Документ подготовлен Институтом Информационной экономики ГУ-ВШЭ и Фондом "Новая экономика" по заказу Минэкономразвития России в рамках реализации программных мероприятий ФЦП "Электронная Россия". Концепция содержит перечень мер по государственной поддержке российских ИТ компаний, как финансового, так и организованного характера, необходимых для продвижения российских ИТ-товаров и услуг на международные рынки. Документ находится в стадии разработке, в дальнейшем он может претерпеть определенные изменения в ходе публичного обсуждения и доработки. ****** Проект Оглавление 1. Основные положения 3 1.1. Введение 3 1.2. Цель и задачи Концепции 3 1.3. Содержание Концепции и порядок её реализации 4 2. Реализация стратегии развития сектора ИКТ 4 2.1. Концепция развития законодательства по применению ИКТ в социально-экономической сфере 5 2.2. Программа развития профессионального образования, фундаментальной науки и инновационной инфраструктуры в сфере ИКТ 5 3. Основные направления действий в области продвижения товаров и услуг сектора ИКТ на внешние рынки 6 3.1. Содействие информированию потенциальных зарубежных контрагентов о возможностях российского сектора ИКТ, формированию позитивного имиджа российского бизнеса 7 3.1.1. Оказание официальной поддержки зарубежным мероприятиям с участием представителей российского ИТ-бизнеса 7 3.1.2. Организация конференций и семинаров по перспективам развития российского ИКТ-сектора 8 3.1.3. Информационное содействие продвижению на мировые рынки продуктов и технологий российского ИКТ-сектора 8 3.2. Софинансирование маркетинговых расходов предприятий – экспортеров товаров и услуг в сфере ИКТ. 9 3.3. Содействие участию российских компаний и бизнес-ассоциаций сферы ИКТ в работе профильных комитетов международных организаций, в подготовке российских предложений в сфере ИКТ на международных форумах 10 4. Механизмы реализации Концепции 11 4.1. Координация мероприятий по продвижению товаров и услуг в сфере ИКТ на мировые рынки 11 4.2. Формирование системы оценки эффективности деятельности государства по продвижению российских товаров и услуг в сфере ИКТ на мировые рынки 12 4.3. Утверждение плана действий по реализации Концепции 12 1. Основные положения 1.1. Введение Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) – один из наиболее успешных, быстрорастущих секторов российского высокотехнологического экспорта, имеющего хорошие перспективы быстрого дальнейшего развития. Наряду с такими инструментами государственной поддержки развития сектора ИКТ как совершенствование правового регулирования и снижение административных барьеров, развитие системы профильного профессионального образования, финансирование фундаментальных исследований, создание эффективной инновационной инфраструктуры, важным направлением является продвижение товаров и услуг в сфере ИКТ на мировые рынки. В течение 2002-2003 гг. значительная работа по продвижению российского ИКТ-сектора на зарубежные рынки осуществлялась профильными ассоциациями: АП КИТ, Руссофт, «Форт Росс» и др. Таким образом, созданы важные предпосылки для обеспечения эффективности деятельности государства в области содействия экспорту ИКТ, условием которого является активное взаимодействие с представителями частного бизнеса. Вместе с тем до настоящего времени фактически отсутствовали эффективные механизмы координации деятельности различных органов исполнительной власти (Минэкономразвития России, Минсвязи России, МИД России, Минпромнауки России) в продвижении на внешние рынки товаров и услуг предприятий гражданского наукоемкого сектора (в том числе сектора ИКТ). Потребность в применении системного подхода к развитию сектора ИКТ, одним из условий которого является реализация мер государственной политики в области содействия экспорту, обусловливает необходимость в принятии и реализации Концепции продвижения на мировые рынки российских товаров и услуг в сфере ИКТ (далее - Концепция). 1.2. Цель и задачи Концепции Целью настоящей Концепции является создание благоприятных условий для развития экспорта товаров и услуг в сфере ИКТ за счет реализации мер экономической политики государства при обеспечении максимальной эффективности бюджетных расходов и формирования действенных механизмов координации действий федеральных органов исполнительной власти в этой сфере. Формирование механизмов продвижения российских товаров и услуг в сфере ИКТ на мировые рынки должно стать важнейшим шагом с точки зрения развития институтов стимулирования экспорта гражданского наукоемкого сектора в целом. Настоящая Концепция: исходит из приоритетности поддержки экспорта товаров и услуг гражданского наукоемкого сектора, важнейшей составной частью которого является сектор ИКТ, в качестве предпосылки диверсификации структуры российского экспорта; основана на анализе состояния существующих механизмов продвижения товаров и услуг на внешние рынки. основана на лучших практиках зарубежных стран в рассматриваемой предметной области. 1.3. Содержание Концепции и порядок её реализации Настоящая Концепция состоит из вступительного раздела («Общие положения»); раздела, посвящённого общим вопросам развития сектора ИКТ в России («Реализация стратегия развития сектора ИКТ»), раздела, раскрывающего основные направления действий государства по продвижению товаров и услуг в сфере ИКТ («Основные направления действий в области продвижения товаров и услуг сектора ИКТ на внешние рынки»), раздела, посвященного созданию институтов, призванных обеспечить практическую реализацию предусмотренных Концепцией мер («Механизмы реализации Концепции»). Концепция исходит из необходимости скорейшего решения ряда первоочередных задач, реализация которых практически возможна в рамках существующего финансирования и требует проведения мероприятий преимущественно организационного плана. Вместе с тем, уже в краткосрочной перспективе актуальной станет задача реализация сравнительно более затратных мероприятий, предполагающих достижение значительных социально-экономических результатов в течение одного-двух лет после начала их реализации. Основными направлениями реализации Концепции являются: содействие максимально полному информированию потенциальных зарубежных контрагентов о возможностях российского сектора ИКТ, формированию позитивного имиджа российского бизнеса; обеспечение эффективного участия российского ИКТ-бизнеса в деятельности международных профильных бизнес-ассоциаций, процессах выработки международных стандартов, расширении международных контактов и др.; содействие выработке профессиональных маркетинговых навыков у российских ИКТ-компаний по работе на зарубежных рынках, минимизации издержек получения необходимой информации о зарубежных рынках; обеспечение необходимой политической поддержки деятельности российских ИКТ-компаний на внешних рынках. В целях обеспечения эффективности государственной политики по этим направлениям предполагается реализация следующих принципов: обеспечение максимально полного учета потребностей ИКТ-бизнеса при планировании деятельности государства по продвижению товаров и услуг на внешние рынке и достижение максимально тесного взаимодействии государства и бизнеса на этапе реализации соответствующих мероприятий; формирование системы оценки эффективности деятельности государства по продвижению на мировые рынки российских товаров и услуг в сфере ИКТ; обеспечение максимально тесной координация мероприятий по продвижению российских товаров и услуг в сфере ИКТ на мировые рынки, проводимых федеральными органами исполнительной власти и профильными бизнес- ассоциациями. 2. Реализация стратегии развития сектора ИКТ Продвижение российских товаров и услуг на внешние рынки должно рассматриваться в качестве составной части государственной стратегии развития сектора ИКТ. Отсутствие к настоящему времени утвержденной стратегии развития сектора увеличивает риски сохранения институциональных барьеров на пути развития сектора, без устранения которых меры по продвижению на внешние рынки товаров и услуг сектора будут малорезультативными. В этой связи необходима разработка единой стратегии государственной политики развития сектора ИКТ, ключевыми элементами которой должны стать: Концепция развития законодательства по применению ИКТ в социально-экономической сфере; Программа развития профессионального образования, фундаментальной науки и инновационной инфраструктуры в сфере ИКТ. 2.1. Концепция развития законодательства по применению ИКТ в социально-экономической сфере Ускорение темпов развития сектора ИКТ требует скорейшего внесения изменений в российское законодательство, направленных на снижение административных барьеров в области рынка ИКТ, обеспечивающих широкое использование механизмов электронной подписи, и ряда других. В этой связи, необходимо оперативное принятие и реализация Концепции развития законодательства по применению ИКТ в социально-экономической сфере, призванной обеспечить: - установление принципов и механизмов правового регулирования в области применения ИКТ; - определение приоритетных и перспективных направлений совершенствования законодательства, включая внесение изменений в действующее законодательство в соответствии с единым планом. 2.2. Программа развития профессионального образования, фундаментальной науки и инновационной инфраструктуры в сфере ИКТ Обеспечение долгосрочной конкурентоспособности российского сектора ИКТ, создание предпосылок для обеспечения высоких темпов его активного, в том числе – экспортно-орентированного развития, требует реализации комплекса взаимоувязанных мер, направленных на формирование эффективной системы подготовки кадров для ИКТ-отрасли и стимулирование создания и развития новых инновационных фирм в этой сфере. В этой связи представляется необходимым разработка и утверждение Программы развития профессионального образования, фундаментальной науки и инновационной инфраструктуры в сфере ИКТ. Основными направлениями такой Программы должны стать: обеспечение перехода высших и средних учебных заведений на новые учебные программы преподавания в области ИКТ, соответствующие мировому уровню; устранение существующей диспропорции в структуре подготовки специалистов в области информационных и коммуникационных технологий, концентрация внимания на подготовке специалистов в области информационного менеджмента; стимулирование повышения качества преподавания ИКТ-дисциплин в высших учебных заведениях за счет обеспечения интеграции деятельности исследовательских и образовательных центров; стимулирование научно-исследовательской активности в рамках высших учебных заведений через изменение механизмов финансирования фундаментальных исследований; развитие инновационной инфраструктуры, направленное на формирование вокруг ряда высших учебных заведений кластеров инновационно-активных предприятий, в том числе через развитие сети технопарков, содействие использованию механизмов венчурного финансирования. Задача формирования соответствующего мировому уровню и перспективным потребностям экспортно-ориентированной ИКТ-индустрии системы профильного профессионального образования требует безусловного учета отраслевой специфики. В то же время, многие задачи по развитию ИКТ-образования, такие как развитие системы образовательных кредитов, повышение исследовательской активности высших учебных заведений, проблемы формирования эффективной инновационной инфраструктуры выходят за рамки узкоотраслевых задач развития сектора ИКТ. В силу хороших перспектив экспортной активности и роста объема операций на внутреннем рынке, в условиях сравнительно высокого уровня эффективности отраслевых бизнес-ассоциаций, именно сфера ИКТ является наиболее перспективной для реализации пилотных проектов развития инновационной инфраструктуры. В этой связи, утверждение Программы развития профессионального образования, фундаментальной науки и инновационной инфраструктуры в сфере ИКТ, должно обеспечить мощный импульс не только развитию ИКТ-сектора, но и способствовать совершенствованию институтов инновационного развития страны в целом. Принятие Программы развития профессионального образования, фундаментальной науки и инновационной инфраструктуры в сфере ИКТ, должно обеспечить координацию потенциально взаимодополняющих проектов, реализуемых в настоящее время в рамках разрозненных программ содействия малому и среднему бизнесу (МАП России), программ развития инновационной инфраструктуры (Минпромнауки России), профильных программ образования и НИОКР (Минобразования России, Минпромнауки России, Минэкономразвития России, Минсвязи России, РАСУ), программ зарубежной технической помощи (ТАСИС, Всемирный Банк, агентства международного развития стран ОЭСР и др.). 3. Основные направления действий в области продвижения товаров и услуг сектора ИКТ на внешние рынки Основными направлениями деятельности государства в области продвижения товаров и услуг сектора ИКТ на внешние рынки должны стать: организационное содействие максимально полному информированию потенциальных зарубежных контрагентов о возможностях российского сектора ИКТ, реализация мероприятий по формированию позитивного имиджа российского бизнеса; софинансирование маркетинговых расходов предприятий – экспортеров товаров и услуг в сфере ИКТ; содействие повышению квалификации российских ИТ- специалистов в области деятельности на внешних рынках. 3.1. Содействие информированию потенциальных зарубежных контрагентов о возможностях российского сектора ИКТ, формированию позитивного имиджа российского бизнеса Ключевыми мероприятиями в области содействия информированию потенциальных зарубежных контрагентов о возможностях российского сектора ИКТ, формированию позитивного имиджа российского бизнеса должны стать: оказание официальной поддержки зарубежным мероприятиям с участием представителей российского ИТ-бизнеса; организация конференций и семинаров по перспективам развития российского ИКТ-сектора; информационное содействие продвижению на мировые рынки продуктов и технологий российского ИКТ-сектора. 3.1.1. Оказание официальной поддержки зарубежным мероприятиям с участием представителей российского ИТ-бизнеса Официальная поддержка «роуд-шоу», технологических круглых столов, презентаций, семинаров, и др. профессиональных мероприятий российских технологических компаний в ведущих индустриальных странах может быть реализована в следующих формах: 1. Участие российских официальных лиц (представителей федеральных органов исполнительной власти, посольств и дипломатических представительств) в указанных мероприятиях с выступлениями о программах государственной поддержки ИТ-бизнеса в России. 2. Участие официальных лиц в процедурах подписания соглашений о сотрудничестве, представлении официальных приветствий, писем поддержки и др. мероприятиях ИТ-компаний за рубежом. 3. Предоставление в бесплатную аренду помещений в российских торговых представительствах для проведения презентаций и приемов в связи с проведением международных мероприятий ИТ-компаний за рубежом, размещения постоянных обновляемых стендов, посвященных достижениям российского ИКТ-сектора, продуктам и услугам российских ИТ-компаний. 4. Разработка и реализация порядка предоставления на льготных условиях офисов в российских торгпредствах представителям бизнес-ассоциаций, предусматривающего приоритет в отношении бизнес-ассоциаций высокотехнологических секторов экономики, включая ИКТ. 5. Регулярное предоставление российскими торгпредствами обзоров деятельности по продвижению на мировые рынки продуктов и технологий гражданских наукоемких секторов экономики, включая ИКТ-сектор. Для обеспечения эффективности взаимодействия бизнеса и государственных органов предлагается использовать посредничество профильных бизнес-ассоциаций. При этом должны быть разработаны и утверждены соответствующие инструкции для российских посольств и торгпредств за рубежом. 3.1.2. Организация конференций и семинаров по перспективам развития российского ИКТ-сектора Значимым инструментом продвижения на внешние рынки товаров и услуг в сфере ИКТ является организация серии конференций, семинаров и рабочих совещаний, направленных на привлечение внимания наиболее важных целевых групп: крупных потенциальных контрагентов российских ИТ-компаний, а также организаций оказывающих влияние на принятие решений – международных консалтинговых компаний, авторитетных СМИ и др. При этом федеральными органами исполнительной власти совместно с бизнес-ассоциациями должен быть разработан график таких мероприятий, предусматривающий проведение: встреч высокого уровня с участием руководства крупнейших международных ТНК и российского правительства, с серией тематических презентаций; проведение серии международных семинаров в региональных ИКТ-центрах: Санкт-Петербурге, Новосибирске, Нижнем Новгороде, Томске и др.; проведение информационных дней и круглых столов для представителей крупных компаний в ведущих западных странах с участием российских бизнес-ассоциаций и технологических компаний. Проведение подобных мероприятий предполагается финансировать за счет средств бизнеса, при этом федеральные органы исполнительной власти должны оказывать им максимально эффективную политическую поддержку. 3.1.3. Информационное содействие продвижению на мировые рынки продуктов и технологий российского ИКТ-сектора Информационное содействие продвижению на мировые рынки продуктов и технологий российского ИКТ-сектора предполагает активное использование таких инструментов, как публичные выступления представителей федеральных органов исполнительной и законодательной власти, ориентированные на зарубежную аудиторию российские средства массовой информации и информационные агентства, (в том числе – финансируемые из средств федерального бюджета); интернет-сайты федеральных органов исполнительной власти и торгпредств. Важным направлением работы является повышение эффективности взаимодействия российских компаний с зарубежными средствами массовой информации и информационными агентствами, требующее координации усилий бизнеса. Таким образом, в рамках настоящего направления должны быть реализованы: 1. Информационно-аналитическое сопровождение публичных выступлений представителей федеральных органов исполнительной власти, предполагающее организацию их централизованного оперативного обеспечения необходимыми информационными материалами, включая: информационные пакеты - справочные материалы для российских торговых представительств и консульств за рубежом о состоянии, тенденциях развития, достижениях российского ИКТ-сектора, материалы технологических фирм и бизнес-ассоциаций для использования в работе по продвижению России на мировые рынки ИКТ; регулярно обновляемые типовые презентации для представления России как страны с высоким уровнем технологического развития и методические материалы по их проведению; регулярно обновляемые материалы выступлений для руководителей федеральных органов исполнительной власти и государства, посвященные международным достижениям и планам России в области информационных технологий. Реализация данных мероприятий Концепции должна осуществляться федеральными органами исполнительной власти при активном взаимодействии с профильными бизнес-ассоциациями. 2. Проведение серии консультаций с российскими информационными агентствами, службами иновещания по вопросам публикации материалов, посвященных достижениям российского ИКТ-сектора, установления прочных связей с российскими бизнес-ассоциациями. 3. Разработка и реализация плана мероприятий по повышению эффективности взаимодействия российских высокотехнологических компаний (в т.ч. ИКТ-сектора) с зарубежными средствами массовой информации и информационными агентствами. 4. Обеспечение эффективного использования открытых информационных ресурсов, поддерживаемых федеральными органами исполнительной власти и торговыми представительствами (системы внешнеторговой информации, официальные веб-сайты др.) для распространения актуальной информации о российском ИКТ секторе. 3.2. Софинансирование маркетинговых расходов предприятий – экспортеров товаров и услуг в сфере ИКТ. Важнейшим направлением государственной поддержки продвижения товаров и услуг сектора ИКТ на внешние рынки должно стать софинансирование маркетинговых расходов предприятий – экспортеров товаров и услуг в сфере ИКТ. Условия софинансирования, подразумевающие привязку выделяемых средств к объему подтвержденного экспорта (и уплату всех начисленных налогов), должны обеспечить действенные стимулы к отказу от сокрытия российскими фирмами сектора ИКТ доходов с целью минимизации налогообложения. Распространенная практика уклонения от налогообложения российскими предприятиями ИКТ-сектора, отчасти объяснимая высоким по сравнению мировой практикой уровнем номинальной налоговой нагрузки (при отсутствии отраслевых налоговых льгот, устанавливаемых на уровне федерального бюджета, в том числе – в рамках свободных экономических зон) приводит не только к недополучению налоговых доходов бюджетами всех уровней, но и выступает сдерживающим фактором в привлечении ими кредитов и инвестиций, вследствие непрозрачности отчетности. Таким образом, введение практики софинансирования маркетинговых расходов, связанных с выходом на внешние рынки: 1. Обеспечит эффективные предпосылки для расширения объема экспортных поставок предприятий сектора. Может рассматриваться предпочтительная альтернатива прямому финансированию маркетинговых расходов предприятий из федерального бюджета, вследствие большей гибкости и эффективности расходов частного сектора. 2. Создаст стимулы для сокращения масштабов уклонения предприятий сектора ИКТ от налогообложения, что, устраняя препятствия к обеспечению финансовой прозрачности предприятий, повысит их инвестиционную привлекательность. Может рассматриваться как предпочтительная альтернатива предоставлению предприятиям ИКТ-сектора налоговых льгот, вследствие принципиально большей прозрачности механизмов софинансирования по сравнению с налоговыми льготами, предоставляемыми по отраслевому принципу. Условием эффективности механизма целевых субвенций в рамках программы софинансирования маркетинговых расходов должно стать: ограничение размера целевых субвенций в пределах 50% от объема маркетинговых расходов предприятий сектора с последующим поэтапным снижением величины софинансирования; ограничение перечня софинансируемых маркетинговых расходов с целью недопущения использования механизма софинансирования непрофильными организациями; ограничение максимального объема возможного софинансирования в денежном выражении; ограничение минимального уровня маркетинговых расходов, начиная с которого будет применяться механизм софинансирования; ограничение величины софинансирования определенным процентом от годового объема экспорта, с которого полностью должны быть уплачены налоги (возможно также дополнительное ограничение объема софинансирования определенным процентом от годовых платежей ИКТ-предприятия по единому социальному налогу). С апробацией на предприятиях ИКТ сектора, механизм софинансирования государством маркетинговых расходов, связанных с выходом на внешние рынки, может быть распространен на иные предприятия наукоемкого сектора экономики, предприятия сектора интеллектуальных услуг и др. 3.3. Содействие участию российских компаний и бизнес-ассоциаций сферы ИКТ в работе профильных комитетов международных организаций, в подготовке российских предложений в сфере ИКТ на международных форумах Экспертное участие бизнеса в рабочих группах международных организаций способствует решению следующих задач: повышению эффективности российского участия в выработке международных правил, применяемых в ИКТ-секторе, в том числе механизмов международной стандартизации; повышению эффективности российского участия в выработке международных соглашений, модельных актов и программных документов в сфере ИКТ; повышению эффективности российского участия в решении вопросов информационной безопасности, сохранения цифрового наследия, регулирования международных обменов, в том числе вопросов электронной торговли, международной кооперации и образования; повышению квалификации российских экспертов, их интеграции в международное сообщество, содействию установлению деловых контактов; укреплению образа России как страны с высоким уровнем технологического развития. В частности, целесообразным следует считать участие российских бизнес-ассоциаций в работе следующих международных организаций: Всемирный альянс информационных технологий и услуг (WITSA); Европейская организация информационных технологий и услуг (EISA); Европейская ассоциация индустрии ИКТ (EICTA); Азиатская организация индустрии ИКТ (AICTO); Азиатско-тихоокеанская организация компьютерной индустрии (ASOCIO). В настоящее время только в одной из этих международных организаций принимает участие российская бизнес-ассоциация (Ассоциация Руссофт). Содействие государства участию российских бизнес-ассоциаций сферы ИКТ в профильных международных организациях должно быть реализовано через предоставление политической и организационной поддержки проведению в России мероприятий международных организаций. Кроме того, необходимо обеспечить учет позиции бизнес-ассоциаций при разработке предложений российской стороны в рамках работы в профильных международных правительственных организациях. Важным механизмом расширения возможностей российского бизнеса по продвижению товаров и услуг на внешние рынки должно стать включение представителей профильных бизнес-ассоциаций в состав рабочих органов двусторонних межправительственных комиссий. 4. Механизмы реализации Концепции Формирование организационных механизмов реализации Концепции предполагает обеспечение: координации мероприятий по продвижению товаров и услуг в сфере ИКТ на внешние рынки; формирования системы оценки эффективности деятельности государства по продвижению российских товаров и услуг в сфере ИКТ на внешние рынки; разработку плана действий по реализации настоящей Концепции и обеспечение финансирования предусмотренных мероприятий. 4.1. Координация мероприятий по продвижению товаров и услуг в сфере ИКТ на мировые рынки Координация работ по продвижению товаров и услуг должна быть обеспечена через реализацию следующих мер: 1. Создание рабочей группы по международному сотрудничеству сфере ИКТ из числа представителей федеральных органов исполнительной власти (в том числе –Минэкономразвития России, Минсвязи России, Минпромнауки России, МИД России, Минпечати России), а также представителей заинтересованных регионов и муниципалитетов, межрегиональных и межмуниципальных ассоциаций. 2. Создание рабочей группы по проблемам международного сотрудничества в сфере ИКТ в рамках экспертного совета при Межведомственной комиссии по программам, содержащим мероприятия по разработке и использованию информационно-коммуникационных технологий (МВК), включающей представителей заинтересованных бизнес-ассоциаций и других экспертов. 3. Обеспечение возможности участия заинтересованных сторон: министерств и ведомств, регионов и муниципалитетов, бизнес- и некоммерческих организаций в процессе принятия ключевых решений в области продвижения товаров и услуг российского ИКТ-сектора через формализацию механизма учета их мнений в процедуре подготовки соответствующих документов, принимаемых федеральными органами исполнительной власти, в том числе через: открытое оповещение о начале подготовки того или иного документа (мероприятия); проведение открытых совещаний (семинаров, круглых столов); ознакомление с проектами документов с целью принятия предложений по поправкам; оповещение о результатах и следующих шагах. Данная информация, как правило, должна размещаться открыто на профильном Интернет-сайте, либо (в четко прописанных случаях) – в рамках рабочих групп, процедура участия в работе которых представителей бизнес-ассоциаций и других некоммерческих организаций должна быть также четко прописана. 4.2. Формирование системы оценки эффективности деятельности государства по продвижению российских товаров и услуг в сфере ИКТ на мировые рынки Важнейшим условием обеспечения эффективности деятельности государства по продвижению товаров и услуг на внешние рынки является разработка и создание механизмов оценки эффективности соответствующей деятельности федеральных органов исполнительной власти, предполагающих: четкое определение ответственности профильных структурных подразделений федеральных органов исполнительной власти и отдельных сотрудников – через внесение изменений в положение о деятельности структурных подразделений и должностные инструкции (административные и должностные регламенты); стимулирование достижения положительных оценок эффективности деятельности сотрудниками федеральных органов исполнительной власти в рамках бюджетного финансирования. 4.3. Утверждение плана действий по реализации Концепции Реализация Концепции предполагает разработку и утверждение Плана действий по продвижению товаров и услуг сектора ИКТ на внешние рынки, устанавливающего сроки реализации основных содержащихся в Концепции мероприятий и определяющего ответственные за их реализацию федеральные органы исполнительной власти. Финансирование мероприятий настоящей Концепции должно осуществляться в рамках расходов федерального бюджета, выделяемых на международную деятельность, государственное управление и федеральную целевую программу «Электронная Россия», а по разделу 2 Концепции – также в рамках расходов на образование, фундаментальные исследования, другие федеральные целевые программы. |