На Форуме "ОПОРЫ РОССИИ" рассмотрены возможности малого и среднего предпринимательства в развитии промышленности и технологий. В приветствии, которое направил участникам и гостям Форума Президент РФ Владимир Путин, отмечено, что малый и средний бизнес - традиционно открытый к инновациям и готовый гибко реагировать на запросы крупных индустриальных производств, способен стать деятельным участником программы модернизации национальной промышленности. Президент "ОПОРЫ РОССИИ" Сергей Борисов констатировал, что в России порой наука существует ради науки и слишком часто между созданием инновации и ее промышленным внедрением проходит столько времени, что инновационная составляющая утрачивается. Подготовка кадров осуществляется вне стратегии развития промышленности и вне запроса рынка. С каждым днем растет дефицит производственной инфраструктуры. Решить задачу удвоения ВВП в стране невозможно без увеличения доли малого бизнеса, как минимум, до 40-50%. Однако на сегодняшний день предпринимательская активность населения находится на низком уровне. Возможно, считает С.Борисов, это происходит оттого, что "у многих отбиты руки". По данным Росстата, доля промышленного бизнеса составляет 13% от общего количества малых предприятий. Это приблизительно 150 тысяч компаний. Необходимо создавать систему, при которой вокруг крупных якорных предприятий будет формироваться эффективная система мелких поставщиков. Это положительным образом скажется на конкурентоспособности таких предприятий. Государственная политика в России не стимулирует развитие субконтрактации и аутсорсинга. Концепция кластерной политики разработана, но до сих пор лежит в МЭРТе без попыток ее запустить. В стране нет стимулов для развития производства. Всего 10-15% производственных предприятий имеют доступ к федеральным и региональным программам поддержки. В своем выступлении С.Борисов особенно отметил, что на пути развития МП продолжают стоять административные барьеры. По данным опроса, официальные издержки на их преодоление составляют на сегодня 9,6% от выручки. Это чрезмерно много. Зампред Правительства РФ Александр Жуков обнадежил предпринимателей, пообещав, что уже в марте на заседании правительства будет рассмотрен Закон о поддержке МП, после чего он будет внесен в Госдуму. По его словам, малый бизнес и страна в целом нуждаются в том, чтобы законодательно были закреплены основные направления государственной поддержки МП. Что касается промышленного малого бизнеса, то государство сосредоточит свои усилия на создании кластеров в наиболее значимых отраслях экономики. Вокруг крупных предприятий будут созданы малые предприятия - поставщики. Перед властями стоит задача максимально облегчить доступ малых и средних компаний к кредитным ресурсам. В связи с этим принят закон о Банке развития, одной из целей которого является кредитование малого и среднего бизнеса. А.Жуков считает, что развитию промышленного и инновационного МП будут способствовать льготы при регистрации патентов и товарных знаков. Кроме того, как заявил А.Жуков, предполагается предоставить малым промышленным предприятиям возможность применения коэффициента, ускоряющего амортизацию оборотных средств. Председатель Комитета по собственности Госдумы Виктор Плескачевский сообщил, что законопроект о преимущественном праве выкупа арендуемых помещений вскоре будет рассмотрен депутатами Госдумы. Он напомнил, что Госдума и Правительство обсуждали этот вопрос в течение полутора лет, но так и не смогли прийти к общему мнению. Замглавы МЭРТ РФ Андрей Шаронов высказал сомнение, что Комитету по собственности Госдумы удастся "протолкнуть" законопроект о приватизации арендуемых малым бизнесом помещений без аукциона. Как компромиссный вариант предполагается принять решение о рассрочке платежей до трех лет и двукратном уменьшении задатка при участии в аукционе или конкурсе. А.Шаронов привел весьма красноречивые цифры. В 2006 году 62% кредитов для МП было выдано предприятиям торговой сферы, 6,8% - промышленным предприятиям, 5,8% - занятым в строительстве. При этом только пятая часть кредитов была потрачена на переоборудование производства. Заставляет задуматься и такая статистика: из 1 млрд руб., выделенных государством в качестве субвенций по региональным программам поддержки малого бизнеса, предприниматели освоили только 16%. Как сказал А.Шаронов, для решения важнейшей проблемы МП - нехватки нежилых помещений - планируется создание специализированных региональных и муниципальных фондов целевого имущества, которые будут предоставлять помещения в аренду исключительно малым предприятиям. А.Шаронов несколько остудил радостные ожидания предпринимательского сообщества по поводу скорого принятия закона о развитии малого и среднего предпринимательства, сказав, что Минфин направил в МЭРТ список разногласий по его проекту на девяти (!) страницах. Кроме того, Минпромэнерго настаивает на повсеместном применении ККМ. Замминистра финансов Сергей Шаталов пообещал, что будет создана новая структура вне налоговых инспекций, где будут рассматриваться претензии налогоплательщиков. По его словам, Минфин не считает нецелесообразным создание налоговых льгот для отдельных секторов экономики. "Задача налоговой системы - стабильные и предсказуемые правила игры и максимальная нейтральность. При этом, если государство хочет поддержать ту или иную отрасль, оно может использовать иные инструменты помимо налогового стимулирования". С.Шаталов также заявил, что налоговая нагрузка увеличиваться не будет. В следующем году планируется перейти на поквартальную уплату НДС, а при налогообложении будут учитывать затраты на инновационную деятельность - получение патентов, сертификатов и т.п. Руководитель подмосковного отделения "ОПОРЫ РОССИИ" Владислав Корочкин считает, что крайне неэффективная система управления экономикой объясняется, с одной стороны, чрезмерным участием в этом процессе государства, а, с другой, - большим количеством аффилированных с властными структурами предприятий. Государство не регулирует рынок, а регулирует доступ к нему предприятий. По словам В.Корочкина, сегодняшняя налоговая система практически непригодна для малых промышленных предприятий. В частности, упрощенная система налогообложения. Общий уровень налогообложения в России выше, чем во всех странах-конкурентах (так, в Казахстане налог в промышленности составляет 3% с оборота при НДС - 13%). Кроме того, необоснованно завышенные требования к продукции делают подтверждение качества непомерно дорогим, что делает товар неконкурентоспособным. Госрегулирование в промышленности, по мнению В.Корочкина, выродилось в "торговлю бумажками, индульгенциями". Он также обратил внимание на то, что с вытеснением сетевыми структурами мелкой розничной торговли - т.н. "ларьков" исчезает рынок сбыта продукции малых предприятий. Корреспондент "Бизнеса для всех" попросил координатора "ОПОРЫ РОССИИ" по Южному Федеральному округу Владимира Леонтовича поделиться мыслями относительно проблем, обсуждаемых на Форуме. - С годами проведение подобных Форумов становится все более профессиональным, но, к сожалению, менее эмоциональным. Жаль, что эта составляющая наших встреч утрачивается. Непосредственно по теме. Я возглавляю малое производственное предприятие. Мы производим модульные котельные. Планируем запустить в Волгограде завод по производству металлоконструкций. Однако часть наших проектов осталась нереализованной. Не сумели мы преодолеть коррупционные барьеры. В Волгоградской области из года в год заказ на поставку оборудования для котельных получает одна и та же фирма - "Теплосервис". Нетрудно догадаться об ее аффилированности с властными структурами. Причем тендеры устраиваются властями так, что "не свои" предприятия заранее обречены на проигрыш. Я считаю, что выход даже не в госзаказах, будь они 10-20%. Только товарно-материальная биржа! Это в итоге самое справедливое соотношение цены, качества, спроса и предложения. На форуме "ОПОРЫ РОССИИ" выступил руководитель Департамента поддержки и развития МП Правительства Москвы Михаил Вышегородцев. - Некоторые участники форума поделились со мной мнением в перерыве, что структуры поддержки существуют как бы отдельно от бизнеса, - сказал он. - Сам форум дает возможность общения бизнеса с властью, к этому и стремятся общественные организации. Здесь обсуждаются проблемы, которые стоят перед бизнесом. На самом деле проблем больше чем достаточно. Федеральные власти сделали серьезный шаг навстречу регионам в деле финансовой поддержки малого бизнеса. Пользуясь случаем, я хочу выразить благодарность МЭРТ РФ. Я не говорю о законодательной поддержке - ее нет пока никакой. Всем известно, сколько мы обсуждаем базовый закон. А для федеральных денег найден самый эффективный способ доведения их до бизнеса - через региональные программы. Поддержка будет оказываться в рамках региональных программ, в том числе и с использованием федеральных средств. Выбран очень правильный принцип- 50 : 50. Это распространяется на все регионы, кроме Москвы и Санкт-Петербурга, здесь другое соотношение - 70 : 30. В Москве существует своя комплексная программа, вся система поддержки в городе построена на принципах программно-целевого подхода. Одной из составляющих программы является развитие молодежного предпринимательства. На поддержку молодежных инициатив и вовлечение молодежи в бизнес выделяются бюджетные средства - точно так же, как они выделяются на образовательные программы, на развитие межрегионального сотрудничества, на имущественную поддержку. Сегодня мы говорим о развитии предпринимательства в промышленности. Мы ведем мониторинг законодательной и нормативно-правовой базы, целенаправленно работаем над устранением административных барьеров. Мы заметили, а статистика подтвердила, что малый бизнес в Москве стареет. Приток новых людей в бизнес серьезно сдерживается и конкуренцией, и тем, что молодежь отдает приоритет работе в госсекторе, в крупных коммерческих структурах, где обеспечен гарантированный доход. Мало кто сегодня хочет рисковать, работая по 24 часа в сутки. Я не говорю о Москве, поскольку здесь выделяются средства для поддержки предпринимателей на старте, выдаются субсидии и субвенции молодым предпринимателям. Работает система, когда молодой предприниматель может получить до 200 тысяч рублей из бюджета безвозмездно, плюс бесплатное образование в "Старт-бизнесе", плюс бесплатные консультации и еще множество преференций за счет города. Созданная инфраструктура является кровеносной системой поддержки малого бизнеса, и через нее до предпринимателей доводятся все формы поддержки, которые существуют в городе. Важное место в инфраструктуре занимает Межрегиональный центр субконтрактации и промышленной кооперации. Мы заинтересованы, чтобы московские предприятия имели крупных заказчиков, работали с ними в кооперации, выпускали для них продукцию. Центр ищет партнеров не только в Москве, но и в регионах, причем справляется с этим достаточно успешно. Кроме того, в городе развиваются кластерные системы. Недавно была продана в связи с банкротством территория завода "Москвич", ее купил "Метрополь". Часть территории была перепродана городу, и московские власти решили использовать ее для выпуска машин "Рено-Логан". Но под это производство выстраивается кластер для выпуска комплектующих. В заводских корпусах будут размещаться малые фирмы - у нас уже есть много предложений. В городе имеются предприятия, занимающиеся выпуском резиновых изделий, рессор, всевозможных электронных блоков для автомобилей. Таких направлений для создания кластеров может быть много. У нас есть пример Зеленограда, где в сфере микроэлектроники головные организации дают загрузку многим малым предприятиям. Есть предложение от завода "Синтез". Здесь на площади в 24 га мы хотим создать технопарк и кластер химической направленности. Последовал вопрос: могут ли отработанные в Москве методы поддержки малых предприятий в промышленности - технопарки и бизнес-инкубаторы - являться образцом для региональной промышленной политики. М.Вышегородцев сообщил, что в ходе работы пришлось столкнуться с путаницей в терминах. "Нет единства в понимании, что такое бизнес-инкубатор, технопарк, промзона. Какова должна быть льготная арендная плата в бизнес-инкубаторе в первый год? В Москве решили провести исследование и определить понятийный аппарат. Во второй половине года на заседание Правительства Москвы будет вынесена концепция действия технопарков и бизнес-инкубаторов. Наверняка этот опыт будет полезен регионам. "Говоря одним языком, - уточнил министр, - мы будем понимать, какие формы нам необходимы для того, чтобы снять проблемы малого бизнеса. Если это бизнес-инкубатор, все должны знать: время пребывания здесь - ограниченное. Наконец, важно определить, должен ли быть в составе технопарка бизнес-инкубатор и научный центр. Безусловно, пример Москвы должен тиражироваться и будет востребован. Отвечая на вопрос, когда малый производственный бизнес в Москве разовьется в полную силу, М.Вышегородцев сказал: - Это будет возможно с введением в эксплуатацию "Пром-сити-Север" в районе Молжаниново и в районе "Пром-сити-Юг" - в Щербинке. Но это дело будущего. Хотелось бы, чтобы произошло это побыстрее. / |