Лекция 9. Отбор и анализ компании, предлагающей венчурный капитал


9.1. Поиск и отбор компании, предлагающей венчурный капитал

  • Начать стоит с компаний, которые ближе территориально, т.к. Компании венчурного капитала предпочитают работать с компаниями, расположенными неподалеку
  • Если привлечь венчурный капитал от компаний, работающих в том же регионе, не удалось, необходимо подготовить объяснение, почему пришлось искать капитал в других регионах
  • Среди основных причин могут быть: неготовность региональных источников венчурного капитала инвестировать в определенную отрасль, то, что венчурный капитал из другого региона специализируется на в данном типе бизнеса и что требуется не только капитал, но и специалисты
  • После составления списка потенциальных источников (short list) можно перейти к следующей фазе – выяснить вопросы деловой этики применительно к кандидатам: выполняются ли обязательства, не вовлечен ли источник в судебные процессы, является ли источник прибыльным, имеются ли деньги и т.п.
  • Можно использовать кредитные бюро, записи судебных палат и т.п., ведь речь идет о партнере, с которым придется сотрудничать в течение длительного периода времени
  • В переговорах с кандидатами возможно задать вопрос об уже сделанных инвестициях и связаться с компаниями, которые работали с данным источником венчурного капитала, получить отзыв (reference) обслуживающего банка и т.п.
  • Некоторые источники венчурного капитала не ведут обсуждения инвестиций по телефону и требуется представление заявки в письменной форме, но на каком-то этапе переговоры в живую - потребуются
  • В переговорах с потенциальным инвестором стоит сосредоточится на нескольких темах:
  • Имеются ли у источника фонды для инвестиций в настоящее время

    Имеется ли у источника возможности рассмотреть заявку на инвестиции

    Работает ли данный источник в области бизнеса, для которой требуются инвестиции

    Стоит или попытаться установить контакты с другими источниками

  • 9.1.1. Наличие у источника фонды для инвестиций в настоящее время - фонды венчурных инвестиций, как правило, являются стандартными “машинами”, срок и порядок работы которых определен заранее в инвестиционном меморандуме, используемом для привлечения инвесторов
  • Стандартом является 10-летний срок существования, из которых только первых пять приходятся на инвестиционный период, по истечении которого фонды, даже если они инвестированы не полностью, более инвестироваться не могут
  • Если фонд выходит из инвестиции в течение первых пяти лет – то есть в течении инвестиционного периода, возвращенные средства могут быть реинвестированы. При этом, инвестиционный период может быть продлен
  • Инвестиции венчурного фонда в определенную отрасль, как правило, ограничены определенным лимитом, который редко превышает 30% от общего объема фонда
  • 9.1.2. Наличие у источника возможности рассмотреть заявку на инвестиции - венчурные капиталисты обычно не имеют большого штата сотрудников и данный штат, как правило всегда занят, например, разрешением проблем, возникших у портфельных компаний или проведением проверки (due diligence)
  • Если компания – источник венчурного капитала не готова рассмотреть заявку на инвестиции в течение недели – 10 дней, стоит поискать другой источник из списка кандидатов (short list)
  • 9.1.3. Работает ли данный источник в области бизнеса, для которой требуются инвестиции – венчурный капиталист может не инвестировать в определенную отрасль, или, напротив, искать инвестиции в определенной отрасли
  • Необходимо выяснить опыт венчурного капиталиста по инвестициям в отрасль, в которую привлекаются средства, т.к. В случае положительного ответа источник лучше понимает экономику данного бизнеса и быстрее проведет анализ компании и бизнес-алана
  • В противном случае – период обучения - неизбежен
  • 9.1.4. Установление контактов с другими источниками – вопрос о возможности и целесообразности такого рода контактов необходимо оговорить с самого начала
  • Как правило, венчурные капиталисты одновременно рассматривают несколько заявок на инвестиции и вопрос о контактах предпринимателя с другими источниками не должен вызвать непонимания, хотя, конечно, источник капитала предпочел бы быть единственным
  • На данном этапе вопрос об эксклюзивности не стоит, однако, одновременные контакты с несколькими источниками могут предполагать не только конкуренцию между ними, но и возможность со-инвестирования
  • Не стоит подталкивать венчурного капиталиста аргументом, что он может пропустить предлагаемую возможность инвестирования. Таких возможностей. Как правило, много и излишняя активность в подталкивании инвестора может только навредить
  • 9.2. Проверка прошлого венчурной компании

  • Для того, чтобы убедится, что Вы вступили в контакт с уважаемой (reputable) венчурной компанией необходимо переговорить с Вашим банкиром и банкиром компании и выяснить:
  • Наличие средств для инвестирования

    Репутацию

  • Некоторое представление о венчурной компании дадут сведения о ее аудиторе, консультантах, юристах
  • Необходимо получить от венчурного капиталиста список компаний, в которые он инвестировал и задать вопросы этим компаниям
  • Среди вопросов, которые необходимо выяснить:
  • Как долго занимает процесс получения денег?

    Является ли венчурная фирма разумной?

    Являются ли менеджеры венчурной компании честными, можно ли им доверять?

    Как ведутся переговоры , о чем идет речь?

    Трудно ли с компанией иметь дело, действует ли она как партнер?

    Что менеджеры венчурной компании хотят от инвестируемой компании, что допускается и что нет?

    Что можно получить от венчурной компании кроме денег, что она делают бесплатно, а за что требуется платить?

    На сколько активно венчурная компания вовлечена в бизнес, можно ли от них услышать советы о том, как вести бизнес?

    Помогает ли венчурная компания или мешает, польза от нее или вред?

    Как ведет себя венчурная компания в период кризисных ситуаций?

    В другой раз стали бы они работать с данной венчурной компанией?

    Лекция 9.1. Время, требуемое для привлечения венчурного капитала

  • Вопрос о времени, требуемом для привлечения венчурного капитала (от момента первых контактов до времени юридического завершения сделки (legal closing) и перевода денег (fund disbursement) является ключевым, т.к. от него зависит время начала или ход реализации плана компании
  • Это время может варьироваться от 4-5 недель до 6 месяцев и зависит от множества факторов. Средним сроком является 6-8 недель
  • Венчурный капиталист должен:
  • Рассмотреть заявку в письменной форме, понять отрасль, бизнес в отрасли, планы компании и уровень менеджмента и принять решение о целесообразности продолжения работы

    Провести переговоры с предпринимателем или компанией и согласовать предварительные условия инвестиции (term sheet), которые в дальнейшем лягут в основу юридических документов (shareholder agreement, share purchase agreement, amendments to charter)

    Провести проверку компании (due diligence) и подготовить проекты юридических документов

    Подготовить материалы для принятия решения инвестиционным комитетом (commitment)

    Наиболее длительное время требуется для проведения анализа отрасли, бизнеса и компании. Сократить это время можно обратившись к источнику венчурного капитала, который уже знаком с отраслью, а также оказывая венчурному капиталисту всевозможную помощь

    В условиях незрелости бизнеса в России длительное время может потребовать юридическая проверка (legal due diligence) и исправление выявленных в ее ходе нарушений

    Лекция 9.2. Мифы о венчурном капитале

  • Существует несколько мифов, связанных с венчурным капиталом:
  • Миф 1 – венчурные капиталисты заинтересованы в получении контроля над компанией и диктате, как управлять компанией

    Миф 2 – необходимо, чтобы кто-то представил компанию венчурному капиталисту

    Миф 3 – венчурные капиталисты заинтересованы только в новых технологических открытиях

    Миф 4 – венчурные капиталисты удовлетворятся скромным доходом на инвестиции

    Миф 5 – венчурные капиталисты инвестирую быстро

    Миф 6 – венчурные капиталисты заинтересованы в поддержке новых идей и изобретений в области высоких технологий, а менеджмент компании имеет второстепенное значение

    Миф 7 – венчурному капиталисту достаточно краткой базовой информации для того, чтобы инвестировать

  • 9.2.1. Миф 1 – венчурные капиталисты заинтересованы в получении контроля над компанией и диктате, как управлять компанией – наиболее далек от правды
  • Ни один венчурный капиталист намеренно не заинтересован в получении контроля над малым бизнесом
  • Более 50% в компании требуются венчурному капиталисту только в том случае, если меньше не получается исходя из объема средств, требуемых компании
  • Венчурный капиталист не заинтересован в оперативном управлении бизнеса. Во-первых, как правило, нет ответствующего опыта и ресурсов, а во-вторых, оценка менеджмента составляет значительную часть (до 25-30%) от общей стоимости компании
  • Венчурному капиталисту важно, чтобы без его участия не принимались лишь важнейшие решения
  • 9.2.2. Миф 2 – необходимо, чтобы кто-то представил компанию венчурному капиталисту – представление через социальные контакты не требуется, это время ушло
  • Хорошая заявка, содержащая описание бизнес-предложения, является самой лучшей формой представления
  • Большая часть фондов венчурного капитала управляется представителями среднего класса, а не членами элиты и они заинтересованы в хороших инвестициях
  • С другой стороны, хорошие деловые контакты и известность в деловом мире никому не вредила
  • 9.2.3. Миф 3 – венчурные капиталисты заинтересованы только в новых технологических открытиях – большинство источников венчурного капитала не заинтересованы в революционных идеях, меняющих жизнь людей
  • Для развития и реализации такого рода идей до момента получения существенных прибылей требуется от 10 до 20 лет, что находится за временным горизонтов венчурного капитала, редко превышающего 4-5 лет
  • Венчурные капиталисты больше заинтересованы в инновационных или эволюционных технологиях – новом типе компьютера, чипа, новой маркетинговой технологии, том, что требует относительно скромных изменений
  • Действительно, венчурные капиталисты ориентируются на высокие технологии, но ищут-то они не их, а компании, обещающие высокие темпы роста
  • Если имеется компания с хорошими перспективами роста на рынке значительного размера, она всегда привлечет внимание венчурного капитала
  • 9.2.4. Миф 4 – венчурные капиталисты удовлетворятся скромным доходом на инвестиции – прямо противоположно – ни один венчурный капиталист не ожидает разумного дохода, наоборот, доход должен быть неразумно и неожиданно высоким
  • Разумный доход может быть получен от инвестиций в акции сотен торгуемых компаний при рисках, существенно более низких, чем при инвестициях в малый бизнес
  • Каждая венчурная инвестиция предполагает высокий уровень риска, которому должна соответствовать высокая доходность
  • Венчурный капиталист, выбрав компанию с хорошими перспективами роста, надеется заработать не меньше, чем другие владельцы компании, каждый их которых инвестировал в эту компанию тот ресурс, которым он располагает – мозги, опыт, руки, деньги
  • Даже если компания верит, что ее бизнес находится в особой ситуации и потенциал продукта и высокий спрос принесут высокий доход при низких рисках, стоит спросить, все ли риски и возможности неудачи удалось учесть и почему же в таком случае компания не обращается в банк за кредитом, а пытается привлечь венчурный капитал
  • Реализация бизнес-плана не означает автоматический успех для компании и имеются случаи, когда это не срабатывает по независящим от компании причинам (изменение ситуации в отрасли или на мировых рынках)
  • 9.2.5. Миф 5 – венчурные капиталисты инвестирую быстро – напротив, как правило, привлечение венчурного капитала занимает относительно длительное время – в среднем не менее 6-8 недель
  • Даже если имеется хорошо подготовленное бизнес-предложение в более короткие сроки получить средства вряд ли удастся (если нет обязательных для выполнения требований по срокам, например, в случае приватизации)
  • К венчурному капиталисту поступает от 50 до 100 заявок в месяц и как минимум 10 привлекают его внимание
  • Все 10 будут прочитаны и пара потребует более тщательного рассмотрения, анализа, переговоров и исследований
  • Из 2-3 заявок одна будет проинвестирована, т.е. отдача составит не более одного процента, но времени на рассмотрения понадобится на все 100
  • После отбора единственной заявки потребуется дополнительное время на более тщательный анализ, проработку и исследования
  • Поэтому, если требуется сократить время на получение инвестиций лучше сосредоточится на тщательной подготовки бизнес-предложения
  • 9.2..6. Миф 6 – венчурные капиталисты заинтересованы в поддержке новых идей и изобретений в области высоких технологий, а менеджмент компании имеет второстепенное значение – напротив, венчурный капиталист ориентируется не на идею, а на поддержку команды менеджеров
  • Если имеется хорошая идея, но недостаточный опыт в менеджменте или знание отрасли, надо искать не венчурного капиталиста, а команду менеджеров и экспертов
  • Венчурный капиталист никогда не поверит в идею без команды, которая может доказать свои возможности по реализации идеи и имеет опыт
  • Не обязательно необходимо иметь всю команду (в т.ч. специалистов в области финансов или маркетинга, которых может порекомендовать и венчурный капиталист), но отраслевые эксперты, сплоченные в команду – обязательны
  • 9.2.7. Миф 7 – венчурному капиталисту достаточно краткой базовой информации для того, чтобы инвестировать – детальное и хорошо структурированное бизнес-предложение является единственным средством для привлечения внимания венчурного инвестора
  • Вместе с тем, такое бизнес-предложение хотя и необходимо для начала переговоров, но не заменяет детальный бизнес-план
  • Каждый венчурный капиталист перед тем как приступить к рассмотрению заявки хочет быть уверен, что предприниматель продумал бизнес план в полном объеме
  • Тщательно подготовленные бизнес-предложения и бизнес-план выполняют две функции:
  • Информируют венчурного капиталиста о наличии идеи

    Подтверждают, что предприниматель продумал свой бизнес, знает отрасль и осознал все потенциальные проблемы