О модельном законе об инновационной деятельности государств-участников СНГ



Статья посвящена концепции модельного закона «Об инновационной деятельности», разработанного с участием авторов настоящего доклада в составе рабочей группы Постоянной комиссии Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ по науке и образованию.

Политика государств - участников Содружества Независимых Государств (СНГ) в сфере экономического развития ориентируется на приоритетах инновационного пути развития, на создание необходимых условий технологического обновления производства, на повышение конкурентоспособности в сфере производства высокотехнологичной продукции, основанной на достижениях современной науки и техники. Решение указанной задачи требует необходимых организационных, экономических и правовых условий, способствующих вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности.

Инновационная деятельность – одна из наиболее динамичных, быстро развивающихся сфер общественных отношений, нуждающихся в адекватном правовом регулировании. В настоящее время в государствах-участниках СНГ создаются национальные законодательные и иные нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере инновационной деятельности. В связи с этим очевидным становится необходимость гармонизации законодательства, регулирующего отношения в сфере инновационной деятельности, отвечающего требованиям развития экономики государств – участников СНГ, ориентированного на возможные перспективы научно-технической интеграции, создания общего экономического пространства для государств-участников СНГ. На это была направлена разработка модельного закона «Об инновационной деятельности».

Проект Модельного закона «Об инновационной деятельности» подготовлен рабочей группой Постоянной комиссии МПА государств-участников СНГ по науке и образованию под руководством С.И Колесникова, Е.Б. Балашова и Е.А. Наумова. В работе над законопроектом принимали участие специалисты ФГУ НИИ РИНКЦЭ, а также привлекаемые специалисты-эксперты из научно-исследовательских институтов Российской Федерации, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Украины и других государств-участников СНГ. При подготовке законопроекта рабочая группа опиралась на мнение ученых и специалистов, участвовавших в обсуждении основных положений проекта модельного Закона на международных конференциях и совещаниях, посвященных актуальным проблемам развития инновационной деятельности, проходивших в Алуште (Украина), Астане (Казахстан), в Ереване (Армения), в Минске (Белоруссия), в Москве и в Санкт-Петербурге (Российская Федерация).

При разработке модельного закона «Об инновационной деятельности» использовались принципы кодификации принятых МПА СНГ модельных законов «Об инновациях», «О реализации прав государства на объекты интеллектуальной собственности в сфере науки и технологий», «О научно-технической информации», «О научной и научно-технической экспертизе», заложивших правую основу регулирования отношений в сфере инновационной деятельности государств- участников СНГ.

Закон опирается на опыт Республик Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Украина, Республики Беларусь, Российской Федерации и других государств-участников СНГ связанный с разработкой законодательных и нормативных правовых актов в сфере инновационной деятельности с учетом их правоприменительной практики.

При разработке законопроекта учтены современные достижения зарубежного права в области регулирования отношений в сфере инновационной деятельности, которые являются перспективным и одновременно соответствуют основам развитию национальной правовой системы государств- участников СНГ.

Предметом регулирования закона являются общественные отношения, связанные с защитой прав на интеллектуальные результаты инновационной деятельности, включая права на объекты интеллектуальной собственности, технологические «ноу-хау», полученные при бюджетном финансировании научных исследований и разработок или при выполнении государственных заказов на поставку научно-технической продукции (услуг).

Закон устанавливает общие правила регистрации объектов интеллектуальной собственности, условия использования научно-технической информации, технологических «ноу-хау» и передачи прав интеллектуальной собственности при введении в хозяйственный оборот технологических нововведений, а также специальные правила в отношении технического регулирования и обеспечения конкурентоспособности производства и поставки научно-технической продукции (оказанием услуг).

Важное внимание в законопроекте уделено определению таких основных понятий, как «инновационная деятельность», «новшество», «инновация», «инновационная продукция», «инновационное предприятие (организация)», инновационная политика», «инновационная система», «инновационный проект», а также другим понятиям, используемых в законе, определяющим область правового регулирования в сфере инновационной деятельности.

Важными положениями в законопроекте являются:
    - нормы, определяющие требования к формированию и реализации государственной инновационной политики, к государственной поддержке и стимулированию инновационной деятельности;
    - нормы, связанные с формированием корпоративных форм организации, кооперации и саморегулирования в сфере инновационной деятельности;
    - нормы, определяющие формы договорных отношений, связанных с передачей технологий и прав на объекты интеллектуальной собственности.

В законе также определены требования к организации системы научно-технической информации и системы добровольной сертификации инновационной продукции (товаров, услуг), а также требования к организации международного сотрудничества в сфере инновационной деятельности.

Закон носит рекомендательный характер и может быть использован при разработке и совершенствования национальных законодательных актов государств-участников СНГ.

Отдельные положения закона могут быть использованы в правоприменительной практике государств – участников СНГ при условии, если содержащиеся в них нормы отсутствуют в действующих национальных законодательных и нормативных правовых актов, если они не противоречат принципам межгосударственных отношений государств-участников СНГ и сложившимся условиям делового оборота.

При разработке законопроекта были учтены замечания и предложения, поступившие в Комиссию от Секретариата Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, Комиссии по образованию, культуре, науке и научно-техническому прогрессу Палаты Представителей Национального собрания Республики Беларусь, от Руководителя Аппарата Сената Парламента Республики Казахстан, от Заместителя Председателя Мажлиса Парламента Республики Казахстан, от Председателя Комитета по международным делам и межпарламентским связям, общественным объединениям и религиозным организациям Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, от Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, от Керивника Аппарата Верховной Рады Украины, а также замечания и предложения членов, Постоянной комиссии по науке и образованию МПА СНГ, экспертных советов МПА СНГ и Комитета Государственной думы Российской Федерации по образованию и науке в области инновационной деятельности и интеллектуальной собственности.

Постоянная комиссия МПА СНГ по науке и образованию на своем заседании 12 октября 2006 г. одобрила проект модельного закона «Об инновационной деятельности» с учетом высказанных замечаний и предложений и рекомендовала его на рассмотрение пленарного заседания Межпарламентской Ассамблеи государств-участников (МПА) СНГ.

Межпарламентская Ассамблея приняла модельный закон «Об инновационной деятельности» на своем пленарном заседании, проходившем в Санкт-Петербурге 16 ноября 2006 г. и рекомендовала его для использования в национальном законодательстве государств-участников СНГ.






Авторы:

Колесников С.И., академик АМН, д.м.н., профессор, заместитель Председателя комитета Государственной Думы по образованию и науке

Балашов Е.Б., к.ю.н., доцент, заместитель Директора департамента по научно-технической и инновационной политике Министерства образования и науки Российской Федерации

Наумов Е.А., к.э.н., профессор, директор Государственного Центра правовой и экономической экспертизы ФГУ НИИ РИНКЦЭ Роснауки

Савин М.С., к.ф.н., ведущий научный сотрудник Государственного Центра правовой и экономической экспертизы ФГУ НИИ РИНКЦЭ Роснауки







Источник: Материалы VII Московского Международного салона инноваций и инвестиций