Что мешает развитию инновационной экономики в России?

Само понятие “инновационная экономика” несправедливо ассоциируется со скучной теорией, далекой и потому непривлекательной в настоящий момент для России практикой, ассоциируется с богатыми странами, способными позволить себе такую роскошь как финансирование долговременных и рискованных проектов и занятия перспективными исследованиями. Все совсем не так! Инновационная экономика – это национальная реакция (совместная правительства, бизнеса, населения) на значительные ограничения, возникающие на пути экономического роста или на изменения “правил игры” на мировом рынке. Можно привести множество примеров, когда на значительное удорожание энергоресурсов на мировом рынке (“нефтяные шоки” 1970-х годов) возникала реакция – разработка и реализация национальной инновационной стратегии (Франция, Германия, другие страны-нефтеимпортеры), когда в условиях требования снижения импортных тарифов (в рамках соглашения ГАТТ/ВТО) многие страны стали осуществлять развитие исследований и разработок в тех отраслях, которым создавалась потенциальная угроза; когда периферийное, зависимое положение в мировой экономике создавало в некоторых странах мощный стимул для внедрения передовых технологий в снижение затрат и создание новых товаров (страны-имитаторы). Считается, что когда существует изобилие ресурсов или возможность финансирования их недостатка (в том числе импорта, покрываемого доходами от сырьевого экспорта), то потребности в инновациях практически отсутствуют. Но вот тогда, когда необходимо достичь высоких целей при существующих или сокращающихся ресурсных возможностях, тогда и появляется потребность в “мозговом штурме”, какую композицию составить, какова ее рыночная привлекательность, в чем можно выиграть в сравнении с конкурентами. В этот момент нация обращает свои взоры на наиболее образованную часть населения, правительство готово создать процессу максимально благоприятные условия (не только и даже не столько финансовые), а бизнес берет на себя ответственность за прорыв на мировые рынки. Такая консолидированная реакция бизнеса, общества и государства и называется инновационной экономикой. И это дает возможность нации занять достойное положение в мировой экономике.

Инновационная экономика – тема обширная, ее невозможно вместить в простую формулу пересечения спроса с предложением. Инновационная экономика – это очень подвижная система, способная быстро и гибко адаптироваться к меняющимся внутренним и внешним условиям. Именно поэтому многие страны подчеркивают особую роль малого и среднего бизнеса в инновационной экономике, он более подвижен, способен к постоянному обновлению продукции (внедрению “инноваций продукта”) он не так “привязан” к своей достаточно узкой специализации как крупные отрасли, производящие стандартизированную продукцию. Особенная роль в инновационной экономике принадлежит информационному сектору – владение информацией и принятие адекватных решений (для которых также необходима информация о технологических, образовательных, рыночных возможностях страны) становится условием национального успеха. А уж в масштабах такой страны как Россия – информационный сектор в 21 веке – это как железнодорожное строительство конца 19 века, создающее мощную поддержку развитию рыночной экономики. Это рельсы для поездов на воздушных подушках, а не для броненосца на запасном...

Что же мешает России перейти к созданию инновационной экономики, которая позволила бы решить многие, если не все, макроэкономические проблемы в обществе? Может прозвучать странно или нетрадиционно, но давайте условимся не говорить о финансировании. С финансов не начинается решение стратегических вопросов, они только лишь являются одним из второстепенных ресурсов (поскольку главным являются технологические инновации) осуществления национальной стратегии. Кроме того, следует знать, что в инновационной экономике основную роль финансиста выполняет частный бизнес и это совсем не меценатство. Бизнес рассматривает инновации как выгодное осуществление своих частных инвестиций с учетом высокого дохода на рынке. Если такой индикатор (доходы от инвестиций в инновации) не работает, то никаким высоким рейтингом высшего руководства страны, к сожалению, инновационной стратегии от бизнеса достичь невозможно. Значит, задача номер один- это создание среды для национального бизнеса, в которой вложение инвестиций в инновации является основным способом получения высоких и стабильно растущих доходов. Решить такую задачу, значит снять нагрузку на правительство по финансированию многих сомнительных направлений исследований, значит переложить на бизнес ответственность за коммерциализацию технологий (следовательно, по разработке и реализации стратегии проникновения на рынки), значит предоставить частному бизнесу рисковать в надежде на получение высоких доходов, значит создать постоянное тесное взаимодействие между учеными и инженерами, менеджерами и преподавателями (высокопрофессиональные кадры- основной ресурс современного производства), а также властью. Полезно также знать, что основной коммерческий эффект от технологических инноваций достигается не на стадии внедрения и первоначальных продаж на рынке, а на постоянном улучшении уже предложенных рынку новых товаров. В этом процессе уж никто не может заменить бизнес. А поскольку в России такая среда, стимулирующая бизнес к инновациям отсутствует, постольку многие принимаемые решения никак не способствуют созданию инновационной экономики.

В чем же проблемы создания такой среды для российского бизнеса, которая бы подтолкнула его к поиску сотрудничества с учеными, а ученым позволила бы с’ориентировать свой огромный интеллектуальный потенциал на достижение коммерческих, а значит экономических, целей? Мне представляется, причина в высоком уровне диверсификации экономики. Что уж тут развивать, если “энергетический шок” может быть вполне компенсирован увеличением добычи угля, недостаток собственного продовольствия его импортом, когда рынок пред’являет спрос на самые разнообразные товары, а правительство пытается решать многочисленные задачи, начиная с последствий наводнений до финансирования космических исследований и осуществления зерновых аукционов. И практически в каждой проблеме находится единственное решение – дополнительное финансирование. Какой уж тут спрос на интеллектуальные ресурсы!

Значит задача номер два – определение специализации. Известно, специализирующие страны четко очерчивают направление концентрации своего интеллектуального потенциала, что также позволяет создавать альянсы между учеными, бизнесом и властью (что, известно, является признаком инновационной экономики). Известно, что специализация позволяет определить, в чем страна имеет преимущество, как технологическая политика может их улучшить, каков рынок, позволяющий получить наиболее высокий эффект от нововведений. В России- уровень принятия таких первоначальных стратегических решений- это уровень регионов. Именно здесь должна быть определена четкая специализация. И не рыба, лес, икра, золото, порт, космодром, военная база. И не вектор усилий местных органов власти - Москва, финансирование, газ, мазут и уголь. Вектор усилий – во внутрь самих регионов. Назовем это новой политикой максимального использования ресурсов развития (т.е. человеческого капитала) региона. Например, развитие биотехнологий в Калининградской области или в Приморском крае – если это региональный приоритет, то это серьезный стратегический сигнал от власти к бизнесу (даже точечная, небольшая поддержка будет говорить о приоритетах местной власти), вузам (станет понятно каких специалистов готовить в местных условиях, тем более, что в этом процессе станут принимать участие частные компании), станет понятна стратегическая роль федерального центра в регионах (ну не все же время заниматься трубами и котельными). Вспомним из самого начала нашей статьи, инновации начинаются с ограниченности ресурсов и, прежде всего, финансовых. Ограниченность финансовых ресурсов регионов должна создать мощный импульс к их инновационному развитию. Здесь задача номер три - Федеральный центр должен максимально помочь этому процессу, сделать правильный выбор, способствовать использованию огромного национального “технологического запаса”, поддерживать подготовку региональных стратегических менеджеров, создавать инфраструктуру для инновационной экономики и даже предоставлять финансовую помощь, особенно на переходный период от падения к росту. На этом пути мы может создать подлинную инновационную экономику. И для этого не понадобятся десятилетия.

Инновации-Инвестиции-Индустрия