МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

В ОБЛАСТИ ПРИКЛАДНОЙ МАТЕМАТИКИ И УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ СТРУКТУРЫ И СОДЕРЖАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ АТТЕСТАЦИОННЫХ ИСПЫТАНИЙ
ПО НАПРАВЛЕНИЮ
657000 УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ

Одобрено учебно-методическим

советом по направлению

657000 Управление качеством

протокол № ______

от « ____» ____________ 200 __ г.

Председатель совета

______________ ( проф. Азаров В.Н.)

Москва 2002 г.

1. Общие положения

Государственным образовательным стандартом по направлению подготовки

657000 Управление качеством, утвержденным Минобразованием России

« 27 » марта 2000 г. ( регистрационный № 277 тех/дс ) предусмотрена государственная аттестация выпускников в виде:

а) государственного экзамена;

б) защиты выпускной квалификационной работы.

2. Определение содержания государственных испытаний

2.1 Виды деятельности выпускников и соответствующие им задачи профессиональной деятельности.

Инженер – менеджер по направлению подготовки «Управление качеством» может быть подготовлен к следующим видам деятельности и решению следующих типовых задач:

а) производственно-технологическая деятельность:

- непрерывное исследование производственных процессов с целью выявления производительных действий и потерь;

- -разработка технологических основ формирования качества и производительности труда;

- метрологическое обеспечение проектирования, производства, эксплуатации технических изделий и систем;

- разработка методов и средств повышения безопасности и экологичности технологических процессов;

- организация информационных технологий в управлении качеством и защита информации;

- осуществление сертификации систем управления качеством;

- проведение метрологической поверки средств измерений технологических процессов производства;

б) организационно-управленческая деятельность:

- организация действий, необходимых при эффективной работе системы управления качеством;

- организация службы управления персоналом;

- определение содержания управленческого учета и практическое использование показателей переменных и постоянных затрат на обеспечение качества продукции;

- инвестиции и методы оценки их экономической эффективности;

- управление материальными и информационными потоками при производстве продукции и оказании услуг в условиях всеобщего управления качеством;

- организация контроля и проведения испытаний в процессе производства;

- организация мероприятий по улучшению качества продукции и оказания услуг;

в) научно-исследовательская деятельность:

- анализ, синтез и оптимизация процессов обеспечения качества испытаний, сертификации продукции с применением проблемно-ориентированных методов;

разработка и исследование моделей систем управления качеством;

анализ состояния и динамика показателей развития систем управления

качеством продукции и услуг;

- анализ и разработка новых более эффективных методов и средств контроля за технологическими процессами;

разработка и анализ эффективных методов обеспечения качества;

исследование и разработка моделей систем качества и обеспечение

эффективного функционирования;

исследование, анализ и разработка статистических методов контроля качества;

исследование методов планирования качества;

исследование и разработка принципов обеспечения и управления качеством

продукции и услуг.

г) проектная деятельность:

- разработка современных методов проектирования систем управления качеством, формирование целей проекта, критериев и показателей достижения целей, построения структуры их взаимосвязей, выявление приоритетов решения задач с учетом нравственных аспектов деятельности;

- проектирование и совершенствование коммуникационных процессов и процедур признания заслуг качественно выполненной работы;

проектирование процессов с целью разработки стратегии никогда не

прекращающегося улучшения качества;

- использование информационных технологий и систем автоматизированного проектирования в профессиональной сфере на основе системного подхода;

- проектирование моделей систем управления качеством с построением обобщенных вариантов решения проблемы и анализом этих вариантов, прогнозирование последствий каждого варианта, нахождение решения в условиях многокритериальности и неопределенности.

2.2. Квалификационные требования (профессиональные функции), необходимые для выполнения каждой из указанных выше профессиональных задач.

Для решения профессиональных задач инженер-менеджер должен:

- владеть культурой мышления, знать общие его законы, быть способным в письменной и устной речи правильно (логично) оформить его результаты;

- уметь на научной основе организовать свой труд, владеть компьютерными методами сбора , хранения и обработки информации;

- владеть знаниями основ производственных отношений и принципами управления с учетом технических, финансовых и человеческих факторов;

- разрабатывать и принимать участие в реализации мероприятий по повышению эффективности производства, направленных на сокращение расхода материалов, снижения трудоемкости, повышения производительности труда;

- анализировать причины брака и выпуска продукции низкого качества, разрабатывать мероприятия по их предупреждению;

- разрабатывать методы технического контроля и испытания продукции;

- знать методы управления персоналом, уметь организовывать работу исполнителей, находить и применять управленческие решения в условиях различных мнений, знать основы педагогической деятельности;

- уметь поставить цель и сформулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций, уметь использовать для их решения методы изученных им наук;

- быть способным в условиях развития науки и изменяющейся социальной практики к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей, уметь приобретать знания, используя современные информационные образовательные технологии;

- быть способным к практической деятельности в профессиональной сфере на основе системного подхода, уметь строить и использовать модели для описания и прогнозирования различных явлений, осуществлять их качественный и количественный анализ;

- знать и уметь использовать методы теории вероятности и математической статистики при анализе технологических процессов;

- знать основные свойства операционных систем и уметь их использовать для выполнения операций с файлами;

- иметь представление об аппаратных средствах персональных ЭВМ, локальных и глобальных вычислительных сетях;

- владеть навыками работы с распространенными программными оболочками и утилитами для персональных ЭВМ, текстовыми редакторами и электронными таблицами;

- знать основные возможности управления базами данных и уметь их использовать в профессиональной деятельности;

- владеть методами оценки и контроля качества в своей деятельности;

- понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную область его деятельности, видеть их взаимосвязь в целостной системе знаний.

2.3. Соответствие профессиональных функций и требований к профессиональной подготовке выпускника.

Таблица 1.

Требования к профессиональной подготовке выпускника

Профессиональные функции видов деятельности

Производственно-технологической

Организационно-управленческой

Научно-исследовательской

Проектной

иметь целостное представление о процессах и явлениях, происходящих в живой и неживой природе, понимать возможности современных научных методов познания природы и владеть ими на уровне, необходимом для решения задач, имеющих естественнонаучное содержание и возникающих при выполнении профессиональных функций;

х

х

х

х

знать задачи своей профессиональной деятельности, их характеристики (модели), характеристики методов, средств, технологий, алгоритмов решения этих задач;

х

х

х

х

уметь корректно формулировать задачи (проблемы) своей деятельности (проекта, исследования), устанавливать их взаимосвязи, строить модели систем задач (проблем), анализировать, диагностировать причины появления проблем;

х

х

х

х

уметь формулировать цели проекта (программы) решения задач (проблем), критерии и показатели достижения целей, строить структуры их взаимосвязей, устанавливать приоритеты решения задач (проблем), учитывать нравственные аспекты деятельности;

х

х

х

х

уметь прогнозировать динамику, тенденции развития объекта, процесса, задач, проблем, их систем, пользоваться для этого формализованными моделями, методами;

х

x

х

x

владеть современными методами проектирования: уметь строить обобщенные варианты (или концепции) решения проблемы, задачи (или их систем), анализировать эти варианты, прогнозировать последствия каждого варианта, синтезировать альтернативные варианты, находить компромиссные решения в условиях многокритериальности, неопределенности, планировать реализацию проекта;

х

х

х

владеть методами обучения в процессе деятельности, обучения новым методам, средствам деятельности, приобретения новых знаний, в том числе, используя современные образовательные технологии, программы ЭВМ; уметь рефлексировать (моделировать, анализировать, оценивать) свою интеллектуальную деятельность, деятельность в кооперации с коллегами;

х

х

х

х

владеть компьютерными методами сбора, хранения и обработки (редактирования) информации, применяемой в сфере профессиональной деятельности;

х

х

х

х

уметь пользоваться системами моделей объектов (процессов) деятельности или выбирать (строить) адекватные объекту модели;

х

х

х

знать основные этапы жизненного цикла изделия, продукции или услуги;

х

х

х

х

знать и быть приверженным принципам всеобщего управления качеством;

х

x

х

х

знать основные подходы к управлению качеством;

х

х

х

х

владеть основными инструментами управления качеством;

х

х

х

х

знать основы законодательства по защите прав потребителя, охраны труда и окружающей среды;

х

х

х

х

владеть информационными технологиями в обеспечении качества;

х

х

х

х

знать международные стандарты систем обеспечения качества;

х

х

х

х

уметь на основе концепции всеобщего управления качеством сформулировать перспективную политику развития организации и разработать систему ее реализации;

х

х

уметь вести необходимую документацию по созданию системы обеспечения качества и контролю ее эффективности;

х

х

х

х

уметь выявлять и проводить оценку производительных и непроизводительных затрат;

х

х

х

х

уметь проводить корректирующие и превентивные мероприятия, направленные на улучшение качества;

х

х

х

уметь анализировать состояние и динамику объектов деятельности с использованием необходимых методов и средств анализа;

х

х

х

знать методы системного анализа;

х

х

х

х

уметь делать обоснованные, доказательные выводы;

х

х

х

х

уметь осуществлять деятельность в кооперации с коллегами, находить компромиссы при совместной деятельности;

х

х

х

уметь осуществлять мониторинг и владеть методами оценки прогресса в области улучшения качества;

х

х

уметь развивать партнерство в процессе улучшения качества, то есть налаживать в этой области отношения с потребителями и поставщиками;

х

х

владеть методами изучения, планирования, управления и аудита систем качества;

х

х

х

х

быть способным планировать, прививать навыки и консультировать работников всех подразделений по организации действий, направленных на непрерывное улучшение качества;

х

х

владеть проблемно-ориентированными методами анализа, синтеза и оптимизации процессов обеспечения качества;

х

х

х

2.4. Требования к профессиональной подготовленности выпускника, необходимые для выполнения им профессиональных функций, и соответствующие виды государственных аттестационных испытаний.

Таблица 2.

Требования к профессиональной подготовке

Вид аттестационного испытания

Примечание

гос. экзамен

защитаВКР

иметь целостное представление о процессах и явлениях, происходящих в живой и неживой природе, понимать возможности современных научных методов познания природы и владеть ими на уровне, необходимом для решения задач, имеющих естественнонаучное содержание и возникающих при выполнении профессиональных функций;

Текущая аттестация

знать задачи своей профессиональной деятельности, их характеристики (модели), характеристики методов, средств, технологий, алгоритмов решения этих задач;

х

х

уметь корректно формулировать задачи (проблемы) своей деятельности (проекта, исследования), устанавливать их взаимосвязи, строить модели систем задач (проблем), анализировать, диагностировать причины появления проблем;

х

уметь формулировать цели проекта (программы) решения задач (проблем), критерии и показатели достижения целей, строить структуры их взаимосвязей, устанавливать приоритеты решения задач (проблем), учитывать нравственные аспекты деятельности;

х

уметь прогнозировать динамику, тенденции развития объекта, процесса, задач, проблем, их систем, пользоваться для этого формализованными моделями, методами;

х

владеть современными методами проектирования: уметь строить обобщенные варианты (или концепции) решения проблемы, задачи (или их систем), анализировать эти варианты, прогнозировать последствия каждого варианта, синтезировать альтернативные варианты, находить компромиссные решения в условиях многокритериальности, неопределенности, планировать реализацию проекта;

х

х

владеть методами обучения в процессе деятельности, обучения новым методам, средствам деятельности, приобретения новых знаний, в том числе, используя современные образовательные технологии, программы ЭВМ; уметь рефлексировать (моделировать, анализировать, оценивать) свою интеллектуальную деятельность, деятельность в кооперации с коллегами;

Текущая аттестация

владеть компьютерными методами сбора, хранения и обработки (редактирования) информации, применяемой в сфере профессиональной деятельности;

х

уметь пользоваться системами моделей объектов (процессов) деятельности или выбирать (строить) адекватные объекту модели;

х

х

знать основные этапы жизненного цикла изделия, продукции или услуги;

х

х

знать и быть приверженным принципам всеобщего управления качеством;

х

х

знать основные подходы к управлению качеством;

х

х

владеть основными инструментами управления качеством;

х

х

знать основы законодательства по защите прав потребителя, охраны труда и окружающей среды;

х

владеть информационными технологиями в обеспечении качества;

х

знать международные стандарты систем обеспечения качества;

х

х

уметь на основе концепции всеобщего управления качеством сформулировать перспективную политику развития организации и разработать систему ее реализации;

х

уметь вести необходимую документацию по созданию системы обеспечения качества и контролю ее эффективности;

х

х

уметь выявлять и проводить оценку производительных и непроизводительных затрат;

х

уметь проводить корректирующие и превентивные мероприятия, направленные на улучшение качества;

х

уметь анализировать состояние и динамику объектов деятельности с использованием необходимых методов и средств анализа;

х

знать методы системного анализа;

х

уметь делать обоснованные, доказательные выводы;

х

х

уметь осуществлять деятельность в кооперации с коллегами, находить компромиссы при совместной деятельности;

х

уметь осуществлять мониторинг и владеть методами оценки прогресса в области улучшения качества;

х

уметь развивать партнерство в процессе улучшения качества, то есть налаживать в этой области отношения с потребителями и поставщиками;

х

владеть методами изучения, планирования, управления и аудита систем качества;

х

х

быть способным планировать, прививать навыки и консультировать работников всех подразделений по организации действий, направленных на непрерывное улучшение качества;

х

владеть проблемно-ориентированными методами анализа, синтеза и оптимизации процессов обеспечения качества;

х

3. Требования к выпускнику, проверяемые в ходе

государственного экзамена (ТЭК)

3.1. Перечень основных учебных модулей (ОУМ) – дисциплин образовательной программы, обеспечивающих получение соответствующей профессиональной подготовленности выпускника, проверяемой в процессе государственного экзамена.

Таблица 3.

Требования к профессиональной подготовке

Дисциплины образовательной программы (разделы)

Примечание

Менеджмент и маркетинг

Всеобщее управление качеством

Средства и методы управления качеством

Управление процессами

Управление персоналом

Технология и организация производства продукции и услуг

1

2

3

4

5

6

7

8

знать задачи своей профессиональной деятельности, их характеристики (модели), характеристики методов, средств, технологий, алгоритмов решения этих задач;

х

х

х

х

х

владеть компьютерными методами сбора, хранения и обработки (редактирования) информации, применяемой в сфере профессиональной деятельности;

х

х

х

уметь пользоваться системами моделей объектов (процессов) деятельности или выбирать (строить) адекватные объекту модели;

х

знать основные этапы жизненного цикла изделия, продукции или услуги;

х

знать и быть приверженным принципам всеобщего управления качеством;

х

х

х

знать основные подходы к управлению качеством;

х

х

владеть основными инструментами управления качеством;

х

х

х

знать основы законодательства по защите прав потребителя, охраны труда и окружающей среды;

х

х

х

х

знать международные стандарты систем обеспечения качества;

х

х

уметь вести необходимую документацию по созданию системы обеспечения качества и контролю ее эффективности;

х

х

х

уметь выявлять и проводить оценку производительных и непроизводительных затрат;

х

х

уметь проводить корректирующие и превентивные мероприятия, направленные на улучшение качества;

х

х

х

знать методы системного анализа;

х

х

х

х

владеть методами изучения, планирования, управления и аудита систем качества;

х

х

х

Перечень вопросов, выносимых для проверки на государственном экзамене (программа государственного экзамена).

1.Менеджмент и маркетинг

1.1. Методологические основы менеджмента. Инфраструктура менеджмента, социофакторы и этика менеджмента. Интеграционные процессы в менеджменте.

1.2. Моделирование ситуаций и разработка решений. Природа и состав функций менеджмента. Стратегические и тактические планы в системе менеджмента. Организационные отношения в системе менеджмента.

1.3. Регулирование и контроль в системе менеджмента. Мотивация деятельности в системе менеджмента. Динамика групп и лидерство в системе менеджмента. Управление человеком и управление группой.

1.4. Роль маркетинга в экономическом развитии. Товар и маркетинговая деятельность. Формирование товарной политики и рыночной стратегии. Организация деятельности маркетинговой службы.

2. Всеобщее управление качеством

2.1. Принципы и содержание философии TQM. Связь TQM со стандартами серии ИСО 9000 и ИСО 14000. Интеграция задач TQM с задачами бизнеса и интересами общества (экология, безопасность). Лидерство в обеспечении качества.

2.2. Международные стандарты серии ИСО 9000 по управлению качеством и обеспечению качества. Особенности семейства стандартов ИСО 9000 версии 2000 года. Основные принципы менеджмента качества в стандартах ИСО 9000 – 2000 г. Модель процесса менеджмента качества.

2.3. Модели менеджмента качества. Принципы и методы модели TQM. Модель Business Excellence. Международные и Российские премии в области качества. Использование различных моделей в деятельности организации (предприятия).

2.4. Юридические и нормативные факторы. Законодательство: национальное и международное законодательство. Ответственность за некачественную продукцию. Ответственность по контракту, гарантии. Национальные и международные нормативы.

3. Средства и методы управления качеством

3.1. Планирование деятельности по осуществлению TQM. Интеграция TQM в стратегию бизнеса. Выбор метода реализации. Плановое введение

изменений. Основные этапы осуществления TQM. Установление целей развития в количественном выражении. Критические факторы успеха и процессы. Обеспечение качества процессов и его непрерывного улучшения.

3..2. Создание организационной структуры для осуществления TQM. Управление организацией, направленное на достижение успеха. Структура организации, разделение труда, необходимость координации. TQM как основа стратегического планирования и менеджмента бизнеса. Процесс управления работой. Осуществление TQM как важный проект руководства. Совет и команды по качеству, комиссии TQM в подразделениях. Реализация TQM и организационные изменения. Перераспределение полномочий и ответственности между руководителями и работниками. Развитие организации на основе изменений корпоративной культуры.

3.3. Использование информационных технологий при осуществлении TQM. Коммуникационный процесс и современные информационные технологии.

Информационные потоки и их содержание при отсутствии TQM, формы осуществления (технология) передачи информации.

4. Управление персоналом

4.1. Цели, функции и организационная структура службы управления персоналом. Цели и основные задачи службы управления персоналом предприятия (организации).

Стратегия деятельности предприятия (организации) в области управления персоналом.

Стратегия предприятия и практика кадровой работы. Характеристика основных типов стратегии предприятия. Организационная структура службы управления персоналом предприятия (организации). Основные структурные подразделения по управлению кадрами.

4.2. Методы сбора и анализа информации в системе управления персоналом. Классификация методов сбора и анализа информации: наблюдения, опрос, анализ документов, эксперимент. Исследование и анализ затрат рабочего времени наблюдением. Виды опроса: интервьюирование, анкетирование, экспертный опрос, социометрический опрос.

4.3. Кадровое обеспечение предприятия (организации). Структура персонала предприятия (организации). Показатели численности и кадрового состава. Календарный, номинальный и эффективный фонд рабочего времени. Текучесть кадров. Причины текучести кадров на предприятии. Показатели движения кадров: оборот по приему, оборот по выбытию, коэффициент текучести, коэффициент стабильности кадров.

4.4. Планирование потребности в персонале. Основная задача планирования потребности в персонале. Влияние эффективного планирования на кадровую деятельность предприятия. Методы прогнозирования и планирования потребности в человеческих ресурсах. Метод экстраполяции. Метод скорректированной экстраполяции. Экспертные оценки. Математические методы расчета потребности в кадрах. Оптимизация численности персонала.

5. Управление процессами

5.1. Статистические методы управления процессами. Принятие решений на основе выборки и неполной информации о процессе.

5.2. Управление процессами. Управление документацией, конструкторскими изменениями, менеджментом, поставками. Определение и документирование требований к поставкам. Выбор поставщиков и способов управления поставками. Управление каналами осуществления поставок.

5.3. Проектирование процессов. Управление входными данными и ресурсами. Изучение, проверка и подтверждение эффективности процесса.

5.4. Испытания продукции. Методы испытаний. Документирование испытаний. Периодичность испытаний.

6. Технология и организация производства продукции и услуг

6.1. Основные этапы производства изделий. Технические процессы изготовления деталей, сборки, испытаний т регулирования.

6.2. Экономическая эффективность техпроцессов. Роль науки в техническом прогрессе и совершенствовании производства. Комплекс задач и работ по созданию новой техники. Организация НИР и ОКР.

6.3. Конструкторская подготовка производства. Организация технологической подготовки,. Организация подготовки производства и процесс перехода на выпуск новой продукции.

6.4. Организация технического обслуживания. Научная организация труда. Организация технического нормирования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Управление качеством: Том 1. Основы обеспечения качества. - Под общей ред. Азарова В.Н. – М.: МГИЭМ, 1999.

2. Управление качеством: Том 2. Принципы и методы всеобщего руководства качеством. - Под общей ред. Азарова В.Н. – М.: МГИЭМ, 2000.

3. Международные стандарты Серии ИСО 9000. 2000.

4. О.П.Глудкин и др. Всеобщее управление качеством. М, Радио и связь, 1999.

5. Управление персоналом организации. Учебник под ред. .Я.Кибанова. – М.: ИНФРА-М, 1997.

(Указанная в программе литература является минимально необходимой для подготовки к экзамену. Помимо неё студентам рекомендуется пользоваться конспектами лекций, прочитанных по соответст­вующим разделам, и литературой, указанной в программах к этим курсам.)

Методические рекомендации по формированию педагогических контрольных материалов ( с примерами типовых контрольных материалов).

Основные задачи государственного экзамена:

- оценка уровня освоения учебных дисциплин, определяющих профессиональные способности выпускника;

- определение соответствия подготовки выпускников квалификационным требованиям ГОС.

Требования ГОС , оценка соответствия которым проводится в процессе проведения государственного квалификационного экзамена.

Выпускник должен:

- знать задачи своей профессиональной деятельности, их характеристики (модели), характеристики методов, средств, технологий, алгоритмов решения этих задач;

- знать и быть приверженным принципам всеобщего управления качеством;

- знать основные подходы к управлению качеством;

- владеть основными инструментами управления качеством;

- знать основы законодательства по защите прав потребителя, охраны труда и окружающей среды;

- уметь выявлять и проводить оценку производительных и непроизводительных затрат;

- уметь делать обоснованные, доказательные выводы;

Комплексные полидисциплинарные экзаменационные задания государственного квалификационного экзамена составляются на основе экзаменационных заданий текущей аттестации по дисциплинам, вошедшим в программу. Экзаменационные задания составляются членами Государственной аттестационной комиссии исходя из задачи обеспечения возможности оценки соответствия подготовки выпускников требованиям ГОС, вынесенным на государственный экзамен.

Индивидуальное экзаменационное задание содержит 8 вопросов. Экзаменуемый должен ответить на пять любых вопросов по собственному выбору. Каждый вопрос экзаменационного задания содержит несколько под вопросов и оценивается в баллах. Оценка каждого подвопроса указана в скобках. Суммарная оценка каждого вопроса 20 баллов. Максимальная бальная оценка экзамена 100 баллов.

В случае ответа экзаменуемым на 6 и более вопросов, экзаменационная комиссия проводит проверку всех ответов и заключительную оценку определяет по 5 наилучшим.

Экзаменационная комиссия на своем заседании проводит перевод бальной оценки всех ответов в стандартную, принятую в высшей школе, и дает заключение о соответствии подготовки выпускников требованиям ГОС, вынесенным на государственный экзамен. Для этой цели предлагается форма протокола члена экзаменационной комиссии (приложение 1), .

Таблица соответствия заполняется членом экзаменационной комиссии на основании бальной оценки каждого вопроса. Оценка несоответствия требованиям ГОС устанавливается в случае оценки какого-либо из вопросов ниже 5 баллов. Соответствие отмечается в случае оценки ответа на вопрос не менее чем в 15 баллов. В остальных случаях устанавливается «в целом соответствует».

Примеры экзаменационных заданий представлены в приложении.

Методические рекомендации по проведению государственного экзамена

Государственный квалификационный экзамен проводится на 9

семестре (при 5-ти летнем сроке обучения). Перед проведением экзамена проводится цикл консультаций по программе экзамена обычно в объеме 8 – 12 учебных часов.

Варианты экзаменационных тестовых заданий составляются

экзаменационной комиссией, хранятся в запечатанном виде и выдаются студентам непосредственно на экзамене.

Длительность экзамена обычно составляет 4-6 академических часа.

Студентам выдаются индивидуальное экзаменационное задание .

Задание выполняется в специальных экзаменационных тетрадях.

Студентам разрешается пользоваться справочными таблицами и калькулятором при выполнении расчетов.

После получения экзаменационного задания экзаменуемый знакомиться с

ним и в течение 15 минут и уточняет с экзаменатором возникшие неясности.

По истечении срока проведения экзамена, все экзаменационные тетради

сдаются экзаменатору. Проверку экзаменационных тетрадей проводит экзаменационная комиссия. Председатель комиссии распределяет работы между членами комиссии.

Экзаменатор, определив оценку работы, проставляет ее в экзаменационной

тетради и ставит свою подпись. В случае неудовлетворительной оценки или отличной председатель экзаменационной комиссии перепроверяет работу и оценка выставляется за подписью обоих экзаменаторов.

В день объявления результатов государственного экзамена может быть

предусмотрена возможность проведения апелляции.

4. Требования к выпускной квалификационной работе

4.1. Виды выпускных квалификационных работ (дипломный проект, научно-исследовательская работа).

Основным видом выпускной квалификационной работы является дипломный проект. Для студентов, проявивших склонность к

самостоятельной научно-исследовательской работе, дипломное проектирование может осуществляться в форме выполнения дипломной научно-исследовательской работы.

Тематика дипломных проектов должна быть направлена на решение

следующих профессиональных задач:

- выявление необходимых усовершенствований и разработка новых, более эффективных средств контроля качества;

- разработка методов и средств повышения безопасности и экологичности технологических процессов;

- организация информационных технологий в управлении качеством и защита информации;

- организация службы управления персоналом;

- содержание управленческого учета и практическое использование показателей переменных и постоянных затрат на обеспечение качества продукции;

- управление материальными и информационными потоками при производстве продукции и оказании услуг в условиях всеобщего управления качеством;

организация контроля и проведения испытаний в процессе

производства;

организация мероприятий по улучшению качества продукции и

оказания услуг

проектирование и совершенствование коммуникационных процессов

и процедур признания заслуг качественно выполненной работы;

проектирование процессов с целью разработки стратегии никогда не

прекращающегося улучшения качества;

- использование информационных технологий и систем автоматизированного проектирования в профессиональной сфере на основе системного подхода;

проектирование моделей систем управления качеством с построением

обобщенных вариантов решения проблемы и анализом этих вариантов, прогнозирование последствий каждого варианта, нахождение решения в условиях многокритериальности и неопределенности.

Тематика дипломных научно-исследовательских работ должна быть

направлена на:

- анализ, синтез и оптимизацию процессов обеспечения качества испытаний, сертификации продукции с применением проблемно-ориентированных методов;

разработку и исследование моделей систем управления качеством;

анализ состояния и динамику показателей развития систем

управления качеством продукции и услуг;

- анализ и разработку новых более эффективных методов и средств контроля за технологическими процессами;

разработка и анализ эффективных методов обеспечения качества;

исследование и разработка моделей систем качества и обеспечение

эффективного функционирования;

исследование, анализ и разработку статистических методов контроля качества;

исследование методов планирования качества;

исследование и разработку принципов обеспечения и управления качеством

продукции и услуг.

4.2. Структура выпускных квалификационных работ.

Дипломный проект состоит из расчетно-пояснительной записки и

графических материалов, отражающих решение технических задач, устанавливаемым заданием на проектирование.

Работа оформляется в соответствии с ГОСТ 2.105-95 «Общие

требования к текстовым документам». Допускается машинописный или рукописный варианты исполнения. Графическая часть составляет 6-8 листов формата А1 (594 х 841), должны быть выполнены качественно в карандаше, фломастерами, чтобы изложенное было видно на расстоянии 3 – 4 метров. В качестве иллюстративного материала могут быть использованы компьютерные распечатки, фотографии, помещенные на стандартных листах. Графическая часть может включать:

описание цели и задач дипломного проекта (работы);

схемы для систем управления предприятия и систем качества, процессов, систем управления материальными и информационными процессами;

алгоритмы решения задач, расчетные формулы, математические модели;

диаграммы, графики, как результаты анализа и расчетов;

чертежи контрольно-измерительной оснастки;

результаты решения задач, в том числе, экономического характера.

Конкретная структура и содержание дипломного проекта определяются

выпускающей кафедрой в методических указаниях по выполнению проекта.

Каждый дипломный проект должен содержать следующие необходимые

элементы:

титульный лист и задание установленного образца, подписанные дипломантом, консультантами по отдельным разделам, руководителем проекта и заведующим соответствующей кафедрой;

аннотация, которая должна кратко и полно отражать содержание и объем дипломного проекта;

отзыв руководителя с краткой оценкой выполненного проекта и работы дипломанта над ним, с оценкой оригинальности разработок, расчетов и возможностей практического использования материалов проекта;

Рекомендуется следующее содержание расчетно-пояснительной

записки:

оглавление:

введение, в котором дается краткое описание проблем и задач, связанных с вопросами проектирования или разработки, излагается постановка задачи и ее актуальность:

обзорный анализ существующих технических решений и разработок с привлечением отечественной и зарубежной технической литературы, периодических изданий, патентной информации, каталогов и проспектов.

Необходимые расчеты, использованные или разработанные математические модели управления качеством, результаты математического или имитационного моделирования:

Описание принятых решений, конструкторских разработок, применяемого программного и информационного обеспечения;

технико-экономическое обоснование результатов работы;

раздел по экономической безопасности или экологическим последствиям использования выполненных разработок;

заключение по работе, содержащее основные результаты и выводы;

список использованной литературы и другой нормативно-технической документации;

приложения, включающие графические материалы, распечатки программ и результаты работы на ЭВМ (в случае необходимости).

4.3. Рекомендации по проведению защиты выпускных квалификационных работ.

Защита выпускных квалификационных работ проводится в сроки,

оговоренные графиком учебного процесса высшего учебного заведения.

Защита выпускных квалификационных работ проводится на открытых

заседаниях Государственных аттестационных комиссий с участием не менее половины ее членов. Персональный состав ГАК утверждается приказом Ректора высшего учебного заведения.

В начале процедуры защиты выпускной квалификационной работы

секретарь ГАК представляет студента и объявляет тему работы, передает председателю ГАК расчетно-пояснительную записку и все необходимые документы, после чего дипломант получает слово для доклада. На доклад отводится не более 10 минут. По завершению доклада члены ГАК имеют возможность задать вопросы дипломанты. Вопросы членов ГАК и ответы дипломанта записываются секретарем в протокол. Далее секретарь зачитывает отзыв руководителя диплома и рецензию на дипломную работу.

Дипломанту предоставляется возможность ответить на замечания

руководителя и рецензента.

Члены ГАК в процессе защиты на основании представленных материалов и устного сообщения автора дают предварительную оценку дипломного проекта (работы) и подтверждают соответствие полученного автором дипломного проекта (работы) образования требованиям ГОС.

Замечания членов ГАК по каждому дипломному проекту (работе) оформляются в виде документа с внесенными в них критериями соответствия, которые оцениваются членами ГАК по системе: «соответствует» – «не соответствует», а также выставляется рекомендуемая оценка по 4-х бальной системе, принятой в высшей школе (см. приложения ).

ГАК на закрытом заседании обсуждает защиту дипломного проекта (работы) и суммирует результаты всех оценочных средств:

- государственного квалификационного экзамена;

заключение членов ГАК на соответствие;

оценку дипломного проекта, выставленную членами ГАК.

ГАК оценивает дипломный проект (работу) и принимает общее решение о присвоении студенту соответствующей квалификации и выдаче ему диплома.

Приложение 1.

ЗАДАНИЕ

на государственный аттестационный экзамен

(пример 1)

Ответьте на вопросы:

Международная компания в течение нескольких лет приобрела контроль над компаниями,

работающими в различных частях света. В момент приобретения каждый из заводов

работал либо по стандартам страны расположения, где-то использовалась метрическая

система, а где-то – дюймовая. Для одной из следующих единиц измерения: вес, диаметр,

объем или электрическое сопротивление (укажите, которое Вы выбираете), назовите:

а) преимущества стандартизации измерений в рамках всей организации (5 баллов);

б) необходимое измерительное оборудование (5 баллов);

в) необходимые стандарты(5 баллов);

г) как осуществить поверку на соответствие стандартам(5 баллов).

Руководство по качеству:

а) каково назначение руководства по качеству?( 10 баллов)

б) вся информация, представляемая в руководстве по качеству, находится в той части, где рассматриваются различные элементы системы общего руководства качеством. Назовите шесть из них (6 баллов);

в) назовите четыре другие части, которые могут присутствовать в руководстве по качеству (4 балла).

Напишите Ваши комментарии по каждому из следующих вопросов;

а) экономические аспекты качества проектирования и концепция качества (10 баллов);

б) статистическое распределение допусков (6 баллов);

в) методики рассмотрения проекта (4 балла).

Оценка возможности использовать продавца в качестве потенциального поставщика может

быть сделана в его помещении. Назовите пять отдельных мест, на которых должно быть

сосредоточено внимание при обследовании, и напишите краткие указания, поясняющие,

какая информация является важной при обследовании этих мест (20 баллов).

Напишите Ваши комментарии по следующим вопросам;

а) каковы основные преимущества и недостатки 100% контроля и выборочного

контроля?(12 баллов);

б) определите назначение;

- карантинного склада (4 балла);

- таможенного (опечатанного) склада (4 балла).

Узел состоит из трех деталей А, Б и В, изготовляемых серийно и поэтому известны их показатели надежности. Вероятность безотказной работы деталей А, Б и В за интервал времени между техническими обслуживаниями соответственно составляет 1,99; 0,98; 0,91.

а) определите вероятность безотказной работы узла в целом за интервал времени между техническими обслуживаниями (10 баллов);

б) определите сколько дополнительно деталей В необходимо включить в узел параллельно, чтобы его вероятность безотказной работы за интервал времени между техническими обслуживаниями составлял не менее 0,95 (10 баллов).

Напишите Ваши комментарии по следующим вопросам;

а) объясните основные преимущества контроля по атрибутивным параметрам и по переменным параметрам (10 баллов);

б) дайте определение рискам поставщика и потребителя. Объясните причины их возникновения при статистических испытаниях и укажите способы снижения их значений (10 баллов).

Экзаменационное задание

(пример 2)

Ответьте на вопросы:

1. Стандарт ИСО 9000 требует, чтобы проводились внутренние аудиты качества.

а) опишите назначение таких аудитов 2 балла;

б) опишите выгоды таких аудитов 4 балла;

в) опишите, каким образом внутренний аудит, удовлетворяющий требованиям стандарта ИСО 9000, статья 4.3 «Анализ контракта», будет проводиться в выбранной Вами организации. Перечислите шесть типичных несоответствий, которые Вы можете обнаружить при проведении такого аудита.

2. Каким образом можно использовать ниже перечисленное как часть непрерывного процесса улучшения:

а) развертывание функций качества 10 баллов;

в) анализ возможностей процесса 10 баллов.

3. Используя модель стоимости процесса, определите следующее для отдела закупок:

а) входы процесса 5 баллов;

б виды контроля процесса 5 баллов;

в) ресурсы процесса 5 баллов;

г) выходы процесса 5 баллов.

4. Опишите роль ниже перечисленное в системе управления обеспечением качества:

а) система управления базой данных 10 баллов;

б) автоматический контроль и испытание 10 баллов.

5. Обсудите следующие аспекты в процессе аудиторской проверки систем качества:

а) роль аудитора 10 баллов;

б) первое интервью 10 баллов.

6. Инструменты и методы:

а) метод «Выявление дефектов и анализ их влияния» 10 баллов;

б) анализ стоимости 10 баллов.

7.

а) объясните разницу между
материальными и естественными стандартами 10 баллов;

б) каким образом рабочие стандарты связаны с этими стандартами 10 баллов.

8.

а) каковы преимущества и недостатки 100%-го контроля и выборочного 10 баллов

б) определите назначение карантинного склада и таможенного 10 баллов

Экзаменационное задание

(пример 3)

Ответьте на вопросы:

1.

а) объясните важность технических требований и стандартизации
для любой структуры, занятой выпуском качественного продукта или оказанием качественной услуги 5 баллов

б) перечислите те важные моменты, которые необходимо учитывать при подготовке требований для процесса, продукта или услуги 5 баллов

в) дайте изложение любых технических требований,
с которыми вы хорошо знакомы 5 баллов

г) дайте определение субъективных эталонов 5 баллов

2.

а) вклад департамента обеспечения качества в проектировании и
разработке продукции и услуг 10 баллов

б) подготовка и документирование схем контроля качества 10 баллов

3.

а) понятие стоимости и экономики качества в течении
проектирования продукта или услуги 10 баллов

б) поправки к техническим требованиям и процедуры
выдачи концессий и разрешений на производство 10 баллов

4. Дайте описание контроля за процессом или услугой :

а) процедуры, необходимые для работы с поставленной
продукцией, имеющей дефекты 10 баллов

б) особенности использования компьютеров для
осуществления контроля за процессом 10 баллов

5.

а) объясните основные преимущества контроля по атрибутивным параметрам и по переменным параметрам 10 баллов

б) риски поставщика и потребителя, причины их
возникновения 10 баллов

6. Вероятность безотказной работы деталей А,Б и В за интервал времени между техническими обслуживаниями соответственно составляет 0,99; 0,98; 0,91:

а) определите вероятность безотказной работы узла в 10 баллов

б) определите сколько дополнительно деталей В необходимо включить в узел параллельно, чтобы вероятность безотказной работы
составляла не менее 0,95 10 баллов

7.

а) экономические аспекты качества проектирования и
концепция качества 10 баллов

б) статистическое распределение допусков 10 баллов

8.Оценка возможности использовать продавца в качестве потенциального поставщика может быть сделана в его помещении. Назовите пять отдельных мест, на которых должно быть сосредоточено внимание при обследовании, какая информация является важной при обследовании этих мест? 20 баллов

приложение 2

ПРОТОКОЛ

оценки выполнения задания итогового государственного

квалификационного экзамена.

Студент ____________________________ Группа _________________________

Первый вопрос ____________ баллов

Второй вопрос ____________ баллов

Третий вопрос ____________ баллов

Четвертый вопрос ___________ баллов

Пятый вопрос ____________ баллов

Общая сумма _____________ баллов

Оценка соответствия требованиям ГОС

Требования к профессиональной подготовке

Соответствует

В основном соответствует

Не соответствует

знать задачи своей профессиональной деятельности, их характеристики (модели),характеристики методов, средств, технологий, алгоритмов решения этих задач;

знать и быть приверженным принципам всеобщего управления качеством;

знать основные подходы к управлению качеством;

владеть основными инструментами управления качеством;

знать основы законодательства по защите прав потребителя, охраны труда и окружающей среды;

уметь выявлять и проводить оценку производительных и непроизводительных затрат;

уметь делать обоснованные, доказательные выводы;

Окончательная оценка выполнения задания ………………..

Член экзаменационной комиссии _________________( )

Приложение 3.

Факультет ______________________

Кафедра ___________________

Направление(специальность) ____________

Группа ___________________

Квалификация(степень) ____________________________________________

УТВЕРЖДАЮ

Зав. кафедрой __________________

______________ 200 г.

ЗАДАНИЕ
НА ВЫПУСКНУЮ КВАЛИФИКАЦИОННУЮ РАБОТУ

Студенту _________________________________________________

(Фамилия, И., О.)

Руководитель _____________________________________________________

( Фамилия, и., о., место работы, должность)

Тема выпускной квалификационной работы ___________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

Срок дачи студентом законченной работы _____________________

Техническое задание.

Требования ГОС , оценка соответствия которым проводится в процессе выполнения выпускной квалификационной работы:

- уметь корректно формулировать задачи своей деятельности, диагностировать причины появления проблем;

- уметь формулировать цели проекта решения задач, устанавливать приоритеты решения задач;

- владеть современными методами проектирования;

- владеть компьютерными методами сбора, хранения и обработки информации;

- уметь на основе концепции ВУК сформулировать перспективную политику развития организации и разработать систему ее реализации;

- уметь вести необходимую документацию по созданию системы обеспечения качества и контролю ее эффективности;

- уметь проводить корректирующие и превентивные мероприятия, направленные на улучшение качества;

- уметь анализировать состояние и динамику объектов деятельности;

- знать методы системного анализа;

- уметь осуществлять деятельность в кооперации с коллегами;

- уметь осуществлять мониторинг и владеть методами оценки прогресса в области улучшения качества;

- уметь развивать партнерство в процессе улучшения качества;

- быть способным консультировать работников по организации действий, направленных на улучшение качества;

- владеть методами анализа, синтеза и оптимизации процессов обеспечения качества

(при формулировании пунктов технического задания следует основываться необходимостью оценки соответствия подготовки выпускника требованиям ГОС)

I. Исходные данные для выполнения ВКР:

1. _______________________________________________________

2. _______________________________________________________

3. _______________________________________________________

4. _______________________________________________________

II. Дополнительные задания по ВКР:

1. _______________________________________________________

2. _______________________________________________________

3. _______________________________________________________

4. _______________________________________________________

III. Консультанты (ф.и.о., подписи):

по экономической части __________________________________

по безопасности жизнедеятельности и экологии _____________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

Руководитель ВКР _____________________

( подпись)

Задание принял к исполнению ____________ “____” __________200 __ г.

(подпись)

Приложение 4.

ОТЗЫВ
РУКОВОДИТЕЛЯ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Квалификационная работа выполнена

студентом(кой) _________________________________________________

Факультет _____________________________________________________

Кафедра ______________________ Группа _________________________

Направление (специальность) ____________________________________

Руководитель __________________________________________________

Оценка соответствия требованиям ГОС подготовленности автора выпускной работы

Требования к профессиональной подготовке

Соответствует

В основном соответствует

Не соответствует

уметь корректно формулировать задачи (проблемы) своей деятельности (проекта, исследования), устанавливать их взаимосвязи, строить модели систем задач (проблем), анализировать, диагностировать причины появления проблем;

уметь формулировать цели проекта (программы) решения задач (проблем), критерии и показатели достижения целей, строить структуры их взаимосвязей, устанавливать приоритеты решения задач (проблем), учитывать нравственные аспекты деятельности;

уметь прогнозировать динамику, тенденции развития объекта, процесса, задач, проблем, их систем, пользоваться для этого формализованными моделями, методами;

владеть компьютерными методами сбора, хранения и обработки (редактирования) информации, применяемой в сфере профессиональной деятельности;

владеть современными методами проектирования: уметь строить обобщенные варианты (или концепции) решения проблемы, задачи (или их систем), анализировать эти варианты, прогнозировать последствия каждого варианта, синтезировать альтернативные варианты, находить компромиссные решения в условиях многокритериальности, неопределенности, планировать реализацию проекта;

уметь пользоваться системами моделей объектов (процессов) деятельности или выбирать (строить) адекватные объекту модели;

знать основные этапы жизненного цикла изделия, продукции или услуги;

владеть информационными технологиями в обеспечении качества;

уметь на основе концепции всеобщего управления качеством сформулировать перспективную политику развития организации и разработать систему ее реализации;

уметь вести необходимую документацию по созданию системы обеспечения качества и контролю ее эффективности;

уметь проводить корректирующие и превентивные мероприятия, направленные на улучшение качества;

уметь анализировать состояние и динамику объектов деятельности с использованием необходимых методов и средств анализа;

знать методы системного анализа;

уметь осуществлять деятельность в кооперации с коллегами, находить компромиссы при совместной деятельности;

уметь осуществлять мониторинг и владеть методами оценки прогресса в области улучшения качества;

уметь развивать партнерство в процессе улучшения качества, то есть налаживать в этой области отношения с потребителями и поставщиками;

владеть методами изучения, планирования, управления и аудита систем качества;

быть способным планировать, прививать навыки и консультировать работников всех подразделений по организации действий, направленных на непрерывное улучшение качества

владеть проблемно-ориентированными методами анализа, синтеза и оптимизации процессов обеспечения качества;

Отмеченные достоинства _________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

Отмеченные недостатки __________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Заключение ______________________________________________________

__________________________________________________________________

Руководитель __________________ «___» __________200 __г.

(подпись)

Приложение 5.

ОТЗЫВ
РЕЦЕНЗЕНТА О ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЕ

Квалификационная работа выполнена

студентом(кой) _________________________________________________

Факультет _____________________________________________________

Кафедра ______________________ Группа _________________________

Направление (специальность) ____________________________________

Наименование темы: ____________________________________________

Рецензент _____________________________________________________

(Фамилия, И.,О., место работы, должность,ученое звание,степень)

ОЦЕНКА ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

п/п

Показатели

Оценки

5

4

3

2

*

1.

Актуальность тематики работы

2.

Степень полноты обзора состояния вопроса и корректность постановки задачи

3.

Уровень и корректность использования в работе методов исследований, математического моделирования, инженерных расчетов

4.

Степень комплексности работы, применение в ней знаний естественно-научных, социально-экономических, общепрофессиональных и специальных дисциплин

5.

Ясность, четкость, последовательность и обоснованность изложения

6.

Применение современного математического и программного обеспечения, компьютерных технологий в работе

7.

Качество оформления пояснительной записки (общий уровень грамотности, стиль изложения, качество иллюстраций, соответствие требованиям стандартов

8.

Объем и качество выполнения графического материала, его соответствие тексту записки и стандартам

9.

Оригинальность и новизна полученных результатов, научных, конструкторских и технологических решений

*- не оценивается (трудно оценить)

Отмеченные достоинства _________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

Отмеченные недостатки __________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Заключение ______________________________________________________

__________________________________________________________________

Рецензент __________________ «___» __________200 __г.

(подпись)

Приложение 6.

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ ЧЛЕНА ГАК

№ п.п.

Ф.И.О.

№ гр.

Показатели работы

Показатели защиты

Соответствие подготовки требованиям ГОС

Соответствие техническому заданию

Современный уровень выполнения

Оригинальность и новизна полученных результатов

Проведение защиты

Степень освоения тематики

Соответствует

В целом соответствует

Не соответствует

Средняя оценка

Член ГАК _________________________ / /

(подпись)