Гармонизация эстонского налогового законодательства с законодательством Европейского Союза оказывает большое влияние на акцизы. В ближайшие годы (до 2009 года) ожидается уравнивание акцизных ставок с требуемым в ЕС уровнем. При согласовании базы налога с оборота с Шестой директивой ЕС уменьшится число товаров, обладающих освобождением от налога и облагаемых нулевой ставкой налога с оборота. Большинство изменений вступит в силу с момента присоединения к Европейскому Союзу, то есть предположительно с 1 мая 2004 года. Главные изменения, сопутствующие вступлению в ЕС, таковы: - С момента присоединения к Европейскому Союзу вступает в силу изменение закона о подоходном налоге, по которому с дивидендов, выплачиваемых юридическим лицам из числа нерезидентов, подоходный налог не удерживается, если участие нерезидента в эстонском коммерческом объединении составляет не менее 20%. Сейчас подоходный налог с дивидендов не удерживается при участии не менее 25%. - С момента присоединения к ЕС сужается круг товаров и услуг, облагаемых по заниженной ставке налога с оборота, например, налоговая ставка в 0% для подписных периодических изданий замещается 5% налоговой ставкой, а налоговая ставка для произведенной с помощью силы ветра и воды электроэнергии в 0% налоговой ставкой в 18%. С 1 июля 2007 года налоговая ставка для теплоэнергии в 5% замещается 18% ставкой налога с оборота. - С 2003 года был отменен акциз на моторное транспортное средство, вместо которого с 2004 года начнет действовать налог на тяжеловесный грузовой транспорт. - Торговля такс-фри в секторе судоходства и воздушного сообщения на рейсах внутри ЕС отменяется с момента присоединения к ЕС. Цель – отмена специального статуса этого сектора, поставленного в привилегированное положение в сравнении с остальной торговлей. - Акцизные ставки на сигареты и курительный табак уравниваются с требованиями ЕС к 31 декабря 2009 года, акцизная ставка на сигары и сигариллы – с момента присоединения. Акцизные ставки на сигареты в 2001–2009 году будут повышаться по подготовленному министерством финансов графику гармонизации акцизной ставки, причем представленные в графике ставки акциза могут измениться исходя из потребительского спроса на сигареты. - Уравнивание ставок акциза на топливо с минимальными ставками европейского Союза произойдет с момента присоединения. - Акцизные ставки на ферментированные напитки и вино гомогенизируются с момента присоединения. - Начиная с присоединения будут в полном объеме применяться таможенные налоги ЕС, то есть, таможенным налогом при выпуске в свободное обращение облагаются почти все товары, импортированные из третьих стран (государства, не заключившие с ЕС договор о свободной торговле). Средняя ценовая ставка таможенного налога на промышленные товары в Европейском Союзе составляет 5%. - Таможенный налог вносится непосредственно в бюджет ЕС, 25% остается Эстонии в покрытие административных расходов. В Европейском Союзе говорят о гармонизированном налоге с оборота. Это не означает единой ставки, а подразумевает единые принципы налогообложения. Достигнуто соглашение также о пределах ставки налога и определенных изделиях и услугах, для которых действуют пониженные ставки. Стандартный налог с оборота, согласно этой договоренности, 15% и более, допустимая минимальная ставка 5%. В части акцизов минимальные налоговые ставки в ЕС введены, например, для топлива и алкоголя. Налог с сигарет не может быть ниже 57% от розничной цены. При этом до сей поры существуют большие различия в налоговых ставках стран-членов Союза. При гармонизации налогообложения предприятий ограничились единичными соглашениями о налогообложении фирм, действующих в нескольких государствах, о равном налогообложении материнских и дочерних фирм, о гомогенизации дефиниции налогооблагаемых доходов и пр. Подоходный налог с частного лица считается обычно нейтральным в отношении распределения межгосударственных ресурсов, поскольку движение рабочей силы не так гибко, чтобы значительно повлиять на это, Посему ЕС не ставило задачи гармонизировать базу подоходного налога частного лица и ставки в странах-членах. Финансирование бюджета Европейского Союза производится из собственных средств ЕС, состоящих из трех компонентов: традиционные собственные средства, взнос на базе налога с оборота и дополнительный взнос, базирующийся на национальном валовом доходе (НВД). Строго соблюдается принцип, по которому максимальный взнос одной страны-члена в бюджет Европейского Союза не превышает ставок, предусмотренных в финансовой перспективе на 2000–2006 годы. Сумма собственных средств, собираемых со стран-членов, согласно действующей сейчас финансовой перспективе ограничена фиксированным процентом, составляющим 1,24% от суммы НВП-1 страны-члена. Фактически сумма собираемых собственных средств все же меньше, в 2004 году она составит 1,08%, в 2005 году – 1,06% и в 2006 году – 1,06% от суммы НВП-2. Традиционными собственными средствами являются таможенные, сельскохозяйственные налоги и налог на сахар. Таможенные налоги и сельскохозяйственный налог собирается при импорте товаров и сельскохозяйственной продукции из третьих стран. Налог на сахар введен для производителей сахара, чтобы компенсировать затраты при поддержке рынка или урегулировать продажи (налог на хранение или складирование). Собранные традиционные собственные средства в размере 75% вносятся непосредственно в бюджет Европейского Союза, страна-член получает 25% в покрытие расходов на администрирование налогов. Традиционные собственные средства составляют ориентировочно около 10–15% от общего взноса страны-члена. Взнос на основе базы налога с оборота введен по одной методике для всех стран-членов. Этот вид доходов определяется на основании гомогенизированной базы налога с оборота и единой ставки, представляющей собой уровень, который откорректирован по расчетам и учитывает различия стран-членов. Упрощенно гомогенизированная база налога с оборота определяется по следующей формуле: База НСО = Поступления НСО (+/- различия) х 100 +/- различия 3 Средневзвешенная ставка налога с оборота Если база НСО превышает 50% НВП страны-члена, за базу расчета налога принимается НВП. Максимальная ставка востребования собственных средств по налогу с оборота начиная с 2004 года составляет 0,5% гомогенизированной базы. Следует учесть и механизм корректировки бюджета, применяемый для Великобритании (UK rebate) и который финансируют другие страны-члены. Величина дополнительного взноса, базирующегося на НВП, зависит от экономического роста государства, и окончательная пропорция ежегодно определяется заново в ходе процесса разработки бюджета Европейского Союза. Базирующийся на НВП взнос уменьшается на величину взноса, базирующегося на налоге с оборота, и на взносы из традиционных собственных средств. Взносы на основе налога с оборота и НВП вносятся на счет комиссии ежемесячно в первый рабочий день в размере 1/12 годовой суммы, назначенной для страны-члена в процессе расчета бюджета. Комиссия вправе потребовать внесения платежей вперед в размере от одного до двух месяцев в течение первого квартала. Таможенные налоги вносятся на счет комиссии не позднее рабочего дня, следующего за 19 числом месяца сбора таможенного налога. При этом комиссия вправе потребовать предоплаты по этому взносу на один месяц. Источник: |