Офисы трансфера технологий или центры трансфера технологий высших учебных заведений и научно-исследовательских институтов В задачи офиса трансфера технологий университета или научно-исследовательского института входит:
Первые шаги создания офисов трансфера технологий в университетах России и СНГ Программа BRHE. Формирование отделов трансфера технологий в университетах России и СНГ заметно активизировалось в рамках совместной российско-американской программы "Фундаментальные исследования в области естественных наук и высшее образование" Basic Research and Higher Education (BRHE). Программа направлена на разработку фундаментальных исследований в российских региональных университетах путем создания высокопрофессиональных научно - образовательных центров (НОЦ) в российских университетах. Основные задачи НОЦ:
Программа управляется совместно Министерством образования и науки Российской Федерации и Американским фондом гражданских исследований и развития для независимых государств бывшего Советского Союза (CRDF). Основное финансирование Программы осуществляется из средств американской и российской сторон. Пятьдесят процентов (50 %) финансирования предоставлено из американских источников за счет грантов, выделенных CRDF со стороны фонда Джона Д. и Кэтрин Т. МакАртуров и корпорации Карнеги (Нью-Йорк). Двадцать пять процентов (25 %) финансирования Программы выделяется из собственного бюджета Министерства образования РФ и двадцать пять процентов (25 %) предоставляется университетами-участниками, региональными или местными администрациями и иными российскими источниками. В настоящее время в Программе участвуют шестнадцать научно-образовательных центров. Конференции OECD/CRDF. Знаковыми событиями в рамках деятельности научно-образовательных центров являются ежегодные конференции, посвященные проблемам коммерциализации интеллектуальной собственности и организуемые совместно Министерством образования и науки РФ, Организацией экономического содействия и развития (OECD 2002 г. Москва. Одна из первых таких конференций прошла в декабре 2002 года в Министерстве образования Российской Федерации. В ходе конференции рассматривались такие вопросы:
2003 г. Екатеринбург. Обсуждение российского и зарубежного опыта коммерциализации интеллектуальной собственности университетов на базе сети офисов трансфера технологий (ОТТ) было продолжено на совещании в г. Екатеринбурге в 2003 году, в ходе которого обсуждались такие вопросы:
Кроме того, на конференции был обсужден первый опыт деятельности отделов трансфера технологий, созданных в 2003 году в результате проведенного конкурса на базе четырех научно-образовательных центров. 2004 г. Санкт-Петербург. 13-14 декабря в Санкт - Петербургском государственном университете при финансовой поддержке Организации экономического содействия и развития (OECD С подробным отчетом о конференции можно ознакомиться на сайте Определение приоритетов ОТТ: опыт ОТТ университетов Нижнего Новгорода, Томска, Санкт-Петербурга, Владивостока. По мнению руководителя ОТТ Нижегородского университета, главная проблема, стоящая на пути эффективного трансфера технологий, заключается в отсутствии адекватной восприимчивости субъектов науки и промышленности к необходимости активизации инновационной деятельности, основанная на объективной экономической ситуации и плохой осведомленности в части положительного мирового и российского инновационного опыта. Для решения этой проблемы деятельность ОТТ сконцентрирована в следующих основных направлениях:
Руководитель ОТТ Томского государственного университета считает, что главная миссия ОТТ - оказывать содействие на системной и профессиональной основе ученым, студентам и сотрудникам ТГУ, НОЦ ТГУ в их взаимоотношениях, связанных с трансфером их знаний и инновационных идей, с бизнес средой и обществом на региональном, национальном и международном уровнях. Основными целями ОТТ являются:
Для достижения указанных целей ОТТ выполняет три основные функции. Нормативная: Разработка и совершенствование системы внутренних нормативных документов, регулирующих и разъясняющих права и обязанности сотрудников и Университета в отношении использования результатов интеллектуальной деятельности Образовательная: Проведение семинаров для ППС и студентов НОЦ ТГУ по вопросам, связанным с управлением ИС и механизмом трансфера технологий в вузе. Функция трансфера технологий:
В качестве основных препятствий для развития трансфера технологий в Санкт - Петербургском классическом университете директор ОТТ определяет такие проблемы, как особенность классического университета – преобладание фундаментальных НИР, неориентированность прикладных НИР на потребности рынка, финансовая и правовая нестабильность, проблемы доступа к российской рыночной информации, нехватка кадров, а также ряд других проблем. По материалам |