Рособразование созывает молодых


В 2010 году участие вузов в федеральных целевых программах станет одним из главных источников дополнительного финансирования научной деятельности. Об этом заявил на состоявшемся во вторник заседании коллегии Федерального агентства по образованию руководитель ведомства Николай Булаев. К сожалению, промежуточные итоги реализации ФЦП “Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009-2013 годы” и анализ результатов научной деятельности в подведомственных Рособразованию учреждениях показали, что в части, касающейся финансирования научной деятельности, многие вузы не используют все свои возможности.

Руководитель управления научных исследований и инновационных программ Федерального агентства по образованию Валерий Кошкин призвал участников совещания учесть, что “в соответствии с паспортом программы ФЦП “Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009-2013 годы” в научных исследованиях может принять участие более 30 тысяч молодых исследователей. И это единственная программа, в которой, несмотря на финансовый кризис и последовавшую оптимизацию бюджета, не были сокращены средства на научно-исследовательские работы”.

Проекты первого направления “Стимулирование закрепления молодежи в сфере науки, образования и высоких технологий” - 1.2.1 (Проведение научных исследований научными группами под руководством докторов наук) и 1.2.2 (Проведение научных исследований научными группами под руководством кандидатов наук) рассчитаны на три года. На них в общей сложности выделяется 15,75 млрд. рублей. Научные коллективы (подчас состоящие из четырех человек) и будут ежегодно получать 2 млн, если их руководитель - доктор, и по 1,5 млн - если проектом управляет кандидат наук. На проведение научных исследований молодыми учеными - кандидатами наук и на проведение исследований целевыми аспирантами в программе запланировано 4,7 млрд рублей. Молодые кандидаты в течение трех лет будут получать по 1 млн рублей, а аспиранты - в течение 2 лет по 500 тысяч рублей. В основном эти деньги пойдут на заработную плату.

По словам В.Кошкина, конкурс по мероприятию 1.2.1 составил 4,5 заявки на контракт. Совершенно иная, недопустимая ситуация сложилась по мероприятию 1.2.2. Из 77 конкурсов уже завершились 20, но в них на один контракт приходилось только 0,87 заявки. “Хотя коллективов из 4 человек, которые могли бы участвовать в конкурсах, в вузах должно быть много”, - считает В.Кошкин. Причем число заявок по упомянутому мероприятию логически не соотносилось с результатами проведения конкурса по оснащению ресурсных центров вузов современным научно-технологическим оборудованием. “Зачем оснащать ресурсный центр, если в нем нет научных коллективов, выполняющих научные исследования?” - обратился он с вопросом к ректорскому корпусу.

Еще одно мероприятие программы, на которое обратил внимание руководитель управления научных исследований и инновационных программ Федерального агентства по образованию, связано с развитием внутрироссийской мобильности научных и научно-педагогических кадров. Ежегодно около 500 научно-исследовательских проектов будут получать до 300 тысяч рублей для выполнения исследований молодыми учеными и преподавателями в научно-образовательных центрах (НОЦ) на условиях командирования. В этом году будет отобрано 50 НОЦ, в каждый из которых приедут на стажировку по 10 молодых ученых. “Участие или неучастие в этом конкурсе будет четко характеризовать потенциал вуза, наличие в нем реального научно-образовательного ресурсного центра, - сообщил В.Кошкин. - Это будет и одним из важных критериев при оценке исследовательских университетов. Более того, мы подготовим справку для Роснауки о том, как вузы участвовали в этом мероприятии, и дадим рекомендации, чтобы это был один из критериев, по которому оценивается при экспертизе заявки”. “Если кто-то предполагает участвовать в конкурсе исследовательских университетов и не участвовать в конкурсах научно-образовательных центров, это бесполезное занятие, мы эти вузы поддерживать не будем”, - категорично заявил Н.Булаев.

От ректоров вузов тоже прозвучало несколько предложений по поводу того, что нужно учитывать в проведении конкурсных программ. По мнению ректора Санкт-Петербургского государственного горного университета Владимира Литвиненко, при проведении конкурса исследовательских университетов нужно учитывать, сколько отраслей экономики будет развиваться, и по этим отраслям и объявлять целевые проекты по отдельным направлениям. “Мы разные ректоры, у нас разные вузы, сложившиеся конгломераты, и нужно учитывать специфику. У каждой отрасли должен быть свой университет, способный влиять на ее развитие”, - сказал В.Литвиненко. Он привел цифры: “В нефтяной и газовой отраслях факелы, которые полыхают по всей стране, ежегодно сжигают три бюджета российского высшего образования... В это должна вмешаться наука. В этом - цена и возможности нашего сообщества”.

Мнение первого проректора Белгородского государственного университета Татьяны Давыденко несколько расходилось с мнением, высказанным ректором СПбГГУ. “Я представляю региональный классический университет, у которого несколько другие задачи, чем подготовка специалистов в сфере специальной предметной компетенции”, - сообщила она. БелГУ - классический вуз, значимый в масштабах региона. “В Белгородской области властями создаются профильные рабочие группы, которые посещают предприятия региона, выясняют потребности промышленников, проводят круглые столы, - рассказала Т.Давыденко, - Очень часто на ученых советах вуза, презентациях присутствует губернатор. В апреле университет представил 18 технологий, готовых к реализации. Уже сегодня университет готов создать 24 малых предприятий”.

Вопросы, которые обсуждались на коллегии, - интеграция науки, образования и промышленности, кадры, привлечение дополнительного финансирования - предмет постоянной заботы ректоров ведущих университетов. Конкурсы еще не завершены, и ректоры специально собрались, чтобы обсудить сложившуюся ситуацию и определиться с тем, куда им двигаться дальше.


/Poisknews.ru, 30.06.09/