Д.МЕДВЕДЕВ: Сегодня заседание Комиссии по технологическому развитию проходит в Татарстане. И темой заседания являются региональные программы энергосбережения и энергоэффективности. Место избрано не случайно. Я только что беседовал с Рустамом Нургалиевичем на эту тему. Конечно, в Набережных Челнах за последнее время очень многое было сделано в этом направлении. Результаты есть. Они есть и в других местах. Главный результат, конечно, заключается в том, что реальная энергоэффективность становится другой: люди деньги экономят – это, наверное, самое главное, – обычные граждане и организации, которые живут и располагаются в соответствующих помещениях. Как я уже неоднократно говорил, это направление является ключевым для модернизации экономики, социальной сферы в нашей стране. Решая эти задачи, мы создаём контуры новой экономики, повышаем конкурентоспособность наших товаров и услуг, создаём новые предприятия, новые отрасли, вносим улучшение в экологическую ситуацию, качество жизни людей. Проект этот сложный. И, надо признаться, сделали мы пока немного. Но уже начали этим заниматься всё-таки по-взрослому. Мы сейчас тоже говорили с Президентом Татарстана на эту тему. Конечно, реально этим всем нужно было раньше начинать заниматься. Здесь этим занимаются 10 лет. В других местах занимаются ещё меньше. Надо было заниматься этим, может быть, последние 15 лет, тогда результат был бы другим, даже в более сложный период, который был в нашей стране. Год назад был принят закон об энергосбережении и повышении энергоэффективности. Как раз все присутствующие здесь, члены Комиссии, внесли свою лепту в принятие закона. Мы его обсуждали на заседании Комиссии. Помните? По отдельным формулировкам спорили. Хорошо, что всё это было наконец сделано. Он определил приоритеты и фактически первоочередные мероприятия в этой сфере. Сейчас можно подвести некоторые итоги и назвать очевидные проблемы, с которыми сталкиваются и наши граждане, и наши частные компании, и наш бюджетный сектор. Первое. Законом определены сроки обязательной установки приборов учёта. Но у нас пока не существует чётких требований к функциям и к качеству этих приборов. Их необходимо безотлагательно разработать и ввести в практику. Кроме того, в марте я давал поручение запустить пилотные проекты по системам интеллектуальных приборов учёта. Мне бы хотелось, чтобы рассказали, как эта работа продвигается. Мы сейчас смотрели, как выглядят наши приборы учёта, посещали один из достаточно обычных домов в городе. Что хорошо? То, что значительная часть приборов, уже установленных здесь, выпускается в Татарстане. Это не какие-то сверхвыдающиеся приборы. Это счётчики. Выглядят они, конечно, современнее, чем то, что мы привыкли видеть. Но самое главное, что это свои приборы, и они уже работают. Но нужно думать и о более современных поколениях приборов. Второе. В законе сказано, что средства, сэкономленные при рациональном использовании электроэнергии, остаются в распоряжении бюджетных организаций и могут направляться на насущные нужды, например на увеличение заработной платы. Мне бы хотелось, чтобы был доклад о том, какие механизмы в развитие этих норм уже созданы. Есть информация о том, что руководители бюджетных учреждений, директора школ, заведующие поликлиниками, детскими садами, просто даже и не знают об этих нормах или, если и знают, то не верят, что эти нормы будут работать. Третье. Очень медленно идут энергообследования в бюджетном секторе. Здесь есть и объективные причины: саморегулируемые организации энергоаудиторов пока только создаются, пока только формируются. Необходимо, чтобы аудит заработал как можно быстрее. Нам нужны реальные сведения о потенциале энергосбережения. Этот аудит должен быть профессиональным и, по сути, сплошным. Мы смотрели сейчас диспетчерские возможности, которые показывали. Конечно, здорово, что в Набережных Челнах есть система, которая позволяет посмотреть, как в каждом из домов осуществляется расходование энергии, включая, скажем, температуру входа горячей воды в квартиры. Это, конечно, уже другое ощущение создаёт. И наконец, у бюджетных организаций должны быть возможности для привлечения частных инвестиций, поэтому нам нужно снимать барьеры для применения энергосервисных контрактов. Наконец (и это, может быть, самое главное с точки зрения организации), должны заработать региональные программы энергоэффективности. В настоящий момент разработаны 54 такие программы, в стадии утверждения находятся 25, а в стадии разработки – четыре программы. Надо поторопить наших уважаемых коллег-губернаторов, чтобы они этим занимались быстрее. Кто не способен этим заниматься, пусть тогда объяснит, что ему мешает. Пока даже качество этих документов оставляет желать лучшего. Не везде определены целевые показатели, индикаторы исполнения программ, не конкретизированы мероприятия, механизмы финансового обеспечения и управления программами. В бюджетах многих регионов соответствующие расходы просто не предусмотрены. Понимаю, конечно, все трудности с формированием бюджетов, особенно в нынешний период, но мы, с другой стороны, с вами понимаем, во что это инвестиции. Это инвестиции не только в будущее, но и в более комфортную жизнь. И в конечном счёте эти инвестиции будут вести к уменьшению расходов бюджета. Поэтому здесь должен быть очень разумный подход к такого рода тратам. Буквально на днях (21 октября) Правительство одобрило новую государственную программу энергосбережения и повышения энергоэффективности. Она рассчитана на 10 лет и должна привести к существенному снижению энергоёмкости валового внутреннего продукта не менее чем на 13,5 процента к 2020 году. Одним из основных механизмов реализации государственной программы является софинансирование региональных проектов. В ближайшие три года на это планируется направить около 17 миллиардов рублей. Ещё раз хотел бы отметить, что руководители наших субъектов, территорий нашей страны должны особенно внимательно отнестись к этой работе. В перспективе энергосбережение должно привести к существенной экономии расходов населения на услуги ЖКХ. Сегодня это особенно чувствительная статья расходов для таких категорий граждан, как малоимущие граждане, пенсионеры. С кем бы я ни общался, особенно в малых городах, первое, о чём говорят люди, – это расходы на ЖКХ. Не пенсии, не зарплаты, не кризис – расходы на ЖКХ. Почему? Во-первых, всегда неприятно, когда новые счета приходят в увеличенной сумме, но особенно раздражает непрозрачность этих расходов. Люди просто не понимают, за что это. Вы знаете, если в современных больших городах, таких как Набережные Челны, хотя бы видно (вот приборы новые поставили, следят за этим), тут понятно, куда деньги идут, то в малых городах ситуация зачастую смотрится очень и очень тяжело: счета растут, изменений никаких. Мы обсудим эту тему в самое ближайшее время, я уже говорил о том, что качество жилищных услуг должно находиться под постоянным контролем региональных властей, поэтому весь этот месяц будем заниматься именно качеством жилищно-коммунальных услуг, и я жду от губернаторов подробных докладов о том, что сделано. Это одна из главных обязанностей руководителей регионов и, конечно, руководителей муниципальных образований. Значительная часть ответственности за энергоэффективность в коммунальных системах лежит на компаниях, которые контролируются государством. Речь идёт о наших крупных холдингах, о ФСК и МРСК, здесь присутствуют руководители этих компаний, хотел бы, чтобы они коротко доложили о своих планах. Работать надо согласованно и друг с другом, и с руководством регионов. Жалоб на деятельность компаний очень немало, я не знаю, обоснованные или менее обоснованные, но в конечном счёте, как принято говорить, дыма без огня не бывает, во-первых. А во-вторых, по каждому такому случаю нужно разбираться, это государственные структуры, государственную политику определяют, государство назначает и увольняет их руководителей. И ещё одна тема. У нас есть ряд рабочих вопросов, которые накопились, они касаются и некоторых вопросов финансовой сферы, сегодня мы об этом поговорим. По материалам Комиссии при Президенте РФ по модернизации и технологическому развитию экономики России - |