В сентябре в Крыму состоялся первый инновационный форум Содружества Независимых государств, инициаторами которого были Исполком СНГ и участники десятой международной научно-практической конференции, состоявшейся в Алуште в сентябре 2005 года. Форум собрал около 180 ученых и специалистов из 8 государств Содружества и Вьетнама. В его работе участвовали как официальные делегации от правительств СНГ, представляющие органы исполнительной власти, национальные академии наук, университеты, академические и отраслевые научные центры, промышленные предприятия, малый и средний наукоемкий бизнес, финансово-кредитные учреждения, общественные организации, так и неофициальные представители различных научных, образовательных и производственных структур. Наряду с официальными мероприятиями Форума проходили научные секции и круглые столы одиннадцатой международной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы инновационного развития экономики». В общей сложности с докладами и сообщениями выступили около 100 человек. В докладах и распространенных документах отмечалось, что современный этап мирохозяйственного развития характеризуется ускоренными темпами научно-технического прогресса и возрастающей интеллектуализацией основных факторов производства. Интенсивное проведение исследований и разработка на их основе новейших технологий, выход с ними на мировые рынки и развертывание международной интеграции в научно-производственной сфере в рамках формирующейся глобальной экономики фактически уже стали стратегической моделью экономического роста для индустриально развитых стран. В развитых странах Запада на долю новых или усовершенствованных технологий, оборудования и других продуктов, содержащих новые знания или решения, приходится от 70 до 85% прироста валового внутреннего продукта. Они концентрируют у себя более 90% мирового научного потенциала и контролируют 80% глобального рынка высоких технологий, объем которого сегодня оценивается в 2,5 - 3 трлн. долл., что превосходит рынок сырьевых и энергетических ресурсов. Предполагается, что через 15 лет он достигнет 4 трлн. долл. Ежегодно объемы экспорта наукоемкой продукции приносят США – около 700 млрд. долл., Германии – 530 млрд. долл, Японии – 400 млрд. долл. Во второй половине 90-х гг. правительства практически всех западноевропейских стран приняли программы стимулирования инновационной деятельности, направленные, прежде всего на распространение инноваций. В настоящее время Европейский Союз переходит к новой стратегии стимулирования инноваций, предусматривающей рост расходов на создание единого инновационного общеевропейского пространства, расширение горизонтальной и вертикальной координации инновационной политики, усиление ее региональной (национальной) составляющей. Провозглашен курс на инновационное развитие экономики в Украине и других государствах СНГ. В ходе дискуссий было отмечено, что государства Содружества, стремясь войти на современные высокотехнологичные мировые рынки инновационной продукции, проделали определенную работу по совершенствованию своих национальных инновационных систем, предпринимают попытки по их интеграции в мировые экономические объединения. Вместе с тем, несмотря на принимаемые меры, переход на инновационную модель экономики в большинстве государств Содружества осуществляется крайне медленно, что представляет серьезную опасность для их дальнейшего развития. Глобализация мировой экономики, рост ее интеллектуализации, обострение конкурентной борьбы и создание развитыми странами мира для защиты своих интересов экономических объединений, нацеливают государства Содружества на развитие и укрепление инновационного сотрудничества, создание межгосударственных технологических комплексов, применение всего арсенала инструментов стимулирования межгосударственного трансфера новейших технологий, а также на формирование межгосударственной инновационной инфраструктуры. В этих вопросах взаимная заинтересованность государств – участников СНГ является фундаментом инновационного сотрудничества, конечной целью которого является создание межгосударственного инновационного пространства, формирование собственного рынка наукоемкой и высокотехнологичной инновационной продукции. Первостепенным условием при этом должны стать активизация научно-технического и инновационного потенциала общества, формирование сознательного и творческого отношения к новшествам, усиление влияния науки, образования, культуры на инновационное преобразование техники, экономики, управления. Этот огромный ресурс способен кардинально изменить всю инновационную среду. Поэтому широкомасштабное межгосударственное сотрудничество в реализации этих задач в полной мере отвечает новым приоритетам деятельности Содружества. Ближайшими приоритетами, на которые необходимо направить совместные усилия инновационного сообщества государств Содружества, являются: Ускорение процессов совершенствования национальных инновационных систем в целях дальнейшей интеграции и развития межгосударственного инновационного пространства. Межгосударственное взаимодействие в разработке механизмов нормативно-правового регулирования инновационной сферы. Учет совокупного опыта государств Содружества и мировой практики позволит оптимизировать формирование межгосударственной нормативно-правовой базы, что обеспечит гармонизацию нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности. Координация взаимодействия наших государств по продвижению инновационной продукции на мировые рынки на основе использования международных стандартов, сертификации и аккредитации. В этом плане необходимо в ближайшее время создать межгосударственную систему профессиональной сертификации и аккредитации, межгосударственный институт независимых экспертов, а также приступить к разработке конвенции государств Содружества о техническом регулировании. Воспитание у всех категорий граждан инновационной культуры – их готовности и способности к восприятию новшеств, сознательной реализации нововведений. В решении этой задачи особенно важна роль семьи, школы, литературы, искусства, кино, средств массовой информации, других институтов гражданского общества и общественных организаций. Реализацию вышеизложенного, создание необходимых условий для широкого сотрудничества в осуществлении крупных межгосударственных инновационных проектов, обеспечивающих устойчивое инновационное развитие государств, можно осуществить путем объединения усилий, через межгосударственную целевую программу инновационного сотрудничества государств – участников СНГ на долгосрочный период (например, до 2015 года), ее необходимо разработать и утвердить в 2007 году. Для активизации этой работы по инициативе научно-технической общественности и при поддержке ряда правительств государств – участников СНГ создан Международный инновационный центр технологического и гуманитарного сотрудничества (добровольное некоммерческое партнерство), который будет способствовать координации усилий участников инновационного процесса по формированию межгосударственного инновационного пространства Содружества, созданию межгосударственной инновационной системы и реализации приоритетных направлений инновационного сотрудничества. Предполагается, что филиалы этого центра будут созданы во всех государствах Содружества, а один из первых – в Украине, в Крыму, где уже десять лет ежегодно проводятся подобные конференции и который стал признанным центром делового общения участников инновационного процесса. Участники Форума приняли обращение к Главам государств Содружества, в котором выражена надежда, что они примут соответствующие решения, которые будут способствовать созданию межгосударственного инновационного пространства, формированию собственного рынка наукоемкой и высокотехнологичной инновационной продукции государств – участников СНГ, основой которых станут интегрированные национальные инновационные системы. А. Слепокуров, зам. председателя оргкомитета Форума и конференции / |