Инновационный менеджмент. Афонин И.В.

Автор: Афонин И.В.
Издательство: Гардарика
Год издания: 2005
Количество стр: 224
ISBN: 5-8297-0209-6

В учебном пособии рассматриваются теоретические основы и практические приложения инновационного менеджмента в контексте развития современных предприятий.
На основании зарубежного и отечественного опыта нововведенческой деятельности и с учетом результатов современных исследований рассмотрено теоретическое значение, содержание и практическая применимость важнейших категорий инновационного менеджмента, а также стратегия и методы управления инновационным процессом, отдельными инновационными проектами, организация-инновационной деятельности на современных развивающихся предприятиях, подходы к оценке эффективности инноваций.
Учебное пособие содержит большой иллюстративный материал и комплект методического обеспечения курса.
Для студентов и аспирантов экономических специальностей, руководителей и специалистов отраслей экономики и научных учреждений.

СОДЕРЖАНИЕ

От автора.................. 5
Глава 1. Инновации в современной экономике................... 7
1.1. От «новатора» Йозефа Шумпетера до инновационной
экономики на грани тысячелетий (обзор формирования и
развития понятий инновационного менеджмента в XX в.) ... 7
1.2. Воспроизводственный процесс и его составляющие ......... 13
1.3. Нововведения и их характеристики ....................... 16
Вопросы и задания .......................................... 18
Глава 2. Свойства инноваций.................................. 20
2.1. Длительность инновационного процесса................. 20
2.2. Неопределенность и риски инновационного процесса ..... 21
2.3. Способность инициировать структурные изменения....... 25
2.4. «Человекоемкость» инновационной деятельности......... 25
2.5. Характер инновационного целеполагания................ 26
2.6. Неформализуемые механизмы в инновационном
процессе ............................................ 33
2.7. Противоречия инновационного процесса ................ 34
Вопросы и задания .......................................... 35
Глава 3. Виды инноваций и их классификационные признаки ...... 36
3.1. Виды инноваций по сферам приложения.............:... 38
3.2. Виды нововведений по источнику инновационной идеи .... 40
3.3. Виды инноваций по степени их новизны (радикальности) .... 48
3.4. Виды инноваций по характеру (объекту) полученных результатов.......................................... 52
Вопросы и задания .......................................... 56
Глава 4. Жизненный цикл нововведения. Инновационная
и инвестиционная стадии .................................. 58
4.1. Сферы приложения концепции жизненного цикла
в экономике .......................................... 58
4.2. Ограничения инструментального значения концепции
жизненного цикла инновации ........................... 59
4.3. Организационно-управленческие этапы жизненного цикла
инновации ........................................... 66
Вопросы и задания .......................................... 69
Глава 5. Основные инновационные стратегии развития
предприятия ............................................. 70
5.1. Инновационная стратегия и ее риски ..................... 71
5.2. Имитационная модель инвестиционной стратегии .......... 74
5.3. Венчурные инвестиционные стратегии .................... 76
5.4. Состояние венчурного бизнеса в России................... 82
Вопросы и задания .......................................... 86
Глава 6. Развивающееся предприятие как субъект инновационной
деятельности ............................................. 87
6.1. Промышленное предприятие и формы его развития......... 87
6.2. Промышленное предприятие в инновационном процессе .... 91
6.3. Некоторые параметры инновационной деятельности
отечественных предприятий............................. 95
6.4. Методы оценки эффективности инноваций................ 97
6.5. Инновационный менеджмент как специфическая форма управленческой деятельности на микроэкономическом
уровне ............................................... 102
Вопросы и задания .......................................... 106
Глава 7. Инновационные ресурсы и инновационный потенциал
предприятия ............................................. 107
7.1. Инновационные ресурсы................................ 107
7.2. Инновационный потенциал ............................. 113
Вопросы и задания .......................................... 115
Глава 8. Стратегические аспекты инновационного менеджмента .... 117
8.1. Стратегический анализ и целеполагание................... 119
8.2. Стратегия организационно-личностного развития инновационных ресурсов и потенциала предприятия........ 124
Вопросы и задания .......................................... 130
Глава 9. Инновационный проект как организационная форма
нововведения............................................. 131
9.1. Внешние и внутренние участники инновационной деятельности предприятия .............................. 131
9.2. Инновационный проект — принципы и методы
управления ........................................... 133
9.3. Финансирование инновационного проекта................. 140
9.4. Риски инновационного проекта.......................... 145
Вопросы и задания .......................................... 149
Глава 10. Управление противоречиями в инновационном процессе ... 150
10.1. Инвентаризация противоречий инновационного процесса ... 150
10.2. Управление конфликтами в инновационном менеджменте ... 153
10.3. Подходы к организации инновационных изменений.
Принципы и примеры.................................. 163
Вопросы и задания .......................................... 170
Глава 11. Системный анализ эффективности технологической
инновации (на примере конкретного производства) ............ 172
11.1. Структура системного анализа эффективности технологической инновации ............................ 174
11.2. Определение научно-технического уровня вариантов технологии и круга исследования ........................ 177
11.3. Обобщение экономических, организационных, научно-технических факторов вариантов технологии
в показателе технико-экономического уровня.............. 183
11.4. Определение вероятных периодов эффективного внедрения вариантов новой техники и технологии в производство...... 185
11.5. Корректировка показателей эффективности конкурирующих вариантов с учетом разницы вероятных периодов эффективного внедрения ....... 187
Вопросы и задания .......................................... 189
Заключение................................................. 190
Библиография .............................................. 191
Приложения
Приложение 1. Примерная программа учебной дисциплины
«Инновационный менеджмент»............... 197
Приложение 2. Контрольные вопросы по курсу
«Инновационный менеджмент»............... 206
Приложение 3. Контрольные тесты по курсу
«Инновационный менеджмент»............... 209