Тезисы выступления Министра на заседании Правительства РФ 14.12.06 Уважаемый Михаил Ефимович, уважаемые члены Правительства! Позвольте представить Вашему вниманию доклад «О совершенствовании механизмов поддержки экспорта отечественной продукции (услуг)». Частично этот вопрос уже рассматривался на Совете по конкурентоспособности и предпринимательству при Правительстве Российской Федерации в октябре применительно к высокотехнологичному экспорту. Теперь с учетом мнений, высказанных на Совете, мы рассматриваем этот вопрос на заседании Правительства РФ. Внешнеторговый оборот товарами в январе - сентябре 2006 г. по данным ФТС России составил 315,6 млрд. долларов США. Экспорт товаров составил 222,3 млрд. долларов США. Положительное сальдо – 129 млрд. долларов США, что превышает на 19,1% аналогичный показатель за 9 месяцев 2005 г. Темпы роста российского экспорта в течение 2006 года несколько снизились и составили 28,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (в 2005 году рост экспорта составил на 32,9%). Импорт товаров растет более высокими темпами. За 9 месяцев 2006 года рост составил 35,8% , в 2005 году – 30,4%. Структура экспорта России остается достаточно стабильной последние 10 - 15 лет и отражает структуру российской экономики в целом. Доминирующее положение нефте-газового комплекса проявляется в экспорте. Экспорт нефти сырой в общем объеме экспорта по-прежнему занимает лидирующую позицию – 35%. За 9 месяцев 2006 года экспорт минеральных продуктов вырос в стоимостном выражении: нефти сырой – на 30,4%, нефтепродуктов –на 41,8%, газа природного – на 45,6%. При этом физические объемы экспорта нефти сырой и газа природного несколько снизились, а нефтепродуктов – увеличились на 5-7%. После топливно-энергетического комплекса в отраслевом разрезе лидирующие позиции в производстве и экспорте России занимает продукция горно-металлургической, химической и лесобумажной отраслей, а также оборонная и атомная промышленность. Темпы роста экспорта этих отраслей существенно ниже, чем продукции топливно-энергетического сектора, за исключением некоторых видов продукции цветной металлургии (медь, никель и алюминий необработанные) и аммиака, темпы роста экспорта которых в основном вызваны повышением контрактных цен. Несмотря на замедление роста экспорта леса круглого (7,9% в физическом выражении, 2005 год – 15,4%), наблюдается ухудшение структуры экспорта лесобумажной продукции: за 9 месяцев 2006 г. поставка на экспорт лесоматериалов необработанных увеличилась на 7,9%, лесоматериалов обработанных – на 8,5% и на 3,4% сократилась поставка целлюлозы древесной, на 3,6% - поставка бумаги (в 2005 году наблюдался рост 4,7%). При этом фиксируется рост целлюлозно-бумажного производства, который обусловлен увеличением выпуска картона (на 10,7%) и бумаги (на 1,6%), в том числе газетной (на 2,6%) в связи с повышенным потребительским спросом. Экспорт продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья в январе-сентябре 2006 г. составил 3622,2 млн.долл.США, на 18,9% больше, чем в соответствующем периоде 2005 года. По сравнению с аналогичным периодом 2005 года увеличился экспорт водки - на 51,3%, экспорт пшеницы уменьшился – на 6,4 процента. Экспортная квота (доля экспорта в производстве) увеличилась по нефти, нефтепродуктам, каменному углю, лесу круглому, фанере, целлюлозе; снизилась по газу природному, прокату плоскому, бумаге газетной, легковым автомобилям, грузовым автомобилям. В январе-сентябре 2006 г. было экспортировано машин, оборудования и транспортных средств на сумму 11,2 млрд. долларов США, что на 27,1% больше, чем за соответствующий период 2005 года. При этом экспорт в страны дальнего зарубежья увеличился на 24%, в страны СНГ – на 30,9%. В 2005 году экспорт товаров этой группы сократился на 4,5%. В отличие от товаров сырьевой группы, где экспорт вырос в основном за счет увеличения цен, здесь мы наблюдаем рост физических объемов экспорта. В структуре продаж позиции «Машины, оборудование и транспортные средства» (группы ТН ВЭД 84-90) традиционно преобладают ядерные реакторы, ТВЭЛы, двигатели турбореактивные и турбовинтовые, турбины, подшипники и их части, а также летательные и космические аппараты, главным образом - военная авиатехника. Экспорт грузовых автомобилей составил 36,4 тыс.шт. и увеличился на 6,3%. За январь-октябрь 2006 года производство грузовых автомобилей увеличилось на 17,8%, что обусловлено ростом платежеспособного спроса со стороны транспортных хозяйств и строительных организаций, а также развитием сборочных производств грузовых автомобилей. Экспорт легковых автомобилей составил 91,4 тыс.шт. (снижение на 6,4%). А индекс производства легковых автомобилей в январе-октябре 2006 года составил 110,5 процента. Рост производства автомобилей обусловлен как увеличением производства на сборочных предприятиях, так и ростом производства на отечественных заводах. Физический объем экспорта в страны СНГ грузовых автомобилей вырос на 18,3%, легковых – на 3,7%. В географическом аспекте экспортные поставки в страны дальнего зарубежья составили 191 млрд. долларов США (рост на 27,6%), страны СНГ – 31,3 млрд. долларов США (рост на 33,3%). Среди основных потребителей российских товаров наиболее крупными являются Германия, Нидерланды, Италия, Китай, Украина,. Однако если мы посмотрим на экспорт продукции без учета топливно-энергетического комплекса, мы увидим несколько иных лидеров среди импортеров российской продукции. В страновом разрезе доля Китая составляет 9,5%, Украины, США и Казахстана – приблизительно по 6,5%, Индии – 2,5%. Объем торговли услугами в 2005 году составил 63,9 млрд. долларов США и по сравнению с 2004 годом увеличился на 18,3%, в том числе экспорт услуг (24,6 млрд. долларов США) возрос на 21,1%, импорт – на 16,4%. Отрицательное сальдо баланса услуг составляет 14,7 млрд. долларов США. Рост экспорта услуг произошел в основном за счет увеличения транспортных, строительных и прочих деловых услуг. Министерство транспорта прогнозирует дальнейший объем экспорта транспортных услуг. В соответствии со Стратегией развития транспорта Российской Федерации на период до 2010 года экспорт транспортных услуг увеличится более чем в 2 раза и составит 13,1 млрд. долларов (в 2004 году - 6,4 млн. долларов), в том числе, за счет увеличения объема транзитных перевозок. Развивается торговля России наукоемкими услугами и технологиями. Это связано с экономическим ростом в стране, повышением инновационной активности. Внешнеторговый оборот России по группе наукоемких услуг в 2005 г., по данным Банка России, составил 7,018 млрд.долл., или 11% всего объема отечественной торговли услугами, увеличившись в 1,92 раза по сравнению с 2001 г. Наиболее заметно вырос экспорт наукоемких услуг – в 2,6 раза, а его доля в суммарном российском экспорте услуг достигла 8% в 2005 году. Отрицательный баланс России в торговле наукоемкими услугами в последнее время несколько сократился. Наращивание экспорта продукции с высокой долей добавленной стоимости не достигло критической массы для компенсации замедления темпов роста экспорта нефти и сырья. Экспорт продукции машиностроения увеличивается медленно (в 2005 году - сократился на 0,7 млрд. долларов). По нашим предварительным оценкам отрицательное торговое сальдо по машинам и оборудованию в 2006 году превысит 46 млрд. долларов против 17 млрд. долларов в 2004 году. Низкая конкурентоспособность обрабатывающего сектора промышленности – ключевая проблема российского экспорта. Негативные симптомы и ограничения многих из обрабатывающих отраслей промышленности были предметом неоднократных обсуждений на заседаниях Правительства Российской Федерации в последнее время. Применительно к экспорту некоторые из них имеют гипертрофированное значение, а именно: - невозможность получения долгосрочных кредитов на условиях, сопоставимых с иностранными конкурентами; - изъяны налогового администрирования, выражающиеся в фактическом обложении НДС экспортной продукции. Меры, предпринимаемые правительством для стимулирования роста промышленного производства неизбежно окажут положительный эффект и на экспорт. Однако больших результатов можно добиться, если действенно использовать инструменты, специально ориентированные на поддержку экспорта. Наши торговые партнеры для продвижения экспортной продукции используют следующие основные инструменты: 1. Стимулирование экспортного производства в виде: - Субсидий; - Гарантирования частных вложений; - Предоставления грантов производителям; - Стимулирования прямых иностранных инвестиций; - Субсидирование научно-исследовательских работ; - Создания свободных экономические зон. 2. Прямая поддержка экспорта: - экспортное кредитование; - страхование торговли и инвестиций от экономических и политических рисков; - участие в уставном капитале фирм, созданных за рубежом; - содействие выставочно-ярмарочной деятельности национальных фирм за рубежом. 3. Меры торгово-политического характера по лоббированию интересов национальных производителей на зарубежных рынках: - лоббирование интересов, борьба с антидемпингом и другими ограничениями на внешних рынках. За последние несколько лет в России создана система мер поддержки экспорта промышленной продукции. 1. В частности, созданы финансовые инструменты. В 2003 году утверждена Концепция развития государственной финансовой (гарантийной поддержки экспорта) промышленной продукции. Выделяются средства федерального бюджета на финансовую поддержку экспорта, в том числе малого и среднего бизнеса. В 2006 году выделен 1 млрд. долларов США на оказание государственной гарантийной поддержки, 3 млрд. рублей на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам. Тем не менее, эффективность их применения заставляет желать лучшего. В части гарантирования экспортных поставок в 2004 году средства (в рублях!), эквивалентные 500 млн.долларов США, выделенные на предоставление государственных гарантий, использованы не были. В 2005 году из 600 млн. долларов США, предусмотренных в федеральном бюджете, были предоставлены 3 государственные гарантии Российской Федерации на общую сумму 213,6 млн. долларов. В 2006 году на гарантийную поддержку экспорта был выделен уже 1 млрд. долларов, до сих пор еще не выдано ни одной государственной гарантии. Порядок предоставления государственных гарантий в 2006 году был утвержден лишь в сентябре 2006 года. Гарантирование экспортных операций привлекает только крупных экспортеров, осуществляющих комплектные поставки оборудования и продукции. Основными причинами низкой эффективности использования финансовых гарантий являются длительная и забюрократизированная процедура предоставления государственных гарантий, которая требует большого количества согласований между федеральными органами исполнительной власти, предприятиями-экспортерами, банковскими структурами, а также необходимость ежегодного утверждения порядка предоставления гарантий правительством (на 2006 год такой порядок был утвержден только в сентябре). Способы решения проблем нам видятся следующие: Создание Банка развития с высокой степенью капитализации (не менее 70 млрд.рублей). Установление порядка предоставления государственных гарантий на трехлетний бюджетный период с возможностью их корректировки при принятии федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий год. Наделение агента правительства (уполномоченного банка) правом большей самостоятельности в принятии решений по предоставлению финансовых гарантий (разумеется, по правилам, четко установленным Правительством). Помимо этого необходимо упрощение механизмов, сокращение сроков рассмотрения документов, упрощения процедур, а также сокращение перечня требуемых документов (для получения государственной гарантии российскому экспортеру требуется представить порядка 30 документов, банку, кредитующему экспортера или импортера, - порядка 60 документов). Необходимо постоянно наращивать объемы предоставляемых государственных гарантий, ежегодно пересматривать и расширять перечень иностранных государств, экспорту промышленной продукции в которые оказывается государственная гарантийная поддержка, оценивать проекты по значимости для российского экспорта и возможности восстановления утраченных или занятия новых позиций на зарубежных рынках. (В 2006 году с учетом заинтересованности российских экспортеров в расширении географии экспорта в Перечень иностранных государств, экспорту промышленной продукции в которые оказывается государственная гарантийная поддержка были дополнительно включены 21 государство, в т.ч. Ангола, Аргентина, Босния и Герцеговина, Ирак, Иран, Йемен, Ливан, Марокко, Нигерия и ряд других стран.) Из-за нечеткости бюджетного законодательства пробуксовывает государственная поддержка экспорта промышленной продукции в форме долгосрочного экспортного кредитования за счет средств федерального бюджета путем предоставления государственных кредитов правительствам иностранных государств в рамках подписанных межправительственных соглашений, либо юридическим лицам под гарантии правительств иностранных государств. В последнее время ни одно из представленных в Правительство Российской Федерации предложений об оказании государственной поддержки российским организациям, участвующим в международных торгах на строительство объектов за рубежом, где одним из основных условий является предоставление коммерческого кредита иностранному заказчику, не было одобрено. Это касается, прежде всего, таких крупных проектов, как строительство АЭС «Белене» в Болгарии, ГЭС «Шонла» во Вьетнаме, а также контрактов в области военно-технического сотрудничества. Необходимо в кратчайшие сроки обеспечить внесение изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации. Решение проблемы экспортного кредитования позволит продолжить финансовое содействие комплектным поставкам и строительству объектов за рубежом, которое успешно осуществлялось до середины 90-х годов (строительство гидроэнергетического комплекса в Марокко, сооружение гидротехнических плотин в Алжире, ТЭС в Бангладеш, сооружение атомных электростанций в Индии, Иране, Китае и Болгарии). Также следует проводить работу по совершенствованию страхового законодательства с целью создания системы страхования коммерческих рисков при заключении и исполнении экспортных сделок с использованием страховых продуктов. Это расширит инструменты поддержки экспорта. С трудом осваивается инструмент возмещения части затрат на уплату процентов по кредитам. В 2005 году выделенные средства в размере 3 млрд. рублей, были использованы на 30,4% (порядка 912 млн. рублей). Возмещения получили всего 40 предприятий. По результатам работы в 2006 году пока принято решение о выделении средств в размере около 2 млрд. рублей из 3 млрд. рублей, предусмотренных по данной статье. Возмещения получили 90 предприятий. Больше половины из них расположены в Центральном федеральном округе. Причины неэффективности использования данного инструмента те же – длительность и забюрократизированность процедуры доступа экспортеров к субсидированию. Предлагаем в дополнение к уже существующим реализовать такой механизм субсидирования процентных ставок, при котором органы исполнительной власти субъектов Федерации на условиях софинансирования осуществляли бы распределение средств федерального бюджета и несли ответственность за их целевое использование, а Минэкономразвития России проводило конкурсный отбор регионов. Подобный механизм успешно реализуется в настоящий момент в программе поддержки малого бизнеса. Это способствовало бы доступности и оперативности получения экспортерами государственной помощи. 2. Используются инструменты продвижения товаров на внешние рынки Расширяется география выставок и ярмарок за рубежом, повышается их эффективность. В 2006 году до 3 млн. долларов США увеличилось финансирование по сравнению с 1,5 млн. долларов США в 2005. В 2007 году на эти цели предусмотрено уже 7 млн. долларов США. Впервые с 1989 года проведена Российская национальная выставка в Китае. Всего же в 2006 году проведено 14 международных выставок с частичным бюджетным финансированием. Для повышения эффективности промоционных мероприятий необходимо: 1. Расширить перечень статей затрат, которые принимаются к финансированию из бюджета по выставочным мероприятиям, что позволит привлечь к участию в выставках большее количество российских экспортеров. 2. Расширить перечень министерств, ответственных за подготовку выставок, а, следовательно, и тематик выставок (в 2006 году – Мининформсвязи России; в 2007 году – МПР России и Минтранс России). 3. С 2008 года реализовать переход на двухлетний принцип формирования перечня выставок, что позволит повысить качество подготовки выставок, проводимых в начале финансового года. Осуществляется информационное содействие экспортерам: - на официальном сайте Минэкономразвития России действует информационно-поисковая система «Экспортные возможности России», где размещены база данных российских экспортеров, в том числе на английском языке, информация об инструментах поддержки экспорта, о торговых ограничениях для российских товаров и услуг на внешних рынках, обзоры конъюктуры рынка, внешнеторговое законодательство России и зарубежных стран, о тендерах, проводимых за рубежом, о выставках и ярмарках в России и за рубежом. Разработан Интернет-ресурс торговых представительств Российской Федерации в иностранных государствах, наполнение которого обеспечивают торгпредства. Статистика портала насчитывает более 7000 обращений в сутки; - издается каталог российской конкурентоспособной продукции на русском, английском и китайском языках. Каталог распространяется в 74 странах среди госорганов, экономических операторов и их ассоциаций, торгпредств; - проводятся семинары и конференции в регионах, где проводится обучение экспортеров и представительных властей по внешнеторговым правилам и инструментам, в том числе об их изменениях в связи со вступлением России в ВТО. Осуществляется работа по лоббированию интересов российских экспортеров на внешних рынках политико-дипломатическими методами. Налаживается деятельность двусторонних межправительственных комиссий по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству (МПК) с иностранными государствами (71 со странами дальнего зарубежья, 10 со странами-участниками СНГ). В центре внимания российских частей МПК находятся вопросы содействия росту экспорта высокотехнологичных и наукоемких товаров и услуг, а также объектов интеллектуальной собственности. На постоянной основе к работе МПК привлекаются представители российского бизнеса. В протоколах заседаний фиксируются договоренности либо предложения российской стороны по экспорту машинно-технической продукции, производственной кооперации и т.д. Конкретные коммерческие договоренности прорабатываются в рамках действующих под эгидой МПК двусторонних Деловых советов. Справочно: В частности, в ходе заседаний МПК с КНР, Индией, Республикой Кореей, Японией и Лаосом были согласованы намерения российских компаний по участию в строительстве объектов атомной и классической энергетики, горнорудной и химической промышленности, двусторонние проекты в сфере информационных технологий. Используются механизмы двусторонних консультаций со странами – торговыми партнерами России по стимулированию торговли машинно-техническими товарами. В настоящий момент такой механизм апробируется на примере Китая. Другим важным направлением продвижения интересов российских экспортеров на внешних рынках является деятельность торговых представительств за рубежом. Создана нормативная правовая база, обеспечивающая оптимальное и плановое функционирование торгпредств. Справочно: В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июня 2005 г. №401 «Об оптимизации системы торговых представительств Российской Федерации в иностранных государствах» принято решение о деятельности торгпредств в 50 зарубежных государствах В настоящее время функционируют 39 торгпредств в странах дальнего зарубежья, и 8 в странах-участницах СНГ, кроме того, 3 торгпредства в странах СНГ находятся в стадии создания). Основной формой постановки задач торгпредствам являются ежегодные Директивы Министерства, предусматривающие конкретные мероприятия по оказанию содействия российским экспортерам, с учетом особенностей и условий рынка страны пребывания. Задача продвижения экспорта должна быть одной из основных для всей системы официальных зарубежных представительств Российской Федерации, учитывая и тот фактор, что в целом ряде стран имеется только российское дипломатическое представительство. Для наиболее эффективного решения этой задачи необходимо усилить взаимоувязку российских политических и экономических интересов за рубежом и более прагматично использовать внешнеполитический инструментарий как средство продвижения задач внешнеэкономической политики. 3. Снятие ограничений на зарубежных рынках На постоянной основе проводится работа по выявлению торговых барьеров для российских экспортных товаров и обеспечению доступа конкурентоспособных товаров на внешние рынки. За 11 месяцев 2006 года отменено 25 ограничительных мер, предотвращено введение 2 мер. По нашим предварительным оценкам предотвращенный ущерб составил более 300 млн.долл. США. По состоянию на ноябрь 2006 г. против российских товаров зафиксировано 128 ограничительных мер, применяемых иностранными государствами для защиты своего внутреннего рынка, в том числе 50 антидемпинговых мер, 9 защитных мер, 70 мер административного регулирования торговли (из них 54 только в Белоруссии). Кроме того, проводятся 10 антидемпинговых и 6 специальных защитных расследований. Ограничительные меры в отношении российских товаров применяют 17 стран и ЕС. По нашим оценкам большинство зафиксированных нами мер не являются существенным барьером для наращивания объемов российского экспорта. По результатам проведенного нами анализа «чувствительности» ограничений наиболее проблемными странами, ограничивающими доступ российских товаров, являются страны ЕС (18, в т.ч. 10 антидемпинговых мер), США (9, в т.ч. 8 антидемпинговых мер), Украина (10, в т.ч. 4 антидемпинговые меры) и Белоруссия. Основным российским товаром, в отношении которого наиболее активно используются антидемпинговые меры, являются черные металлы и изделия из них (около 65 % от всех введенных антидемпинговых мер). Второе место занимают минеральные удобрения (17%). В целях предотвращения торговых конфликтов активно проводится двусторонняя работа со странами – партнерами (в частности с Китаем и ЕС) по профилактике установления торговых барьеров в рамках созданных механизмов раннего предупреждения по мерам, оказывающим влияние на торговлю. Одним из значительных факторов в обеспечении благоприятных условий доступа на внешние рынки должно стать присоединение России к ВТО. Это позволит нам перейти на качественно новый уровень в устранении дискриминационного подхода в установлении торговых барьеров нашими торговыми партнерами. Помимо экономических ограничений, наши торговые партнеры используют применение технических барьеров в торговле в виде фитосанитарных, ветеринарных и технических требований. Унификация технических требований с международными к качеству продукции приведет к снятию барьеров для российских товаров. Минэкономразвития России готовятся предложения по субсидированию части затрат экспортеров, связанных с оплатой услуг по выполнению требований законодательства страны-импортера, являющихся необходимыми для экспорта товаров (работ, услуг), в том числе работ по сертификации, регистрации или другим формам подтверждения соответствия. Для субъектов малого предпринимательства такой механизм уже действует. 4. Наряду с борьбой с торговыми ограничениями на внешних рынках, необходимо снимать ограничения внутри страны. Несвоевременное возмещение (возврат) НДС при реализации внутри страны приводит к замораживанию оборотных средств предприятий. А при экспорте товаров это ведет к удорожанию экспортной продукции, снижению ее и так невысокой конкурентоспособности. Поправки в Налоговый кодекс, направленные на упрощение порядка возмещения экспортного НДС с 1 января 2007 года, приняты. Будем проводить мониторинг правоприменения. Необходимо устранять административные барьеры экспорта. В этой части предлагаем: упростить таможенные процедуры экспорта, сократив до минимума перечень представляемых экспортером документов и сведений; изменить ставки сборов за таможенное оформление, сделав их специфическими. 5. Продолжается совершенствование таможенно-тарифных мер регулирования Проводится работа по снижению ставок ввозных таможенных пошлин на высокотехнологичное оборудование, не производимое в России и необходимое для модернизации основных производственных фондов. В 2006 году временно отменены ставки пошлин по 865 позициям. В 2007 году мы продолжим эту работу. Предполагается по большинству позиций установить «нулевые» ставки на постоянной основе. Сокращен перечень товаров, подпадающих под обложение экспортными пошлинами, и эта работа продолжается. Мы намерены предложить правительству отменить ставки пошлины на все товары с высокой степенью обработки. (В настоящий момент экспортными пошлинами облагаются 447 позиций, из которых 100 – относятся к продукции топливно-энергетического комплекса). Наряду с отменой вывозных пошлин (снятие ограничений) используются методы установления запретительных ставок вывозных таможенных пошлин на отдельные сырьевые товары. Такие пошлины сейчас действуют на лом и отходы цветных металлов. Планируется довести ставки пошлин до уровня запретительных на лес круглый. Создание портовых особых экономических зон, законопроект в отношении которых готовится к внесению в правительство, позволит расширить экспорт транспортных услуг, а также создаст дополнительные условия по поддержке экспорта. В частности, экспортеры получат возможность претендовать на возмещение НДС не по факту вывоза товаров из страны (как это происходит сейчас), а непосредственно при помещении товаров в особую экономическую зону. Режим портовых особых экономических зон привлекателен для создания на их территории бондовых (консигнационных) складов, расширяющих возможность для заключения внешнеторговых сделок. 6. Для того, чтобы инструменты поддержки экспорта более эффективно применялись, необходима их настройка применительно к конкретным условиям зарубежных рынков и отраслей. Учитывая международный опыт, подготовку Внешнеэкономической стратегии России, Минэкономразвития России предлагает начиная с 2008 года приступить к ежегоднему утверждению экспортных стратегий, которые определяли бы ключевые направления промышленного экспорта и набор инструментов для достижения намеченных целей. Составными частями экспортных стратегий должны быть: Цели, задачи и целевые индикаторы деятельности по содействию экспорту; Приоритеты содействия как на горизонтальном, так и вертикальном уровнях; Планы продвижения продукции в рамках многостороннего и двустороннего сотрудничества; Целевые программы содействия для различных групп экспортеров. Этот документ мог бы являться координирующим планом действий органов исполнительной власти, загранаппарата, бизнеса для кумулятивного эффекта предпринимаемых усилий продвижения российской промышленной продукции на зарубежные рынки. / |