Г.О. Греф выступил с докладом «О ходе реализации Федерального закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» и плане дальнейших мероприятий»

16 февраля 2006 года Министр экономического развития и торговли Российской Федерации Г.О. Греф выступил с докладом на тему «О ходе реализации Федерального закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» и плане дальнейших мероприятий» в рамках Правительственного часа в Государственной Думе Российской Федерации.

*******


[Слайд 1]

Доклад

Министра экономического развития и торговли

Российской Федерации

Г.О. Грефа

“О ходе реализации Федерального закона

“Об особых экономических зонах в Российской Федерации”

и плане дальнейших мероприятий”

[Слайд 2]

В целях реализации Федерального закона “Об особых экономических зонах в Российской Федерации” (от 22 июля 2005 г.
№ 116-ФЗ) было создано Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами Указом Президента Российской Федерации от
22 июля 2005 г. № 855, находящееся в ведении Минэкономразвития России. Оно является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере управления особыми экономическими зонами, а также по контролю за выполнением соглашений о ведении промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности. (Положение о РосОЭЗ утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 19 августа 2005 г. № 530).

Постановлением Правительства Российской Федерации от
13 сентября 2005 г. № 563 “Об утверждении положения о проведении конкурса по отбору заявок на создание особых экономических зон” кроме того, установлено, что прием заявок на создание ОЭЗ от федеральных органов исполнительной власти осуществляет Минэкономразвития России.

Приказом от 13 сентября 2005 г. № 223 Министерства экономического развития Российской Федерации “О проведении в
2005 году открытых конкурсов по отбору заявок на создание особых экономических зон” утверждены конкурсная документация и составы конкурсных комиссий.

[Слайд 3]

На дату окончания срока подачи заявок, 02 ноября 2005 г., поступило 72 заявки на создание ОЭЗ в Российской Федерации из 47 регионов. Допущенные к конкурсным процедурам заявки были рассмотрены и предварительно оценены членами экспертных советов, образованных при комиссиях. В состав советов вошли представители наукоемкого бизнеса, специалисты по инновационной деятельности, ведущие российские ученые.

На заседаниях конкурных комиссий 28 ноября 2006 г. по отбору заявок на создание ОЭЗ были подведены итоги конкурса и определены его победители. Члены конкурсных комиссий согласились с выводами экспертных советов и признали победившими заявки Московской области (г. Дубна); Томской области (г. Томск); г. Москвы (административный округ Зеленоград); г. Санкт-Петербурга, на территории которых предполагается создать ОЭЗ технико-внедренческого типа, а также заявки Липецкой области (Грязинский район) и Республики Татарстан
(г. Елабуга), на территории которых предполагается создать промышленно-производственные ОЭЗ.

Постановлениями Правительства Российской Федерации “О создании особых экономических зон” №№ 779-784 созданы две промышленно-производственные и четыре технико-внедренческие зоны.

[Слайд 4]

В соответствии с Федеральным законом “Об особых экономических зонах в Российской Федерации” (от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ) 18 января 2006 г. Минэкономразвития России от имени Правительства Российской Федерации заключило соответствующие соглашения о создании ОЭЗ с субъектами Российской Федерации. Создание инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры особых экономических зон будет финансироваться из федерального бюджета Российской Федерации, бюджета субъекта Российской Федерации, из местного бюджета.

Хочу обратить ваше внимание на некоторые цифровые данные, они весьма важны для достижения максимально успешной реализации проектов. Свою лепту вносит в нее каждый из участников процедуры создания ОЭЗ. А поскольку мы осознанно исключили дублирующие структуры, то существенно возрастает ответственность за своевременность, полноту и качество выполнения взятых обязательств.

[Слайд 5]

В соответствии с заключенными соглашениями о создании ОЭЗ предусмотрен комплекс мероприятий, к первоочередным относятся:

    • формирование предложений по составу наблюдательных советов ОЭЗ и представление их на утверждение в Минэкономразвития России (срок до 18.02.06 г.);
    • проведение инвентаризационных мероприятий (в период с
      16 по 28 февраля 2006 г.) для передачи РосОЭЗ на срок существования ОЭЗ полномочий по управлению и распоряжению земельным участками и другими объектами недвижимого имущества, находящимися в государственной и (или) муниципальной собственности; формирование поименных перечней земельных участков и других объектов недвижимого имущества, находящихся в государственной и (или) муниципальной собственности, на основании результатов инвентаризационных мероприятий, а также определение порядка управления и распоряжения для передачи РоОЭЗ полномочий по их управлению;
    • разработка планов обустройства и соответствующего материально-технического оснащения ОЭЗ и прилегающей к ней территории, представление их на утверждение в Минэкономразвития России (в период от 15.02.06 г. до 31.03.06 г.);
    • разработка комплекса мероприятий по разработке перспективных планов развития ОЭЗ (срок до 31.03.06 г.);
    • принятие соответствующими субъектами Российской Федерации законов и решений, предоставляющих резидентам ОЭЗ налоговых льгот (срок до 18.03.06 г.).

[Слайд 6]

Во исполнение приказа Минэкономразвития России № 26 от
03 февраля 2006 г. “Об организации проведения инвентаризационных мероприятий на территории особых экономических зон” Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами на основании утвержденного графика (Приказ РосОЭЗ № 14 от 07.02.06 г.), совместно с Роснедвижимостью, Росимуществом и Департаментом имущественных отношений, экономики природопользования Минэкономразвития России запланировано проведение инвентаризационных мероприятий на следующих территориях:

- 16 февраля 2006 г. – в Грязинском районе, Липецкая обл.;

- 17 февраля 2006 г. – в Елабужском районе, Республика Татарстан;

- 20-21 февраля 2006 г. – в г. Томске;

- 26 февраля 2006 г. – в г. Дубна, Московская обл.;

- 27 февраля 2006 г. – в административном районе “Зеленоград”,
г. Москва;

- 28 февраля 2006 г. – в г. Санкт-Петербург.

[Слайд 7]

Во исполнение Федерального закона “Об особых экономических зонах в Российской Федерации” Федеральному агентству по управлению особыми экономическими зонами поручено исполнять функцию государственного заказчика по планировке территории особой экономической зоны и созданию инфраструктуры особых экономических зон за счет средств бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и с выделением долей собственности.

[Слайд 8]

В своем докладе я хотел бы отметить некоторые отличительные черты, присущие каждой из особых экономических зон.

Промышленно-производственные зоны

Особая экономическая зона промышленно-производственного типа имеет в основе своего развития именно производство.

ОЭЗ в Липецкой области сосредоточит на своей территории производство бытовой техники и комплектующих для нее. Основными резидентами станут фирмы – Индезит, Электролюкс, Сименс (бытовая техника), Сест, Про-модуль, Верниглас, завод стиральных машин, завод холодильников Стинол. Кроме того, фирма “CIAMAGLIA” (Италия) входит с проектом организации производства мебели.

[Слайд 9]

Общий ожидаемый объем инвестиций составит около 25 млрд. руб., в том числе до 2008 г. – 8,7 млрд. руб.

К 2010 году ожидается поступление 12,8 млрд. руб. в бюджеты всех уровней, а всего за период функционирования ОЭЗ – около 41 млрд. руб.

До 2008 года будет создано 19 новых предприятий, а к 2012 году планируется вхождение в ОЭЗ 51 резидента.

К 2010 г. будет создано 5800 рабочих мест, а всего за период создания ОЭЗ планируется создание 9100 рабочих мест.

[Слайд 10]

На территории промышленно-производственной зоны “Елабуга” в Республике Татарстан в числе первоочередных проектов заслуживают упоминания:

автосборочное производство китайской компании “Great Wall” с объемом 45000 шт. легковых автомобилей в год, объемом продаж – 23,2 млрд. рублей в год. Общая стоимость проекта составит – 103 млн. долл.;

организация производства биаксиально ориентированной полистирольной ленты (БОПС) на ЗАО “Елабужский завод ориентированного полистирола” с годовым объемом 34 тыс. т., объемом продаж – 2,55 млрд. руб. в год. Общая стоимость проекта составит –
85 млн. долл.;

организация компанией “DeLonghi” (Италия) производства стальных штампованных дисков колес легковых автомобилей с объемом продаж
1,9 млрд. рублей в год. Стоимость проекта составит – 64 млн. долл.;

организация ООО “Технопарк “Камский вагоноремонтный завод” производства продукции железнодорожной тематики (вагоны, цистерны и др.) с объемом продаж – 11 млрд. руб. в год. Стоимость проекта составит – 150 млн. долл.

[Слайд 11]

Общий ожидаемый объем инвестиций составит около 25 млрд. рублей, в том числе до 2008 года – 13,6 млрд. рублей. Объем производства промышленной продукции до 2008 года составит 27 млрд. рублей, через
5 лет ожидается его увеличение до 43 млрд. рублей в год.

К 2010 году ожидается поступление 12,8 млрд. рублей в бюджеты всех уровней, а всего за период функционирования ОЭЗ около 41 млрд. рублей. К 2010 году будет создано около 4500 новых рабочих мест, а всего за период функционирования ОЭЗ планируется создание около 9800 рабочих мест.

[Слайд 12]

При реализации столь масштабных проектов осязаемы многовекторные направления сотрудничества с представителями промышленных, предпринимательских кругов в рамках развития государственно-частного партнерства.

В ходе осуществления формирования промышленно-производственных ОЭЗ будут развиваться обрабатывающие отрасли экономики, высокотехнологичные отрасли, производство новых видов продукции и услуг, предстоит объединить усилия в интересах развития инженерной, транспортной, социальной и иной инфраструктуры для обеспечения функционирования ОЭЗ.

[Слайд 13]

Технико-внедренческие зоны

В ОЭЗ г. Дубны Московской области ключевое слово – “разработки”, поэтому здесь будет развиваться инновационное направление в области информационных и ядерно-физических технологий, а также иных новых видов продукции и услуг:

производство программных продуктов, систем сбора, обработки и передачи данных,

электронное приборостроение, элементы электронной техники;

проектирование и производство летательных аппаратов;

технологии производства новых материалов и изделий из них (композиционные материалы, трековые мембраны, нанотехнологии);

технологии энергосбережения, альтернативная электроэнергетика;

производство лекарственных препаратов, медицинская техника и материалы.

[Слайд 14]

В ее развитии примут участие 35 резидентов, основными из них являются: ОАО “Научно-исследовательский институт молекулярной электроники и завод “Микрон”; ООО “ЛЮКСОФТ”; ООО “ПРОГРЕССТЕХ”; ОАО “Корпорация “КВАЗАР-МИКРО”; ОАО “Научно-производственное предприятие “ТЕНЗОР”; ОАО “Машиностроительное конструкторское бюро “РАДУГА”.

В период с 2006 по 2018 годы предполагаемые доходы бюджетов всех уровней составят около 42 млрд. рублей. К 2012 году предусматривается свыше 13 тыс. рабочих мест.

[Слайд 15]

ОЭЗ “Зеленоград” – это компактная территория с перспективами развития по генеральному плану города Москвы. Здесь сосредоточатся разработчики и производители следующих направлений:

элементная база микроэлектроники, наноэлектроники и квантовых компьютеров;

микросистемотехника;

интегральная оптика, оптоэлектроника и интеллектуальные системы навигации;

информационно-телекоммуникационные системы;

биоинформационные и биосенсорные технологии;

нанотехнологии и наноматериалы;

организация сквозного цикла сверхточной сборки электронных изделий и аппаратуры.

[Слайд 16]

Среди предполагаемых резидентов – ОАО “Завод “Компонент”, ОАО “Ангстрем”, ЗАО “НТ МТД”, ОАО “Элма”, научно-исследовательский центр “Микроэлектронные системы и автоматизация исследований”, ОАО “ЭЛВИС-ПЛЮС”, всего – 31 резидент.

В период с 2006 по 2025 годы предполагаемые доходы бюджетов всех уровней составят около 40 млрд. рублей. К 2025 году предусматривается создание свыше 15 тыс. рабочих мест.

[Слайд 17]

ОЭЗ в г. Санкт-Петербурге ориентирована на развитие:

телекоммуникационных продуктов и услуг;

средств связи различного назначения и бытовой радиоэлектронной аппаратуры;

автоматизированных систем управления технологическими процессами;

специального оборудование с использованием СВЧ и цифровой техники;

электроники и нанотехнологии, полупроводниковой наноэлектроники;

медицинской техника.

[Слайд 18]

Ее основные резиденты: Физико-технический институт им.
А.Ф. Иоффе РАН, НПП “Радар ммс”, ЗАО “Завод им. Козицкого”,
ООО “Линтекс”, всего 51 резидент.

В период с 2006 по 2018 год предполагаемые доходы бюджетов всех уровней от деятельности ОЭЗ составят 25 млрд. руб. К 2010 году предусматривается создание 12 тыс. рабочих мест.

[Слайд 19]

В г. Томске будут развиваться:

информационно-коммуникационные и электронные технологии;

технологии производства новых материалов и нанотехнологии;

биотехнологии и медицинские технологии.

[Слайд 20]

Основные резиденты: ЗАО “ЭлеСи”, ЗАО “Компания СИАМ”, ООО “Стек”, ООО “Мипор”, НПО “Вирион”, ООО “Фармстандарт-Томскхимфарм”, всего 35 резидентов.

В период с 2006 по 2025 годы предполагаемые доходы бюджетов всех уровней составят 70-90 млрд. руб. К 2015 году предусматривается создание свыше 10 тыс. рабочих мест.

[Слайд 21]

Что же касается в целом развития направления технико-внедренческих зон, то мы прогнозируем:

во-первых, создание инженерной, транспортной, социальной (и иной) инфраструктуры ТВ ОЭЗ и перспективное развитие особой экономической зоны и ее инновационной инфраструктуры, включая центры сертификации высокотехнологичной продукции и услуг, центры коллективного пользования дорогостоящим, уникальным научным оборудованием, консалтинговые центры и т.д., разработка и реализация механизмов государственно-частного партнерства в сфере технико-внедренческой деятельности;

во-вторых, развитие конкурентоспособных научно-технологических направлений, поддержка становления и развития новых инновационных высокотехнологичных фирм, занимающихся разработкой и внедрением научно-технической продукции.

При этом спектр научно-технических и технологических направлений, развиваемых в технико-внедренческих ОЭЗ очень широк и позволяет найти области взаимных интересов с бизнес-структурами, действующими на различных сегментах мирового и внутреннего рынка.

[Слайд 22]

Взаимодействие

Для реализации Федерального закона “Об особых экономических зонах в Российской Федерации” и безусловного выполнения поставленных задач необходимо объединение совместных усилий по налаживанию связей и осуществление скоординированных, последовательных действий. Для этого целесообразно организовать взаимодействие самых разных структур как в России, так и за рубежом.

В настоящее время уже заключены соглашения о сотрудничестве:

между Федеральным агентством по управлению особыми экономическими зонами и Российским Союзом промышленников и предпринимателей (работодателей) (РСПП(р);

между Федеральным агентством по управлению особыми экономическими зонами и Торгово-промышленной палатой Российской Федерации;

между Федеральным агентством по управлению особыми экономическими зонами и Банком внешнеэкономической деятельности СССР (Внешэкономбанком);

с Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.

При этом важно отметить, что Фонд имеет уже одиннадцатилетний опыт работы по развитию малого инновационного предпринимательства, а успешно реализуемую Фондом программу “Старт” можно рассматривать как программу подготовки резидентов ОЭЗ.

Готовятся другие соглашения, в частности, с Федеральным агентством по науке и инновациям. Находится в стадии согласования совместный Приказ “Об утверждении порядка взаимодействия органов управления особой экономической зоны и федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на проведение экспертизы проектной документации”, в которым будут определены функции девяти министерств и федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по данному направлению.

Для нас также очень ценен международный опыт, в первую очередь, в плане привлечения зарубежных инвестиций. Заключены соглашения по международному сотрудничеству в области создания и развития ОЭЗ: с Комитетом по развитию международной торговли Сингапура, провинцией Цзянсу (КНР); готовятся соглашения с Министерством коммерции КНР, с ЮНИДО. Имеются договоренности с другими крупными иностранными компаниями, готовым стать резидентами ОЭЗ.

Хотел бы отметить еще один результат проведенного конкурса по созданию технико-внедренческих ОЭЗ.

[Слайд 23]

О перспективах по созданию новых ОЭЗ

Анализ заявок претендентов (на создание технико-внедренческих ОЭЗ) показал, что в ряде регионов России есть готовые площадки для организации инновационных структур, например технико-внедренческих парков (ТВП).

Такие ТВП можно было бы рассматривать в качестве инкубаторов для “выращивания” будущих резидентов технико-внедренческих особых экономических зон, а также для формирования предпосылок создания ТВЗ в рамках последующих конкурсов. На базе этих ТВП можно было бы отработать, в том числе, и такие элементы инновационной инфраструктуры, как венчурные фонды, которые играют большую роль и в Силиконовой Долине, и в новых высокотехнологичных экономиках таких стран как Израиль, Сингапур, Южная Корея. Эту работу представляется также целесообразным проводить совместно с Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.

Считаю крайне важным рассмотреть в рамках развития государственно-частного партнерства возможность подключения к созданию ТВП крупных российских компаний, проявляющих, особенно в последнее время, интерес к технологическому переоснащению производственных мощностей и диверсификации своей деятельности (ОАО “Газпром”, ОАО “Базовый элемент”, ГМК “Норильский никель” и др.).

Мы предлагаем начать работу по формированию сети ТВП в сфере высоких технологий с организации ряда профильных технопарков уже в 2006 г. по следующим направлениям:

биотехнологии и биомедицина в г. Новосибирске;

разработка технологий поиска, добычи и разработка оборудования для добычи углеводородов в г. Тюмени;

разработка технологий химического и нефтехимического производства в г. Казани;

информационные технологии, энергосбережение и экология, разработка медицинской техники в Дивеевском районе Нижегородской области;

биотехнологии, фармакологии, новых материалов в г. Обнинске.

Создание ТВП в крупных университетских центрах позволит отработать механизмы взаимодействия с создаваемыми Минобрнауки России инновационными университетами, а также разработать механизмы превращения важнейших инновационных проектов государственного значения в инвестиционные проекты.

Кроме того, в настоящее время Правительство Российской Федерации направило в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации заключение по проектам федеральных законов “О внесении изменений Федеральный закон от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ “Об особых экономических зонах” и “О внесении изменений в некоторые законодательные акты в связи с принятием Федерального закона “Об особых экономических зонах” в части создания ОЭЗ нового типа – туристско-рекреационных. На сегодняшний день РосОЭЗ совместно с департаментами министерств и ведомств подготовлен проект Федерального закона “О внесении изменений в Федеральный закон от
22 июля 2005 г. № 116-ФЗ “Об особых экономических зонах” в части создания портовых зон.

В 2006 году планируется проведение конкурса на создание новых промышленно-производственных зон.

В заключение можно еще раз подчеркнуть, что успешная реализация такого стратегически важного для развития экономики страны проекта, как создание и развитие ОЭЗ в сочетании с развитием ТВП и их инновационной инфраструктуры, потребует скоординированных и консолидированных усилий органов государственной власти, научного и бизнес сообщества. Налаживание самого широкого сотрудничества в этой сфере является едва ли не основным условием успеха.



Источник: Министерство экономического развития и торговли РФ, 16.02.2006

Файлы для скачивания:
Слайды  (Slajjdy.ppt, 2 029 Кб)