрение нового, усовершенствованного продукта, товара или услуги. И ключевое слово здесь – именно «внедрение». Отсюда одна из наших основных задач: создавать условия для превращения знаний и технологий в продукт, востребованный экономикой, социальной сферой, конкретными людьми.

Для этого и были созданы институты развития. Спектр их широк – от особых экономических зон до инвестиционного фонда. Перед нами стоит задача открыть дорогу для массового внедрения инноваций во всех областях – в системе управления, производстве, социальной сфере. Россия должна стать восприимчивой к инновациям. В этом вопрос нашего будущего, наших позиций и конкурентоспособности в мире завтрашнего дня.

На построение какого типа экономики в России ориентируется правительство? Как Вы сформулируете идею развития нашего государства для каждого гражданина Российской Федерации вне зависимости от того, бизнесмен он, чиновник или наемный работник?

Думаю, у нас у всех общая цель – жить в государстве с большими возможностями и высокими социальными стандартами. Все мы хотим по праву гордиться своей страной. Считаю, что ключ к решению этой задачи – ответственность. Каждый из нас призван нести ответственность – за свой дом, двор, работу или бизнес, за состояние дел в регионе и стране в целом. Люди должны взять судьбу в свои руки, выбирать ответственную власть. Со своей стороны государство будет последовательно расширять пространство для личной инициативы – и в сфере предпринимательской деятельности, и в реализации социальных и гуманитарных проектов. Ведь ответственность не возникнет там, где для нее нет места.



По материалам Комиссии при Президенте РФ по модернизации и технологическому развитию экономики России - www.rosmod.ru, 27.05.2010