Опыт формирования профессиональных требований в системе высшего
профессионального образования на основе требований профессионального
стандарта
Утверждение профессионального стандарта «Менеджер инновационной деятельности
в научно-технической и производственной сферах» постановлением Минтруда России
от 5 марта 2004 г. № 34 и выпуск приказа Минобразования России от 15 октября
2002 г. №3594, утвердившего направление подготовки дипломированных специалистов
658200 «Инноватика» со специальностью 073500 «Управление инновациями» позволило
обратиться к проблеме взаимосвязи требований работодателя к компетенции работника,
отраженных в профессиональном и образовательном стандартах.
В Российской Федерации в настоящее время существует ряд проблем, сдерживающих
развитие экономики, такие как: наличие определенного дисбаланса между спросом
и предложением рабочей силы в профессионально-квалификационном разрезе; отставание
предложений образовательных услуг от потребности рынка труда; плохое сопряжение
сферы труда и сферы образования в области взаимодействия классификации профессий
и специальностей, несогласованность понятий в сферах труда и образования (профессия
– специальность) и ряд других проблем.
Мероприятия по выполнению Концепции действий на рынке труда в 2003-2005 годах
направлены на решение проблем рынка труда в Российской Федерации как комплекс
мер экономического, правового и административно-управленческого характера,
направленный на повышение социально-экономической эффективности экономики,
производительности труда и развитие продуктивной занятости населения.
Таким образом, новые экономические условия требуют обновления нормативной
базы содействующей повышению качества рабочей силы в Российской Федерации
и включающей следующие основополагающие элементы:
новая классификация профессий (Общероссийский классификатор профессий), построенная
в соответствии с требованиями рынка труда и с учетом международных требований;
система профессиональных стандартов, основанная на требованиях новой классификации
профессий и вводимая взамен действующих в настоящее время справочников и классификаторов
(ЕТКС, КС, ОКПДТР, ОКЗ).
Все пространство в области профессиональной деятельности, систематизированное
в Общероссийском классификаторе профессий будет описывать несколько тысяч
профессий, объединенных в укрупненные группы.
Система профессиональных стандартов призвана регулировать взаимодействие
трудовой сферы и сферы профессионального образования и обучения в области
формирования требований к будущим профессиям выпускников образовательных учреждений
всех уровней; она будет применяться для разработки программ повышения квалификации
и профессиональной переподготовки, а также для оценки компетенций работников
при аттестации и сертификации в системе добровольной сертификации персонала.
На примере разработки одного из профессиональных стандартов продемонстрируем
важность и актуальность создания системы профессиональных стандартов.
· Для решения проблем активизации инновационной деятельности, усиления влияния
научно-технической сферы на реальный сектор экономики появилась острая необходимость
насыщения рынка труда специалистами, способными продвигать результаты научных
исследований и разработок на рынок наукоемкой продукции.
Планом действий по реализации Концепции инновационной политики в Российской
Федерации было предусмотрено создание многоуровневой системы подготовки менеджеров
для инновационной деятельности в научно-технической и производственной сферах.
В 2000 году был разработан профессиональный стандарт «Менеджер инновационной
деятельности в научно-технической и производственной сферах», который рассматривался
как один из нормативных документов системы обеспечения квалифицированными
специалистами инновационной деятельности в указанной области, т.е. впервые
ставилась задача комплексного подхода к созданию системы управления качеством
рабочей силы в одной из наиболее важных для развития экономики России сфер
деятельности.
Одной из основных проблем при разработке профессионального стандарта стало
выявление характерных черт профессии «менеджер инновационной деятельности»,
определение функциональных задач, компетенций и уровней ответственности специалистов,
занимающихся инновационной деятельностью.
Под организационно-методическим руководством Минтруда России и при участии
Минпромнауки России в 1999 г. начался проект по разработке профессионального
стандарта. Непосредственное участие в этой работе приняли руководители и специалисты
32 организаций из шести регионов Российской Федерации, занимающихся инновационной
деятельностью.
В процессе работы было проведено специальное анкетирование (около 90 анкет)
специалистов организаций, участвующих в проекте, которое позволило заложить
основы формирования требований профессионального стандарта. Все это позволило
в ходе разработки профессионального стандарта обобщить и согласовать различные
представления специалистов о специфике деятельности менеджеров инновационной
деятельности в научно-технической и производственной сферах, которые выработались
на основе их опыта работы в области инновационной деятельности по формированию,
становлению и развитию различных форм инновационной деятельности.
Профессиональный стандарт устанавливает минимально необходимые требования
к профессиональному уровню работников с учетом обеспечения качества и производительности
выполняемых работ в определенной отрасли экономики, он включают в себя, наряду
с другими данными, наименование должностей и соответствующие им квалификационные
и образовательные уровни, перечень конкретных должностных обязанностей, рассматриваемых
с точки зрения знаний, умений и навыков, выполнение которых позволит работнику
реализовать трудовые функции в границах его компетенции. Принятая структура
профессионального стандарта позволяет проводить обобщение и систематизацию
информации по исследуемой профессии, что облегчает работу пользователей и
упрощает решение прикладных задач.
По результатам проекта был разработан стандарт для трех квалификационных
уровней, включающих специалистов, руководителей среднего звена и руководителей
организаций.
Указанный профессиональный стандарт послужил основаниемдля разработки
образовательного стандарта «Управление инновациями» с учетом требований к
квалификации работника, предъявляемых рынком труда, работодателем. Основой,
сердцевиной, объединяющей эти стандарты, стали единые требования к компетенции
работника по профессии и учебной специальности.
Помимо сферы образования работодатели также заинтересованы в применении профессионального
стандарта как основы для идентификации компетенций работника и персонификации
программ обучения в системе повышения квалификации и профессиональной переподготовки
в области инновационной деятельности. Одним из структурообразующих блоков
стандарта является перечень должностных обязанностей, рассматриваемых с точки
зрения умений, навыков и знаний, необходимых для осуществления каждой должностной
обязанности.
Профессиональный стандарт (2-й, 3-й и 4-й квалификационные уровни) позволяет
осуществить комплекс мероприятий по идентификации компетенций персонала организации,
занятого в области инновационной деятельности, среди них:
разработка должностных инструкций для работников трех квалификационных
уровней;
осуществление самооценки работником;
планирование карьеры работников;
подготовка материалов для аттестации персонала;
разработка учебно-методической документации для системы профессиональной
переподготовки и повышения квалификации персонала организации.
Для обеспечения соответствия качественного уровня персонала организаций,
занимающихся инновационной деятельностью требованиям рыночной экономики, необходимо
развивать систему сертификации персонала. Требования профессионального стандарта
«Менеджер инновационной деятельности в научно-технической и производственной
сферах» могут стать основой для сертификации различных категорий персонала,
занимающихся инновационной деятельностью.
· Следующим этапом научного исследования авторов статьи было выявление из
многообразия требований к компетенции по искомой профессии наиболее характерных
«типичных» ее черт, которые являлись бы требованиями к специальности образовательного
стандарта «Управление инновациями».
Сравнительный анализ умений и навыков 2-го, 3-го и 4-го квалификационных
уровней профессионального стандарта выявил общий перечень умений и навыков,
характеризующий данную профессию, а также формирующий требования по специальности
в образовательном стандарте, как требования, предъявляемые к будущему работнику.
Анализ умений и навыков позволил их систематизировать и сгруппировать их
по следующим рубрикам, включающим одно или несколько наименований
должностей профессионального стандарта:
1. Управление инновационными проектами.
Специалист по анализу инновационных проектов.
Специалист по управлению инновационными проектами.
2. Маркетинг, реклама, PR (связи с общественностью),
продажа, сервис нового продукта в организации, занимающейся инновационной
деятельностью.
Специалист по маркетингу инновационных продуктов.
Специалист по рекламе нового продукта.
Специалист отдела продаж инновационной продукции.
3. Финансовый менеджмент в организации, занимающейся инновационной
деятельностью.
Специалист по финансовому анализу инновационных проектов.
4. Менеджмент качества в организации, занимающейся инновационной
деятельностью.
Специалист по управлению качеством нового продукта.
Специалист по аттестации новой продукции.
5. Коммерциализация технологий в области инновационной деятельности.
Специалист по технологическому аудиту.
Специалист по коммерциализации результатов исследований.
6. Управление интеллектуальной собственностью в области инновационной
деятельности.
Специалист по управлению интеллектуальной собственностью
Дальнейшая систематизация умений и навыков профессионального стандарта была
проведена по следующему ряду информационных блоков:
информация и анализ; экономика; создание нового продукта; производство
нового продукта; контроль качества, аттестация и сертификация нового продукта;
продвижение на рынок; трансферт технологий.
Приведенные блоки отражают как стадии жизненного цикла инновационной продукции,
так и сопутствующие составляющие, способствующие его созданию. Таким образом,
приведенные названия блоков могут соответствовать названиям дисциплин образовательного
стандарта.
Результаты анализа и систематизация умений и навыков профессионального стандарта
с учетом основных должностных обязанностей представлены в таблице 1 .
Таблица 1. Систематизация умений и навыков профессионального стандарта «Менеджер инновационной деятельности в научно-технической
и производственной сферах» по трем квалификационным уровням, сгруппированным по рубрикам и блокам.
Должностные обязанности в профессиональном стандарте
Основные умения и навыки, необходимые для выполнения должностных
обязанностей в профессиональном стандарте
1. Управление инновационными проектами
· Разработка предложений по планированию и
организации инновационной деятельности.
· Проведение работ по разработке и выведению инновационного продукта
на рынок в соответствии с международными стандартами (ИСО).
· Работа с партнерами и потребителями на рынке инновационного продукта.
· Оперативная работа по реализации инновационного проекта.
· Разработка информационных материалов к переговорам с партнерами по
инновационной деятельности.
· Сбор информации о конкурентах на рынке новой продукции.
· Выполнение мероприятий по продвижению нового продукта на рынок.
· Подготовка материалов для разработки бизнес-планов инновационных
проектов.
· Подготовка материалов по оценке коммерческого потенциала технологии.
· Подготовка материалов к презентации инновационного проекта.
· Разработка предложений по определению авторского вознаграждения при
создании и использовании объектов интеллектуальной собственности.
· Выполнение работ в соответствии с требованиями по качеству нового
продукта.
· Подготовка материалов для проведения технологического аудита.
· Ведение баз данных и архивных документов по инновационной деятельности.
Информация и анализ
· Собирать и анализировать информационные материалы, обеспечивающие
инновационную деятельность
· Собирать информацию, анализировать и прогнозировать поведение конкурентов
на рынке нового продукта.
· Собирать информацию и прогнозировать состояние конкурентных разработок.
· Ориентироваться в источниках информации, включая сеть Интернет и
базы данных.
· Ориентироваться во внешней среде инновационного предпринимательства.
· Подготавливать материалы для проведения технологического аудита инновационного
предприятия.
· Формировать базы данных и архивных документов по инновационной деятельности.
· Поддерживать базы данных и архивных документов по инновационной деятельности.
· Готовить отчеты в соответствии с российскими и международными стандартами.
Экономика
· Оценивать риски.
Маркетинг, реклама, PR
· Доводить информацию о новом продукте до потенциальных потребителей.
· Подготавливать и проводить презентации нового продукта потребителям.
Создание нового продукта
· Планировать и организовывать работу по созданию и выведению на рынок
нового продукта в соответствии с международными стандартами серии ИСО
9000.
· Выполнять работу по созданию и выведению на рынок нового продукта
в соответствии с международными стандартами серии ИСО 9000.
· Организовывать и выполнять разработку инновационного проекта в соответствии
с требованиями системы качества.
Производство нового продукта
· Организовывать производственный процесс в соответствии с требованиями
системы качества.
Контроль качества, аттестация и сертификация нового
продукта
· Организовывать контроль качества комплектующих частей нового продукта
в соответствии с требованиями системы качества.
· Организовывать выходной и предпродажный контроль в соответствии с
требованиями системы качества.
· Организовывать мероприятия для проведения аттестации и сертификации
нового продукта
Сервис, обучение
· Организовывать сопровождение нового продукта, включая обучение персонала,
продавцов и покупателей.
· Организовывать сервис нового продукта.
Интеллектуальная собственность
· Рассчитывать авторское вознаграждение при создании и использовании
объектов интеллектуальной собственности и цены лицензии.
· Собирать и анализировать патентно-правовую и коммерческую информацию
при создании и выведении на рынок нового продукта, включая источники
сети Интернет.
Продвижение на рынок. Трансферт технологии.
· Подготавливать материалы для формирования бизнес-план инновационного
проекта.
· Определять сферы применений научно-технических идей и разработок.
3. Финансовый менеджмент в организации, занимающейся инновационной деятельностью
· Разработка предложений по планированию и
организации инновационной деятельности.
· Оперативная работа по реализации инновационного проекта.
· Разработка информационных материалов к переговорам с партнерами по
инновационной деятельности.
· Подготовка материалов для разработки бизнес-планов по реализации
инновационных проектов.
· Подготовка материалов по оценке коммерческого стоимости инновационного
проекта, нового продукта и технологий.
· Подготовка материалов к презентации инновационного проекта.
· Разработка предложений по определению авторского вознаграждения при
создании и использовании объектов интеллектуальной собственности.
· Ведение баз данных и архивных документов по инновационной деятельности.
Информация и анализ
· Собирать и анализировать информационные материалы, обеспечивающие
инновационную деятельность организации
· Собирать информацию, анализировать и прогнозировать поведение конкурентов
на рынке нового продукта.
· Собирать информацию и прогнозировать состояние конкурентных разработок.
· Ориентироваться в источниках информации, включая сеть Интернет и
базы данных.
· Ориентироваться во внешней среде в области инновационного предпринимательства.
· Формировать и обновлять базы данных и архивных документов по инновационной
деятельности.
· Подготавливать отчеты в соответствии с российскими и международными
стандартами.
Экономика
· Оценивать риски.
Продажа нового продукта
· Подготавливать предложения по мотивации продавцов нового продукта,
системе скидок и сервисной политике.
Интеллектуальная собственность
· Рассчитывать авторское вознаграждение при создании и использовании
объектов интеллектуальной собственности, цены лицензии.
Продвижение на рынок. Трансферт технологии.
· Подготавливать материалы в бизнес-план инновационного проекта.
· Подготавливать презентации инновационного проекта
· Рассчитывать цену лицензии.
4. Менеджмент
качества в организации, занимающейся инновационной деятельностью
· Разработка предложений по планированию и
организации инновационной деятельности.
· Проведение работ по разработке и выведению инновационного продукта
на рынок в соответствии с международными стандартами серии ИСО 9000.
· Работа с партнерами и потребителями на рынке инновационного продукта.
· Оперативная работа по реализации инновационного проекта.
· Разработка информационных материалов к переговорам с партнерами в
области инновационной деятельности.
· Подготовка материалов для разработки бизнес-планов инновационных
проектов.
· Подготовка материалов к презентации инновационного проекта.
· Подготовка материалов для аттестации нового продукта.
· Подготовка материалов для лицензирования видов инновационной деятельности.
· Подготовка материалов для сертификации новой продукции в соответствии
с международными стандартами серии ИСО 9000.
· Выполнение работ в соответствии с требованиями по качеству при изготовлении
нового продукта.
· Ведение баз данных и архивных документов по инновационной деятельности.
Информация и анализ
· Собирать и анализировать информационные материалы, обеспечивающие
инновационную деятельность
· Ориентироваться в источниках информации, включая сеть Интернет и
базы данных.
· Ориентироваться во внешней среде в области инновационного предпринимательства.
· Формировать и обновлять базы данных и архивных документов по инновационной
деятельности.
· Подготавливать отчеты по разработке нового продукта в соответствии
с российскими и международными стандартами.
Экономика
· Оценивать риски.
Маркетинг, реклама, PR (связи с общественностью)
· Собирать информацию о реагировании покупателей на новый продукт.
Создание нового продукта
· Организовывать и выполнять разработку нового проекта в соответствии
с требованиями системы качества.
Производство нового продукта
· Организовывать производственный процесс в соответствии с требованиями
системы качества.
Контроль качества, аттестация и сертификация нового
продукта
· Организовывать контроль комплектующих частей нового продукта в соответствии
с требованиями системы качества.
· Организовывать выходной и предпродажный контроль в соответствии с
требованиями системы качества.
· Получать необходимые разрешения для серийной разработки нового продукта.
· Уточнять требования и оформлять сопроводительные документы для аттестации
нового продукта.
· Составлять необходимую документацию для аттестации нового продукта.
· Организовывать испытания нового продукта.
· Отслеживать прохождение документов в органах аттестации.
· Уточнять требования и оформлять сопроводительные документы для сертификации
нового продукта.
· Составлять необходимую документацию для сертификации нового продукта.
· Организовывать сертификационные испытания нового продукта.
· Организовывать сертификацию нового продукта в соответствии с международными
стандартами серии ИСО 9000.
· Собирать и анализировать статистику отказов в соответствии с международными
стандартами серии ИСО 9000.
· Уточнять требования и оформлять сопроводительные документы для лицензирования
нового продукта.
· Отслеживать прохождение документов в лицензирующих органах.
Продвижение на рынок. Трансферт технологии.
· Подготавливать материалы в бизнес-план инновационного проекта.
5. Коммерциализация
технологий в области инновационной деятельности
· Разработка предложений по планированию и
организации инновационной деятельности.
· Работа с партнерами и потребителями инновационного продукта.
· Подготовка информационных материалов к переговорам с партнерами в
области инновационной деятельности.
Информация
и анализ
· Собирать и анализировать информационные материалы, обеспечивающие
инновационную деятельность
· Собирать информацию, анализировать и прогнозировать поведение конкурентов
на рынке нового продукта.
· Собирать информацию и прогнозировать состояние конкурентных разработок.
· Ориентироваться в источниках информации, включая сеть Интернет и
базы данных.
· Ориентироваться во внешней среде в области инновационного предпринимательства.
· Сбор информации о конкурентах на рынке новой
продукции.
· Сбор и анализ патентно-правовой и коммерческой информации при создании
и выведении на рынок но
вого продукта, включая источники сети Интернет.
· Выполнение мероприятий по охране и защите интеллектуальной собственности.
· Выполнение мероприятий по продвижению нового продукта на рынок.
· Подготовка рекламных и информационных материалов об организации,
занимающейся инновационной деятельностью, продукции и технологии.
· Подготовка материалов для разработки бизнес-планов инновационных
проектов.
· Подготовка материалов по оценке коммерческого стоимости технологии
по изготовлению нового продукта.
· Подготовка материалов к презентации инновационного проекта.
· Подготовка материалов для проведения технологического аудита
· Подготовка материалов для составления прогнозов развития исследуемой
области техники
· Ведение баз данных и архивных документов по инновационной деятельности.
· Подготавливать материалы для проведения
технологического аудита организации, занимающейся инновационной деятельностью.
· Формировать и обновлять базы данных и архивных документов по инновационной
деятельности.
· Подготавливать отчеты в соответствии с российскими и международными
стандартами.
Экономика
· Оценивать риски.
Маркетинг, реклама, PR (связи с общественностью)
· Информировать потенциальных потребителей о потребительских свойствах
нового продукта.
· Подготавливать рекламные и информационные материалы об организации,
занимающейся инновационной деятельностью, продукции и технологии.
· Подготавливать и проводить презентации нового продукта.
Продажа нового продукта
· Организовывать и проводить переговоры с потенциальными потребителями.
Интеллектуальная собственность
· Выполнять мероприятия по защите интеллектуальной собственности.
· Собирать и анализировать патентно-правовую и коммерческую информацию
при создании и выведении на рынок нового продукта, включая источники
сети Интернет.
Продвижение на рынок. Трансферт технологии.
· Оценивать коммерческую стоимость разработки нового продукта, технологий,
инновационных проектов.
· Выполнять мероприятия по продвижению нового продукта на рынок.
· Подготавливать материалы для разработки бизнес-плана инновационного
проекта.
· Определять сферы применений научно-технических идей и инновационных
разработок.
· Формировать мотивацию персонала организации и обеспечивать взаимодействие
с партнерами и потребителями нового продукта.
· Вести работу с партнерами и потребителями на рынке инновационного
продукта.
· Организовывать переговоры с партнерами по инновационной деятельности
в соответствии с протоколом.
6. Управление интеллектуальной
собственностью в области инновационной деятельности
· Разработка предложений по планированию
и организации инновационной деятельности.
· Подготовка информационных материалов для использования в переговорах
с партнерами по инновационной деятельности.
· Сбор информации о конкурентах на рынке новой продукции.
· Сбор и анализ патентно-правовой и коммерческой информации при создании
и выведении на рынок нового продукта, включая источники сети Интернет.
· Выполнение мероприятий по охране и защите интеллектуальной собственности.
· Подготовка материалов для разработки бизнес-планов инновационных
проектов.
· Подготовка материалов к презентации инновационного проекта.
· Разработка предложений по определению авторского вознаграждения при
создании и использовании объектов интеллектуальной собственности.
· Подготовка материалов для проведения технологического аудита в области
инновационной деятельности
· Подготовка материалов для составления прогнозов развития исследуемой
области техники
· Ведение баз данных и архивных документов по инновационной деятельности.
Информация и анализ
· Собирать и анализировать информационные материалы в области инновационной
деятельности.
· Собирать информацию, анализировать и прогнозировать поведение конкурентов
на рынке нового продукта.
· Собирать информацию и прогнозировать состояние конкурентных разработок.
· Ориентироваться в источниках информации, включая сеть Интернет и
базы данных.
· Ориентироваться во внешней среде в области инновационного предпринимательства.
· Подготавливать материалы для проведения технологического аудита организации,
занимающейся инновационной деятельностью.
· Формировать и обновлять базы данных и архивных документов в области
инновационной деятельности.
· Подготавливать отчеты в соответствии с российскими и международными
стандартами.
Экономика
· Оценивать риски.
Интеллектуальная собственность
· Выполнять мероприятия по защите интеллектуальной собственности.
· Организовывать и проводить переговоры с владельцами интеллектуальной
собственности.
· Рассчитывать авторское вознаграждение при создании и использовании
объектов интеллектуальной собственности, цену лицензии.
· Собирать и анализировать патентно-правовую и коммерческую информацию
при создании и выведении на рынок нового продукта, включая источники
сети Интернет.
Продвижение на рынок. Трансферт технологии.
· Подготавливать материалы для разработки бизнес-плана инновационного
проекта.
· Определять сферы применений научно-технических идей и разработок.
Представленная систематизация информации утвержденного профессионального
стандарта «Менеджер инновационной деятельности в научно-технической и производственной
сферах» не претендует на подмену оригинального текста документа,
а предполагает его анализ, который коснулся лишь части общего массива информации.
Можно допустить, что основной текст профессионального стандарта будет дополняться
в интересах потребителей дополнительной систематизированной информацией.
Сведения об авторах
Машукова Наталья Дмитриевна, начальник отдела б. Минтруда России, к.э.н.
Орбачевский Леонид Сергеевич, генеральный директор ЗАО"МАКДЭЛ-Технологии"