Инновации: проблемы и перспективы

В последнее время вопрос развития инновационной деятельности приобрёл для России особую остроту и актуальность. Учитывая, что наша страна позднее, чем многие другие, приступила к инновационным преобразованиям в своей экономике, дальнейшее промедление в этом плане может отодвинуть её на периферию развития мирового сообщества.

Очевидно, что для создания инновационной экономики в стране необходимы динамичные и согласованные действия как между разными ветвями власти, так и между разными уровнями управления - федеральным, региональным, муниципальным. Хотя участие бизнеса в этой работе признаётся всеми, значимых действий с его стороны для масштабного расширения инновационных работ пока не наблюдается. Очевидно, что здесь нужны меры, стимулирующие такую работу.

Анализ зарубежного и отечественного опыта показывает, что основными сценариями повышения эффективности бизнеса в этой сфере являются: рост капитализации через учёт инноваций как нематериальных активов; получение доходов через коммерциализацию инноваций; повышение эффективности за счёт внедрения технических и организационно-управленческих разработок. Одним из важнейших условий для перевода инновационной деятельности в плоскость реальной экономики и активного вовлечения бизнеса в этот процесс является формирование современного конкурентного рынка инноваций - единого правового, информационного и торгового пространства, которое объединило бы всех участников инновационного процесса.

О том, есть ли в стране и, в частности, в нашей области, основы для развития инновационной деятельности, обеспечивает ли такое развитие существующее законодательство и каковы перспективы создания государственной инновационной системы, мы беседуем с начальником департамента экономики, первым заместителем Губернатора Леонидом ИОГ-МАНОМ.

- Леонид Генрихович, все мы понимаем, что перспективы современного общества связываются, прежде всего, с развитием интеллектуальных ресурсов. Основной фактор этого развития - наука и образование. Каков, на ваш взгляд, сегодняшний потенциал области в этом плане?

- Негативные процессы, имевшие место в России на этапе перехода к новым формам хозяйствования, неизбежно отразились и на состоянии науки, в том числе региональной. В этой связи отмечу ряд тенденций, характерных для научной сферы нашей области, которые требуют пристального внимания. Во-первых, сегодня научные исследования и разработки ведутся немногими научными коллективами кафедр вузов и конструкторских бюро предприятий, несмотря на то, что у нас есть условия для того, чтобы такого рода исследования проводились более активно. Во-вторых, профессорско-преподавательский состав кафедр вузов ориентирован преимущественно на образовательную деятельность, а вот чёткая система научно-исследовательской и конструкторской работы в вузах, как правило, отсутствует.

С точки зрения нашего, регионального, технологического и ресурсного потенциала, а также с учётом приоритетов развития науки, техники и технологий Российской Федерации, наиболее перспективными сферами деятельности в настоящее время для нас являются современные технологии генерации энергии и энергосбережения; технологии глубокой переработки леса; новые материалы и химические технологии; производство и переработка сырья, биотехнологии в сфере АПК; быстрое возведение и трансформация жилья, модернизация ЖКХ; транспортные и логистические системы, информационно-телекоммуникационные технологии; экологические инновации.

К сожалению, приходится констатировать, что большинство научно-исследовательских работ творческих коллективов и отдельных авторов не ориентированы на реальные потребности экономики области.

Учитывая сложившуюся ситуацию, Правительство области разработало комплекс мер по развитию научно-технической и инновационной деятельности в регионе. На первом этапе развития наиболее действенным механизмом согласования интересов науки и производства мы считаем создание системы стимулов для проведения научных исследований и разработок по принципиально новым направлениям, которые позволили бы обеспечить в обозримой перспективе существенное повышение эффективности производства в ряде ключевых отраслей промышленности.

Важным механизмом стимулирования инновационной активности, поддержки перспективных научных школ и направлений, активизации работы по внедрению результатов интеллектуального труда в производство, а также расширения выпуска конкурентоспособной наукоёмкой продукции должен стать закон от 4 октября 2007 года № 1655-03 «О государственных научных грантах Вологодской области».

Такой грант является формой государственной поддержки научно-исследовательской, научно-технической и инновационной деятельности за счёт средств областного бюджета.

Для реализации этого закона 28 января нынешнего года принято соответствующее постановление.

- Насколько активным был отклик на конкурс, и как вы оцениваете практический потенциал представленных заявок?

- Конкурс проходил с 1 февраля по 1 мая. На него была представлена 81 заявка от вузов, производственных организаций и творческих коллективов, в частности, ВоПГУ, ВГПУ, ЧГУ, ВГМХА, ОАО «ВОМЗ», ООО «Вологодский станкозавод», ООО «Компания «Нордин-крафт», ООО «Проектно-исследовательский центр» и других. В этом году планируется присудить 24 научных гранта на общую сумму 10 млн. рублей.

Экспертный совет провёл экспертизу представленных проектов с точки зрения их новизны, значимости и достижимости результатов научно-исследовательской, научно-технической и инновационной деятельности.

В конце июня состоялось заседание экспертного совета, где были подведены итоги и определены победители.

В соответствии с решением экспертного совета Вологодскому государственному техническому университету присуждено 13 грантов на сумму 2800 тыс. рублей, Череповецкому государственному университету -5 грантов на сумму 2150 тыс. рублей, Вологодскому государственному педагогическому университету - 2 гранта на сумму 1100 тыс. рублей, Вологодской государственной молочнохозяйственной академии имени Н.В. Верещагина - 3 гранта на сумму 650 тыс. рублей.

Также грант на сумму 3 млн. рублей получил Вологодский оптико-механический завод.

Вручение соответствующих сертификатов победителям конкурса состоится в торжественной обстановке в рамках очередного заседания Совета по развитию научно-технического потенциала Вологодской области.

Хочу подчеркнуть, что реализация закона области «О государственных научных грантах» является не только механизмом, призванным объединить усилия и ресурсы науки и производства, но также способствует вовлечению в инновационную деятельность молодёжи, прежде всего, - студентов и аспирантов. Важной задачей в этой сфере является всяческое содействие возрождению системы студенческих научных обществ в вузах.

Что касается предварительных выводов по результатам отбора и оценки проектов, представленных на соискание научных грантов, то хотелось бы остановиться на недостатках, которые были выявлены в ходе конкурса.

Думаю, конкурс, как в зеркале, отразил состояние научно-исследовательской работы среди студентов, которое имеет место в наших вузах сегодня.

Большинство представленных по этому виду грантов работ очень низкого уровня, в них зачастую отсутствует научная составляющая, не просматривается результат, не конкретизированы цели, не детализированы задачи, не отражены способы и средства достижения предполагаемых результатов. Более того, некоторые из представленных конкурсных материалов были откровенным плагиатом, одна и та же работа, несколько переформатированная по внешним признакам, претендовала на разные виды грантов, предлагаемые в них к выполнению научно-исследовательские работы, ранее уже были выполнены.

В то же время, хочу отметить достаточно высокий уровень активности и интереса к конкурсу в научно-образовательной и научнопроизводственной сферах.

- И, возвращаясь к тому, с чего мы начали наш разговор: каковы, на ваш взгляд, перспективы создания государственной инновационной системы?

- Полагаю, что назрела необходимость ясного определения государственного сектора науки с прописанным принципом его финансирования, ориентированным на достижение конкретных целей НИР и НИОКР. Также необходимо обеспечить равенство всех форм собственности научных учреждений при размещении государственных заказов на проведение НИР и НИОКР.

Надо признать, что работа по созданию государственной инновационной системы и одного из основных её звеньев - рынка инноваций - носит сейчас зачаточный характер, а оборотоспособность интеллектуальной собственности не соответствует поставленным задачам.

В ближайшей перспективе планируется рассмотреть и принять ряд федеральных законов - «Об инновационной деятельности», «О передаче технологий» и «О патентных поверенных», «О результатах интеллектуальной деятельности и их защите», изменений в Налоговый Кодекс и таможенное законодательство, где учтены аргументированные замечания и предложения специалистов и устранены имевшие место пробелы. Я уверен, что это позволит нам создать динамичную государственную инновационную систему, все звенья которой будут работать в едином правовом поле и в плоскости реальной экономики страны в целом и каждого её региона.






/"Красный Север", 07.08.08/