Современную международную торговлю технологиями характеризуют следующие новые тенденции: Обмен технологиями все чаще рассматривается как равноправная часть деловой стратегии предприятий, скоординированная с другими ключевыми направлениями предпринимательской деятельности (экспорт, совместные предприятия, кооперация и др.). Так, например, продажа лицензий способствует торговле товарами за счет поставок комплектующих изделий и сырья. Она нередко является практически единственным средством проникновения на рынок ряда стран. Корпорации все больше стремятся ограничить доступ "чужих" фирм к своим технологиям и увеличить объемы своих продаж дочерним предприятиям. Поэтому доля продаж технологий своим филиалам в таких странах, как США, составляет 75-80%. Все чаще соглашения о передаче технологии включают комплексное предоставление услуг, в том числе выполнение работ типа инжиниринг, передачу патентных прав, ноу-хау, конструкторской и технологической документации, поставку специального оборудования, комплектующих изделий и материалов, оказание технической помощи в монтаже, пуске и наладке оборудования, обучение специалистов и т.д. Положительная - разработчик претендует на часть прибыли от проекта, которая покрывает его предшествующие затраты Отрицательная - разработчик не может претендовать на часть прибыли, получаемой от реализации инновационного продукта. Компромиссная - разработчик претендует на часть прибыли, но она не покрывает его затраты на предшествующие результаты.
Извлечение из доклада ЮНИДО в 1994 г «не существует стандартной методики определения цены на технологию, но есть значительное количество рецептов, которые специалисты могут предложить Вам». Подход 1 – расчет цены исходя из позиций монопольного ценообразования. Владелец научно-технического знания, имеющего правовую охрану, выступая монополистам на рынке, может продать свой товар по той цене, которую он сочтет приемлемой. Однако в реальной ситуации на цену будут воздействовать различные рыночные факторы, которые определят рыночную, а не монопольную цену. «Технология стоит столько, за сколько Вам удалось ее продать, не больше и не меньше». Подход 2 – цена определяется исключительно величиной затрат на проведенные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, а также получение патентных прав. Подход 3 – смешанный подход, когда используются обе стратегии. При оценки снизу выбирается затратная стратегия, вместе с тем используется методика, где при оценки стоимости технологии учитывается реальная прибыль при введении оценки интеллектуальной собственности в хозяйственный оборот.
Факторы, влияющие на ценообразование технологии:
- - - - - - - - - - - Множество видов объектов интеллектуальной собственности, каждый из которых регулируется законодательно несколько иначе, чем другие, объясняет и большое разнообразие форм передачи технологии. Данное обстоятельство побуждает специалистов (прежде всего юристов и экономистов) создавать и совершенствовать классификации этих форм. Конечно, из-за возможности возникновения бесконечного числа ситуаций, связанных с передачей технологии, все эти классификации носят в достаточной степени условный характер. Границы между формами передачи технологий подвижны и условны. Некоторые простые формы передачи технологии входят составной частью в более сложные. Так, например, если выделить всего три группы основных способов передачи технологии:
- - - Обычно основные формы передачи технологий делятся по своему экономическому содержанию на коммерческие (возмездные) и некоммерческие (безвозмездные). К некоммерческим формам передачи технологии относят: научно-технические публикации; обмен результатами исследований посредством личных контактов и посещений научно-исследовательских учреждений и промышленных предприятий; обмен производственно-техническими достижениями и опытом по долгосрочным программам. К коммерческим формам передачи технологии относят передачу технологии по лицензионным договорам, путем продажи оборудования и материалов (или передачи в аренду), оказания услуги типа инжиниринг, через учреждение совместных фирм и т.п. Определение потенциала рынка технологии очень важно для принятия решения о возможности поиска стратегического партнера или инвестора. Совершенно очевидно, что как бы ни была хороша сама по себе технология, ее очень трудно будет развивать, если рынок потребителей этой технологии мал. Очень часто авторы разработок, в том числе очень хороших разработок, не отдают себе отчета в том, что деньги вкладываются не в интересную разработку, и никто не ориентируется в основном на уровень разработки, деньги вкладываются в предприятие, которое в силу большой величины рынка для его продукции (а рынок, конечно, определяется в том числе и уровнем разработки, хотя не только им) будет приносить большие доходы. Основные элементы и шаги по оценке рынка обычно таковы:
- - - - - Рынок для технологии или продукта определяет интерес партнера или инвестора, поэтому крайне важно оценить его настолько точно и проанализировать настолько подробно, насколько это возможно. Именно эта информация является основной для людей, принимающих решения поддержать ли коммерциализацию технологии или нет, стоит ли это дело того, чтобы за него взяться. И эта информация очень нужна, хоть и не дешева. К сожалению, даже при хорошем анализе рынка материалы конечного отчета очень часто не содержат необходимой информации о том, как и откуда эти материалы были взяты, какие объемы исследований (объемы выборок) были при проведении анализа рынка и т.п. Безусловно, когда мы делаем презентацию, у нас нет времени на то, чтобы сказать все и в презентации мы, по существу, представляем только выводы по анализу рынка, отчет же должен содержать все данные, необходимые чтобы понять насколько полно и профессионально был сделан такой анализ. Нельзя написать, что, пользуясь Интернетом, мы получили такие и такие данные, надо указать и какие информационные базы были использованы, и краткие данные о компаниях, которые эти базы ведут. Метод проведения анализа рынка, оценки величины рынка для предлагаемой технологии, основные используемые методики, в том числе статистические, очень важны. Инновационный бизнес всегда и везде относится к категории рискованных. Поскольку минимизация рисков является основной проблемой инвестора, рассмотрим особенности инновационного бизнеса в России именно с точки зрения рисков. Виды основных рисков, которые должен учитывать инвестор, обративший свое внимание на российские высокие технологии: Риск оригинальности. Он заключается в том, что инвестирование в «прорывные технологии» является весьма рискованным с точки зрения гарантии получения необходимого результата, т.е., действительно, новой интересной технологии или продукта. Особенно рискованными являются инвестиции в фундаментальную науку. Вместе с тем наиболее интересны именно инвестиции в оригинальные технологии, но только тогда, когда существует возможность их практического применения, и тогда, когда рынок готов принять продукцию, связанную с использованием высоких технологий. Риск информационной неадекватности. В России есть достаточно много технологий, которые были разработаны достаточно давно, но интерес к ним появился только сегодня. Разработчики, иногда даже вполне искренне, говорят о технологиях как о реально существующих и даже демонстрируют образцы, полученные 5-10-15 лет назад. Однако, зачастую, оказывается, что оборудование, на котором были сделаны образцы, за прошедшие годы пришло в негодность, часть коллектива разработчиков уволилась, и технология, увы, уже не воспроизводима. Риск технологической неадекватности. Состоит в том, что существует принципиальная разница между технологией как продуктом интеллектуальной деятельности и технологией как объектом инвестирования. Технология становится инвестиционно привлекательной не тогда, когда она есть, а тогда, когда она может быть воплощена промышленно, что не всегда возможно обеспечить. Риск юридической неадекватности. Сочетание недостаточной правовой защищенности интеллектуальной собственности с неопределенностью прав на разработки, особенно на созданные при Советской власти, и элементарной правовой безграмотностью зачастую приводит к случаям, когда авторы технологии или отказываются раскрыть какие-то особенности своего продукта, тем самым препятствуя возможности инвестирования в него, или не соблюдают своих обязательств, особенно в части эксклюзивности и конфиденциальности. Достаточно распространенным является подписание автором соглашений об эксклюзивности одновременно с несколькими компаниями в расчете на то, что тем самым он повышает для себя вероятность успеха, а победит тот, кто придет, т.е. подпишет контракт первым. При этом автор не понимает (т.к. не имеет ни соответствующих знаний, ни собственного опыта) с какими неприятностями он может столкнуться. Риск финансовой неадекватности. Состоит в несоответствии содержания инвестиционного проекта и финансовых средств, необходимых для его реализации. Основные причин возникновения финансовой неадекватности следующие. Первая состоит в том, что авторы технологии не умеют считать деньги, переоценивая собственный вклад и недооценивая другие расходы. Наконец психологически очень трудно понять разный уровень рисков инвестора и разработчика, вкладывающего в дело выстраданное дитя – технологию. Другая группа причин отражает уже российскую специфику и состоит в умышленной тактике «затягивания» инвестора, которая предполагает сознательное занижение или исключение ряда статей расходов в расчете на то, что проект станет более привлекательным, и инвестор начнет вкладывать деньги. Риск неуправляемости проектом. Одинаково значимыми составляющими, необходимыми для успешной реализации инвестиционного проекта, является оригинальность и проработанность самого проекта и квалификация и сплоченность команды, которая будет проект реализовывать. Риск неуправляемости бизнесом. Состоит в возможной разности конечных целей инвестора и руководства предприятия, реализующего проект. Инвестор хочет, как правило, или завтра, но много, или не очень много, но каждый день, т.е. преследует стратегические цели.
-
|