Фабричное производство идей

К своим 27 годам он успел неприлично много - создал несколько компаний с миллионными оборотами, исколесил Азию, Европу и Латинскую Америку в поисках рецептов построения "счастливого" общества и даже написал несколько книжек по маркетингу. Сегодня Олег Манчулянцев собирается строить венчурную "фабрику", бизнес-инкубатор для изобретателей, который бы помогал российским ученым внедрять свои разработки и зарабатывать на этом деньги. Для этого он и основал компанию "Республика идей".

Через три страны

- Карьера моя началась в 17 лет, когда я благополучно не поступил в Белорусский государственный университет. Это был своеобразный эксперимент: было интересно, смогу ли я без блата и денег поступить на самый престижный юридический факультет главного университета Белоруссии. Не смог. Это стало хорошим уроком, который помог разозлиться. Тогда я в течение года заработал денег достаточно, чтобы не ограничивать себя в выборе места учебы. Следующим летом Манчулянцев оказался в другой стране - на Украине, где стал студентом факультета маркетинга Международного института управления, бизнеса и права. А отучившись полгода, стал директором по маркетингу собственной альма-матер. Просто предложил ректору сделать так, чтобы студентов было больше. А тот взял и согласился.

- Мне просто было лень сдавать зачеты и экзамены. Став директором по маркетингу, делать это было намного проще,- ухмыляется Манчулянцев.- Хотя свое обещание ректору я сдержал- студентов стало больше. Впрочем, и там он долго не задержался: всего через год оказался уже в Москве. Не было жилья, связей, работы, но зато были деньги - ведь покорять российскую столицу он приехал с 350 долларами в кармане. - Вскоре я устроился менеджером по продажам в одну компанию, занимающуюся производством мобильных рекламных стендов. Это был мой первый и последний опыт работы "на дядю". Уговор с руководством был такой: я получаю 5% с продаж, никакого оклада, если ничего не заработал- то ничего и не получил.

Вначале Манчулянцеву все же помогли- дали угол на территории производства в Долгопрудном, чтобы было где жить. - Первые полгода были довольно забавные - за шесть месяцев я ничего не продал. Ни-че-го. Уже потом узнал, что у компании и раньше был ноль с продажами по моему направлению - ведь это совершенно новое оборудование, незнакомое рынку. Жил в своей комнатушке, варил себе щи и гречку, которую покупал на привезенные три сотни долларов. Выкручивался, как мог. Дивное время, веселое. Полное надежд и планов на будущее. Но прорыв все-таки случился- продажи пошли. Как загадочно выражается Манчулянцев, "я разработал ряд маркетинговых инициатив, чтобы изменить ситуацию". В итоге за седьмой месяц работы он продал больше, чем вся компания за квартал. Ина восьмой тоже.

- А потом пришло время выплачивать мне зарплату. Выяснилось, что я заработал значительно больше генерального директора. И мое начальство не придумало ничего лучше, как банально "кинуть" меня с деньгами. Дескать, многовато для рядового сотрудника получается.

Честность - лучшая политика

- Я человек гордый, даром что маркетолог,- смеется Манчулянцев.- Поэтому решил прекратить отношения с людьми, обманувшими меня. А заодно основал собственную компанию, которая стала заниматься тем же самым - производством мобильных рекламных стендов. Начиналось все анекдотично. Первое время у меня было семь сотрудников, и все прекрасного пола. Я был единственным мужчиной в компании. Впрочем, мы быстро выросли и "возмужали". Если бы бывшие работодатели знали, что в скором времени компания StandOut, которую создаст обманутый Манчулянцев, станет лидером рынка и будет создавать стенды для гигантов отечественной и западной индустрии ("Газпрома", ЮКОСа, "Сургутнефтегаза", СitiBank, Nestle, Coca-Cola, L`Oreal) и других заманчивых клиентов, то они наверняка бы десять раз подумали, прежде чем расставаться с ним и создавать себе конкурента.

Впрочем, проект StandOut был только началом. В 1999-м Манчулянцев запускает производство POS-изделий, в 2001-м открывает выставку мобильных рекламных стендов, в 2003-м создает агентство, занимающееся мобильным маркетингом, а в 2004-м основывает "Республику идей". - Когда я пару лет назад был на Кубе, то для развлечения организовал еще и бизнес по контрабанде кубинских сигар,- как будто серьезно замечает Манчулянцев.- Кубинские сигары - это нечто. Лучше не бывает.

Проекты оптом и в розницу

Тема инноваций нынче модная. О необходимости перехода "на рельсы инновационной экономики знаний" хотя бы раз сказал речь любой заметный госчиновник, не говоря уже про самых-самых. Мораль этих речей проста: без приличных инноваций приличного ВВП нам не видать, не все же недрами торговать. С результатами, правда, пока негусто. - В России светлых голов хватает, но пока что мы все больше экспортируем их в другие страны, нежели помогаем заработать здесь,- говорит Манчулянцев.- Тысячи разработок, родившись в воображении отечественных Кулибиных, чаще всего там и остаются. Причин для столь безрадостной картины несколько. Это и неумение ученых заниматься бизнесом, и опасливое отношение инвесторов к рынку инноваций, неуверенность в способности государства защитить авторские права. Тормозит процесс и отсутствие единого языка у инвесторов и разработчиков- первые привыкли к языку бизнес-планов и финансовых показателей, нежели к терминам нано- или биотехнологий. Вторые, как правило, мыслят только научными категориями и пугаются выражения "потенциальный объем рынка".

В итоге - не могут договориться. Поняв это, я задумал создать систему, которая объединяла бы трех участников любого инновационного проекта, то есть разработчиков, предпринимателей и инвесторов,- продолжает Манчулянцев.- В России есть ученые с идеями, есть инициативные люди, способные раскрутить инновационный проект, и есть инвесторы, желающие вложить деньги в потенциально высокодоходный проект. Ведь вложения в технологические компании иногда оборачиваются тысячами и десятками тысяч процентов прибыли. Нужно просто помочь этим людям найти друг друга, то есть выступить в роли классического брокера.

Кроме того, я решил пойти дальше и создать венчурную "фабрику", своеобразный инкубатор инновационных компаний. В подобном инкубаторе ученый должен получить все услуги, необходимые для воплощения в жизнь своей идеи.

- Звучит монументально. И какова будет структура такого инкубатора?

- Представьте себе некое виртуальное здание, в котором будет находиться подобная "фабрика". Первый этаж - это биржа идей, куда приходят изобретатели со своими разработками и где проходят "торги"- с идеей знакомятся эксперты управляющей компании и венчурного фонда, который и будет вкладывать средства.

Второй этаж - это различные "сервисные" службы, необходимые для создания компании,- специалисты по бизнес-планированию, патентные поверенные, юристы, маркетологи, бухгалтеры… Нужны кадры- поможем подобрать. Третий - это выставка и конференц-зал, в котором проходит обучение бизнес-брокеров, управленцев, "генераторов идей", то есть всех участников венчурной цепочки. А четвертый этаж и выше - это действующие компании на разных этапах развития.

Нанобиохимия

- Сегодня "республиканцев" около 30 человек,- с гордостью отмечает президент "Республики" Манчулянцев.- У нас уже есть свое инвестиционное подразделение, кредитный отдел, кадровая служба, центр бизнес-планирования и оценки бизнеса, есть даже собственный call-центр. Уже создана управляющая компания и получены все разрешения на создание венчурного фонда с стартовым капиталом в 250 млн рублей. По плану он должен быть собран в июле 2005 года. В финансировании проектов будут участвовать российские частные инвесторы, инвестиционные группы. Кроме того, будем привлекать иностранный капитал.

В этом году в "Республике" открылась школа бизнес-брокеров, скоро начнется обучение и управляющих инновационными проектами. По словам Манчулянцева, с компанией сотрудничают уже около 20 бизнесброкеров, как штатных, так и внештатных. Для удобства работы компания внедряет СRM-систему, которая позволит работать и в офисе, и вне оного.

- Как будет строиться работа с проектами, которые вам предложат разработчики? - Инновационные проекты, которые поступают в "Республику", изучаются экпертами, с которыми мы сотрудничаем. Среди наших "ученых" партнеров - Международный центр научно-технической информации, комитет по инновациям Торгово-промышленной палаты РФ. Наиболее перспективные проекты "перерабатываются" в классические бизнес-планы и передаются в венчурный фонд, эксперты которого и будут решать, вкладывать им деньги в ту или иную идею. В случае положительного решения проектом займется управляющая компания, которая подберет руководителя и будет контролировать работу до момента "выхода" из проекта. При этом инфраструктура "инкубатора" должна быть такая, чтобы реализовать проект можно было "не выходя из офиса". В нем должны быть юристы, маркетологи, финансисты, патентоведы, оценщики бизнеса, мощная ИТ-служба.

- Есть уже реализованные проекты? - Да. В 2003 году мы проводили конкурс инноваций "Стань богаче". Его победителями стали разработчики системы "Экспресс-оплата прим" - это аппараты экспресс-оплаты сотовых телефонов, цифрового телевидения и т. д. Мы стали одним из инвесторов этого проекта и ровно через год "вышли" из него, продав свой пай стратегическому инвестору. Доходность составила 45% годовых, плюс мы отработали технологии работы венчурного фонда. - Вы сотрудничаете с госструктурами, государственными научными центрами? - Мы заручились поддержкой Торговопромышленной палаты России, в рамках которой создан специальный отдел, курирующий инновации. Кроме того, участвуем в конкурсе на грант Минпромнауки Московской области. В случае успеха сможем создать инновационную инфраструктуру на территории подмосковных наукоградов. А еще работаем с известным фондом Бортника, финансирующим инновационные разработки. Сейчас готовим один проект, разработанный подмосковным научным институтом. Суть технологии в том, что она позволяет покрывать поверхности тончайшим слоем твердых металлов - например, вольфрамом или титаном. К примеру, если у вас нож из мягкой стали- то он быстро затупится. Если же его покрыть слоем карбида вольфрама толщиной в 2 микрона- то он будет острым лет сто. А если нанести такое покрытие на, скажем, жернова мельницы? Им же сносу не будет.

- Есть ли приоритетные направления для финансирования?

- Разумеется, в первую очередь мы интересуемся технологиями, перспективными с коммерческой точки зрения. Ведь мало кого заинтересует новейшая технология ковыряния в носу, даже если она трижды запатентована и имеет десять дипломов. Но палитра наших интересов очень богатая- мы рассматриваем идеи био-, нанотехнологий, химические разработки, проекты из области медицины и информационных технологий. Кроме того, собираемся работать не только со стартап-проектами, но и изучать готовые бизнесы для инвестиций. Зачастую можно взять уже созданную компанию, развивающуюся ни шатко ни валко, вдохнуть в нее новые идеи, пригласить талантливых управленцев - и сделать ее высокоэффективным предприятием.

- Вы собираетесь работать с западными инвесторами. Известно, что деловая репутация России в их глазах пока неважная, как из-за политических, так и из-за финансовых рисков. Насколько это может стать камнем преткновения для развития российского рынка инноваций?

- Репутация страны для инвестора имеет значение - но отнюдь не решающее. Главное- это ценность и перспективность проекта. У нас сейчас есть в разработке один проект, связанный с биотехнологиями, и мы представляли его западным инвесторам. Их ответ- готовы хоть сейчас инвестировать в него $3 млн.

Знакомьтесь с девушками

- А почему вы решили пахать именно эту поляну? Ведь есть и другие, не менее заманчивые и более прогнозируемые бизнесы.

- Заниматься "классическим" бизнесом мне надоело. Ведь когда заработаешь деньги, хочется более стратегических вещей, начинаешь о чем-то ином задумываться. Мир же меняется с сумасшедшей скоростью. Новые технологии вытесняют старые, причем это происходит так быстро, что держаться за одну идею, за одну технологию нет смысла. Завтра она устареет. Но вот на сменах технологий можно заработать, и неплохо. К тому же мне было ясно, что в ближайшем будущем России просто придется пойти по инновационному пути - иначе не выживем. Значит - скоро возникнет новый рынок с гигантским потенциалом. Поэтому я и строю систему, которая позволит в будущем работать с научными достижениями.

- Пару лет назад один "бизнес-ангел" сказал мне, что пока в России есть финансовые "мыльные пузыри", как перегретые рынок недвижимости и фондовый рынок, которые тогда оглушали темпами роста, рынка инноваций не будет- инвесторы не рискнут связываться с неизвестным направлением, когда есть возможность легко и без проблем зарабатывать деньги на квадратных метрах или акциях.

- Могу привести занятный пример. Если мужчинауверен в себе, раскрепощен - то его не надо учить, как познакомиться с симпатичной девушкой. Он сам в этом разберется. Если не может- значит, есть комплексы, вредные стереотипы, неуверенность в себе. И ему стоит поучиться, как это делается, у более талантливого собрата. Так вот, инновации - эта та самая симпатичная девушка, с которой не решаются познакомиться наши инвесторы, потому что не знают как. И их нужно учить, рассказывать о технологиях, о рынке, о возможности заработать. Тогда в этот сектор придут деньги. К тому же сегодня недвижимость уже "не та", и фондовый рынок "притих". Самое время вкладывать деньги в головы наших ученых и жениться на девушках-инновациях. Это и есть наш билет в светлое будущее.

/Бизнес, 05.07.2005/