9.1. Поиск и отбор компании, предлагающей венчурный капитал
Начать стоит с компаний, которые ближе территориально, т.к. Компании венчурного капитала предпочитают работать с компаниями, расположенными неподалеку
Если привлечь венчурный капитал от компаний, работающих в том же регионе, не удалось, необходимо подготовить объяснение, почему пришлось искать капитал в других регионах
Среди основных причин могут быть: неготовность региональных источников венчурного капитала инвестировать в определенную отрасль, то, что венчурный капитал из другого региона специализируется на в данном типе бизнеса и что требуется не только капитал, но и специалисты
После составления списка потенциальных источников (short list) можно перейти к следующей фазе – выяснить вопросы деловой этики применительно к кандидатам: выполняются ли обязательства, не вовлечен ли источник в судебные процессы, является ли источник прибыльным, имеются ли деньги и т.п.
Можно использовать кредитные бюро, записи судебных палат и т.п., ведь речь идет о партнере, с которым придется сотрудничать в течение длительного периода времени
В переговорах с кандидатами возможно задать вопрос об уже сделанных инвестициях и связаться с компаниями, которые работали с данным источником венчурного капитала, получить отзыв (reference) обслуживающего банка и т.п.
Некоторые источники венчурного капитала не ведут обсуждения инвестиций по телефону и требуется представление заявки в письменной форме, но на каком-то этапе переговоры в живую - потребуются
В переговорах с потенциальным инвестором стоит сосредоточится на нескольких темах:
Имеются ли у источника фонды для инвестиций в настоящее время
Имеется ли у источника возможности рассмотреть заявку на инвестиции
Работает ли данный источник в области бизнеса, для которой требуются инвестиции
Стоит или попытаться установить контакты с другими источниками
9.1.1. Наличие у источника фонды для инвестиций в настоящее время - фонды венчурных инвестиций, как правило, являются стандартными “машинами”, срок и порядок работы которых определен заранее в инвестиционном меморандуме, используемом для привлечения инвесторов
Стандартом является 10-летний срок существования, из которых только первых пять приходятся на инвестиционный период, по истечении которого фонды, даже если они инвестированы не полностью, более инвестироваться не могут
Если фонд выходит из инвестиции в течение первых пяти лет – то есть в течении инвестиционного периода, возвращенные средства могут быть реинвестированы. При этом, инвестиционный период может быть продлен
Инвестиции венчурного фонда в определенную отрасль, как правило, ограничены определенным лимитом, который редко превышает 30% от общего объема фонда
9.1.2. Наличие у источника возможности рассмотреть заявку на инвестиции - венчурные капиталисты обычно не имеют большого штата сотрудников и данный штат, как правило всегда занят, например, разрешением проблем, возникших у портфельных компаний или проведением проверки (due diligence)
Если компания – источник венчурного капитала не готова рассмотреть заявку на инвестиции в течение недели – 10 дней, стоит поискать другой источник из списка кандидатов (short list)
9.1.3. Работает ли данный источник в области бизнеса, для которой требуются инвестиции – венчурный капиталист может не инвестировать в определенную отрасль, или, напротив, искать инвестиции в определенной отрасли
Необходимо выяснить опыт венчурного капиталиста по инвестициям в отрасль, в которую привлекаются средства, т.к. В случае положительного ответа источник лучше понимает экономику данного бизнеса и быстрее проведет анализ компании и бизнес-алана
В противном случае – период обучения - неизбежен
9.1.4. Установление контактов с другими источниками – вопрос о возможности и целесообразности такого рода контактов необходимо оговорить с самого начала
Как правило, венчурные капиталисты одновременно рассматривают несколько заявок на инвестиции и вопрос о контактах предпринимателя с другими источниками не должен вызвать непонимания, хотя, конечно, источник капитала предпочел бы быть единственным
На данном этапе вопрос об эксклюзивности не стоит, однако, одновременные контакты с несколькими источниками могут предполагать не только конкуренцию между ними, но и возможность со-инвестирования
Не стоит подталкивать венчурного капиталиста аргументом, что он может пропустить предлагаемую возможность инвестирования. Таких возможностей. Как правило, много и излишняя активность в подталкивании инвестора может только навредить
9.2. Проверка прошлого венчурной компании
Для того, чтобы убедится, что Вы вступили в контакт с уважаемой (reputable) венчурной компанией необходимо переговорить с Вашим банкиром и банкиром компании и выяснить:
Наличие средств для инвестирования
Репутацию
Некоторое представление о венчурной компании дадут сведения о ее аудиторе, консультантах, юристах
Необходимо получить от венчурного капиталиста список компаний, в которые он инвестировал и задать вопросы этим компаниям
Среди вопросов, которые необходимо выяснить:
Как долго занимает процесс получения денег?
Является ли венчурная фирма разумной?
Являются ли менеджеры венчурной компании честными, можно ли им доверять?
Как ведутся переговоры , о чем идет речь?
Трудно ли с компанией иметь дело, действует ли она как партнер?
Что менеджеры венчурной компании хотят от инвестируемой компании, что допускается и что нет?
Что можно получить от венчурной компании кроме денег, что она делают бесплатно, а за что требуется платить?
На сколько активно венчурная компания вовлечена в бизнес, можно ли от них услышать советы о том, как вести бизнес?
Помогает ли венчурная компания или мешает, польза от нее или вред?
Как ведет себя венчурная компания в период кризисных ситуаций?
В другой раз стали бы они работать с данной венчурной компанией?
Лекция 9.1. Время, требуемое для привлечения венчурного капитала
Вопрос о времени, требуемом для привлечения венчурного капитала (от момента первых контактов до времени юридического завершения сделки (legal closing) и перевода денег (fund disbursement) является ключевым, т.к. от него зависит время начала или ход реализации плана компании
Это время может варьироваться от 4-5 недель до 6 месяцев и зависит от множества факторов. Средним сроком является 6-8 недель
Венчурный капиталист должен:
Рассмотреть заявку в письменной форме, понять отрасль, бизнес в отрасли, планы компании и уровень менеджмента и принять решение о целесообразности продолжения работы
Провести переговоры с предпринимателем или компанией и согласовать предварительные условия инвестиции (term sheet), которые в дальнейшем лягут в основу юридических документов (shareholder agreement, share purchase agreement, amendments to charter)
Провести проверку компании (due diligence) и подготовить проекты юридических документов
Подготовить материалы для принятия решения инвестиционным комитетом (commitment)
Наиболее длительное время требуется для проведения анализа отрасли, бизнеса и компании. Сократить это время можно обратившись к источнику венчурного капитала, который уже знаком с отраслью, а также оказывая венчурному капиталисту всевозможную помощь
В условиях незрелости бизнеса в России длительное время может потребовать юридическая проверка (legal due diligence) и исправление выявленных в ее ходе нарушений
Лекция 9.2. Мифы о венчурном капитале
Существует несколько мифов, связанных с венчурным капиталом:
Миф 1 – венчурные капиталисты заинтересованы в получении контроля над компанией и диктате, как управлять компанией
Миф 2 – необходимо, чтобы кто-то представил компанию венчурному капиталисту
Миф 3 – венчурные капиталисты заинтересованы только в новых технологических открытиях
Миф 4 – венчурные капиталисты удовлетворятся скромным доходом на инвестиции
Миф 5 – венчурные капиталисты инвестирую быстро
Миф 6 – венчурные капиталисты заинтересованы в поддержке новых идей и изобретений в области высоких технологий, а менеджмент компании имеет второстепенное значение
Миф 7 – венчурному капиталисту достаточно краткой базовой информации для того, чтобы инвестировать
9.2.1. Миф 1 – венчурные капиталисты заинтересованы в получении контроля над компанией и диктате, как управлять компанией – наиболее далек от правды
Ни один венчурный капиталист намеренно не заинтересован в получении контроля над малым бизнесом
Более 50% в компании требуются венчурному капиталисту только в том случае, если меньше не получается исходя из объема средств, требуемых компании
Венчурный капиталист не заинтересован в оперативном управлении бизнеса. Во-первых, как правило, нет ответствующего опыта и ресурсов, а во-вторых, оценка менеджмента составляет значительную часть (до 25-30%) от общей стоимости компании
Венчурному капиталисту важно, чтобы без его участия не принимались лишь важнейшие решения
9.2.2. Миф 2 – необходимо, чтобы кто-то представил компанию венчурному капиталисту – представление через социальные контакты не требуется, это время ушло
Хорошая заявка, содержащая описание бизнес-предложения, является самой лучшей формой представления
Большая часть фондов венчурного капитала управляется представителями среднего класса, а не членами элиты и они заинтересованы в хороших инвестициях
С другой стороны, хорошие деловые контакты и известность в деловом мире никому не вредила
9.2.3. Миф 3 – венчурные капиталисты заинтересованы только в новых технологических открытиях – большинство источников венчурного капитала не заинтересованы в революционных идеях, меняющих жизнь людей
Для развития и реализации такого рода идей до момента получения существенных прибылей требуется от 10 до 20 лет, что находится за временным горизонтов венчурного капитала, редко превышающего 4-5 лет
Венчурные капиталисты больше заинтересованы в инновационных или эволюционных технологиях – новом типе компьютера, чипа, новой маркетинговой технологии, том, что требует относительно скромных изменений
Действительно, венчурные капиталисты ориентируются на высокие технологии, но ищут-то они не их, а компании, обещающие высокие темпы роста
Если имеется компания с хорошими перспективами роста на рынке значительного размера, она всегда привлечет внимание венчурного капитала
9.2.4. Миф 4 – венчурные капиталисты удовлетворятся скромным доходом на инвестиции – прямо противоположно – ни один венчурный капиталист не ожидает разумного дохода, наоборот, доход должен быть неразумно и неожиданно высоким
Разумный доход может быть получен от инвестиций в акции сотен торгуемых компаний при рисках, существенно более низких, чем при инвестициях в малый бизнес
Каждая венчурная инвестиция предполагает высокий уровень риска, которому должна соответствовать высокая доходность
Венчурный капиталист, выбрав компанию с хорошими перспективами роста, надеется заработать не меньше, чем другие владельцы компании, каждый их которых инвестировал в эту компанию тот ресурс, которым он располагает – мозги, опыт, руки, деньги
Даже если компания верит, что ее бизнес находится в особой ситуации и потенциал продукта и высокий спрос принесут высокий доход при низких рисках, стоит спросить, все ли риски и возможности неудачи удалось учесть и почему же в таком случае компания не обращается в банк за кредитом, а пытается привлечь венчурный капитал
Реализация бизнес-плана не означает автоматический успех для компании и имеются случаи, когда это не срабатывает по независящим от компании причинам (изменение ситуации в отрасли или на мировых рынках)
9.2.5. Миф 5 – венчурные капиталисты инвестирую быстро – напротив, как правило, привлечение венчурного капитала занимает относительно длительное время – в среднем не менее 6-8 недель
Даже если имеется хорошо подготовленное бизнес-предложение в более короткие сроки получить средства вряд ли удастся (если нет обязательных для выполнения требований по срокам, например, в случае приватизации)
К венчурному капиталисту поступает от 50 до 100 заявок в месяц и как минимум 10 привлекают его внимание
Все 10 будут прочитаны и пара потребует более тщательного рассмотрения, анализа, переговоров и исследований
Из 2-3 заявок одна будет проинвестирована, т.е. отдача составит не более одного процента, но времени на рассмотрения понадобится на все 100
После отбора единственной заявки потребуется дополнительное время на более тщательный анализ, проработку и исследования
Поэтому, если требуется сократить время на получение инвестиций лучше сосредоточится на тщательной подготовки бизнес-предложения
9.2..6. Миф 6 – венчурные капиталисты заинтересованы в поддержке новых идей и изобретений в области высоких технологий, а менеджмент компании имеет второстепенное значение – напротив, венчурный капиталист ориентируется не на идею, а на поддержку команды менеджеров
Если имеется хорошая идея, но недостаточный опыт в менеджменте или знание отрасли, надо искать не венчурного капиталиста, а команду менеджеров и экспертов
Венчурный капиталист никогда не поверит в идею без команды, которая может доказать свои возможности по реализации идеи и имеет опыт
Не обязательно необходимо иметь всю команду (в т.ч. специалистов в области финансов или маркетинга, которых может порекомендовать и венчурный капиталист), но отраслевые эксперты, сплоченные в команду – обязательны
9.2.7. Миф 7 – венчурному капиталисту достаточно краткой базовой информации для того, чтобы инвестировать – детальное и хорошо структурированное бизнес-предложение является единственным средством для привлечения внимания венчурного инвестора
Вместе с тем, такое бизнес-предложение хотя и необходимо для начала переговоров, но не заменяет детальный бизнес-план
Каждый венчурный капиталист перед тем как приступить к рассмотрению заявки хочет быть уверен, что предприниматель продумал бизнес план в полном объеме
Тщательно подготовленные бизнес-предложения и бизнес-план выполняют две функции:
Информируют венчурного капиталиста о наличии идеи
Подтверждают, что предприниматель продумал свой бизнес, знает отрасль и осознал все потенциальные проблемы
|