Инновация Высшей Школы Экономики - симбиоз университета и аналитического центра

Радаев Вадим Валерьевич, Первый проректор Государственного Университета - Высшая школа экономики






Вадим Валерьевич, недавно в рамках приоритетного национального проекта образования были подведены итоги первого конкурса среди высших учебных заведений, внедряющих инновационные программы. Из двухсот ВУЗов были названы победителями семнадцать, среди которых есть и Высшая Школа Экономики. Ваш ВУЗ, вероятно, самый молодой из конкурсантов. Хотелось бы также узнать поподробнее о проекте создания Высшей Школы Экономики.


Действительно, это был очень представительный конкурс. Было подано 197 заявок, и цель конкурса заключалась в том, чтобы поддержать инновационные образовательные программы ведущих российских вузов. Был очень суровый отбор, проводимый независимыми экспертами из представителей науки и бизнеса.
ГУ-ВШЭ, действительно, самый молодой из отобранных ведущих ВУЗов, попавших в число семнадцати победителей. Университет был образован Российским правительством в 1992 году. За эти годы удалось войти в число лучших ВУЗов. А среди семнадцати победителей наш ВУЗ, кажется, единственный вуз социально - экономического профиля.


Изначально при создании ВШЭ она замышлялась как симбиоз университета и аналитического центра? Это тоже - новация в образовательном процессе?


Да, ВШЭ изначально замышлялась как ВУЗ, в котором задаётся высокая планка, и преподавание ведется на уровне международных стандартов. Для этого обучались за рубежом преподаватели, разрабатывались новые программы, привлекались лучшие специалисты в России. А вторая особенность ВШЭ, действительно, заключалась в том, что она изначально создавалась не только как высшее учебное заведение, но и как аналитический центр. Сейчас это один из крупнейших аналитических центров, который работает на органы государственной власти и на поддержку самого разного рода реформ. В университете выполняется большой объём исследовательских проектов, которые выигрываются по конкурсам. По объёму такого рода научно - исследовательских работ мы, вероятно, находимся сейчас на одном из первых мест в стране.


Вернёмся к конкурсу. Как осуществлялась подготовка к нему, и какие цели и задачи ставились при этом?


Прежде всего, определяя цели нашей образовательной программы, мы попытались представить, каким мы хотим видеть нашего выпускника, и что этот выпускник должен уметь делать. А хотим мы готовить специалистов, которые обладают набором компетенции для успешной работы в двух крупнейших сферах нашего хозяйства и общества, а именно - в бизнесе и в государственном управлении. И в итоге вся наша программа ориентирована на эту цель - формирование компетенции наших будущих выпускников для успешной работы в бизнесе и госуправлении.


Инновационная программа, действительно, названа "Формирование системы аналитических компетенций для инноваций в бизнесе и государственном управлении". Что означает слово "компетенция", и как она формируются в ВШЭ?


Если дать простое определение, то компетенция - это мотивированная способность к совершению определённых видов деятельности. В нашем случае речь идёт о пяти группах компетенций, каждая из которых и представляет собой задачу нашей инновационной программы.


Первая из них состоит в том, чтобы наши выпускники овладевали широким набором экономических и социальных знаний. В настоящее время уже недостаточно готовить узких специалистов: экономистов узкого профиля, или социологов, или менеджеров, специализирующихся в какой-то узкой области. В нынешней ситуации, когда очень часто приходится менять сферы деятельности и решать самые разные задачи, нужно иметь достаточно широкий образовательный фундамент. И у нас очень большое внимание уделяется фундаментальной подготовке в области социально - экономических дисциплин. На всех факультетах у нас читается широкий набор экономических, менеджериальных, правовых, социологических, выходящий за рамки государственного стандарта. Они обязательны для всех, и закладывают этот образовательный фундамент. Плюс мы стремимся, и будем стремиться, использовать ресурс инновационной программы, чтобы развивать разного рода междисциплинарные направления, способствовать междисциплинарным переходам студентов при поступлении в магистратуру, развивать новые магистерские программы и направления.


Вторая задача - развивать в наших студентах, будущих выпускниках навыки к проектной деятельности. Сегодня уже недостаточно просто пассивно усваивать какую-то информацию, накапливать знания. Сегодня молодые люди должны сразу учиться, как проектировать свою деятельность, и как реализовывать проект от начала до конца. И здесь речь идёт о новых формах организации учебного процесса: разного рода проектных семинарах, практикумах, на которых студенты учатся эти проекты реализовывать. Работа в малых группах, работа в более крупных коллективах, всему этому мы должны научить.


Третья важная компетенция - это способность молодых специалистов быстро находить, обрабатывать, систематизировать и использовать большие, всё возрастающие потоки информации. Они должны в этом свободно ориентироваться, иметь доступ к самым разным базам данных. Для нас это очень важное направление. ВШЭ, помимо своего корпоративного портала (одного из лучших и посещаемых в стране), является также разработчиком Федерального портала по экономике, социологии и менеджменту - это тоже один из наиболее посещаемых ресурсов. У нас также есть очень хороший библиотечный портал. Мы гордимся нашей коллекцией электронных баз периодических и других изданий, которые доступны всем преподавателям и студентам, в открытом доступе. И мы собираемся сделать серьёзный новый шаг в этом направлении. Будут закупаться новые базы библиотечных данных, статистических данных, обеспечиваться доступ к другим информационным источникам. Планируются и специальные курсы по обучению преподавателей и студентов: как ими пользоваться, как с ними работать.


Четвёртая важная задача - если мы хотим, чтобы наши будущие выпускники действительно успешно работали в бизнесе и госуправлении, то мы должны со студенческой скамьи их вовлекать в эти сферы деятельности. Каким образом? Мы должны привлекать к образовательному процессу практиков, тех, кто уже имеет опыт, и может этот опыт принести в университетскую среду. А с другой стороны, вовлекать студентов через разного рода практики в деятельность органов государственной власти и в работу корпоративных организаций - это очень важная задача, которой мы уделяем большое внимание.


Наконец, последняя, не по важности, а просто по порядку, задача - соединение образовательного и исследовательского процессов. Я уже говорил о том, что ВШЭ, действительно, была рождена как симбиоз образовательной и аналитической деятельности. И данное направление для нас принципиально - у нас создаются новые научно-образовательные центры, научно-учебные лаборатории, в которые активно вовлекаются молодые преподаватели и студенты. Они вместе со своими старшими коллегами, и зачастую, наравне с ними, выполняют исследовательские проекты, включая полевые исследования. То есть занимаются серьёзной исследовательской работой. И мы хотим институционально и инфраструктурно поддержать этот процесс. Таковы основные пять задач, и, соответственно, пять групп компетенций.


Как будет осуществляться финансирование (и есть ли софинансирование) этой инновационной программы? Какие это будут средства?


Бюджетные средства для этого выделяются весьма значительные, так как это очень серьёзная программа. Средства выделены на два года (речь идёт о 2006-2007 г.г.), это более пятисот миллионов рублей. При этом обязательным условием является софинансирование (из внебюджетных средств ВУЗа), следовательно, реально деньги эти больше. В нашем случае софинансирование составляет 24% от суммы, выделенной государством. Все эти деньги и пойдут на реализацию нашей инновационной образовательной программы.


Расскажите поподробнее про инновационные инициативы, предложенные на конкурс. Какие инновационные проекты ВШЭ, а также других ВУЗов (из семнадцати победителей) заслуживают внимание для их дальнейшего применения в промышленности или в экономике в целом?


Хочу отметить, что есть очень важный аспект этого национального образовательного проекта - здесь не просто ведущие ВУЗы получили довольно солидные деньги на реализацию своих проектов, а образовался своего рода "клуб" из ведущих семнадцати ВУЗов. К ним, мы надеемся, присоединятся и другие ВУЗы, будет скоро новый конкурс. Мы уже начали активно общаться, и будем дальше обмениваться опытом, изучать, что сделали другие ВУЗы. Пока я немногое могу сказать про различные инновационные проекты других ВУЗов, но скоро мы будем знать намного больше.


Что я могу сказать о ВШЭ? У нас, конечно, есть изрядная специфика, поскольку, в отличие от большинства ВУЗов технического профиля, нам не нужно в таком объёме, как им, лабораторное оборудование. Не надо модернизировать аудиторные фонды под лабораторное оборудование (этому в Национальном проекте "Образование" уделяется большое внимание). Мы работаем не с лабораторным оборудованием. Мы выпускаем экономистов, социологов, менеджеров, и нам нужны различные базы данных. Нам крайне необходима систематическая информация. И в значительной степени наши инновации будут связаны, или базироваться, на приобретённых базах, и тех, которые мы сами разрабатываем, формируем, в том числе, в процессе исследований. В этом отношении у нас и организационные инновационные формы предлагаются такие, которые, я думаю, будут интересны и для других ВУЗов.


Можно сказать, что в этом и есть новизна, инновационная направленность?


Да, в этом одна из наших особенностей.


Как у Вас осуществляется партнёрство с бизнес-сообществом? Сейчас много говорится о необходимости интеграции науки, бизнеса и образования. Тема достаточно обширная, но хотелось бы узнать Ваше мнение об этом.


Это одна из наших наиболее важных задач в реализации инновационной образовательной программы. Здесь у нас и раньше был опыт тесного взаимодействия с представителями бизнеса. Мы заимствовали практику, когда-то введённую МФТИ, так называемых базовых кафедр. В нашем случае это означает, что крупнейшие бизнес-организации открывают в ВШЭ свои кафедры, возглавляемые руководителями этих корпораций. Они читают курсы, проводят мастер - классы, берут студентов на практику. Так и осуществляется та самая непосредственная связь между образованием и бизнесом.


Представители бизнеса приходят в аудиторию, отбирают лучших, забирают их к себе на площадки своих фирм. Студенты начинают там практиковаться на реальных проектах уже со студенческой скамьи, со старших курсов. У нас таких базовых кафедр уже было несколько, а сейчас мы планируем это число увеличить. Привлечь ещё новых представителей, новые корпорации.


Также у нас введены новые формы преподавания. Поскольку представители бизнеса, крупные руководители - люди занятые, то они часто не в состоянии подготовить и читать систематический курс в течение целого семестра. Для них придуманы более гибкие формы организации занятий. Они проводят мастер - классы, в которых имеется больше возможностей сочетать разные формы: это могут быть полулекции, полусеминары, элементы деловой игры, или групповые консультации. Они могут быть самой разной продолжительности. Мы используем гибкие организационные формы, которые позволяют практикам более свободно в это дело войти. И подобные системы мастер-классов, консультаций, практикумов, мы также собираемся расширять.


Если не секрет, какие это корпорации, если можно назвать их руководителей, и какие новые компании ВШЭ собирается привлечь?


Лидером на данный момент в этом отношении является наш относительно новый факультет Бизнес - Информатики. Можно сказать, что почти все ведущие кампании IT-компании эти кафедры уже открыли. Речь идёт о компаниях Microsoft, IBS, Ланит, Крок. В будущем будет кафедра 1C. То есть компании и международные, и российские.


На факультете менеджмента только что образована кафедра кампании "Видео Интернешнл", главного игрока на рынке медиа-селлинга. На факультете социологии у нас базовая кафедра Фонда Общественного Мнения и одного из лидеров маркетинговых исследований, кампании "ГФК-Русь". Мы собираемся и дальше развивать такого рода связи, в том числе, связи не только с бизнесом, но и с органами государственного управления. Есть ещё кафедра Взаимодействия Бизнеса и Власти, руководителем которой является Александр Николаевич Шохин, президент РСПП. На этой кафедре преподают самые виднейшие наши представители бизнеса, члены бюро РСПП.


Больше создают свои кафедры компании, представляющие IT-технологии?


Они оказались более активными. IT-структуры оказались более заинтересованы в том, чтобы студентов и готовить и в свою работу вовлекать. Видимо, у них больше ощущается голод в квалифицированных специалистах определённого профиля. Но остальные тоже подтягиваются.


В последнее время много идет разговоров о частно-государственном партнёрстве. Есть ли у Вас мысли применить это к образовательным инновационным программам?


На днях было опубликовано интервью первого вице-премьера Дмитрия Медведева в журнале Эксперт. Он упомянул две довольно важные вещи, которые напрямую относятся к этому вопросу. Это - создание в ВУЗах попечительских советов, и создание так называемых эндаументов, то есть фондов, средства которых используются для развития университетов. Это напрямую и есть одна из форм частно-государственного партнёрства, потому, что речь идёт о том, что бизнес, наконец, будет более активно поддерживать ведущие ВУЗы. Но одновременно, входя в попечительские советы и контролируя деятельность ВУЗов, создавая эндаументы - участвовать в стратегическом управлении. Так что это - важная вещь, и ВШЭ это тоже планирует. Мы надеемся, что в сентябре такой попечительский Совет у нас будет создан.


Что Вы можете сказать о тех программах, которые сейчас активно развиваются: MBA, в частности, об инициативе Рубена Варданяна по созданию школ МВА в России, где собираются учиться не только представители нашей страны, но и Западного мира?


В ВШЭ очень развита система дополнительного профессионального образования. У нас несколько институтов работает в этой области, предлагая программы самой разной продолжительности: от второго высшего образования до коротких курсов профессиональной переподготовки. Наряду с этим, у нас есть и своя молодая, но уже весьма популярная бизнес - школа под руководством Сергея Филоновича, она находится сейчас в числе ведущих и успешно развивается. Среди новаций сейчас в этой школе готовится новая программа DBA, которую мы надеемся ввести вскоре. Что касается проекта супер бизнес-школы, которую организует Варданян, то здесь планы, насколько мне известно, состоят в том, чтобы осуществить "Greenfield Investment" - то есть начинать всё с нуля, не опираясь на существующие структуры. Представители нашего ВУЗа участвуют в Комитете, который разрабатывает концепцию этой Школы. Мы готовы сотрудничать, если будет такая заинтересованность.


Если вернуться к конкурсу, будет ли такой конкурс продолжен?


Мы не знаем, будет ли для нас конкурс продолжен, но, говорят, новый конкурс состоится уже в конце этого года. В нем смогут принять участие ВУЗы, которые на первом этапе не прошли. То есть расширится список инновационных образовательных программ, расширится клуб ведущих ВУЗов.


Что известно про рейтингование наших ВУЗов? Раньше наши ВУЗы занимали ведущие позиции в мире, в частности, МГУ. С началом реформ как-то у нас образование отошло немножко "в сторону", но сейчас начинается возрождение. Что Вы можете про это сказать?


На данный момент наши ВУЗы не попадают в верхние эшелоны международных рейтингов. Но тут проблема другая - нам нужно позаботиться для начала о собственной образовательной среде. Дело в том, что в России отсутствуют независимые, объективные, и в то же время достаточно развитые системы рейтингования. Я знаю, что сейчас делаются такие предложения, идёт работа по подготовке. В частности, РСПП планирует проекты по организации рейтингования. Это очень важно для того, чтобы повысить прозрачность образовательной среды, дать ориентиры и для абитуриентов, и для работодателей.


Сейчас нельзя сказать, что рейтингов нет, но они, как правило, распространяются на пару десятков ВУЗов, методики их не всегда понятны. Поэтому пока мы не можем быть удовлетворены, не можем сказать, что у нас существует система действительно независимого рейтингования. Но, кстати, по поводу конкурса инновационных программ: это - первый конкурс такого рода, проведённый Министерством Образования и Науки, проведённый на весьма высоком уровне, и его можно вполне расценивать, как элемент рейтингования. Потому, что там очень строго подходили, и действительно, почти двести ВУЗов страны, лучших, в этом участвовали. Так что можно сказать, такой элемент независимого рейтингования был осуществлен в рамках Национального проекта "Образование".





/ScienceRF.ru, 27.07.06/