Инновации запаздывают

Некоторые эксперты различают два варианта развития экономики: инновационный и инвестиционный. Инновационное развитие предполагает вкладывание средств в развитие всего нового и полезного, что есть в экономике. Причем «отдача» (в виде прибылей) от такого варианта развития может затянуться во времени. Инвестиционное развитие, напротив, предполагает вложение инвестиций в те направления, которые уже «изведаны» и способны дать скорую «отдачу», обеспечить быстрый возврат вложенных средств.

Самый беглый обзор развития регионов ЮФО позволяет констатировать, что приоритет на Юге России отдается инвестиционному варианту. Это не значит, что инновационная деятельность забыта или же реализовывается только на словах. Инновации в развитии можно встретить на самых высокотехнологичных предприятиях, а на уровне регионов приняты программы поддержки инновационной деятельности. Тем не менее сегодня региональные власти больше озабочены получением «быстрых денег», в том числе за счет привлечения инвестора со стороны. Инновационная деятельность, в итоге, поддерживается едва ли не по остаточному принципу. В каких-то регионах ЮФО этот факт выражен более явно, в других – менее. На исходе 2007 года Ассоциация торгово-промышленных палат ЮФО организовала заседание субъектов инновационной сферы. Именно там было открыто подчеркнуто, что вопросам инновационного развития экономики на Юге страны уделяется недостаточно внимания.

Но затруднения инновационного развития недостатком внимания не исчерпываются. Сегодня требуется усиление интеграционных процессов между различными субъектами ЮФО, общественными объединениями, образовательными, научно-исследовательскими учреждениями и промышленными предприятиями – для формирования единой инновационной среды Юга России. В реальности же каждый регион пытается, в большей или меньшей степени, развивать инновации самостоятельно. Разрешение этого, да и других экономических вопросов, разнится в зависимости от подходов, принятых в конкретном регионе.

Характерным примером региона, где инвестициям уделяется первостепенное значение, а внедрение инноваций запаздывает, является Ростовская область.

Инновационное развитие экономики в Ростовской области предполагается осуществлять в соответствии со стратегией развития региона до 2020 года. Стратегией предусмотрено, кроме прочего, развитие инновационной инфраструктуры. Финансирование этой инфраструктуры должно поддерживать необходимые условия инновационного развития – от фундаментальных научных исследований до внедрения технологий и реализации готовой товарной продукции.

В 2006 году был принят областной закон об инновационной деятельности. В 2004-2006 годах реализована первая областная инновационная программа. В настоящее время действует целевая программа развития инновационной деятельности на 2007-2008 годы. Были определены приоритетные направления развития технологий:
- информационные и телекоммуникационные технологии и электроника;
- космические и авиационные технологии;
- новые материалы и химические технологии;
- биотехнологии, экология и рациональное природопользование;
- энергосберегающие технологии и ряд других направлений.

Конечный результат реализации программы предполагает рост объема отгруженной инновационной продукции к 2009 г. до 14 млрд руб., что составит увеличение в 2,3 раза по сравнению с 2005 г. Увеличение доли отгруженной инновационной продукции, работ, услуг в валовом региональном продукте должно возрасти с 2,19% в 2005 г. до 3% в 2009 г.

Однако на сегодняшний день в инновационной сфере Ростовской области четко обозначилось несколько проблемных вопросов. К этим проблемным вопросам надо отнести отсутствие ключевых элементов, важных в современных условиях для экономики. Именно отсутствие этих элементов задерживает процесс появления новых перспективных технологий и их внедрение. Сегодня нет долгосрочных тематических планов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ у исследовательских организаций. Все еще не создан венчурный региональный фонд, который бы поддерживал коммерциализацию и централизованное внедрение региональных (и полученных в результате межрегионального обмена) инновационных разработок в хозяйственные сферы. Есть и другие препятствия на инновационном пути.

По замечанию министра экономики Ростовской области Владимира Бартеньева, федеральная система управления инновационным комплексом работает неэффективно. В этих условиях региональные инновационные системы должны формироваться самостоятельно как «целостные, циклически функционирующие комплексы». При этом у них должны быть открыты «каналы взаимодействия и взаимосвязи» с федеральным уровнем, инновационными системами других регионов и глобальной инновационной средой.

Пока же в Ростовской области заявлено более 300 проектов и более 200 субъектов инновационной деятельности. Создана инновационная инфраструктура из трех технопарков: «Таганрог», «Донской технопарк» при Южно-Российском государственном техническом университете и технопарк Южного федерального университета. В инфраструктуру поддержки также входят два инновационно-технологических центра. Это научно-технический центр при Донском государственном техническом университете и Южно-Российский техноагроцентр.

В настоящее время ведется разработка областной целевой программы на 2009-2013 годы. Намечается создание комплексной системы территориально-ведомственного мониторинга инновационно-инвестиционных процессов. Подготовлены предложения по внесению ряда изменений в областной закон о зонах экономического развития. Наконец, активно обсуждается возможность создания в области венчурного фонда.

Оптимистические сценарии предполагают, что все эти меры будут способствовать развитию инновационной деятельности в регионе.






/ИА "Росбалт", 28.08.08/