Необходим новый формат отношений между всеми субъектами инновационной деятельности

Золотых Наталья Ивановна, Патентный поверенный Российской Федерации, Вице-президент Инновационного бизнес-клуба «Интелком», Руководитель Комитета ОПОРЫ по инновационному предпринимательству и интеллектуальной собственности.

Наталья Ивановна, инновации во многих странах мира – это своего рода плацдарм для деятельности малого бизнеса. А что происходит у нас, в России?

Наверное, наиболее убедительный ответ на Ваш вопрос может дать анализ динамики патентования результатов исследований и разработок малыми компаниями, который является достоверным индикатором продуктивных связей между научными исследованиями и промышленностью. По информации Роспатента с 1994 до 2005 гг. малыми предприятиями в России было выдано около 1,5 тыс. патентов на изобретения(1289) и полезные модели(138) (менее 1% от общего числа выданных за этот период патентов Российской Федерации), а действуют в настоящее время чуть больше 600 (632). Примечательно, что максимальное число МП (102) получивших патенты в этот период, пришлось на 1997 год и, если до этого наблюдался ежегодный рост количества МП - патентообладателей, то в последующие годы их число ежегодно сокращалось и составило в 2005 году около десятка. При этом наибольшую патентную активность в последние четыре года (2002-2005 гг.) имели всего три МП: Научно-производственное государственное малое предприятие «МИЦ» – 19 патентов; малое государственное научно-исследовательское и внедренческое предприятие «Акустика» -7 патентов; и ЗАО «Малое многопрофильное предприятие «ИРБИС» – 7 патентов.

Данные Роспатента в полной мере коррелируются и с результатами исследования условий и проблем развития инновационного малого и среднего предпринимательства, проведенное в феврале 2006 года ОПОРА РОССИИ и ВЦИОМ, которое показало, что сегодня инновационный сектор в структуре малого предпринимательства составляет от 1,4 до 3, 5%. При этом активными, то есть рыночно ориентированными, являются только 10-15% инновационных компаний: их интересует привлечение инвестиций, доступ к специальной информации, они занимаются проблемами охраны и защиты интеллектуальной собственности, подбирают кадры финансового и инновационного менеджмента и пр.

Значительная часть малых инновационных компаний России в настоящее время специализируется в области исследований и разработок (76% от общего количества респондентов), а также опытно-конструкторских работ (64 %). Подавляющее большинство этих компаний сегодня не являются конкурентоспособными в глобальном масштабе. Рынок сбыта их продукции и услуг ограничен, в основном Россией, странами СНГ и Восточной Европы. Примечательно, что российским инновационным компаниям удается удерживать эти рынки, прежде всего за счет поставок качественной инновационной продукции по низкой цене. Однако, такая стратегия «низкой добавленной стоимости», великолепно используемая ими некоторое время тому назад, не обеспечит конкурентоспособности в дальнейшем, если деятельность этих компаний будет сводиться лишь к «исчерпанию» некогда созданных (как правило, в государственных исследовательских организациях и за счет средства федерального бюджета) результатов исследований и разработок. Вследствие этого даже те компании, которые сегодня активно участвуют в коммерческом производстве инновационной продукции, могут оказаться в тупике, если не будут постоянно модернизировать свою продукцию, усовершенствовать технологические процессы и создавать новые инновационные продукты. Данную тенденцию еще более усиливают глобализация экономики, рост мобильности людских и денежных потоков, сопровождающихся интенсификацией процесса международного разделения и кооперации труда в научно-технической сфере, а также рост конкуренции и сокращение жизненного цикла продукции, которые заставляют компании создавать и использовать инновации более быстрыми темпами.

Какие проблемы есть сегодня (и были) у российского инновационного малого бизнеса? Что малый инновационный бизнес может дать нашей экономике?

Инновационные предприятия, относятся к разряду наиболее проблемных в области малого и среднего бизнеса, связанных с большими техническими и коммерческими рисками. Помимо трудностей характерных для всех малых и средних предприятий, обусловленных отсутствием налоговых льгот, государственных заказов, финансовой поддержки и т.д., они испытывают специфические сложности, характерные для научно-технологической деятельности. В подавляющем большинстве случаев эти организации не имеют собственной дорогостоящей исследовательской и опытно-экспериментальной базы и лишены возможности использовать информационные, научно-исследовательские и производственные ресурсы государственных научно-исследовательских организаций, из-за законодательных ограничений. Они практически не имеют шансов получить заказы от отечественной промышленности, из-за низкого спроса на наукоемкие технологии в России, и лишены доступа к финансово-инвестиционным ресурсам, в силу высокого риска инновационной деятельности и низкого уровня своего залогового обеспечения. Им не под силу получить квалификационную правовую и консалтинговую поддержку из-за высокой стоимости подобных услуг, особенно в сфере правовой охраны и трансфера интеллектуальной собственности.

Следует заметить, что в последнее время предпринимаются определенные попытки поддержки малых предприятий. Однако, проведенное ОПОРОЙ РОССИИ исследование показало, что предлагаемые государством организационно-экономические, правовые и финансовые инструменты поддержки малого инновационного бизнеса, в частности венчурные фонды, не соответствуют уровню развития и реальным потребностям компаний этого сектора. Соответственно «степень восприятия» малыми компаниями инновационной политики, проводимой государством чрезвычайно низкая, что свидетельствует о ее неэффективности.

В современных условиях движущей силой развитой и высокоэффективной инновационной системы является малый инновационный бизнес.

Глобализация экономики, рост мобильности людских и денежных потоков, сопровождающихся интенсификацией процесса международного разделения и кооперации труда в научно-технической сфере, и как следствие ростом конкуренции, сокращением жизненного цикла продукции и значительным удорожанием технологий предопределили целый ряд новых тенденций в деятельности национальных и международных компаний.

Главная из них заключается в необходимости создавать и использовать инновации куда более быстрыми темпами, чем это было даже пять лет тому назад. Бизнес сегодня - это прежде всего инновации, которые дают ощутимые результаты. Инновации стали ключом к достижению успеха любой компании независимо от сферы ее деятельности. Очевидно, что понятие инновации, и соответственно инновационной компании стало стремительно расширяться, вовлекая в свою сферу не только традиционные технические инновации, но и организационные, относящиеся к разработке корпоративной стратегии, внедрению современных методов управления, систем контроля качества и сертификации продукции, логистики и поставки сырья, материалов, комплектующих, а также организации маркетинговой службы.

В новых экономических условиях принципиально изменилась и роль малых компаний, которые воистину стали двигателем инновационного развития, а также составным и неотъемлемым компонентом эффективного функционирования как отдельно взятой компании, так и экономики страны в целом.

Сегодня промышленные компании неуклонно снижают свою зависимость от центральных исследовательских лабораторий (там, где они еще существуют) и поручают выполнение исследований внешним частным и государственным научным организациям. В некоторых отраслях разработка технологий полностью возложена на малые внешние компании, которые выполняют их в рамках договоров на НИОКР, либо предоставляют на основе договоров. Целый ряд промышленных компаний, например Toyota, в основном используют результаты внешних исследований, заказываемых малым инновационным компаниям, сконцентрировав свою внутреннюю исследовательскую деятельность лишь на разработке стратегических научных исследований. Малые компании также активно привлекаются и к выполнению иных функций, относящихся, например к предоставлению инженерно-консультационных услуг, а также техническому и эксплуатационному обслуживанию.

Сегодня, в жестких рамках конкуренции для достижения успеха в бизнесе решающим условием становится скорость создания и коммерциализации инноваций. Какая у нас ситуация в сравнении с зарубежными компаниями?

Известно, что малые компании почти на треть опережают крупные компании в скорости освоения новшеств. По данным Национального научного фонда США, на единицу затрат количество нововведений в малых фирмах по сравнению со средними в четыре, а в сравнении с крупными в 24 раза выше.

Если говорить о России, то наверняка можно привести отдельные очень успешные примеры, однако «скорость эскадры определяются скоростью самого тихоходного корабля», а потому в целом ситуация, прежде всего коммерциализации результатов исследований и разработок у нас в стране достаточно сложная.

Как уже подчеркивалось выше, конкурентоспособность малых российских инновационных компаний на международных рынках очень низкая. Вместе с тем, в силу конъюнктурных условий, бóльшая часть спроса на российские научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, будет формироваться на более ёмких мировых рынках, во всяком случае, в краткосрочной и среднесрочной перспективе. Однако, подавляющее большинство малых и средних российских инновационных компаний не обладает ни управленческим опытом, ни финансовыми ресурсами, ни репутацией производителя высококачественных товаров и услуг, которые необходимы для того, чтобы успешно конкурировать на мировом рынке с западными компаниями. Слабые связи между малым и крупным бизнесом, а также отсутствие устойчивых контактов с образовательным и научным секторами России предопределяют образование «инновационной пропасти» и сдерживают формирование эффективной национальной инновационной системы.

Недавно «ОПОРА» выступила с инициативой создания независимого национального альянса владельцев интеллектуальной собственности. Какие задачи у будущего альянса вы видите, как они будут решаться. У нас пока много вопросов остается в отношении защиты прав собственности (законодательство и пр.) владельцев изобретений, патентов, товарных знаков. С другой стороны мы наблюдаем «разгул контрафактной продукции». Расскажите об этом поподробнее.

В последнее время и российскими и зарубежными правообладателями отмечаются определенные успехи достигнутые Россией по разработке мер защиты интеллектуальной собственности, в том числе борьбе с контрафакцией и пиратством. Сегодня количество дел в области прав интеллектуальной собственности, рассматриваемых российскими судами, исчисляется уже тысячами. Особенно их много в области товарных знаков и авторских прав. Это хороший показатель, который свидетельствует, что произошли, с одной стороны кардинальные сдвиги в сознании правообладателей по обеспечению защиты принадлежащих им прав, а с другой в готовности правоприменительных органов эффективно использовать действующую нормативно- правовую базу России.

В последнее время были предприняты конкретные меры по противодействию нарушениям прав на объекты интеллектуальной собственности, включая пресечение контрафакции. В частности, были внесены изменения и дополнения в патентное законодательство, а также законодательство о товарных знаках, программах для ЭВМ и баз данных, об авторском праве и смежных правах, в уголовное и таможенное законодательство, а также законодательство о конкуренции и пресечении монополистических действий. Стала развиваться правоприменительная практика. В работу по предотвращению правонарушений в области прав интеллектуальной собственности вовлечены органы МВД, ФАС, ФТС, Роспатента, прокуратуры, а также суды. Развиваются, в том числе, и при активной поддержки ОПОРЫ, достаточно новые для России формы урегулирование споров с помощью третейский разбирательств и медиации (посредничества).

В целях координации деятельности исполнительных и правоохранительных органов государственной власти в борьбе с нелегальным оборотом интеллектуальной собственности была создана Правительственная комиссия по противодействию нарушениям в сфере интеллектуальной собственности.

Для подготовки мероприятий в поддержку борьбы с контрафактной продукцией был создан Комитет во главе с Министром экономического развития и торговли и Министерством образования и науки.

Несмотря на усилия, предпринятые Правительством, я не рискнула бы утверждать, что нам удалось разработать эффективную систему мер противодействующих нелегальному обороту интеллектуальной собственности, объемы которого достигли в последние годы критических отметок во всех странах. По моему мнению, наиболее слабое звено в этой цепи, это незначительная роль правообладателей в области развития и эффективного использования механизмов защиты интеллектуальной собственности. Прежде всего, это объясняется отсутствием консолидации усилий правообладателей, особенно в области промышленной собственности. Существующие в этой области профессиональные объединения ориентированы на достаточно узкий для России сегмент рынка, относящийся к авторским и смежным правам. В то время как владельцы прав промышленной собственности, особенно в высокотехнологичных областях, остаются незащищенными, а их интересы слабо учитываются при формировании законодательства по правам интеллектуальной собственности.

Принимая во внимание это обстоятельство, ОПОРА РОССИИ в апреле этого года выступила с инициативой создания Национального Альянса Владельцев Интеллектуальной Собственности, который призван консолидировать усилия правообладателей и соответственно сделать систему защиты прав интеллектуальной собственности более эффективной.

Основными целями Альянса являются:

• Усиление роли национальных правообладателей в создании эффективной национальной системы в области интеллектуальной собственности.
• Оказание помощи правообладателям в развитии и эффективном использовании механизмов охраны интеллектуальной собственности.
• Развитие существующих и формирование новых для России механизмов защиты прав владельцев интеллектуальной собственности.
• Содействие обеспечению охраны и защиты прав интеллектуальной собственности российских правообладателей за рубежом.
• Противодействие нелегальному обороту интеллектуальной собственности в России.
• Повышение уровня «транспарентности» законодательства и формирование «профессиональных стандартов» в области правовой охраны и защиты прав интеллектуальной собственности.
• Формирование позитивного имиджа России, как страны активно развивающей правовую систему в области охраны прав интеллектуальной собственности, обеспечивающей благоприятные условия для ее защиты и пресечения нелегального оборота.

Мы надеемся, что консолидация усилий бизнес-сообщества в данной сфере придаст дальнейший импульс действиям Правительства по усилению национальной правовой системы в области прав интеллектуальной собственности, сделает ее более сбалансированной, позволит обеспечить эффективную защиту исключительных прав, а также эффективную борьбу с нарушением прав интеллектуальной собственности, а также контрафакцией и пиратством.

Нам представляется, чрезвычайно важным в рамках настоящего проекта развивать активный диалог с представителями федеральных органов исполнительной власти, в частности с использованием механизмов частно-государственного партнерства. На Заседания инициативной группы по созданию Национального Альянса Владельцев Интеллектуальной Собственности, состоявшемся в июле, представители бизнеса, среди которых известные компании «Вимм-Билль-Данн», АФК «Система», «Банк Русский Стандарт» полностью поддержали инициативу и выразили ряд пожеланий, в частности, относящиеся к критериям отбора учредителей этой организации, основным направлениям деятельности и организационно-правовой форме. Представители федеральных органов исполнительной власти, представленных МЭРТ, МИД, Минобрнауки и Роспатентом также отметили ее своевременность.

Как Вы прогнозируете развитие среднего и малого предпринимательства в условиях международной интеграции и глобализации, высокой конкуренции, вступлением России в ВТО и возможными последствиями этого. Как помочь бизнесу и экономике России быть эффективной (и инновационной)?

Откровенно, я не думаю, что ситуация малых инновационных компаний усугубиться в связи с возможным вступлением России в ВТО.

Что же касается помощи бизнесу, то мы убеждены в необходимости построения нового формата отношений между всеми субъектами инновационной деятельности, в основе которого лежат механизмы частно-государственного партнерства, основанные на объединении целей, вкладов и ответственности сторон. В ОПОРЕ мы разработали проект программы, называемой «Совместные Инновационно-технологические Инициативы», направленной на создание в России благоприятной инновационной среды, обеспечивающей баланс интересов всех субъектов хозяйственной деятельности в инновационной сфере. Программа также призвана стать катализатором взаимодействия малого и среднего научно-технологического бизнеса с различными структурами, вовлеченными в инновационный процесс, то есть органами исполнительной власти (федеральными и региональными), научно-исследовательскими организациями и университетами, промышленными компаниями, финансово-инвестиционными институтами, профессиональными объединениями и т.д.. Такая консолидация усилий окажет синергетический эффект на развитие конкурентоспособной экономики, основанной на Знании.

/Opec.ru, 20.09.06/