Инновации: гранты, технологии, патентыПортал
информационной поддержки
инноваций и бизнеса

Расширенный поиск
ГлавнаяО проектеРекламаКонтактыРассылка
НОВОСТИ
24-07-2017 Мальта сохраняет упрощенную процедуру получения ПМЖ
Хорошие новости для эмигрантов: Мальта сохраняет упрощенную процедуру получения ПМЖ Мальтийская государственная программа Malta Visa & Residence Program (MRVP) в 2017 году остается наиболее... »

21-07-2017 Московская область: в Жуковском откроют технопарк
Технопарк и индустриальный парк планируется создать в Жуковском, на базе которых немецкие и французские компании смогут разместить свои производства. Об этом журналистам сообщил заместитель председателя... »

21-07-2017 Интервью Михаэля Шваара – изобретателя и конструктора станков METROM
Интервью с Михаэлем Швааром - изобретателем и конструктором 5-ти осевых станков и обрабатывающих центров METROM, которые используют принципы 5-ти стоечной параллельной кинематики ... »

[Все новости]
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ГРАНТЫ
ПАТЕНТОВЕДЕНИЕ
ВЕНЧУРНЫЙ БИЗНЕС
ИННОВАЦИОННАЯ РОССИЯ
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПАРТНЕРСТВО В ИННОВАЦИОННОЙ СФЕРЕ
АНАЛИТИКА
ИННОВАЦИОННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ МОСКВЫ
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ПРОГРАММЫ И КОНКУРСЫ
ИННОВАЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ УНИВЕРСИТЕТЫ
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ И РЕГИОНАЛЬНЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ ПЛОЩАДКИ
ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА
МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА ИННОВАЦИЙ
ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА ИННОВАЦИОННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
МЕРОПРИЯТИЯ
30.11.17 - 03.12.17 Международная ярмарка инноваций SIIF 2017
Выставка, Корея Южная, Сеул

28.04.18 - 28.04.18 M-Health Congress 2017
Конференция, Москва, Москва


[Все мероприятия]

КОНВЕРТОР ВАЛЮТ
ВИДЕО
Первая Всероссийская конференция «ГОСГРАНТ»...
Просмотр:   видео для модема    видео для выделенной линии  
[Все видеосюжеты]

Государство - инновации - бизнес

Вверх / Аналитика / Государство - инновации - бизнес /

Как запустить инновационные механизмы


Формирование национальной инновационной системы – задача государственной важности. О том, как законодательно обеспечить этот процесс, рассказывает парламентарий и учёный Валерий Черешнев.

Справка:

Черешнев Валерий Александрович, председатель Комитета по науке и наукоёмким технологиям Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации пятого созыва, академик Российской академии наук, академик Российской академии медицинских наук.

Одна из главных проблем на пути перехода экономики России к инновационному типу развития –
огромная пропасть между новаторскими научными идеями, прорывными технологическими разработками и внедрением их в производство. В последнее время с разных трибун всё чаще говорится о необходимости формирования национальной инновационной системы, призванной эту проблему решить. Что представляет собой такая система и как законодательно обеспечить её бесперебойную работу?

– Под национальной инновационной системой я и мои коллеги понимаем федерально-региональную систему, включающую совокупность взаимосвязанных институциональных структур, занятых созданием и коммерческой реализацией знаний и технологий, и комплекса институтов правового, финансового и социального характера, обеспечивающих эффективное взаимодействие её элементов. Её ещё предстоит создать. И говорить о том, что национальная инновационная система у нас сформировалась, можно только тогда, когда процессы разработки, освоения, производства и массового распространения инноваций во всех секторах экономики будут происходить без сбоев.

Сейчас перед законодателями стоит задача сформировать правовую основу для перехода на инновационный тип развития экономики. Комитет Государственной Думы по науке и наукоёмким технологиям завершает разработку пакета законопроектов, регулирующих инновационную деятельность. В этот пакет входят 12 законопроектов в частности, законопроекты об инновационной системе Российской Федерации, о налоговых льготах для инновационного бизнеса, о государственных научных центрах, о наукоградах и др. В базовом законопроекте будет дано определение инновационной деятельности, инновационного продукта. Мы работаем и над тем, чтобы состыковать вновь принимаемые законы с действующим законодательством. Предстоят нелёгкие консультации с Минфином, поскольку пакет законопроектов затратный – только на первом этапе (в 2010 г.), по экспертным оценкам, он обойдётся государству в 35 млрд. рублей. Я имею в виду предусматриваемые серьёзные налоговые льготы малым и средним предприятиям, создаваемым при научных и образовательных бюджетных учреждениях. Но без принятия этих законов мы инновационные механизмы не запустим.

В какой стадии работа над законопроектами?

– Работа над главным законопроектом – «Об инновационной системе Российской Федерации» велась в течение года. Рабочая группа Комитета по науке и наукоёмким технологиям уже подготовила концепцию этого законопроекта, сейчас формулируются его статьи.

Одновременно ведётся работа по совершенствованию законодательства и в других Комитетах Думы. Есть интересные законодательные предложения, которые мы внимательно изучаем. Ведь нам надо создать такое законодательство, которое учитывало бы все особенности инновационного процесса.

Как обеспечить защиту интеллектуальной собственности и вовлечение прав на результаты научно-технической деятельности в экономический оборот?

– Такая проблема, безусловно, есть. Права на результаты интеллектуальной деятельности с 2008 года регулируются положениями IV части Гражданского кодекса Российской Федерации. Но уже сейчас очевидно, что эти положения нуждаются в уточнении. Один из законопроектов в нашем пакете как раз этому и посвящён. Отсутствие в ГК таких норм порождает административные барьеры на пути коммерциализации технологий, формирования и эффективного функционирования национальной инновационной системы.

На прошедшем 19 октября 2009 года в Госдуме круглом столе «Инновационное развитие России: проблемы законодательного обеспечения» Вы говорили о необходимости «системной проработки инновационной политики, концентрации ресурсов государства и бизнеса на приоритетных проектах». Целесообразно ли, на Ваш взгляд, создать единый орган государственного управления инновационной политикой, который координировал бы работу различных ведомств?

– Такой вопрос действительно обсуждается. Сейчас у нас инновациями занимаются и Минэкономразвития, и Минобрнауки, и Минкомсвязи, и Минфин. Но ни одного ответственного за конечный результат нет – всё размыто.

Есть предложение у председателя Совета Федерации Сергея Михайловича Миронова – разделить Министерство образования и науки на две структуры: Министерство науки и инноваций, которое будет отвечать за инновационное развитие, координировать работу по этому направлению других министерств, и Министерство образования. В нашей большой стране, особенно при переходе на инновационные рельсы, это вполне оправдано. В Южной Корее, например, есть министерство экономики и министерство экономики знаний.

В 1995 году Государственная Дума приняла закон «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации»; в 1999-м в него были внесены изменения. Почему возникла необходимость в разработке нового федерального закона о долгосрочном прогнозировании и стратегическом планировании экономики страны в целом, а также отдельных отраслей экономики, социальной сферы и регионов?

– Поскольку мы встали на инновационный путь развития, то должны иметь систему стратегического планирования, стратегического управления и долгосрочного научного прогнозирования. Соответственно, нужен и закон, регулирующий эту сферу.

На Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям, возглавляемой вице-премьером Сергеем Борисовичем Ивановым, вырабатываются предложения, связанные с реализацией основных направлений государственной политики в сфере развития научно-технического комплекса и национальной инновационной системы, высокотехнологичных секторов экономики. Недавно Комиссия предложила внести уточнения в приоритетные направления развития страны, которые, кстати, пересматриваются раз в пять лет. И по каждому из них нужно разрабатывать научно-обоснованный прогноз. Первым направлением рекомендуется считать индустрию наносистем. Вторым – телерадиокоммуникационные технологии, третьим – науки о жизни, четвёртым – транспортные и космические технологии, пятым – энергоэффективность и энергосбережение, включив сюда и ядерные технологии. Предложено выделить и шестое приоритетное направление – рациональное природопользование. Судя по Посланию Федеральному Собранию, Президент воспринял это предложение, уделив внимание вопросам экологии. Я предложил Комиссии седьмое приоритетное направление – системное прогнозирование развития общества. На мой взгляд, важно понять, какое общество мы строим – постиндустриальное, какое-то иное?

Многие учёные, руководители высокотехнологических компаний и даже чиновники обеспокоены крайне низким уровнем спроса на отечественную инновационную продукцию со стороны крупного бизнеса, промышленности. Какие меры, в том числе на законодательном уровне, необходимо принять, чтобы стимулировать внутренний спрос на инновации?

– Для того чтобы крупный промышленный бизнес заинтересовался инновационными продуктами и технологиями, целесообразно наряду со стимулирующими законодательными нормами (например, налоговыми) более эффективно использовать и вполне рыночные меры «принуждения»: техническое регулирование, стандартизацию и контроль, задающие технологические коридоры с целью модернизации отраслей экономики. Такие меры весьма эффективно применяются во многих передовых и быстро развивающихся странах.

Изменится ли государственная политика в отношении науки – локомотива инновационного развития?

– То, что отношение государства к науке будет меняться, следует из сказанного Президентом в Послании Федеральному Собранию о формировании комфортной среды для осуществления в нашей стране исследований и разработок мирового уровня. Да и слова Луи Пастера о роли науки в развитии общества Дмитрий Медведев привёл не случайно.

В современных условиях вклад интеллектуального капитала в прирост валового внутреннего продукта (ВВП) промышленно развитых стран составляет от 75 до 95%.

Если же говорить о вкладе российской науки в экономический рост, то он пока незначительный – менее одного процента. Это свидетельствует о низкой результативности научной и научно-технической деятельности российской науки и инновационной активности предпринимательского сектора экономики, об отсутствии эффективного механизма формирования и реализации государственной научно-технической и инновационной политики.

Чтобы эту ситуацию изменить, Комитет Государственной Думы по науке и наукоёмким технологиям совместно с Комитетом Совета Федерации по образованию и науке разработали проект федерального закона о государственном секторе науки.

Мы намерены законодательно закрепить понятие «государственный сектор науки», его структуру, основополагающие задачи, права и обязанности его участников. Принятие этого законопроекта обеспечит более эффективную деятельность основных сегментов государственного сектора науки: академического, прикладного и вузовского, а также функционирование национальной инновационной системы в целом.




/STRF.ru, 04.12.09/


РАЗМЕСТИТЬ БЕСПЛАТНО:
Бесплатные сервисы онлайн
Инновационные проекты малого бизнеса
на 25.07.2017
USD59,6572+0,7247
EUR69,4708+0,8085
БВК64,0733+0,7624
Все валюты

ВАШЕ МНЕНИЕ
Какое состояние сейчас в большей степени характерно для малого бизнеса?
 Рост
 Стабильность
 Снижение
 Уход в тень
 Закрытие
Предложите опрос
ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ
Все ссылки
ПОГОДА 25.07.2017
Россия, Московская обл., Москва
днем
ночью
+24...+26
+13...+15
Переменная облачность, без осадков. Атмосферное давление днем: 745 мм рт.ст. ночью: 744 мм рт.ст. Ветер ночью слабый, днём переменных направлений 2-7 м/с. (прогноз)
Погода в России и за рубежом
 
Рейтинг@Mail.ruRambler's Top100
Российский деловой портал «Альянс Медиа»
 · Бизнес России
Бизнес-образование
 · Бизнес-план
 · БИНФО
 · Благотворительность
 · Бухгалтерский учет
 · Вся Россия
 · ВЭД
Госзаказ
 · Дистанционный консалтинг
 · ЖКХ
 · Законы
 · Зоокластер
 · Инвестиции
 · Инновации
 · Исследования
Исторические документы
 · ИТ и связь
 · Кино
 · Кластер инноваций
 · Кластерное развитие
 · Коммерческие предложения
Легпром
 · Маркетинг
 · Мероприятия
 · Молодежь
 · Наука
 · Недвижимость
 · Охрана труда
 · Размещение пресс-релизов
Пресса
 · Продукция и услуги
 · Работа
 · Рассылки
 · Реклама и PR
 · Ремесленничество
 · Рестораны
 · Русский язык
Система ММЦ
 · Словарь
 · Социальное общество
 · Спорт
 · Стиль Мода Дизайн
 · Субконтрактация
ТВ - Первый канал бизнеса
 · Тесты
 · Транспорт
 · Финансовые рынки
 · Экология
Адыгея
 · Алтай
 · Амурская область
 · Архангельск
 · Астрахань
 · Башкортостан
 · Белгород
 · Брянск
 · Бурятия
Владимир
 · Волгоград
 · Вологда
 · Воронеж
 · Дагестан
 · Еврейский АО
 · Забайкальский край
 · Иваново
 · Ингушетия
Иркутск
 · Кабардино-Балкария
 · Калининград
 · Калмыкия
 · Калуга
 · Камчатка
 · Карачаево-Черкессия
 · Карелия
Кемерово
 · Киров
 · Коми
 · Кострома
 · Краснодар
 · Красноярск
 · Курган
 · Курск
 · Ленинградская область
Липецк
 · Магадан
 · Марий Эл
 · Мордовия
 · Москва
 · Московская область
 · Мурманск
 · Ненецкий АО
Нижний Новгород
 · Новгород
 · Новосибирск
 · Омск
 · Орел
 · Оренбург
 · Осетия
 · Пенза
 · Пермь
 · Приморье
Псков
 · Республика Алтай
 · Республика Крым
 · Ростов-на-Дону
 · Рязань
 · Самара
 · Санкт-Петербург
 · Саратов
Сахалин
 · Свердловская область
 · Севастополь
 · Смоленск
 · Ставрополь
 · Тамбов
 · Татарстан
 · Тверь
 · Томск
Тула
 · Тыва
 · Тюмень
 · Удмуртия
 · Ульяновск
 · Хабаровск
 · Хакасия
 · ХМАО-Югра
 · Челябинск
 · Чечня
Чувашия
 · Чукотка
 · Якутия
 · Ямало-Ненецкий АО
 · Ярославль
Дальневосточный ФО
 · Приволжский ФО
 · Северо-Западный ФО
 · Северо-Кавказский ФО
 · Сибирский ФО
 · Уральский ФО
Центральный ФО
 · Южный ФО
Австралия
 · Австрия
 · Азербайджан
 · Аргентина
 · Армения
 · АТЭС
 · Белоруссия
 · Бельгия
 · Болгария
 · Бразилия
Великобритания
 · Венгрия
 · Вьетнам
 · Германия
 · Греция
 · Грузия
 · Дания
 · ЕАЭС
 · Египет
 · Израиль
 · Индия
Ирландия
 · Испания
 · Италия
 · Казахстан
 · Канада
 · Кипр
 · Киргизия
 · Китай
 · Куба
 · Латвия
 · Литва
Молдавия
 · Монголия
 · Нидерланды
 · Норвегия
 · Польша
 · Португалия
 · Румыния
 · Сербия
 · Словакия
 · Словения
СНГ
 · Таджикистан
 · Тайвань
 · Туркмения
 · Турция
 · Узбекистан
 · Украина
 · Финляндия
 · Франция
 · Хорватия
Черногория
 · Чехия
 · Швейцария
 · Швеция
 · Эстония
 · Южная Корея
 · Япония
2003 - 2017 © НДП "Альянс Медиа"
Правила републикации
материалов сайтов
НП "НДП "Альянс Медиа"

Политика конфиденциальности
 
Статьи партнеров   Факты