В условиях финансового кризиса проведение полноценных первичных размещений акций (IPO) маловероятно, а потому трансформация сектора инновационных и растущих компаний выглядит вполне уместным и своевременным шагом. Новый сектор ММВБ рассчитан на вывод на рынок, прежде всего, молодых высокотехнологичных компаний, способных сыграть решающую роль в переводе экономики страны на «инновационный путь развития». Вместе с тем доступ к новым компаниям для спекулятивного капитала будет ограничен — руководство сектора делает ставку на серьёзных частных инвесторов, хедж-фонды и фонды прямых инвестиций. О будущем сектора «Рынок инноваций и инвестиций» в интервью рассказал Вице-президент ЗАО «ММВБ» Геннадий Марголит. На Экономическом форуме в Санкт-Петербурге было анонсировано решение о фактической реструктуризации сектора ИРК с добавлением двух новых сегментов. Каковы основные причины данной реструктуризации? Получается, что существующей площадки оказалось недостаточно? — Причин на самом деле несколько. Первая — внутренняя логика развития. Мы создали сектор ИРК, получили опыт его функционирования, после чего поняли: есть смысл развиваться дальше. Во-вторых: было желание расширить масштаб происходящего и замахнуться на более глобальные цели. Если сектор ИРК у нас обслуживал вещи довольно конкретные, связанные с выведением компании на рынок, то в замысле «Рынка инноваций и инвестиций» просматривается желание создать некую благоприятную среду в целом по России для привлечения инвестиций в инновационные быстрорастущие компании. Третья причина — это изменившаяся реальность, так называемый финансовый кризис, на который мы тоже не можем не реагировать. В частности, рассчитывать на поток полноценных IPO в существующих условиях сложно. Вот мы и решили создать площадку для частных размещений, которая больше ориентирована на квалифицированных инвесторов, нежели тех, которые участвуют в широком IPO. Какие преимущественно компании это будут: из отрасли информационных технологий? — Для нас самое главное — помочь решению такой глобальной стратегической проблемы, как создание новой экономики. Нужно перейти от преимущественно ресурсодобывающей экономики к экономике, которая опирается на интеллект, на высокий уровень добавленной стоимости. Задачи у этой площадки достаточно масштабные, в том числе — создание той самой благоприятной среды для выхода компании на рынок, для внедрения инноваций и т. д. Основной упор сделан на инновационных компаниях. Но мы определяем их достаточно широко: не обязательно по критерию отрасли, но и по использованным технологиям. Приоритетны хайтек-компании, а также применяющие био- и нанотехнологии. Но и компании традиционных секторов, которые опираются или находятся на этапе внедрения каких-то передовых технологий, тоже попадают в сферу интересов данной площадки. Чем будет отличаться вывод на рынок компании нового сектора от вывода компании на другие площадки? Может быть, упрощённой процедурой? — Самое главное — будем учитывать специфику компаний: это высокотехнологичные, более молодые, менее крупные, чем те, которые идут на основную площадку. Если бы не было кризиса, я думаю, мы перешли бы к более поточному методу выведения компаний. Теперь же мы трансформируем нашу площадку Вообще такого рода площадки опираются на одну и ту же идеологию, выражающуюся в неком дуализме. С одной стороны, условия по доступу на рынок упрощены, с другой — есть дополнительные ограничения. С одной стороны, отсутствуют избыточные требования, которые выдвигаются для компаний основного сектора; с другой — появляются требования по раскрытию информации, по дополнительным стандартам, по наличию дополнительных посредников в лице листинговых агентов. Всё это сделано для того, чтобы защитить инвестора от дополнительных рисков вложений в такого рода компании. Но эти меры защиты — не только дополнительный барьер, они дают и огромное преимущество: компании, которая через всё это всё-таки проходит, гораздо легче найти инвестора. Причем эти барьеры не сродни бюрократическим, излишним — это именно те рычаги и механизмы, которые позволяют компании реально «достучаться» до своего инвестора. Если бы даже не было этой площадки, компании всё равно пришлось бы делать нечто похожее, только уже без чёткой и внятной процедуры, без тех стандартных механизмов, которые мы предлагаем. Как бы Вы оценили капитализацию сектора, допустим, к концу года? — Спрогнозировать это абсолютно невозможно. Сейчас у нас в секторе ИРК четыре компании. С одной стороны, кажется, что мало. Но, во-первых, и сам сектор мы запустили только летом 2007 года. Для сравнения, на тот же AIM, наиболее известный аналог при Лондонской фондовой бирже, вышло только две компании из России за тот же период. Конечно, начальный, «пилотный», период самый сложный и тяжёлый. Если бы не кризис, я думаю, мы бы перешли к более поточному методу выведения компаний. Я правильно понимаю, что из-за кризиса до конца года новых IPO не планируется? — Я не стану утверждать категорично. Здесь всё-таки надо оговориться: под IPO я понимаю именно public offering, размещение по широкому кругу. Да, окошко пока закрыто. Откроется ли оно к концу года? Не уверен. Но частные размещение, private placement, конечно, будут. Мы над этим работаем, поэтому задача привлечения инвестиций в компании будет решаться.. Есть такой термин «квази IPO» — можно его использовать. Задачи у новой площадки широкие, в том числе — создание той самой благоприятной среды для выхода компании на рынок, для внедрения инноваций Вы сказали, что в вашем секторе присутствуют четыре компании. Их количество изначально было таким же? — Четыре компании в секторе — это компании, которые реально выходили и производили размещение. Первые две компании разместились ещё до кризиса. Это были полноценные IPO: компании «Финам IT» и компании «Армада» («дочка» РБК). Причём размещения непосредственно проводились через биржу. Не все это различают, потому что стандартная схема — это внебиржевое IPO, когда всё делает инвестиционный банк (собирает заявки и так далее). В данном случае использовалась схема биржевого IPO, когда заявки собирались через нашу биржевую систему. Что касается телеканала О2TВ и компании НEКК, то здесь, скорее, private placement — размещение по узкому кругу инвесторов. Проясните суть сотрудничества с «Роснано»? — Для нас «Роснано» важный партнёр, потому что у нас общие цели,. Задача внедрения и развития инноваций — это ключевой элемент прорыва к новой экономике. Это является статусной задачей «Роснано». И наша площадка направлена на её решение. У нас есть достаточно серьёзная инфраструктура по работе с компаниями — по их селекции, сопровождению и подготовке. У «Роснано» также есть мощная инфраструктура по работе с компаниями, в том числе в регионах. Поэтому объединение этих двух инфраструктур даёт мощный синергический эффект: путём объединения мы выходим на более высокий и качественный уровень в части работы с компаниями. Плюс, «Роснано» — это очень серьёзная экспертиза, потому что работать с инновационными компаниями очень сложно в силу специфики, которую, естественно, мы не знаем и не понимаем. У «Роснано» же такая экспертиза есть. Приоритетами пользуются компании hi-tech, биотехнологии, нанотехнологии, правда, компании традиционных секторов, которые опираются или находятся на этапе внедрения каких-то передовых технологий, тоже попадают в сферу интересов данной площадки Общий вопрос «про кризис»... — О, это не ко мне! Не люблю общие вопросы, прогнозы... Понятно, что никто не знает, когда он закончится. Но когда Вы ожидаете преломления ситуации в секторе ИРК? — Что касается нашего сектора, то в каком-то смысле кризис нам на руку. Всё-таки мы строим долгосрочный проект, поэтому сейчас удобное время для того, чтобы создать систему, которая действительно заработает на полную катушку, когда начнётся выход из кризиса. Очень хорошо, когда тебя не толкают под локоть: «Быстрее, давай!». Хотя потребность в привлечении инвестиций, конечно, есть. Тем не менее нет сильного ажиотажа. Во-вторых, сейчас, как ни странно, в лучшую сторону изменилась ситуация с готовностью эмитентов раскрывать информацию о себе, готовностью впускать акционерный капитал, а не держать всё до последнего в одних руках. «Холодный душ» произвёл отрезвляющее впечатление, завышенные ожидания и оценки просто-напросто мешали нормальной работе. Сейчас далеко не каждая компания стоит миллиард долларов, как считали наши предприниматели до кризиса. Можно сказать, наступил момент истины. Положительно также то, что появились профессиональные команды и посредники, способные квалифицированно работать с относительно небольшими компаниями, чего до кризиса не было. Были крупные инвестбанки, которым было просто неинтересно работать с «мелочёвкой». И что это за посредники? — Есть такой термин «инвестбутик». В прежние времена существовали IB команды, которые работали под брендом крупного инвестбанка. Сейчас, поскольку там особенно делать нечего, это самостоятельная компания, которая имеет свою клиентскую базу и работает с ней. Небольшая «компашка» на 15- 20 человек, которая реально помогает компаниям подготовиться к выходу на публичный рынок. Кто сейчас готов покупать акции компаний (хотя бы даже тех четырёх), которые уже присутствуют в секторе? Проведение же новых IPO, пусть даже квази, выглядит не слишком логичным в кризис... — По этим четырём компаниям, как ни странно, довольно приличный оборот, они неплохо торгуются. Да, это вторичная торговля, и дальше акции начинают передаваться из рук в руки, это не инвестиции в капитал компании. Но вторичный оборот очень важен для самой компании, потому что это облегчает возможность последующего привлечения инвестиций. Потому что если есть ликвидный рынок, значит — это повышает капитализацию. Ликвидность имеет цену, а это означает, что компания через долговое финансирование может привлекать кредиты уже просто по другим ставкам, гораздо более низким. Компания при желании может провести дополнительную эмиссию и гораздо легче разместиться. Появились профессиональные команды и посредники, способные квалифицированно работать с относительно небольшими компаниями, чего до кризиса не было. Были крупные инвестбанки, которым просто неинтересно было работать с «мелочёвкой» Теперь более конкретно о том, кто покупатель. Рассчитывать на то, что традиционные покупатели — тот же самый ритейл, те же самые спекулянты — будут входить в такие компании, не стоит. Это маловероятно. Зачем спекулянту входить в такую компанию, ничего о ней не понимая, не зная, тратить своё время и силы на её изучение, когда он, не рискуя, может купить тот же самый «Газпром» или «Сбербанк»? Для обычного розничного инвестора, перед которым стоит задача минимизации собственных рисков, также не интересна не очень понятная молодая, растущая компания. Мы просто-напросто поставим барьер: не будем пускать розницу в Сектор частных размещений. Более того, там будут доступны только те режимы, которые неудобны для спекулянтов — и это сделано сознательно. Будет режим переговорных сделок, который удобен для торговли крупными пакетами. Основными покупателями, как мы думаем, выступят институциональные инвесторы, хедж-фонды, частные фонды, возможно, ПИФы (но с определёнными оговорками). Такого рода инвесторы есть, ситуация более-менее оптимистическая. Следующая категория достаточно интересна и мало изучена — это частные лица. Но не стандартные «физики», а состоятельные люди, у которых есть от миллиона долларов «свободных денег». Эта категория сейчас находится под нашим прицелом, мы пытаемся её проанализировать. У этих людей есть желание входить в такого рода компании, потому что им уже не интересны большие публичные активы. Они либо наигрались в это, либо просто хотят стать совладельцами бизнесов. Мотивация здесь совершенно другая. Наше правительство, объявившее курс на построение инновационной экономики, по идее, также должно как-то способствовать развитию подобных секторов рынка... — Если говорить про сектор, то это одна из задач, которая ставится в рамках создаваемого сегмента. Сейчас будет создан координационный совет рынка инноваций и инвестиций. Уже один шаг сделан, а именно, утверждено положение о координационном совете. Также утверждён председатель — Анатолий Борисович Чубайс. В соответствии с положением, там семь мест займут представители государственных ведомств и органов. Одна из задач данного совета — доведение до государства предложений по стимулированию инновационных компаний в части привлечения инвестиций. Это некая координация между рынком и государством, обеспечение обратной связи с государством. Мы сейчас работаем над подготовкой предложений в данной области. / |