Государственная политика Республики Татарстан в области управления интеллектуальной собственностью


В статье рассматриваются вопросы разработки и внедрения Государственной системы управления интеллектуальной собственностью в Республике Татарстан.

Формирование государственной политики Республики Татарстан в области управления интеллектуальной собственности в соответствии с международными нормами обеспечит инвестиционную привлекательность Республики Татарстан как территории с работающим механизмом мониторинга и охраны интеллектуальной собственности.

Рассмотрены вопросы реализации государственной политики в области управления интеллектуальной собственностью и приводятся основные положения, решаемые Государственной системой управления интеллектуальной собственностью в Республике Татарстан.

Постановка задачи

В Республике Татарстан разрабатываются технологии мирового уровня, на создание которых расходуются значительные средства, в том числе бюджетные.

Татарстан занимает ведущие позиции в Российской Федерации по количеству поданных заявок на изобретения (в 2005 г. по России - 4-е место и 1-е место в Приволжском Федеральном округе). Однако, более половины полученных патентов не поддерживаются в реализации, т.е. не получили коммерческого применения.

Проведенный анализ правового сопровождения НИОКР в ряде организаций Республики Татарстан (в том числе работ, проводимых за счет средств республиканского бюджета) показал, что патентно-конъюктурные исследования при выполнении НИОКР проводятся фрагментарно. Это снижает эффективность расходования средств, выделяемых на проведение научных исследований.

Уровень применения законодательства по охране и защите интеллектуальной собственности (ИС) в Российской Федерации в настоящее время не отвечает мировым стандартам. Как следствие, при вступлении Российской Федерации в ВТО мы столкнемся со следующими проблемами: снижением конкурентоспособности незащищенной исключительными правами продукции; с санкциями за непреднамеренное и умышленное нарушение прав третьих лиц, в том числе при трансграничных перемещениях объектов ИС; слабой позицией при слиянии и приобретении компаний у инновационных предприятий и организаций, игнорирующих капитализацию своих нематериальных активов. Технологии патентных войн и подавление бизнеса конкурентов пакетами блокирующих патентов широко применяются в рыночных отношениях развитых стран, а отсутствие четкой политики в области управления ИС напрямую повлияет на экономическую безопасность как Российской Федерации в целом, так и ее регионов, в частности, в момент вступления в ВТО.

Формирование государственной политики Республики Татарстан в области управления ИС в соответствии с международными нормами обеспечит инвестиционную привлекательность республики как территории с работающим механизмом мониторинга и охраны интеллектуальной собственности. В то же время в республике сформируются защитные механизмы от агрессивных притязаний зарубежных конкурентов при вступлении Российской Федерации в ВТО.

В связи с важностью вопроса Правительством Республики Татарстан принято решение о создании Государственной системы управления интеллектуальной собственностью в Республике Татарстан. Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 17.07.2006 г. №361 “Об утверждении Плана мероприятий Кабинета Министров Республики Татарстан в 2006 г. по реализации основных положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации” (раздел – “Эффективное государство, новая экономика”) предусмотрена разработка концепции проекта “Государственная система управления интеллектуальной собственностью в Республике Татарстан”.

Основными разработчиками проекта определены Министерство экономики и промышленности Республики Татарстан, Академия наук Республики Татарстан, Татарстанский ЦНТИ и Инвестиционно-венчурный фонд Республики Татарстан.

Структура государственной политики Республики Татарстан
в области управления интеллектуальной собственностью

Государственная политика Республики Татарстан в области управления интеллектуальной собственностью в республике направлена на формирование:

  • системы учета ИС;
  • системы охраны и защиты объектов ИС;
  • системы управления нематериальными активами;
  • системы информационной поддержки инновационной деятельности.

Формирование государственной политики Республики Татарстан в сфере учета интеллектуальной собственности в Республике Татарстан включает:

  • объединение разрозненных сведений об инновационных проектах и формирование единого реестра научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ и результатов научно-технической деятельности, включая объекты ИС.
  • формирование портфеля инновационных разработок и проектов для продвижения РНТД на отечественный и зарубежный рынки, в том числе с помощью выставочных инновационных мероприятий.

Государственный учет результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, как элемент государственной системы управления ИС в Республике Татарстан, предусмотрен Программой поддержки малого предпринимательства в Республики Татарстан на 2005-2010 гг. (утверждена Законом Республики Татарстан №105-ЗРТ от 21.10. 2005 г.).

В рамках создания системы учета Министерство экономики и промышленности Республики Татарстан совместно с Академией наук Республики Татарстан и Татарстанским ЦНТИ подготовили проект Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан “О государственном учете результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения”, который в настоящее время находится на стадии согласования.

Апробация системы учета проведена Академией наук Республики Татарстан и Татарстанским ЦНТИ при регистрации НИОКР, финансируемых Академией наук Республики Татарстан в 2005 и 2006 годах.

Отличительной особенностью республиканского проекта от федеральной системы учета, предусмотренной Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2005 года № 284 “О государственном учете результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения” является список объектов учета:

Обеспечение порядка государственного учета результатов научно-технической деятельности является обязательным для органов исполнительной власти Республики Татарстан и иных организаций, осуществляющих финансирование научно-технической деятельности по государственным контрактам, за счет средств, выделяемых в виде субвенций, для организаций-исполнителей, осуществляющих научно-техническую деятельность, и их соисполнителей, в том числе на основе государственной поддержки, а также для организаций, претендующих на государственную поддержку.

Для органов местного самоуправления, а также для организаций, осуществляющих научно-техническую деятельность за счет внебюджетных источников, учет результатов научно-технической деятельности носит рекомендательный характер.

Формирование государственной политики Республики Татарстан в области охраны и защиты объектов ИС

Проведение системного анализа перспективных разработок включает:

- разработку механизмов по коммерциализации РНТД в различных отраслях экономики;

- проведение исследований эффективности экономики Республики Татарстан с целью прогнозирования развития и выявления наиболее перспективных направлений научно-технического развития, а также выявление наиболее перспективных разработчиков;

- оценку эффективности вложения финансовых средств в НИОКР на основе анализа сведений о создании и использовании объектов ИС, в том числе экспертиза проектов для исключения двойного финансирования и нерационального использования бюджетных средств;

- подготовку предложений для продвижения РНТД на отечественный и зарубежный рынки.

Государственная охрана прав интересов субъектов инновационной деятельности и прав на объекты интеллектуальной собственности предполагает:

- обеспечение правовых вопросов охраны и защиты объектов ИС Республики Татарстан при подготовке России к вступлению в ВТО;

- обеспечение процедуры получения охранных документов;

- проведение патентных исследований при выполнении НИОКР;

- повышение конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности разработок.

Формирование государственной политики Республики Татарстан в области управления нематериальными активами включает:

- создание системы оценки объектов ИС;

- создание системы вовлечения нематериальных активов в хозяйственный оборот;

- участие Республики Татарстан в лицензионном рынке Российской Федерации.

Формирование системы информационной поддержки инновационной деятельности включает:

- комплектование патентного фонда Российской Федерации, стран мира, фонда нормативно-технической документации (республиканского фонда информационных ресурсов научно-технического развития);

- обеспечение предприятий и организаций Республики Татарстан информационными ресурсами фонда.

Заключение

Нормативные правовые акты, принятые Республикой Татарстан в рамках ее компетенции, должны образовать единую, целостную и дифференцированную нормативную правовую систему управления в области ИС.

Работы по теме ведутся с 2004 года в рамках совместных работ Министерства экономики и промышленности Республики Татарстан, Академии наук Республики Татарстан и Татарстанского ЦНТИ по разработке и внедрению Государственной системы управления интеллектуальной собственностью в Республике Татарстан.

В рамках работ подготовлен проект технического задания на разработку и внедрение автоматизированной системы учета и управления РНТД, созданной при выполнении НИОКР за счет бюджетных средств Республики Татарстан; подготовлен проект Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан “О государственном учете результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ”. Апробация системы учета проведена Татарстанским ЦНТИ при регистрации НИОКР, финансируемых Академией наук Республики Татарстан в 2005 и 2006 годах.

Материалы по Государственной системе управления интеллектуальной собственностью в Республике Татарстан были представлены на VI Московском международном салоне инноваций и инвестиций в феврале 2006 г, Московском международном форуме “Особые экономические зоны в Российской Федерации” в мае 2006 г., на Х Петербургском международном экономическом форуме в июне 2006 года и на Х Международном промышленном форуме “Российский промышленник - 2006”. Проводимые работы получили поддержку Премьер-министра Республики Татарстан Р.Н. Минниханова, который дал рекомендации по скорейшему внедрению системы в правовое пространство Республики Татарстан, поддержало это решение и Министерство образования и науки Российской Федерации.

Предлагается организовать работы по разработке и внедрению Государственной системы управления интеллектуальной собственностью в Республике Татарстан в качестве эксперимента в виде пилотного проекта и предложить их для дальнейшего распространения на территории других субъектов Российской Федерации, что позволит повысить инвестиционную привлекательность Российской Федерации, осуществить анализ рационального использования финансовых средств, направляемых в инновационную деятельность субъектов Российской Федерации и сформировать культуру использования объектов интеллектуальной собственности.





Aвторы:

Ибрагимов А.Э., Салимов Р.И., ГУП РТ “Татарстанский ЦНТИ”, г. Казань, Республика Татарстан, Российская Федерация, dir@tcnti.ru





Источник: Материалы VII Московского Международного салона инноваций и инвестиций