ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КОМИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 14 сентября 2009 г. № 260 О ДОЛГОСРОЧНОЙ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "РАЗВИТИЕ НАУЧНОЙ И ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ НА 2010 - 2012 ГОДЫ" Правительство Республики Коми постановляет: 1. Утвердить долгосрочную республиканскую целевую программу"Развитие научной и инновационной деятельности в Республике Коми на 2010 - 2012 годы" (далее - Программа) согласно приложению. 2. Министерству финансов Республики Коми при формировании республиканского бюджета Республики Коми на соответствующий финансовый год предусматривать средства на реализацию Программы. 3. Контроль за реализацией настоящего постановления возложить на Первого заместителя Главы Республики Коми - министра финансов Республики Коми Гайзера В.М. Глава Республики Коми В.ТОРЛОПОВ Утверждена Постановлением Правительства Республики Коми от 14 сентября 2009 г. № 260 (приложение) ДОЛГОСРОЧНАЯ РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ НАУЧНОЙ И ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ НА 2010 - 2012 ГОДЫ" ПАСПОРТ ДОЛГОСРОЧНОЙ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ НАУЧНОЙ И ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ НА 2010 - 2012 ГОДЫ" Наименование Программы долгосрочная республиканская целевая программа "Развитие научной и инновационной деятельности в Республике Коми на 2010 - 2012 годы" (далее - Программа) Основание для распоряжение Правительства Республики Коми разработки Программы от 1 июля 2009 г. № 250-р Заказчик Программы Министерство экономического развития Республики Коми Разработчик Программы Министерство экономического развития Республики Коми Исполнители Программы Министерство экономического развития Республики Коми; Министерство промышленности и энергетики Республики Коми; Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Коми; Министерство архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми; Министерство образования Республики Коми; Министерство здравоохранения Республики Коми; Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми; Дорожное агентство Республики Коми; Агентство Республики Коми по печати и массовым коммуникациям Цель Программы развитие научной и инновационной деятельности как одного из приоритетных направлений экономического и социального развития Республики Коми Задачи Программы организационная поддержка научной и инновационной деятельности; информационно-консультационная поддержка организаций, осуществляющих инновационную деятельность; содействие кадровому обеспечению в инновационной сфере; привлечение молодежи к научной и инновационной деятельности; поддержка и развитие научных исследований в Республике Коми; содействие внедрению передовых технологий и инноваций в экономику и социальную сферу Сроки реализации 2010 - 2012 годы Программы Объемы и источники на реализацию Программы потребуется 37800 финансирования Программы тыс. рублей, в том числе: из республиканского бюджета Республики Коми - 33600 тыс. рублей, в том числе по годам: 2010 год - 8400 тыс. рублей; 2011 год - 12600 тыс. рублей; 2012 год - 12600 тыс. рублей; из внебюджетных средств на 2010 год - 4200 тыс. рублей Целевые индикаторы количество инновационно-активных (показатели) Программы организаций; количество инновационных проектов, реализуемых субъектами инновационной деятельности с помощью мер государственной поддержки; объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами в сфере инновационной деятельности; количество выполненных за счет средств республиканского бюджета Республики Коми прикладных научных исследований, имеющих важное значение для экономического и социального развития республики. 1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа, оценка приоритетности и обоснование необходимости ее решения программно-целевым методом Главным приоритетным направлением экономического и социального развития страны, повышения национальной конкурентоспособности, значительного улучшения качественного уровня жизни населения, обозначенным во всех стратегических документах Российской Федерации и Республики Коми, является переход к инновационному социально ориентированному типу экономического развития. Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, одним из направлений перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития обозначена структурная диверсификация экономики на основе инновационного технологического развития, в том числе формирование национальной инновационной системы, инновационной инфраструктуры, институтов рынка интеллектуальной собственности, механизмов стимулирования инноваций, формирование мощного научно-технологического комплекса, обеспечивающего достижение и поддержание лидерства России в научных исследованиях и технологиях по приоритетным направлениям. В Стратегииэкономического и социального развития Республики Коми на период до 2020 года, одобренной постановлением Правительства Республики Коми от 27 марта 2006 г. № 45, одной из приоритетных задач признана активизация инновационной деятельности в республике. При этом одним из главных факторов экономического роста станет формирование инновационной системы в республике. В настоящее время ситуация в инновационной сфере Республики Коми складывается неоднозначно. Из 257 обследуемых Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Республике Коми крупных и средних организаций инновационно-активными в 2008 году были 25 организаций. Технологические инновации осуществляли 20 организаций с основным видом деятельности "добыча полезных ископаемых", "обрабатывающие производства" и "производство и распределение электроэнергии, газа и воды" (11% от общего количества таких организаций). При этом на одну инновационно-активную организацию приходилось 8 организаций, не занимавшихся нововведениями. В последние годы среди регионов Северо-Западного федерального округа Республика Коми отличалась незначительной долей организаций, осуществлявших технологические инновации в общем числе обследованных организаций. Уровень вовлеченности организаций в разработку и внедрение технологических инноваций был ниже только в Республике Карелия, Ленинградской и Мурманской областях. Затраты на технологические инновации в 2008 году составили 754,6 миллиона рублей. Из них затраты, выполненные собственными силами организаций, равнялись 88% от общего объема затрат против 82% в 2007 году. В 2008 году основные затраты на технологические инновации осуществлялись в такие виды инновационной деятельности, как приобретение программных средств (37% всех затрат на технологические инновации), приобретение машин и оборудования (33%), исследование и разработка новых продуктов, услуг и методов их производства (передачи), новых производственных процессов (19%). Наряду с этим на маркетинговые исследования, обучение и подготовку персонала приходилось в совокупности менее 1%. В 2008 году основной объем затрат на технологические инновации (99,6%) был сосредоточен в организациях добывающих, обрабатывающих производств, по производству и распределению электроэнергии, газа и воды. Среди них лидирующее положение, как и в 2007 году, занимали организации с основным видом деятельности "добыча топливно-энергетических полезных ископаемых". Процессные инновации в 2008 году, как и годом ранее, составляли большую часть затрат на технологические инновации. В 2007 - 2008 годах среди источников финансирования затрат на технологические инновации организаций добывающих, обрабатывающих производств, по производству и распределению электроэнергии, газа и воды наблюдалось снижение роли собственных средств организаций (с 96% в 2006 году до 48% в 2008 году), одновременно заметно возросла доля прочих затрат (привлеченных кредитов), составив в 2008 году 45%. Остается незначительным государственное участие в инновационных затратах: доля республиканского и местных бюджетов в 2008 году составила 2,4%. Одним из важнейших результатов развития науки, научных исследований и разработок является патентная активность и создание передовых производственных технологий. В 2008 году, по информации Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, было подано 40 заявок на изобретения, 9 заявок на полезные модели. Всего в деятельности организаций в 2008 году было использовано 49 объектов интеллектуальной собственности, в том числе 17 изобретений, 12 полезных моделей, 20 программ для ЭВМ. В последние годы организациями республики было использовано 258 передовых технологий, создано 18 передовых производственных технологий, 11 из которых являются новыми для России. Несмотря на наметившиеся положительные тенденции в инновационной сфере Республики Коми, в том числе возрастающий объем отгруженных инновационных товаров, работ, услуг (в 2008 году объем составил 10,8 млрд рублей, что почти на 1 млрд рублей больше, чем в 2007 году), постепенное увеличение количества инновационно-активных организаций (в 2008 году в сравнении с 2007 годом на 6 единиц), а также имеющийся в республике научно-инновационный потенциал, уровень научного и инновационного развития в Республике Коми не достаточен для достижения поставленных задач. Это обусловлено прежде всего: недостатком у предприятий собственных средств на инновации; недостаточной финансовой поддержкой со стороны государства; недостатком инвестиционного и венчурного капитала; неразвитостью инновационной инфраструктуры; слабо развитым взаимодействием между наукой и бизнесом; неразвитостью системы профессиональной подготовки и переподготовки кадров для инновационной сферы; неразвитостью "инновационной культуры" республики; отрицательным влиянием внешних факторов (в том числе мирового финансового кризиса). В последние годы Правительством Республики Коми был принят ряд мер по укреплению научного и инновационного потенциала: принят ЗаконРеспублики Коми "О государственной поддержке инновационной деятельности на территории Республики Коми"; утвержден план мероприятий по его реализации; в целях реализации механизмов финансовой поддержки инновационной деятельности принято постановлениеПравительства Республики Коми от 7 июля 2008 г. № 167 "О порядке и условиях предоставления отдельных форм государственной поддержки инновационной деятельности на территории Республики Коми". В 2008 году впервые 5 субъектам инновационной деятельности оказана финансовая поддержка. В течение 2009 года в рамках реализации ведомственной целевой программы "Развитие научной и инновационной деятельности в 2009 году" финансовую поддержку инновационной деятельности планируется оказать не менее чем 17 субъектам инновационной деятельности. Создана Межведомственная комиссия по развитию науки и инновационной деятельности при Экономическом совете Республики Коми. Прикладные научные исследования, финансируемые из республиканского бюджета Республики Коми, фокусируются на актуальных проблемах экономического и социального развития Республики Коми. Отработаны механизмы взаимодействия с Российским гуманитарным научным фондом и Российским фондом фундаментальных исследований, совместно с которыми финансируются научные проекты Республики Коми. Проводятся республиканские конкурсы инновационных проектов по различным номинациям в различных отраслях экономики и социальной сферы. За научные исследования в области естественных, точных, гуманитарных и технических наук, имеющие фундаментальное и (или) прикладное значение для развития социально-экономической сферы Республики Коми, для научно-педагогических работников из числа научных сотрудников, профессорско-преподавательского состава научных организаций или образовательных учреждений высшего профессионального образования, расположенных на территории Республики Коми, для аспирантов и докторантов и для студентов присуждаются премии Правительства Республики Коми в области научных исследований. Необходима дальнейшая реализация мер по поддержке научной и инновационной деятельности. В сложившихся условиях, в том числе в условиях мирового финансового кризиса, одним из основных факторов развития науки и инноваций в республике должна стать системная, целенаправленная государственная поддержка научной и инновационной деятельности. Применение программно-целевого метода позволит обеспечить комплексное решение наиболее актуальных и острых проблем за счет: определения конкретных целей, задач, мероприятий, ожидаемых результатов и необходимых для достижения этих результатов ресурсов Программы; консолидации бюджетных и внебюджетных финансовых и иных ресурсов поддержки научной и инновационной деятельности; повышения эффективности и результативности государственной поддержки научной и инновационной деятельности; привлечения к реализации Программы как органов исполнительной власти Республики Коми, так и инфраструктурных организаций, научных и образовательных учреждений, средств массовой информации и других заинтересованных лиц и организаций; осуществления мероприятий по формированию инфраструктуры поддержки инновационной деятельности; обеспечения финансовой, правовой, кадровой, организационной, информационной и иной поддержки инновационной деятельности. При этом повышению эффективности решения проблем методом программно-целевого планирования будут способствовать: всестороннее изучение мнения заинтересованных органов исполнительной власти Республики Коми, научных, образовательных, общественных организаций, государственных учреждений в сфере образования и здравоохранения и иных организаций; четкая координация действий участников Программы, обеспечение их взаимодействия при решении задач Программы; комплексный подход к решению всех поставленных задач Программы; обеспечение оперативной корректировки Программы с целью достижения максимального эффективного результата. Программа позволит сконцентрировать меры государственной поддержки научной и инновационной деятельности на решение базовых проблем, консолидировать бюджетные и внебюджетные ресурсы для решения этих проблем, объединить усилия всех заинтересованных участников научного и инновационного развития региона. 2. Цели и задачи Программы Цель Программы: развитие научной и инновационной деятельности как одного из приоритетных направлений экономического и социального развития Республики Коми. Задачи Программы: организационная поддержка научной и инновационной деятельности; информационно-консультационная поддержка организаций, осуществляющих инновационную деятельность; содействие кадровому обеспечению в инновационной сфере; привлечение молодежи к научной и инновационной деятельности; поддержка и развитие научных исследований в Республике Коми; содействие внедрению передовых технологий и инноваций в экономику и социальную сферу. 3. Сроки реализации Программы Сроки реализации Программы - 2010 - 2012 годы. 4. Система программных мероприятий +---+---------------------------+-----------+---------------+-------------------------------+---------------+ ¦ № ¦ Наименование программных ¦ Срок ¦ Источник ¦ Объемы финансирования, ¦Исполнители ¦ ¦п/п¦ мероприятий ¦исполнения ¦финансирования ¦ тыс. рублей ¦(бюджето- ¦ ¦ ¦ ¦программных¦ +-------+-----------------------+получатели) ¦ ¦ ¦ ¦мероприятий¦ ¦всего, ¦ в том числе по годам ¦программных ¦ ¦ ¦ ¦ (год) ¦ ¦ тыс. +-------+-------+-------+мероприятий ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦рублей ¦2010 г.¦2011 г.¦2012 г.¦ ¦ +---+---------------------------+-----------+---------------+-------+-------+-------+-------+---------------+ ¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦ 8 ¦ 9 ¦ +---+---------------------------+-----------+---------------+-------+-------+-------+-------+---------------+ ¦ I. Организационная, административная поддержка научной и инновационной деятельности ¦ +---+---------------------------+-----------+---------------+-------+-------+-------+-------+---------------+ ¦1. ¦Мониторинг развития научных¦2010 - 2012¦ ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦Министерство ¦ ¦ ¦и инновационных процессов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦экономического ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦развития ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Республики ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Коми ¦ +---+---------------------------+-----------+---------------+-------+-------+-------+-------+---------------+ ¦2. ¦Разработка нормативных¦2010 - 2012¦ ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦Министерство ¦ ¦ ¦правовых актов Республики¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦экономического ¦ ¦ ¦Коми по вопросам развития и¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦развития ¦ ¦ ¦поддержки научной и¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Республики ¦ ¦ ¦инновационной деятельности¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Коми ¦ ¦ ¦в целях совершенствования и¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦развития форм и порядка¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦предоставления ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦государственной поддержки¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦инновационной деятельности,¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦разработки новых механизмов¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦развития науки и инноваций ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +---+---------------------------+-----------+---------------+-------+-------+-------+-------+---------------+ ¦3. ¦Организация работы¦2010 - 2012¦ ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦Министерство ¦ ¦ ¦Межведомственной комиссии¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦экономического ¦ ¦ ¦по развитию науки и¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦развития ¦ ¦ ¦инновационной деятельности¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Республики ¦ ¦ ¦при Экономическом совете¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Коми ¦ ¦ ¦Республики Коми в целях¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦выработки предложений по¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦развитию науки,¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦инновационной деятельности¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦и совершенствования системы¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦взаимодействия власти,¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦науки и бизнеса ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +---+---------------------------+-----------+---------------+-------+-------+-------+-------+---------------+ ¦4. ¦Формирование и ведение баз¦2010 - 2012¦ ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦Министерство ¦ ¦ ¦данных: инновационных¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦экономического ¦ ¦ ¦проектов (технологий),¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦развития ¦ ¦ ¦продукции, реализуемых¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Республики ¦ ¦ ¦организациями, действующими¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Коми ¦ ¦ ¦на территории Республики¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Коми, инновационно-активных¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦предприятий, изобретателей¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦и рационализаторов, и¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦обеспечение доступа к ним¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦заинтересованных лиц ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +---+---------------------------+-----------+---------------+-------+-------+-------+-------+---------------+ ¦5. ¦Доведение информации о¦2010 - 2012¦ ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦Министерство ¦ ¦ ¦потребностях организаций,¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦промышленности ¦ ¦ ¦действующих на территории¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦и энергетики ¦ ¦ ¦Республики Коми, в новейших¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Республики ¦ ¦ ¦технологиях, продуктах,¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Коми, ¦ ¦ ¦услугах, проведении научных¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Министерство ¦ ¦ ¦исследований до их¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦сельского ¦ ¦ ¦потенциальных поставщиков,¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦хозяйства и ¦ ¦ ¦включая организации науки,¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦продовольствия ¦ ¦ ¦малые и средние¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Республики ¦ ¦ ¦инновационные предприятия ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Коми, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Министерство ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦архитектуры, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦строительства и¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦коммунального ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦хозяйства ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Республики ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Коми, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Министерство ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦природных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ресурсов и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦охраны ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦окружающей ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦среды ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Республики ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Коми, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Министерство ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦здравоохранения¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Республики ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Коми, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Министерство ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦образования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Республики Коми¦ +---+---------------------------+-----------+---------------+-------+-------+-------+-------+---------------+ ¦ ¦Итого по разделу I ¦ ¦ ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ ¦ +---+---------------------------+-----------+---------------+-------+-------+-------+-------+---------------+ ¦ II. Информационно-консультационная поддержка организаций, осуществляющих инновационную деятельность ¦ +---+---------------------------+-----------+---------------+-------+-------+-------+-------+---------------+ ¦6. ¦Оказание консультационной¦2010 - 2012¦ ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦Министерство ¦ ¦ ¦поддержки субъектам¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦экономического ¦ ¦ ¦инновационной деятельности¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦развития ¦ ¦ ¦по вопросам защиты прав на¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Республики ¦ ¦ ¦объекты интеллектуальной¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Коми ¦ ¦ ¦собственности ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +---+---------------------------+-----------+---------------+-------+-------+-------+-------+---------------+ ¦7. ¦Подготовка и¦2011 - 2012¦ ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦Министерство ¦ ¦ ¦распространение ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦экономического ¦ ¦ ¦методических материалов для¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦развития ¦ ¦ ¦организаций по вопросам¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Республики ¦ ¦ ¦поддержки научной и¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Коми ¦ ¦ ¦инновационной деятельности ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +---+---------------------------+-----------+---------------+-------+-------+-------+-------+---------------+ ¦8. ¦Подготовка и обновление¦2011 - 2012¦республиканский¦ 355 ¦ - ¦ 155 ¦ 200 ¦Министерство ¦ ¦ ¦информационного издания¦ ¦ бюджет ¦ ¦ ¦ ¦ ¦экономического ¦ ¦ ¦"Инновационный потенциал¦ ¦Республики Коми¦ ¦ ¦ ¦ ¦развития ¦ ¦ ¦Республики Коми" ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Республики ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Коми ¦ +---+---------------------------+-----------+---------------+-------+-------+-------+-------+---------------+ ¦9. ¦Организация размещения в¦2010 - 2012¦ ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦Министерство ¦ ¦ ¦средствах массовой¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦экономического ¦ ¦ ¦информации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦развития ¦ ¦ ¦информационно-аналитических¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Республики ¦ ¦ ¦материалов, направленных на¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Коми, ¦ ¦ ¦повышение имиджа субъектов¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Агентство ¦ ¦ ¦инновационной деятельности,¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Республики Коми¦ ¦ ¦информации о формах¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦по печати и¦ ¦ ¦государственной поддержки¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦массовым ¦ ¦ ¦научной и инновационной¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦коммуникациям ¦ ¦ ¦деятельности ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +---+---------------------------+-----------+---------------+-------+-------+-------+-------+---------------+ ¦10.¦Организация и проведение¦2011 - 2012¦республиканский¦ 390 ¦ - ¦ 190 ¦ 200 ¦Министерство ¦]]> ¦ ¦продукции и строительных¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦материалах ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +---+---------------------------+-----------+---------------+-------+-------+-------+-------+---------------+ ¦33.¦Содействие в применении¦2010 - 2012¦ ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦Дорожное ¦ ¦ ¦новых технологий,¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦агентство ¦ ¦ ¦современных машин и¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Республики Коми¦ ¦ ¦механизмов при¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦строительстве и ремонте¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦автомобильных дорог ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +---+---------------------------+-----------+---------------+-------+-------+-------+-------+---------------+ ¦34.¦Организация проведения¦2010 - 2012¦республиканский¦ 370 ¦ 100 ¦ 130 ¦ 140 ¦Министерство ¦ ¦ ¦экспертной оценки и отбора¦ ¦ бюджет ¦ ¦ ¦ ¦ ¦экономического ¦ ¦ ¦инновационных проектов,¦ ¦Республики Коми¦ ¦ ¦ ¦ ¦развития ¦ ¦ ¦претендующих на получение¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Республики Коми¦ ¦ ¦государственной поддержки с¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦привлечением научного,¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦экспертного сообщества ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +---+---------------------------+-----------+---------------+-------+-------+-------+-------+---------------+ ¦35.¦Предоставление субъектам¦2010 - 2012¦республиканский¦ 12435 ¦ 2900 ¦ 4600 ¦ 4935 ¦Министерство ¦ ¦ ¦инновационной деятельности¦ гг. ¦ бюджет ¦ ¦ ¦ ¦ ¦экономического ¦ ¦ ¦субсидий из¦ ¦Республики Коми¦ ¦ ¦ ¦ ¦развития ¦ ¦ ¦республиканского бюджета¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Республики Коми¦ ¦ ¦Республики Коми на¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦реализацию инновационных¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦проектов, отобранных на¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦конкурсной основе в¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦порядке, определенном¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Правительством Республики¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Коми ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +---+---------------------------+-----------+---------------+-------+-------+-------+-------+---------------+ ¦36.¦Предоставление субъектам¦2010 - 2012¦республиканский¦ 4650 ¦ 1200 ¦ 1725 ¦ 1725 ¦Министерство ¦ ¦ ¦инновационной деятельности¦ ¦ бюджет ¦ ¦ ¦ ¦ ¦экономического ¦ ¦ ¦субсидий из¦ ¦Республики Коми¦ ¦ ¦ ¦ ¦развития ¦ ¦ ¦республиканского бюджета¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Республики Коми¦ ¦ ¦Республики Коми на¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦компенсацию части затрат на¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦уплату процентов по¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦кредитам, привлеченным¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦субъектами инновационной¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦деятельности для реализации¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦инновационных проектов, а¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦также на компенсацию части¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦лизинговых платежей в¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦порядке, определенном¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Правительством Республики¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Коми ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +---+---------------------------+-----------+---------------+-------+-------+-------+-------+---------------+ ¦37.¦Предоставление субъектам¦2011 - 2012¦республиканский¦ 6600 ¦ - ¦ 3800 ¦ 2800 ¦Министерство ¦ ¦ ¦инновационной деятельности¦ ¦ бюджет ¦ ¦ ¦ ¦ ¦экономического ¦ ¦ ¦субсидий из¦ ¦Республики Коми¦ ¦ ¦ ¦ ¦развития ¦ ¦ ¦республиканского бюджета¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Республики Коми¦ ¦ ¦Республики Коми на¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦реализацию мероприятий по¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦созданию и развитию¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦инфраструктуры поддержки¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦субъектов инновационной¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦деятельности в порядке,¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦определенном Правительством¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Республики Коми ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +---+---------------------------+-----------+---------------+-------+-------+-------+-------+---------------+ ¦ ¦Итого по разделу V ¦ ¦ ¦24 055 ¦ 4 200 ¦10 255 ¦ 9 600 ¦ ¦ +---+---------------------------+-----------+---------------+-------+-------+-------+-------+---------------+ ¦ ¦Всего по Программе, ¦ ¦ ¦37 800,¦12 600,¦12 600,¦12 600,¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ в том ¦ в том ¦ в том ¦ в том ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦числе: ¦числе: ¦числе: ¦числе: ¦ ¦ ¦ +---------------------------+-----------+---------------+-------+-------+-------+-------+---------------+ ¦ ¦в том числе: ¦ ¦республиканский¦33 600 ¦ 8400 ¦12 600 ¦12 600 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ бюджет ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Республики Коми¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +---------------+-------+-------+-------+-------+---------------+ ¦ ¦ ¦ ¦ внебюджетные ¦ 4200 ¦ 4200 ¦ - ¦ - ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ средства ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +---+---------------------------+-----------+---------------+-------+-------+-------+-------+---------------+ 5. Ресурсное обеспечение Программы Общий объем финансирования Программы в 2010 - 2012 годах составит 37800 тыс. рублей, в том числе: за счет средств республиканского бюджета Республики Коми 33 600 тыс. рублей, в том числе по годам: 2010 год - 8400 тыс. рублей; 2011 год - 12600 тыс. рублей; 2012 год - 12600 тыс. рублей; из внебюджетных средств на 2010 год - 4200 тыс. рублей (в соответствии с Соглашением между Правительством Республики Коми и Российским фондом фундаментальных исследований о совместном региональном конкурсе проектов научных исследований Республики Коми и Российского фонда фундаментальных исследований на 2008 - 2010 годы и Соглашением между Правительством Республики Коми и Российским гуманитарным научным фондом о конкурсах научных проектов в области гуманитарных наук "Русский Север: история, современность, перспективы" по Республике Коми на 2006 - 2010 годы). +----+--------------------+---------------+-------------------------------+ ¦ № ¦ Наименование ¦ Источник ¦ Объем финансирования ¦ ¦п/п ¦ направления ¦финансирования ¦ (тыс. рублей) ¦ ¦ ¦ ¦ +-------+-------+-------+-------+ ¦ ¦ ¦ ¦ всего ¦2010 г.¦2011 г.¦2012 г.¦ +----+--------------------+---------------+-------+-------+-------+-------+ ¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦ +----+--------------------+---------------+-------+-------+-------+-------+ ¦ 1. ¦Организационная ¦ ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ ¦ ¦поддержка научной и¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦инновационной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦деятельности ¦ ¦ ¦ , , ¦ ¦ ¦ +----+--------------------+---------------+-------+-------+-------+-------+ ¦ 2. ¦Информационно - ¦республиканский¦ 745 ¦ - ¦ 345 ¦ 400 ¦ ¦ ¦консультационная ¦ бюджет ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦поддержка ¦Республики Коми¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦организаций, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦осуществляющих ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦инновационную ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦деятельность ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +----+--------------------+---------------+-------+-------+-------+-------+ ¦ 3. ¦Содействие кадровому¦республиканский¦ 500 ¦ - ¦ - ¦ 500 ¦ ¦ ¦обеспечению в¦ бюджет ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦инновационной сфере.¦Республики Коми¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Привлечение молодежи¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Республики Коми к¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦научной и¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦инновационной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦деятельности ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +----+--------------------+---------------+-------+-------+-------+-------+ ¦ 4. ¦Поддержка и развитие¦ ¦ 12500 ¦ 8400 ¦ 2000 ¦ 2100 ¦ ¦ ¦научных исследований¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦в Республике Коми,¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦всего ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +--------------------+---------------+-------+-------+-------+-------+ ¦ ¦в том числе: ¦республиканский¦ 8300 ¦ 4200 ¦ 2000 ¦ 2100 ¦ ¦ ¦ ¦ бюджет ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Республики Коми¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +---------------+-------+-------+-------+-------+ ¦ ¦ ¦ внебюджетные ¦ 4200 ¦ 4200 ¦ - ¦ - ¦ ¦ ¦ ¦ средства ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +----+--------------------+---------------+-------+-------+-------+-------+ ¦ 5. ¦Содействие внедрению¦республиканский¦ 24055 ¦ 4200 ¦ 10255 ¦ 9600 ¦ ¦ ¦передовых технологий¦ бюджет ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦и инноваций в¦Республики Коми¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦экономику и¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦социальную сферу ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +----+--------------------+---------------+-------+-------+-------+-------+ ¦ ¦Итого, ¦ ¦37800, ¦12600, ¦12600, ¦12600, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ в том ¦ в том ¦ в том ¦ в том ¦ ¦ ¦ ¦ ¦числе: ¦числе: ¦числе: ¦числе: ¦ ¦ +--------------------+---------------+-------+-------+-------+-------+ ¦ ¦в том числе: ¦республиканский¦ 33600 ¦ 8400 ¦ 12600 ¦ 12600 ¦ ¦ ¦ ¦ бюджет ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Республики Коми¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +---------------+-------+-------+-------+-------+ ¦ ¦ ¦ внебюджетные ¦ 4200 ¦ 4200 ¦ - ¦ - ¦ ¦ ¦ ¦ средства ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +----+--------------------+---------------+-------+-------+-------+-------+ 6. Оценка ожидаемой бюджетной, экономической и социальной эффективности Программы. Целевые индикаторы (показатели) Программы Реализация мероприятий Программы позволит к концу 2012 года достичь следующих результатов: сформировать базы данных инновационных проектов (технологий), продукции, реализуемых организациями, действующими на территории Республики Коми, инновационно-активных предприятий, изобретателей и рационализаторов, а также базу данных научно-исследовательских работ, выполненных за счет средств республиканского бюджета Республики Коми; повысить привлекательность профессиональной деятельности в сфере исследований и разработок, инновационной деятельности; сформировать позитивное общественное мнение в пользу инновационного развития; повысить уровень информированности организаций о существующих формах государственной поддержки научной и инновационной деятельности; привлечь молодежь к научной и инновационной деятельности; профинансировать не менее 15 фундаментальных научных исследований по приоритетным для республики направлениям и привлечь внебюджетные средства для их финансирования; ежегодно выполнять не менее 5 прикладных научных исследований; ежегодно предоставлять государственную поддержку в среднем не менее чем 5 предприятиям, осуществляющим инновационную деятельность; содействовать в обучении специалистов, занятых в научной и инновационной сфере или планирующих открыть дело в сфере инновационного бизнеса, по различным направлениям инновационной деятельности; содействовать в участии субъектов инновационной деятельности в выставочно-ярмарочных и информационно-рекламных мероприятиях; содействовать в привлечении инвестиции в инновационную сферу, в том числе за счет заключаемых договоров финансовой аренды (лизинга), увеличения объемов кредитования субъектов инновационной деятельности; содействовать внедрению передовых технологий и инноваций в экономику и социальную сферу; содействовать формированию инфраструктуры поддержки инновационной деятельности на территории Республики Коми. От реализации Программы ожидается экономическая, бюджетная, социальная эффективность. Экономическая эффективность выражается: в увеличении объема выпуска (продаж) инновационной продукции (работ, услуг) субъектами инновационной деятельности и вклада субъектов научной и инновационной деятельности в валовый региональный продукт; в росте прибыли предприятий от реализации произведенной продукции (работ, услуг); в улучшении финансово-экономических показателей деятельности предприятий за счет повышения эффективности использования производственных мощностей, повышения организационного уровня производства и труда, ускорения оборачиваемости оборотных средств. Кроме того, исходя из условий предоставления государственной поддержки инновационной деятельности, вложенные бюджетные средства позволят стимулировать предприятия вкладывать собственные средства и привлекать внебюджетные средства для реализации инновационных проектов. Социальная эффективность выражается в повышении квалификации работников, создании новых рабочих мест вследствие развития инновационной деятельности, что будет способствовать увеличению уровня занятости населения. Бюджетная эффективность выражается в увеличении налоговых отчислений инновационно-активными организациями во все уровни бюджетной системы Российской Федерации. Кроме того, на уровень доходной части бюджета повлияет внедрение научных разработок. Использование научных исследований в практической деятельности органов исполнительной власти позволит принимать эффективные управленческие решения. В целом влияние результатов программных мероприятий на научную и инновационную сферу будет заключаться в формировании благоприятных организационных, экономических, правовых и иных условий для развития научной и инновационной деятельности, эффективном использовании научно-инновационного потенциала Республики Коми для обеспечения перехода экономики региона на инновационный путь развития. Целевые индикаторы (показатели) Программы +----+-----------------------------------+--------+-------+-------+-------+ ¦ № ¦ Наименование индикатора ¦2009 г. ¦2010 г.¦2011 г.¦2012 г.¦ ¦п/п ¦ (показателя) ¦(оценка)¦ ¦ ¦ ¦ +----+-----------------------------------+--------+-------+-------+-------+ ¦ 1. ¦Количество инновационно-активных¦ 17 ¦ 18 ¦ 19 ¦ 22 ¦ ¦ ¦организаций, единиц ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +----+-----------------------------------+--------+-------+-------+-------+ ¦ 2. ¦Объем отгруженных товаров¦ 9200 ¦ 10000 ¦ 12000 ¦ 14000 ¦ ¦ ¦собственного производства,¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦выполненных работ и услуг¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦собственными силами в сфере¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦инновационной деятельности, млн¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦рублей ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +----+-----------------------------------+--------+-------+-------+-------+ ¦ 3. ¦Количество инновационных проектов,¦ 3 ¦ 4 ¦ 6 ¦ 6 ¦ ¦ ¦реализуемых субъектами¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦инновационной деятельности с¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦помощью мер государственной¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦поддержки, единиц ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +----+-----------------------------------+--------+-------+-------+-------+ ¦ 4. ¦Количество выполненных за счет¦ 2 ¦ - ¦ 5 ¦ 5 ¦ ¦ ¦средств республиканского бюджета¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Республики Коми прикладных научных¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦исследований, имеющих важное¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦значение для экономического и¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦социального развития республики,¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦единиц ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +----+-----------------------------------+--------+-------+-------+-------+ 7. Система управления и контроля Контроль за реализацией Программы осуществляет Правительство Республики Коми. Заказчик Программы, Министерство экономического развития Республики Коми, осуществляет мониторинг хода реализации Программы в целом и формирует в установленном порядке сводный отчет о выполнении Программы. Органы исполнительной власти Республики Коми, являющиеся ответственными за исполнение мероприятий Программы, организуют реализацию мероприятий и представляют информацию о выполнении мероприятий Программы в Министерство экономического развития Республики Коми в установленные сроки. |