15 февраля 2005 г., г. Москва Очередное заседание российско-американской рабочей группы состоялось 15 февраля 2005 г. в Москве. Заседание прошло в формате видеоконференции посредством Интернет вещания. Во исполнение приказа Министерства образования и науки Российской Федерации руководство рабочей группой с российской стороны осуществлялось Руководителем Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам Б.П. Симоновым. Роспатент провел организационную работу по подготовке документов, формированию состава делегации, информированию заинтересованных министерств и ведомств. В рамках подготовки к заседанию американской стороне были в предварительном порядке представлены: Структурированная справка о реализации договоренностей, достигнутых в ходе встречи, прошедшей в октябре 2004 г.; "Обзор ключевых мер, предпринятых в IV квартале 2004 года в целях реализации Плана первоочередных мероприятий по противодействию правонарушениям в сфере интеллектуальной собственности в Российской Федерации и основные итоги 2004 года", материалы подготовлены Минэкономразвития России; "Регламент работы с документацией, в отношении которой введен режим коммерческой тайны", разработанный Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, вступивший в действие с 01.02.2005 г.; Справка о соотношении охраны и защиты в Российской Федерации географических указаний и наименований мест происхождения товаров с предложениями в отношении принципа взаимности при предоставлении правовой охраны наименованиям мест происхождения товаров. В состав рабочей группы с российской стороны вошли двенадцать представителей государственных министерств и ведомств: Министерства экономического развития и торговли РФ, Министерства внутренних дел РФ, Министерства иностранных дел РФ, Таможенной службы РФ, Министерства здравоохранения и социального развития РФ, НИИ Генеральной Прокуратуры РФ. В ходе заседания был рассмотрен следующий ряд вопросов: 1. Предоставление защиты от недобросовестного использования информации, составляющей коммерческую тайну, предоставляемой для государственной регистрации лекарственных средств, а также агрохимической продукции. 2. Введение альтернативной подследственности - внесение изменений в ст. 151 УПК РФ в части расследования преступлений, совершенных в сфере авторских и смежных прав, не только органами прокуратуры, но и следователями органов внутренних дел. 3. Реализация полномочий ex-officio представителями таможенных органов, введение лицензирования импорта поликарбоната. 4. Лицензирование производства оптических дисков. О ходе внесения изменений и дополнений в действующее Положение "О лицензировании деятельности по воспроизведению (изготовлению экземпляров) аудиовизуальных произведений и фонограмм на любых видах носителей. 5. Борьба с организованной преступностью в области интеллектуальной собственности средствами уголовно-правового регулирования, организация встречи с представителями 16 предприятий, расположенных на территории режимных объектов. 6. Пресечение правонарушений в области интеллектуальной собственности в Интернет. Представитель Минздравсоцразвития представил доклад о реализации соответствующих положений Соглашения ТРИПС посредством норм вступившего в силу "Регламента работы с документацией в отношении которой введен режим коммерческой тайны". Положения указанного Регламента в целом устроили американскую сторону. В ходе дискуссии был поднят также ряд проблемных во всем мировом сообществе вопросов, связанных с регистрацией "Дженерик" (лекарственных препаратов с истекшем сроком патентной защиты) и решения данного вопроса основываясь на нормах права Российской Федерации. Следует отметить, что единый подход к решению этого вопроса в международной практике пока не найден. Рассмотрен вопрос защиты от недобросовестного использования нормами законодательства об ограничении недобросовестной конкуренции, уголовного права представленных для государственной регистрации сведений о клинических и доклинических испытаниях лекарственных средств. Указанная информация была положительно воспринята американской стороной. В отношении п. 2 повестки дня американской стороне представлена информация о рассмотрении проекта поправок к ст. 151 УПК РФ в Правительстве РФ. Американской стороной были высказаны пожелания ускорения работ, связанных с внесением изменений и дополнений в действующее законодательство. Федеральной таможенной службой представлена информация о возможности реализации полномочий ex-officio посредством положений административно-процессуального законодательства. Широко обсуждался вопрос введения лицензирования импорта поликарбонатов, необходимых для производства оптических дисков. Проект соответствующего постановления находится на рассмотрении в Правительстве РФ с сентября 2004 года. Американской стороной подчеркнута необходимость скорейшего введения лицензирования импорта поликарбоната с целью отслеживания движения и целевого использования данной продукции. Пункт 4 повестки дня был прокомментирован представителем Росохранкультуры. Следует отметить, что весьма оживленную дискуссию вызвал вопрос приостановки и отзыва лицензий. С точки зрения американской стороны именно отзыв лицензий является показателем эффективности проводимых работ, направленных на борьбу с недобросовестными производителями. Представленные в последствие доводы в пользу того, что приостановка действия лицензий является наиболее эффективной мерой прекращения действия лицензируемого предприятия на неопределенный срок, удовлетворили американскую сторону. Особенности российского законодательства относят лицензируемую деятельность, осуществляемую в отсутствии лицензии, к уголовным правонарушениям, что влечет соответствующие правовые последствия. Согласно договоренности и ввиду того, что проект положения еще не прошел процедуру предварительного согласования, российской стороной будет представлена справочная информация о его нормах. В отношении лицензирования производства пустых оптических дисков российской стороной представлена информация о необходимости более детального обсуждения данного вопроса и его согласования с заинтересованными органами государственной исполнительной власти. С точки зрения американской стороны данный вопрос требует скорейшего решения. Статистическая информация о росте количества возбуждаемых уголовных дел, изъятии контрафактной продукции была представлена представителем МВД. До сведения США доведена информация о налаженном сотрудничестве между подразделением МВД, ответственным за борьбу с контрафактной продукцией, и рядом заинтересованных министерств и ведомств. В данном аспекте Российская Федерация переняла опыт США. Представлена информация о разработке специального пособия о методике расследования преступления в области интеллектуальной собственности и практике его применения. По мнению США наиболее слабой стороной борьбы с "пиратством" в Российской Федерации является порядок привлечения виновных к уголовной ответственности. Вопрос о проведении встречи с представителями "закрытых предприятий", на территории которых осуществляется производство контрафактной продукции, был раскрыт российской стороной в ключе реализованных разъяснительных работ с представителями федеральных органов, в подчинении которых находятся указанные заводы. Однако, данный вопрос по-прежнему остается для США одним из наиболее весомых аргументов для иллюстрации отсутствия государственной воли в направлении борьбы с организованной преступностью в области интеллектуальной собственности. Претензии США в отношении охраны авторских и смежных прав базировались на двух примерах работы Интернет-сайтов, распространяющих музыку в формате MP3. Реализация работ по борьбе с Интернет-преступностью была раскрыта представителем НИИ Генеральной прокуратуры. В целом, проблема заключается в отсутствии должного объема практики, квалификации специалистов. Российской стороной подчеркнута и нашла поддержку американской стороны инициатива по обмену опытом с американскими подразделениями, специализирующимися по борьбе с преступностью в данной сфере. О результатах работы: Следует отметить, что наиболее положительным моментом встречи стало понимание необходимости защиты интересов американских правообладателей посредством возможностей, предусмотренных действующим законодательством, а не мерами межгосударственного взаимодействия. Российской стороной представлена информация о наглядных примерах эффективности действий, осуществляемых американскими правообладателями на территории Российской Федерации, направленных на защиту собственных интересов. Данный аргумент также стал решающим в ходе обсуждения нарушений интеллектуальной собственности в сети Интернет, когда заявление правообладателя обуславливает возбуждение уголовного дела. В ходе встречи достигнуты договоренности о необходимости прямого взаимодействия и обмена опытом в части расследования преступлений в сети Интернет. Американской стороной было прямо заявлено о необходимости разъяснения американским правообладателям эффективности осуществления самостоятельных шагов, направленных на защиту интеллектуальной собственности в России. Вопрос о следующем заседании рабочей группы будет рассмотрен в марте 2005 г. www.fips.ru |