Автор: Афонин И.В. Издательство: Гардарика Год издания: 2005 Количество стр: 224 ISBN: 5-8297-0209-6 В учебном пособии рассматриваются теоретические основы и практические приложения инновационного менеджмента в контексте развития современных предприятий. На основании зарубежного и отечественного опыта нововведенческой деятельности и с учетом результатов современных исследований рассмотрено теоретическое значение, содержание и практическая применимость важнейших категорий инновационного менеджмента, а также стратегия и методы управления инновационным процессом, отдельными инновационными проектами, организация-инновационной деятельности на современных развивающихся предприятиях, подходы к оценке эффективности инноваций. Учебное пособие содержит большой иллюстративный материал и комплект методического обеспечения курса. Для студентов и аспирантов экономических специальностей, руководителей и специалистов отраслей экономики и научных учреждений. СОДЕРЖАНИЕ От автора.................. 5 Глава 1. Инновации в современной экономике................... 7 1.1. От «новатора» Йозефа Шумпетера до инновационной экономики на грани тысячелетий (обзор формирования и развития понятий инновационного менеджмента в XX в.) ... 7 1.2. Воспроизводственный процесс и его составляющие ......... 13 1.3. Нововведения и их характеристики ....................... 16 Вопросы и задания .......................................... 18 Глава 2. Свойства инноваций.................................. 20 2.1. Длительность инновационного процесса................. 20 2.2. Неопределенность и риски инновационного процесса ..... 21 2.3. Способность инициировать структурные изменения....... 25 2.4. «Человекоемкость» инновационной деятельности......... 25 2.5. Характер инновационного целеполагания................ 26 2.6. Неформализуемые механизмы в инновационном процессе ............................................ 33 2.7. Противоречия инновационного процесса ................ 34 Вопросы и задания .......................................... 35 Глава 3. Виды инноваций и их классификационные признаки ...... 36 3.1. Виды инноваций по сферам приложения.............:... 38 3.2. Виды нововведений по источнику инновационной идеи .... 40 3.3. Виды инноваций по степени их новизны (радикальности) .... 48 3.4. Виды инноваций по характеру (объекту) полученных результатов.......................................... 52 Вопросы и задания .......................................... 56 Глава 4. Жизненный цикл нововведения. Инновационная и инвестиционная стадии .................................. 58 4.1. Сферы приложения концепции жизненного цикла в экономике .......................................... 58 4.2. Ограничения инструментального значения концепции жизненного цикла инновации ........................... 59 4.3. Организационно-управленческие этапы жизненного цикла инновации ........................................... 66 Вопросы и задания .......................................... 69 Глава 5. Основные инновационные стратегии развития предприятия ............................................. 70 5.1. Инновационная стратегия и ее риски ..................... 71 5.2. Имитационная модель инвестиционной стратегии .......... 74 5.3. Венчурные инвестиционные стратегии .................... 76 5.4. Состояние венчурного бизнеса в России................... 82 Вопросы и задания .......................................... 86 Глава 6. Развивающееся предприятие как субъект инновационной деятельности ............................................. 87 6.1. Промышленное предприятие и формы его развития......... 87 6.2. Промышленное предприятие в инновационном процессе .... 91 6.3. Некоторые параметры инновационной деятельности отечественных предприятий............................. 95 6.4. Методы оценки эффективности инноваций................ 97 6.5. Инновационный менеджмент как специфическая форма управленческой деятельности на микроэкономическом уровне ............................................... 102 Вопросы и задания .......................................... 106 Глава 7. Инновационные ресурсы и инновационный потенциал предприятия ............................................. 107 7.1. Инновационные ресурсы................................ 107 7.2. Инновационный потенциал ............................. 113 Вопросы и задания .......................................... 115 Глава 8. Стратегические аспекты инновационного менеджмента .... 117 8.1. Стратегический анализ и целеполагание................... 119 8.2. Стратегия организационно-личностного развития инновационных ресурсов и потенциала предприятия........ 124 Вопросы и задания .......................................... 130 Глава 9. Инновационный проект как организационная форма нововведения............................................. 131 9.1. Внешние и внутренние участники инновационной деятельности предприятия .............................. 131 9.2. Инновационный проект — принципы и методы управления ........................................... 133 9.3. Финансирование инновационного проекта................. 140 9.4. Риски инновационного проекта.......................... 145 Вопросы и задания .......................................... 149 Глава 10. Управление противоречиями в инновационном процессе ... 150 10.1. Инвентаризация противоречий инновационного процесса ... 150 10.2. Управление конфликтами в инновационном менеджменте ... 153 10.3. Подходы к организации инновационных изменений. Принципы и примеры.................................. 163 Вопросы и задания .......................................... 170 Глава 11. Системный анализ эффективности технологической инновации (на примере конкретного производства) ............ 172 11.1. Структура системного анализа эффективности технологической инновации ............................ 174 11.2. Определение научно-технического уровня вариантов технологии и круга исследования ........................ 177 11.3. Обобщение экономических, организационных, научно-технических факторов вариантов технологии в показателе технико-экономического уровня.............. 183 11.4. Определение вероятных периодов эффективного внедрения вариантов новой техники и технологии в производство...... 185 11.5. Корректировка показателей эффективности конкурирующих вариантов с учетом разницы вероятных периодов эффективного внедрения ....... 187 Вопросы и задания .......................................... 189 Заключение................................................. 190 Библиография .............................................. 191 Приложения Приложение 1. Примерная программа учебной дисциплины «Инновационный менеджмент»............... 197 Приложение 2. Контрольные вопросы по курсу «Инновационный менеджмент»............... 206 Приложение 3. Контрольные тесты по курсу «Инновационный менеджмент»............... 209 |