С введением в действие 23 сентября 1992 года Закона РФ "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" в России появился новый охраняемый объект ПС наименование места происхождения товара. Этот объект предназначен не только для обозначения, призванного отличать товар, но и для указания на специфические свойства товара, обусловленные местом его происхождения. Наименованием места происхождения товара является название страны, населенного пункта, местности или другого географического объекта, используемое для обозначения товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями или человеческим фактором либо и тем и другим одновременно. Например, "коньяк" и "шампанское" для вин, "рокфор" и "эмменталь" для сыров, "Боржоми" для минеральных вод. Возможно использование и исторических названий географических объектов. Выполняя функцию "сертификата" высокого качества и особых свойств товара, обозначение места их происхождения является важным фактором расширения коммерческой продажи, средством повышения конкурентоспособности на рынке. Особые свойства товара должны быть при этом стабильными. Правовая охрана наименования места происхождения товара возникает на основании его регистрации, произведенной в соответствии с Законом, а также в силу международных договоров РФ. В отличие от права на товарный знак, носящего исключительный характер, права пользования наименованием места происхождения товара носят коллективный характер - субъектами права могут быть несколько физических или юридических лиц. Условием признания лиц субъектами права являются: обязательное расположение в пределах территории того географического объекта, название которого он хочет зарегистрировать. Кроме этого, лицо должно производить этот товар. Право пользования наименованием места происхождения товара является неотчуждаемым: лицо, которому такое право предоставлено, не вправе уступить кому-либо свое право или предоставить лицензию на использование зарегистрированного наименования. Только государство может предоставить право пользования наименованием. Использованием наименования является применение его на товарной упаковке, в рекламах, проспектах, бланках и иной документации. Закон предоставляет правообладателю возможность использования предупредительной маркировки, указывающей на регистрацию. Специального знака Законом не предусмотрено. В отличие от регистрации товарного знака, действующей в течение 10 лет с возможностью дальнейшего продления, регистрация наименования действует бессрочно, а вот свидетельство на право пользования действует в течение 10 лет, хотя предусмотрена возможность продления срока его действия. Заявка на регистрацию и предоставление права пользования наименованием места происхождения товара должна относиться только к одному наименованию и содержать следующие сведения: заявление; заявляемое обозначение. Необходимо указать, что название географического объекта может употребляться и как прилагательное (например, Липецкие кружева); вид товара, для обозначения которого испрашивается регистрация и предоставление права пользования; описание особых свойств товара, лаконичное и четкое с использованием специальной терминологии; заключение компетентного органа о местоположении заявителя и производимом им товаре. Экспертиза проводится в два этапа. На 1-ом этапе, проводимом в 2-х месячный срок, проверяется комплектность документов и соответствие оформления установленным требованиям. На 2-м этапе проводится экспертиза для установления охраноспособности, возможности регистрации обозначения в качестве места происхождения товара и выдачу свидетельства о праве пользования этим наименованием. Законом прекращается правовая охрана места происхождения товара, если его регистрация будет признана недействительной или в случаях исчезновения характерных для данного объекта условий или утратой товаром присущих ему особых свойств. Аннулирование регистрации производится Патентным ведомством при ликвидации юридического лица - обладателя свидетельства или на основании заявления обладателя свидетельства. Фирменное наименование Фирменное наименование - имя или обозначение, позволяющее идентифицировать предприятие физического или юридического лица и охраняемое против неправомерных действий третьих лиц. Официального определения этого понятия нет ни в законах, ни в каких-либо нормативных актах. В Парижской конвенции лишь указано, что фирменное наименование охраняется во всех странах Союза без обязательной заявки или регистрации независимо от того, входит ли оно в состав товарного знака. Из этого следует, что нет необходимости подавать заявку на охрану наименования своей фирмы и регистрировать его - оно должно охраняться как в своей стране, так и в странах - участницах Парижской конвенции уже в силу существования данной фирмы или данного предприятия, имеющего свое наименование. Употребление такого же имени третьими лицами является нарушением прав владельца фирмы и этот конфликт решается в судебном порядке. Чтобы оградить свою фирму или предприятие от подобного конфликта, нужно отказаться от использования в наименовании фирмы слова или сочетания слов иностранного происхождения и тщательно следить за уже употребляемыми или вновь заявляющимися наименованиями отечественных фирм и совместных предприятий. Охрана ноу-хау Во всех странах правовая охрана предоставляется не только изобретениями, но и сведениями об иных технических решениях, которые получили названия "ноу-хау" от английского "to know how to do it". Сведения, относимые к ноу-хау, нередко определяемые в литературе как "знания и опыт", могут представлять собой не только техническую, но и организационную и коммерческую информацию, касающуюся организации и экономики производства, коммерческой деятельности, финансирования и пр. Но основной массив ноу-хау составляют полезные технические и технологические сведения, применяемые в производстве. Многие технические решения, квалифицируемые как ноу-хау, соответствуют нормам изобретений, однако не патентуются разработчиками в связи с желанием скрыть определенную информацию, которая при патентовании неизбежно должна быть раскрыта и пойти тем самым на пользу конкурентам. Таким образом, информация, признаваемая как ноу-хау, составляет как правило, секрет производства. Во всех системах права юридическая охрана предоставляется ноу-хау исключительно как секретной информации и это требует от ее обладателя принятия определенных мер по ее секретному промышленному и коммерческому использованию. Поэтому в договор о передаче ноу-хау включают специальное условие о конфиденциальности использования. Технические решения, составляющие ноу-хау, не являются объектом регистрации и не пользуются защитой на основании какого-либо документа, что затрудняет установление содержания ноу-хау как объекта охраны и тем самым требует точного и полного определения ноу-хау в тексте договора на передачу информации. Ноу-хау не является также объектом исключительного права. Любое физическое или юридическое лицо правомочно использовать ноу-хау, если самостоятельно своими средствами его разработало или законно приобрело у другого лица. Несколько фирм, работающих в одной области, могут независимо прийти к созданию идентичного технического решения и соответственно имеют право его использовать без каких-либо ограничений и права юридической защиты. Во всех странах защита ноу-хау осуществляется на основании общих норм гражданского и/или уголовного права без каких-либо специальных нормативных актов. Эти нормы применяются к лицам, нарушившим свои обязательства, вытекающие из закона или договора. К лицам, похитившим информацию (промышленный шпионаж) или к служащим, раскрывшим секреты производства, могут быть применены также и нормы уголовного права. |