13 декабря состоялась встреча Министра образования и науки РФ Андрея Фурсенко и Руководителя Федерального агентства по образованию Григория Балыхина с ректорами российских вузов, избранными на эту должность в последние полтора года. Как сообщает пресс-служба Минобрнауки России, встреча проходила в рамках постоянного взаимодействия между федеральными органами исполнительной власти и вузовским сообществом. Во встрече приняли участие пятьдесят ректоров, представлявшие все федеральные округа России. Большой интерес у собравшихся вызвала реализация приоритетного национального проекта «Образование», в частности, развитие дистанционного образования, совершенствование образовательных программ, финансирование инновационных проектов, повышение квалификации преподавателей и др. Андрей Фурсенко отметил: «Часть денег, которые будут выделяться на инновационные вузы в рамках национального проекта, будет направляться на повышение квалификации профессорско-преподавательского состава, в том числе за границей, и на приглашение преподавателей из других вузов». Затрагивая проблему технического обеспечения образовательного процесса, Министр сказал: «Мы рассматриваем улучшение компьютеризации не только школ, но и вузов, что в том числе необходимо для расширения использования дистанционного образования». Вместе с тем, А.Фурсенко обратил внимание собравшихся, что «Приоритетный национальный проект – это небольшой участок развития образования, своеобразный пилотный проект, который должен продемонстрировать, что вложение средств в образование целесообразно и эффективно». Говоря о тех задачах, которые стоят перед недавно назначенными ректорами, Григорий Балыхин подчеркнул: «За всё в вузе отвечает ректор. Поэтому необходимо с самого начала подбирать команду из опытных людей, профессионалов, знающих вуз и никогда не подводящих коллектив и ректора вуза». «Первым делом необходимо заняться анализом организационной деятельности вуза, чтобы выработать план развития образовательного учреждения, по крайней мере, в среднесрочной перспективе. В ряде случае проводится аудит деятельности вуза. Кроме того, очень важно привести уставы высших учебных заведений в соответствие с Постановлением Правительства № 71 2004 года» – отметил Руководитель Рособразования. Помимо вопросов об управленческой деятельности в вузах, ректоры задавали вопросы о других аспектах образовательного процесса, в том числе связанные с сохранением монопрограмм и введением двухуровневой системы высшего образования. Андрей Фурсенко подчеркнул, что «Никаких принудительных действий по переходу от монопрограмм к системе бакалавр – магистр не было, нет и не будет». Он также сообщил, что «многие ректоры, которые говорят о необходимости сохранения монопрограмм, на самом деле самостоятельно вводят систему бакалавр-магистр. Скажем, лидером по количеству специальностей на основе двухуровневой системы является МГУ им. М.В.Ломоносова». В целом, по мнению Министра, «Главное, из чего нужно исходить в этом вопросе, это понимание того, какое образование будет востребовано на рынке труда». Ректоров интересовали позиции Минобрнауки России и Рособразования о новых законопроектах, находящихся на рассмотрении в парламенте. В частности, говоря о проекте федерального закона об автономных учреждениях, Министр подчеркнул: «Данный закон не создаёт никакой опасности для приватизации высших учебных заведений. Он всего лишь вводит новые формы, которые предоставляют вузам большую свободу деятельности. Кроме того, переход к форме автономного учреждения может быть только добровольным, осуществляемым по решению коллектива каждого вуза». Отвечая на вопрос о проекте федерального закона о Едином госэкзамене, Андрей Фурсенко отметил: «По профильным предметам абитуриент должен обязательно сдавать экзамены, причём в случае получения низких баллов, он должен лишаться права поступления в вуз на бюджетной и коммерческой основе». «Я считаю, что вуз должен иметь право устанавливать дополнительные испытания по профильным дисциплинам, но об этих испытаниях должно быть известно заранее и они должны базироваться на школьной программе. Мы думаем, что количество вузов, установивших дополнительные испытания, будет невелико, особенно в условиях значительного демографического спада» – сказал Министр образования и науки. Андрею Фурсенко и Григорию Балыхину также были заданы вопросы об административной реформе, о судьбе ведомственных вузов, которые постепенно переходят в ведение Федерального агентства по образованию, о распределении обязанностей в вузе между проректорами, о развитии дистанционных технологий в образовании, об использовании денежных средств, получаемых вузом при осуществлении своей деятельности, и др. В завершении встречи дискуссия вновь вернулась к аспектам реализации приоритетного национального проекта. Ректоров региональных вузов особенно интересовало, будут ли региональные учреждения иметь привилегии при определении лучших инновационных вузов. Министр образования и науки отметил, что «в конкурсах обязательно будет учитываться территориальное расположение вузов, чтобы выделяемые средства не оставались в Москве, а поддерживали инновационные проекты по всей России». «В целом, при прочих равных условиях, региональным вузам должно отдаваться предпочтение. Но главный критерий – это качество образовательных программ» – подчеркнул Андрей Фурсенко. / |