Статус наукограда – это локомотив, который потянет вперёд остальные проекты

СПРАВКА: Капитульский Юрий Леонидович

С 1977 г. по 2003 г. работал в научных организациях: начальник полигона и начальник лаборатории НИИ Приборостроения «НПО «Радиоприбор», начальник лаборатории, главный инженер отдела ТРИНИТИ. Заместитель председателя РКК профсоюзов науки. С 2003 г. - Заместитель главы администрации г. Троицк.

Юрий Леонидович, город Троицк борется за присвоение статуса наукограда. Какие у города есть основания для этого?

В законе о статусе наукограда определены два критерия, характеризующие этот статус. Первый – не менее 15% специалистов, занятых в производственной сфере города, должны работать в научных организациях. У нас их около 4 000 человек, что составляет 36%. Второй критерий состоит из двух частей: либо основные фонды научных организаций должны составлять не менее 50% от основного фонда города (за исключением жилья), либо производимая продукция в валовом продукте должна составлять больше 50%. У нас 10 научных институтов, в 5 из них сосредоточено 86% основных фондов города. Этого достаточно, чтобы соответствовать по всем параметрам этому статусу. Но и по сути – в 10 институтах, которые являются градообразующими, раньше работали 12 тысяч жителей нашего города из 20. Это сейчас 8 тысяч уезжают в Москву на работу, потому что, к сожалению, зарплата не соответствует прожиточному минимуму.

Насколько ощутимо сказываются проблемы науки на жизни города?

30% бюджета города – это налоги с заработной платы. Если заработная плата низкая, то, соответственно, и налоги маленькие. Поэтому мы заинтересованы в том, чтобы наука получала нормальное финансирование. Тем более это касается финансирования фундаментальной науки. А институты, расположенные в нашем городе, занимаются, в основном, фундаментальными исследованиями. Конечно, у них есть наработки, которые можно использовать практически - например, установки центра протонной терапии Института ядерных исследований для лечения раковых заболеваний. Но это только дополнительные возможности. Основное – это фундаментальные исследования, а их финансирование оставляет желать лучшего. На мой взгляд, хватит произносить лозунги, пора финансировать науку надлежащим образом, а наука, вне всякого сомнения, в долгу перед государством не останется.

Что дает статус наукограда городу?

Этот статус обеспечивает комфортную среду для проживания людей и создает же нормальные условия для выполнения основных функций научных организаций. Основные средства, которые выделяются наукограду из бюджета на разных уровнях направляются на поддержание социальной, инженерной, инновационной инфраструктуры. Инновационная структура позволит заняться коммерциализацией научных разработок, что тоже будет способствовать созданию комфортных условий. То есть люди, которые занимаются наукой, будут заниматься только наукой. Если кто-то готов результаты научного труда превращать в пароходы и другие добрые дела, то заниматься этим возможно с помощью инновационной инфраструктуры, бизнес-инкубаторов, центра трансферта технологий. Это все будет способствовать получению соответствующей заработной платы. Мы предполагаем, что если создадим проект технопарка и высшей школы экономики, тем самым мы создадим возможность для возврата наших людей, уехавших из города. Потому что тогда средняя заработная плата в инновационной сфере будет порядка 15 тысяч рублей, и людям не за чем будет ездить в Москву.

Кроме того, научные организации, как известно, освобождены от уплаты части налогов на имущество и на землю. Фактически это означает выпадение доходов из бюджета города в целом. Так что финансирование города как наукограда из федеральных источников только частично компенсирует эти выпадающие доходы.

Троицк был одним из первых, кто начал развивать идею наукоградов. Многие директора институтов тогда вкладывали в это иное понятие, связанное с развитием, поддержанием собственных научных организаций. К сожалению, правительство и Минфин рассматривают этот вопрос под другим углом, считая, что финансирование научных организаций должно идти по другим направлениям.

Получение статуса наукограда от власти города и зависит, и нет. Решение о выдвижении города на статус наукограда принимает Совет депутатов города, но дальше в соответствии с постановлением Правительства РФ № 681 от 25.11.2004г. всё зависит от прохождения документов согласно предусмотренной процедуре и соответствию претендента на статус наукограда критериям, изложенным в законе. Получению этого статуса Троицку мешали определенные разночтения между властью и научной сферой (мы уже в третий раз переоформляем документы, чтобы получить этот статус!). Сейчас в городе нет таких разногласий, потому что в руководстве города – выходцы из научных организаций: во главе администрации - кандидат физико-математических наук, председатель Совета депутатов – доктор физико-математических наук, а председатель Троицкого научного центра – академик Российской Академии наук. И проблемы научных организаций, которые в значительной степени отражаются и на проблемах города, нам понятны и известны.

Считаете ли Вы правильным существующий механизм финансирования наукоградов, при котором деньги идут на поддержание социальной среды города, а не собственно на науку, то есть научные организации не получают из этих денег ни копейки?

Сегодня в городе не решены многие вопросы, связанные с социальной сферой. У нас не хватает школ и детских садов, культурных и спортивных учреждений. Построить все это сами мы не сможем. Когда-то в городе были созданы научные организации, было достаточно построено жилья, а социальная сфера, к сожалению, оказалась в положении изгоя. А эта часть, конечно же, необходима для того, чтобы у ученых была возможность совершенно спокойно заниматься своим делом. Кроме того, что наш город научный, он еще и единственный на Калужском шоссе, и поэтому так или иначе привлекает всех наших соседей. При населении города в 35 тысяч человек в наших школах учится около тысячи детей-жителей не нашего города. Больниц в округе, кроме наших, нет. Средства, выделяемые наукограду - это просто особая форма поддержки. Это субвенции, а субвенции не даются на основную деятельность организации, которая не является муниципальной.

Правильно это или нет, что сами институты не получают эти деньги? Об этом много говорилось, предлагались какие-то изменения в законодательстве. Я хочу сказать, что если государство декларирует необходимость поддержки фундаментальных исследований, то оно должно выполнять свои функции. Либо финансировать науку в полном объёме, либо законодательно создавать такие предпосылки муниципалитету, скажем, в части инженерной инфраструктуры научных организаций, которые зачастую являются промежутком или продолжением городских инженерных сетей. Возможно, если наш город получит статус наукограда, можно подумать над вопросом какого-либо муниципального гранта для институтов, чтобы часть средств перенаправить собственно на научную работу. Но надо понимать, что идея-то это хорошая, но реализовать ее удастся, когда мы будем зарабатывать деньги на других направлениях, на направлениях коммерциализации науки, на технопарковых направлениях.

Строительство технопарка в городе Вы связываете со статусом наукограда. Но финансирования, выделяемого наукограду, далеко недостаточно для строительства технопарка. Тогда какая связь между получением статуса наукограда и строительством этих объектов?

Статус наукограда – это еще и бренд, который означает определенное отношение государства к данному городу. И тем самым создание, скажем, технопарка в области информационных технологий тоже может финансироваться государством, просто по другой статье, по другому направлению. То есть создаются условия для большего развития.

Я могу вам сказать, что вообще Троицк был родоначальником развития IT-технологий в нашей стране. Еще в 80-е годы у нас было создано специальное детское учреждение, «Байтик», в котором детей обучали работе с электронными вычислительными машинами. Кстати, это направление у нас в городе и по сей день развивается, фонд «Байтик» занимается новыми технологиями в сфере образования. И создание технопарка в области IT технологий способствовало бы развитию города именно в этом направлении. Возможно, то, что мы когда-то отдали, вернется к нам. Для этого надо иметь такой флаг-бренд.

На какую сумму может рассчитывать Троицк при получении статуса наукограда?

По нашим расчетам, на пять лет нам необходимо полмиллиарда рублей. Этих денег нам вполне хватило бы на поддержание того, что у нас уже есть, и, например, на строительство одной школы. Сколько может быть выделено на самом деле, я даже не берусь прогнозировать, наукограды получают разные суммы. Какие именно – вразумительных критериев для ответа на этот вопрос нет, постановление Правительства РФ № 682 от 25.11. 2004 г, регламентирующее финансирование наукоградов, точку отсчета для этого не определяет. Хотелось бы, конечно, большей ясности, чтобы можно было ориентироваться. Сумма, на которую мы можем рассчитывать в связи с возможным получением статуса наукограда, будет зависеть от того, сумеем ли мы доказать Министерству финансов, что наши потребности и возможности для выхода через некоторое время на бездотационный уровень развития являются реальными.

Я, конечно, общаюсь с администрациями разных наукоградов. Специально для того, чтобы понять, как же Министерство финансов будет рассчитывать эти деньги, я недавно ездил в Королев, во Фрязино. Там со мной очень честно поделились информацией о финансах и всех проблемах (в основном, касающихся оформления документов), возникающих при получении средств. Собираюсь еще поехать в Дубну. Могу сказать, что руководители наукоградов не знают, каков общий механизм расчета суммы средств, выделяемых наукоградам. Каждый наукоград придерживается своей программы.

Не возникало ли у Вас когда-либо чувство, что какой-то город, получивший статус наукограда, заслуживал этого меньше, чем ваш город?

Чего нет, того нет. Если и существует зависть, то только белая. Условиями, дающими право на статус наукограда, сегодня в России обладают более 70 городов. Это города, в которых усиленно занимаются наукой. Но есть же еще города промышленные, не получающие достаточного финансирования. Я считаю, что государственная политика в отношении муниципальных образований должна быть такова, чтобы они могли функционировать так, как это необходимо их населению. Все должно быть направлено на то, чтобы у людей не возникало проблем, чтобы не возникало напряженности в социальной сфере, была возможность плодотворно работать, чтобы нормально функционировала инженерная инфраструктура. Если же в городе появляются какие-то новые веяния, которые позволяют городу развиваться более интенсивно, более высококлассно, то это нужно не только приветствовать, но и поддерживать. И законодательство должно быть таким образом отрегулировано, чтобы любая полезная инициатива, которая позволяет улучшить состояние и перспективы развития городов, приветствовалась бы по максимуму.

Какие шаги готова предпринимать администрация Троицка для развития города как наукограда? Готовы ли, например, выделять землю, может, продумать льготную налоговую политику для фирм, готовых строиться на вашей земле с целью коммерциализации результатов работы ученых, и т.д.?

Мы, конечно, будем использовать все законодательные и имущественные возможности, для создания условий организациям, выполняющим проекты, предусмотренные в программе развития города, как наукограда, но при этом не будем ограничиваться только программой наукограда. У нас есть программа ТИГР-территории инновационного городского развития, которая шире, чем программа наукограда. Но наукоград – это старт, это, если хотите, локомотив, который потянет вперёд остальные проекты.

/Национальный информационный центр по науке и инновациям, sciencerf.ru, 19.08.2005/