В статье рассматриваются вопросы разработки и внедрения Государственной системы управления интеллектуальной собственностью в Республике Татарстан. Формирование государственной политики Республики Татарстан в области управления интеллектуальной собственности в соответствии с международными нормами обеспечит инвестиционную привлекательность Республики Татарстан как территории с работающим механизмом мониторинга и охраны интеллектуальной собственности. Рассмотрены вопросы реализации государственной политики в области управления интеллектуальной собственностью и приводятся основные положения, решаемые Государственной системой управления интеллектуальной собственностью в Республике Татарстан. Постановка задачи В Республике Татарстан разрабатываются технологии мирового уровня, на создание которых расходуются значительные средства, в том числе бюджетные. Татарстан занимает ведущие позиции в Российской Федерации по количеству поданных заявок на изобретения (в 2005 г. по России - 4-е место и 1-е место в Приволжском Федеральном округе). Однако, более половины полученных патентов не поддерживаются в реализации, т.е. не получили коммерческого применения. Проведенный анализ правового сопровождения НИОКР в ряде организаций Республики Татарстан (в том числе работ, проводимых за счет средств республиканского бюджета) показал, что патентно-конъюктурные исследования при выполнении НИОКР проводятся фрагментарно. Это снижает эффективность расходования средств, выделяемых на проведение научных исследований. Уровень применения законодательства по охране и защите интеллектуальной собственности (ИС) в Российской Федерации в настоящее время не отвечает мировым стандартам. Как следствие, при вступлении Российской Федерации в ВТО мы столкнемся со следующими проблемами: снижением конкурентоспособности незащищенной исключительными правами продукции; с санкциями за непреднамеренное и умышленное нарушение прав третьих лиц, в том числе при трансграничных перемещениях объектов ИС; слабой позицией при слиянии и приобретении компаний у инновационных предприятий и организаций, игнорирующих капитализацию своих нематериальных активов. Технологии патентных войн и подавление бизнеса конкурентов пакетами блокирующих патентов широко применяются в рыночных отношениях развитых стран, а отсутствие четкой политики в области управления ИС напрямую повлияет на экономическую безопасность как Российской Федерации в целом, так и ее регионов, в частности, в момент вступления в ВТО. Формирование государственной политики Республики Татарстан в области управления ИС в соответствии с международными нормами обеспечит инвестиционную привлекательность республики как территории с работающим механизмом мониторинга и охраны интеллектуальной собственности. В то же время в республике сформируются защитные механизмы от агрессивных притязаний зарубежных конкурентов при вступлении Российской Федерации в ВТО. В связи с важностью вопроса Правительством Республики Татарстан принято решение о создании Государственной системы управления интеллектуальной собственностью в Республике Татарстан. Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 17.07.2006 г. №361 “Об утверждении Плана мероприятий Кабинета Министров Республики Татарстан в 2006 г. по реализации основных положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации” (раздел – “Эффективное государство, новая экономика”) предусмотрена разработка концепции проекта “Государственная система управления интеллектуальной собственностью в Республике Татарстан”. Основными разработчиками проекта определены Министерство экономики и промышленности Республики Татарстан, Академия наук Республики Татарстан, Татарстанский ЦНТИ и Инвестиционно-венчурный фонд Республики Татарстан. Структура государственной политики Республики Татарстан Государственная политика Республики Татарстан в области управления интеллектуальной собственностью в республике направлена на формирование:
Формирование государственной политики Республики Татарстан в сфере учета интеллектуальной собственности в Республике Татарстан включает:
Государственный учет результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, как элемент государственной системы управления ИС в Республике Татарстан, предусмотрен Программой поддержки малого предпринимательства в Республики Татарстан на 2005-2010 гг. (утверждена Законом Республики Татарстан №105-ЗРТ от 21.10. 2005 г.). В рамках создания системы учета Министерство экономики и промышленности Республики Татарстан совместно с Академией наук Республики Татарстан и Татарстанским ЦНТИ подготовили проект Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан “О государственном учете результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения”, который в настоящее время находится на стадии согласования. Апробация системы учета проведена Академией наук Республики Татарстан и Татарстанским ЦНТИ при регистрации НИОКР, финансируемых Академией наук Республики Татарстан в 2005 и 2006 годах. Отличительной особенностью республиканского проекта от федеральной системы учета, предусмотренной Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2005 года № 284 “О государственном учете результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения” является список объектов учета: Обеспечение порядка государственного учета результатов научно-технической деятельности является обязательным для органов исполнительной власти Республики Татарстан и иных организаций, осуществляющих финансирование научно-технической деятельности по государственным контрактам, за счет средств, выделяемых в виде субвенций, для организаций-исполнителей, осуществляющих научно-техническую деятельность, и их соисполнителей, в том числе на основе государственной поддержки, а также для организаций, претендующих на государственную поддержку. Для органов местного самоуправления, а также для организаций, осуществляющих научно-техническую деятельность за счет внебюджетных источников, учет результатов научно-технической деятельности носит рекомендательный характер. Формирование государственной политики Республики Татарстан в области охраны и защиты объектов ИС Проведение системного анализа перспективных разработок включает: - разработку механизмов по коммерциализации РНТД в различных отраслях экономики; - проведение исследований эффективности экономики Республики Татарстан с целью прогнозирования развития и выявления наиболее перспективных направлений научно-технического развития, а также выявление наиболее перспективных разработчиков; - оценку эффективности вложения финансовых средств в НИОКР на основе анализа сведений о создании и использовании объектов ИС, в том числе экспертиза проектов для исключения двойного финансирования и нерационального использования бюджетных средств; - подготовку предложений для продвижения РНТД на отечественный и зарубежный рынки. Государственная охрана прав интересов субъектов инновационной деятельности и прав на объекты интеллектуальной собственности предполагает: - обеспечение правовых вопросов охраны и защиты объектов ИС Республики Татарстан при подготовке России к вступлению в ВТО; - обеспечение процедуры получения охранных документов; - проведение патентных исследований при выполнении НИОКР; - повышение конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности разработок. Формирование государственной политики Республики Татарстан в области управления нематериальными активами включает: - создание системы оценки объектов ИС; - создание системы вовлечения нематериальных активов в хозяйственный оборот; - участие Республики Татарстан в лицензионном рынке Российской Федерации. Формирование системы информационной поддержки инновационной деятельности включает: - комплектование патентного фонда Российской Федерации, стран мира, фонда нормативно-технической документации (республиканского фонда информационных ресурсов научно-технического развития); - обеспечение предприятий и организаций Республики Татарстан информационными ресурсами фонда. Заключение Нормативные правовые акты, принятые Республикой Татарстан в рамках ее компетенции, должны образовать единую, целостную и дифференцированную нормативную правовую систему управления в области ИС. Работы по теме ведутся с 2004 года в рамках совместных работ Министерства экономики и промышленности Республики Татарстан, Академии наук Республики Татарстан и Татарстанского ЦНТИ по разработке и внедрению Государственной системы управления интеллектуальной собственностью в Республике Татарстан. В рамках работ подготовлен проект технического задания на разработку и внедрение автоматизированной системы учета и управления РНТД, созданной при выполнении НИОКР за счет бюджетных средств Республики Татарстан; подготовлен проект Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан “О государственном учете результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ”. Апробация системы учета проведена Татарстанским ЦНТИ при регистрации НИОКР, финансируемых Академией наук Республики Татарстан в 2005 и 2006 годах. Материалы по Государственной системе управления интеллектуальной собственностью в Республике Татарстан были представлены на VI Московском международном салоне инноваций и инвестиций в феврале 2006 г, Московском международном форуме “Особые экономические зоны в Российской Федерации” в мае 2006 г., на Х Петербургском международном экономическом форуме в июне 2006 года и на Х Международном промышленном форуме “Российский промышленник - 2006”. Проводимые работы получили поддержку Премьер-министра Республики Татарстан Р.Н. Минниханова, который дал рекомендации по скорейшему внедрению системы в правовое пространство Республики Татарстан, поддержало это решение и Министерство образования и науки Российской Федерации. Предлагается организовать работы по разработке и внедрению Государственной системы управления интеллектуальной собственностью в Республике Татарстан в качестве эксперимента в виде пилотного проекта и предложить их для дальнейшего распространения на территории других субъектов Российской Федерации, что позволит повысить инвестиционную привлекательность Российской Федерации, осуществить анализ рационального использования финансовых средств, направляемых в инновационную деятельность субъектов Российской Федерации и сформировать культуру использования объектов интеллектуальной собственности. Aвторы: Ибрагимов А.Э., Салимов Р.И., ГУП РТ “Татарстанский ЦНТИ”, г. Казань, Республика Татарстан, Российская Федерация, Источник: |