Купить карманные фильтры для вентиляции

Как управлять торнадо, или сопровождение инноваций в бизнесе: идеи, люди, деньги, результаты

Петрова Н. П.

Одно время решающим фактором производства была земля, затем капитал. Сегодня - это сам человек и его знания. Интеллектуальный потенциал, в отличие от заводов, станков и прочих атрибутов идеальной корпорации прошлого, неосязаем и эфемерен. Поэтому конкурентоспособный бизнес все время пересматривает и обновляет свои ресурсы; причем не только идеи, но и принципы их генерации и даже, сами основы видения ситуации и позиционирования своей продукции на рынке. Успешный современный бизнес придерживает инновационных стратегий во всем. А инновации требуют поддержки.
Предлагаемая мною схема сопровождения инноваций представляет собой систему разнообразных форм поддержки и развития инновационного бизнеса и опирается на модель сезонности.
1. «Зима». Разработка стратегии инноваций:
В этот период происходит формирование vision’а руководителя в отношении необходимых компании инноваций при поддержке специалиста по сопровождению инноваций. Результат может быть оформлен в виде бумажного проекта, описывающий их смысл и общую канву. Это текст далее будет преобразовываться, однако его основная идея должна служить своего рода «камертоном».
2. «Весна». Тактическое планирование инноваций:
Презентация инновационного видения руководителя топ-менеджменту компании. На этом этапе возможно подключение службы маркетинга компании и аутсорсинговых организаций. Результатом является формирование коллективного видения инновационного процесса, его целей, направлений, основных методов и общая оценка прибыли, которую инновации могут принести компании.
В этот же период специалист по сопровождению инноваций совместно с топ-менеджментом в рамках фасилитационных семинаров определяет, какие новые знания и навыки понадобятся руководству, высшему и среднему менеджменту, ключевым специалистам и остальным сотрудникам компании. На материале этой работы осваиваются новые подходы к коммуникации, проектированию, руководству и иным функциям, которых требует запущенный инновационный процесс.
3. «Лето». Внедрение инноваций. Партнерство в развитии персонала:
В этот период топ-менеджмент компании занимается разработкой и согласованием бизнес-плана инновационной деятельности, а специалист по сопровождению инноваций – разработкой и проведением ряда тренингов для ключевых сотрудников компании, руководителей отделов, линейных подразделений, ведущих специалистов. На этих тренингах участники формируют свое отношение к инновационному проекту, вносят предложения, осваивают навыки и знания, недостающие для решения новых задач.
После тренингов специалист по сопровождению инноваций формирует программу корпоративного обучения для низшего менеджмента и специалистов компании. Эта программа включает: методику (кого, как и зачем учим), а также технологию обучения (что и в какой последовательности даем, как проверяем). Если в компании есть внутренние тренеры, для них специалист по сопровождению инноваций проводит тренинг тренеров, позволяющий дать алгоритмы работы для предстоящих образовательных акций.
В течение обучения специалист по сопровождению инноваций курирует работу тренеров, затем собирает отзывы и делает итоговую аналитическую записку, на основании которой составляется программа внедрения инновационного проекта внутри компании с учетом не только групп поддержки инноваций, но и конструктивного и деструктивного сопротивления. Этот период похож на продажу инновационной идеи сопротивляющимся сотрудникам компании. Итог: имеется согласованный и скорректированный внутри всей компании инновационный проект с корректным бизнес-планом, персонал обучен и мотивирован для его реализации.
4. «Осень». Сопровождение: новый стандарт и новая идея. Консалтинг:
Этот период в большой степени опирается на «learning by doing» (обучение в работе). Идет запуск пилотных проектов, позволяющих апробировать методы и подходы инновационного проекта, проверяются результаты обучения, корректируется программа дальнейших действий компании. Инновационный процесс внутри компании необходимо представить клиентам и партнерам: их взгляд поможет оценить рыночные перспективы и конкурентный потенциал проекта. На выходе: успешные пилотные проекты, анализ неудач, слаженная команда, обратная связь от партнеров и клиентов.
Затем происходит формирование и реализация программы дальнейшего развития инновационного проекта и его стандартизация. Специалист по сопровождению инноваций на этом этапе развития проекта занимается консультированием в случае возникновения неординарных проблем и затруднений у ключевых сотрудников компании и ее руководства.
Когда бывший некогда инновационным проект поставлен на ноги, конкуренция и потенциал компании требуют развития новых инновационных идей и осень инноваций плавно переходит в зиму - вызревает новый инновационный проект. Это один из наиболее творческих этапов в жизни специалиста по сопровождению инноваций. Есть вдохновение в бою, как сказал поэт…