В деле руководства предприятием неизбежно приходится считаться с бюрократией, которая на первый взгляд может показаться чрезмерной и ненужной, но на самом деле фиксированные порядки и соглашения являются одним из важнейших инструментов управления. Ниже перечислены первичные требования, которые предприниматель должен учитывать при управлении предприятием в соответствии с требованиями законодательных актов. При учреждении предприятия (за исключением FIE) необходимо: 1. Составить устав (Коммерческий кодекс) 2. Заключить учредительный договор или оформить решение об учреждении (Коммерческий кодекс) 3. Заключить договоры с членами правления (Коммерческий кодекс) 4. Письменно уведомить местное учреждение Инспекции труда о начале своей деятельности (Закон о гигиене и безопасности труда) Для осуществления видов деятельности, в отношении которых установлены особые требования, предприниматель должнен составить ходатайство, приложить к нему иные документы, необходимые для осуществления хозяйственной деятельности в соответствующей сфере, и зарегистрироваться в качестве лица, действующего в этой сфере. Ходатайство представляется согласно закону, регулирующему соответствующую сферу. Например: предприниматель, занятый в сфере туризма – согласно Закону о туристской деятельности импортер алкогольной продукции – согласно Закону об алкогольной продукции При внесении предприятия в коммерческий регистр необходимо представить следующие документы (Коммерческий кодекс): 1. нотариально удостоверенное заявление (заявление подписывается всеми членами правления); 2. учредительный договор (решение об учреждении); 3. устав; 4. уведомление банка о взносах паевого капитала; 5. при внесении неденежного вклада – договор о передаче вклада товариществу с ограниченной ответственностью и документы, подтверждающие стоимость вклада; в случаях, указанных в части 3 статьи 143 Коммерческого кодекса, также подписанное аудитором заключение относительно оценки неденежного вклада; 6. при наличии членов совета, аудиторов, также их имена и фамилии, личные коды и адреса; 7. образцы подписей членов правления; 8. номера средств связи (телефон, факс и т.п.); 9. согласие членов правления на их избрание в члены правления; 10. платежное распоряжение об уплате государственной пошлины. NB! Чтобы зарегистрироваться в коммерческом регистре, прежде всего следует обратиться к нотариусу Для организации работы необходимо: 1. Заключить трудовые договоры с работниками (Закон Эстонской Республики о трудовом договоре). Описание трудовых обязанностей можно внести в трудовой договор либо отдельно составить соответствующие должностные инструкции. 2. Вести учет работников. Учет работников ведется по специальным личным карточкам (Закон Эстонской Республики о трудовом договоре). 3. Вести учет по трудовым книжкам в реестрах трудовых книжек. В реестре указывается имя и фамилия работника, дата поступления на работу (заключения трудового договора), дата расторжения трудового договора и выдачи трудовой книжки (Закон Эстонской Республики о трудовом договоре). 4. Устанавить правила внутреннего трудового распорядка, если на предприятии работает не менее пяти работников. Правила внутреннего трудового распорядка необходимо согласовать с инспектором труда по месту нахождения предприятия (Закон Эстонской Республики о трудовом договоре). 5. Вести учет работников. В графике рабочего времени должно отражаться фактически проработанное время (часы), сверхурочная работа, работа в вечернее и ночное время, в выходные дни и дни государственных праздников. (Закон о рабочем времени и времени отдыха). 6. Составлять для организации отпусков график отпусков. График составляется и доводится до работников в течение января-месяца. Доведение до работников означает ознакомление работника с графиком под подпись. (Закон об отпусках). 7. При выплате заработной платы выдавать работникам письменное уведомление о начисленных составных частях заработной платы (основной заработной платы и доплат, премий и дополнительных выплат), а также данные о суммах, удержанных с заработной платы. (Закон о заработной плате). 8. В случае командировки работника возмещать командировочные расходы. Расходы возмещаются и суточные выплачиваются на основании письменного решения работодателя, в котором указывается место назначения командировки, ее продолжительность, задача и размеры возмещаемых командировочных расходов и суточных. (Размеры компенсации командировочных расходов и суточных, а также условия и порядок их выплаты). При организации гигиены и безопасности труда необходимо (Закон о гигиене и безопасности труда): 1. распорядительным документом назначить лицо, ответственное за производственную среду и в письменном виде в течение 10 дней уведомить об этом местное учреждение Инспекции труда, в уведомлении указываются имена и фамилии, должности и контактные данные ответственных лиц (лица): a. на предприятии, численность работников которого составляют менее 10 работников, – специалист по производственной среде; b. на предприятии, численность работников которого составляют 10-49 работников, – уполномоченный по производственной среде; c. на предприятии, численность работников которого составляют более 50 работников, – совет по производственной среде. 2. назначить распорядительным документом работников оказывающих первую медицинскую помощь на предприятии, и организовать их обучение за счет работодателя. 3. составить и утвердить инструкцию по обеспечению безопасности для выполняемой работы и применяемых средств труда; 4. Организовывать для работников, использующих средства труда, необходимое для использования средств труда обучение и инструирование по их безопасному использованию. Регистрировать сведения об инструировании и обучении работника. 5. Ввести распорядительным документом порядок внутреннего контроля за производственной средой, которым устанавливается, где, когда и что проверяется, кто и когда анализирует результаты проверки, а также планирует и внедряет меры по устранению вскрытых недостатков. 6. Организовать анализ рисков производственной среды, в ходе которого выясняются факторы опасности производственной среды, при необходимости измеряются их параметры и оценивается возможное воздействие факторов опасности на здоровье работников с учетом их возрастной и половой специфики. Результаты анализа риска оформляются в письменной форме и хранятся в течение 55 лет. 7. На основании анализа рисков составить программу деятельности, в которой предусматриваются профилактические меры по предупреждению или уменьшению рисков для здоровья. 8. Составить список работников, направляемых на обследование состояния здоровья, на основании результатов анализа рисков. При организации бухгалтерского учета и отчетности необходимо (согласно Закон о бухгалтерском учете): 1. при возникновении обязанности по ведению бухгалтерского учета составить начальный баланс, отражающий размеры имущества, обязательств и собственного капитала до начала хозяйственной деятельности или до возникновения обязанностей по бухгалтерскому учету. 2. разработать внутренние правила по ведению бухгалтерского учета, регулирующие документальную фиксацию и запись хозяйственных операций, инвентаризацию имущества и обязательств, оборот и хранение первичных документов, ведение бухгалтерских реестров, использование плана счетов, кодов и сокращений, критерии классификации имущества на основное и оборотное имущество, использование в бухгалтерском учете программных средств обработки данных и порядок составления отчетов. 3. документировать все свои хозяйственные операции 4. на основании первичных документов или составленных на их основании сводных документов производить запись всех своих хозяйственных операций в бухгалтерских реестрах; 5. составлять и направлять в коммерческий регистр отчет за хозяйственный год. Процесс составления отчета за хозяйственный год включает следующую деятельность: 1) составление годового бухгалтерского отчета; 2) составление отчета о деятельности; 3) аудиторская проверка (для обязанных проводить аудиторскую проверку); 4)составление предложения о распределении прибыли; 5) представление отчета за хозяйственный год на утверждение. |