Кластерная экономика региона и принцип «тройной спирали», подразумевающий предпринимательское взаимодействие университетов, бизнеса и государства, базовые условия подготовки менеджеров инновационных проектов. Подготовка кадров для инновационной экономики дело не такое уж хитрое. Как показывает мировой опыт, наиболее эффективным оказывается способ «здесь и сейчас»: подготовка инновационщиков именно там и тогда, где и когда они более всего нужны. Единственная сложность заключается в том, что разворачивать эту подготовку следует в среде, где есть все составляющие инновационной деятельности, в том числе в инновационные процессы должно быть включено и само учебное заведение. В Обнинске решили реализовать новую схему выращивания инновационного потенциала с использованием шведского опыта. И европейские университеты с почти тысячелетней историей, и гораздо более молодые университеты США до XX века не были субъектами экономики. Вузы работали так: фундаментальная наука производила знания, часть которых через использование науками прикладными превращалась в инновационные разработки и в конечном счете использовалась в промышленных целях. Позже эту модель назовут линейной моделью инноваций. В прошлом столетии роль университетов заметно изменилась: учебные заведения сами начали создавать наукоемкие предприятия. Это оказалось крайне привлекательно с экономической точки зрения. Так, фактически на базе Стенфордского университета была создана Силиконовая долина крупнейший производитель инноваций в компьютерном, программном Что отличает университет предпринимательский центр, от обычного университета? В такой особой среде и происходит замена линейной модели инноваций на полилинейную: инновационный процесс становится дискретным, на всех стадиях он корректируется и стимулируется многочисленными участниками. Территории развития Специалисты полагают, что в XXI веке конкурентоспособность национальных экономик будет определяться наличием у них эффективных инновационных регионов территорий, где концентрируются десятки предприятий одной или нескольких смежных отраслей. При такой дислокации, когда «открытия носятся в воздухе», предприятия резонансно повышают конкурентоспособность друг друга, а поток клиентов возрастает за счет расширенных возможностей выбора, которые дает кластер. В любом кластере есть «якорное» предприятие успешная компания, своим бурным развитием доказавшая перспективность отрасли. Для этой отрасли принимается режим льгот, другие предприятия начинают подтягиваться к «якорному», и оно само начинает генерировать новые идеи, создавая вокруг себя новые и новые предприятия, что и приводит к значительному синергетическому эффекту. С появлением кластера резко возрастает мобильность сотрудников, поскольку каждый понимает, что хорошего специалиста охотно примут на работу в любой соседней компании. Это заставляет работодателей расширять возможности профессионального и карьерного роста своих сотрудников, создавать им благоприятные условия для работы. Такая установка также способствует росту инновационности, поскольку новаторские идеи и продукты могут создавать только свободные люди свободные в том числе и в выборе места своей работы. Во время первой академической революции (XIX век) в западных университетах произошла интеграция научных исследований и обучения, а вторая революция (XX век) интегрировала научную, учебную и предпринимательскую деятельность Инновационные территории в последние годы все больше ориентируются на создание маленьких компаний, с персоналом В создании инновационных регионов участвуют три института академический, корпоративный и государственный. Их совместная инновационная политика направлена на генерирование предпринимательства и новых бизнесов. И принцип «тройной спирали» совместной предпринимательской деятельности бизнеса, государства и университетов сейчас используется как базовый для создания новых территорий инновационного развития. Причем центральная роль в этой тройной связке отводится университету. Шведский опыт на калужской земле Российских вузов не коснулась ни первая, ни вторая академическая революция. Искажения, допущенные при переносе в Россию модели немецких гумбольдтовских университетов, как раз ориентированных на исследовательские работы, не позволили вузовской науке масштабно развиться. Занять предпринимательскую позицию в советское время университеты тоже никак не могли. МИФИ и МФТИ лишь в определенной степени можно считать предпринимательскими университетами, ведь, создавая инновационные продукты, они действовали в нерыночных условиях. Означает ли отсутствие у нас предпринимательских вузов принципиальную невозможность появления инновационных регионов? Вовсе нет. В мировой практике немало примеров наращивания исследовательских и предпринимательских мощностей местных университетов при создании инновационных территорий, а то и строительства университета, если такового не имеется. В Обнинске решено создать территорию инновационного развития, взяв в качестве образца опыт шведского проекта Growlink современный инновационный центр в городе Линчепинге, специализирующийся в сфере информационных технологий, медицины и фармакологии. Growlink признан лучшим европейским проектом 2003 года в сфере развития и поддержки инноваций. Выбор Линчепинга в качестве образца был обусловлен двумя причинами. Первая успешность проекта. Двадцать лет назад экономика всех скандинавских стран находилась в кризисе, из которого шведы вышли за счет ставки на инновационные технологии, и к началу нового тысячелетия это позволило шведской экономике стать одной из самых конкурентоспособных в мире. Бюджет Линчепинга, где проживает 135 тыс. человек, почти в два раза превосходит бюджет всей Калужской области, население которой превышает миллион. Вторая причина схожесть ситуации в двух городах.
В Линчепинге создана комплексная система, задача которой коммерциализация технологий и генерирование новых наукоемких предприятий. Система включает в себя органы государственной и муниципальной власти, научные учреждения, университет, технопарк, финансовые и кредитные учреждения, Центральный элемент территорий инновационного развития предпринимательский университет Ключевая характеристика шведского проекта высокая согласованность действий разнородных элементов инновационной инфраструктуры, при том что единый центр управления отсутствует, зато активно используются партнерские связи, горизонтальные контакты, клубные формы работы и т. п. Жестких и заданных правил игры нет, все выстраивается на договоренностях и стремлении к взаимодействию, которое и обеспечивает выгоды всем участникам. Сами шведы называют пять составляющих успеха сетевого способа организации: информация, коммуникация, координация, кооперация и взаимодействие. Ключевой элемент системы университетский холдинг, на территории которого расположены исследовательские центры крупных компаний. Первым шагом университета в инновационном направлении стало соединение технической подготовки студентов с менеджерской (обучение управлению инновациями). Помимо проведения А через Ставка мэрии Линчепинга на инновации привела к резкому росту экономических показателей: за двадцать лет количество малых компаний выросло в 35 раз, занятых в них работников в 30 раз (число сотрудников 61% компаний не превышает пяти человек), а суммарный доход территории в виде налоговых и иных поступлений достиг миллиарда долларов. В учебных центрах Линчепинга, к которым относится не только университет, развернуты разные образовательные программы: для менеджеров инновационных предприятий, для сотрудников структур поддержки, для работников муниципальной власти. Программы различаются и по уровню сложности: есть стартовая программа подготовки менеджеров инновационных проектов, а для тех, кто уже создал предприятие, существуют другие программы программы роста. Действия каждого начинающего менеджера в течение первого года работы сопровождает персональный ментор (наставник) опытный и успешный предприниматель, руководитель состоявшейся инновационной компании. Некоторые инновационные проекты, прорабатываемые в программе «Предпринимательство и развитие новых бизнесов для руководителей малых и инновационных предприятий» (2005/2006 учебный год)
Совместный проект В Обнинске уже есть некоторые элементы инновационной инфраструктуры (региональный Подготовка менеджеров для инновационной Как показывает опыт Линчепинга, изменения происходят быстрее, если вклады сделаны в людей. Поэтому в проект Grow Kaluga входит пять образовательных программ, направленных на подготовку всех потенциальных участников инновационной деятельности: «Предпринимательство и развитие новых бизнесов для руководителей малых и инновационных предприятий», «Подготовка руководителей организаций инфраструктуры поддержки малых и инновационных предприятий», «Подготовка менторов наставников молодых менеджеров инновационных и малых предприятий», «Подготовка преподавателей по предпринимательству и развитию новых бизнесов» и «Программа для руководителей и специалистов государственных и муниципальных органов власти». Обучение для участников программ бесплатное, за три года планируется подготовить 300−350 человек. Подготовка менеджеров инновационных проектов Подать заявку на участие в программе «Предпринимательство и развитие новых бизнесов для руководителей малых и инновационных предприятий» могут молодые предприниматели, руководители и менеджеры вновь созданных или создающихся малых и инновационных предприятий, носители инновационных идей, выпускники вузов, преимущественно технические специалисты. А участниками программы становятся те из них, кто прошел конкурсный отбор на основе представленных Подготовить тех, кто будет реализовывать инновационные проекты, значит организовать переход участников программы с позиции «автора идеи» на позицию предпринимателя. Сама «инновационность», будучи спецификой всего проекта, в учебной программе проявляется только там, где она присутствует и в реальности. Например, при чтении теоретического блока «Финансы» внимание уделяется специальным разделам: венчурный капитал, страхование рисков, деятельность Нацеленность территорий инновационного развития на работу с мировыми рынками в учебной программе проецируется на прием, называемый перемасштабированием: идеи, предложенные участниками программы, рассматриваются в границах больших, чем городские. Как говорят шведские преподаватели, «любое нововведение в вашем городе должно рассматриваться как имеющее региональное, национальное и международное значение». А учебный акцент в программе ставится на предпринимательскую подготовку, поэтому способ обучения не академический, а «обучение действием»: 20% учебного времени отводится на теорию, 30% на самостоятельную работу и 50% на подготовку конкретных проектов. Город Обнинск Калужской области Статус наукограда присвоен Обнинску в 2000 году. В городе 14 научно−исследовательских институтов, в которых работает более 6 тыс. человек. Число студентов около 4 тыс. Научная специализация Обнинска атомная энергетика, экологическая и радиационная безопасность, медицина, производство конструкционных и неметаллических материалов и радиофармпрепаратов. Более 30% городской продукции выпускается с использованием наукоемких технологий. В городе 200 малых инновационных предприятий. Созданы основные элементы инфраструктуры инновационной деятельности: региональный В городском законодательном собрании 10 мест из 30 занимают представители общественного движения «Обнинск территория инновационного развития». Предпринимательская активность в Обнинске высокая: на 105 тыс. человек населения зарегистрировано около 5 тыс. малых и средних предприятий и свыше 10 тыс. предпринимателей БОЮЛ. Логика учебного движения Стержень учебной программы работа над Сопровождается эта работа тремя процессами. Первый теоретическая поддержка работы. Тематика Программа начинается недельным семинаром в Линчепинге, где ее участники знакомятся с территорией инновационного развития (инновационные предприятия, организации структуры поддержки, управляющие компании) и разрабатывают Живая энергия новаторства Руководители программы (с российской стороны Анатолий Сотников, ректор ФРИДАС, Первый выпуск 28 слушателей по программе «Предпринимательство и развитие новых бизнесов для руководителей малых и инновационных предприятий» состоялся в мае прошлого года. Один год ничтожный срок в масштабах территориальных проектов, но уже можно говорить об определенных успехах: за этот год выпускники создали семь новых предприятий; для восьми проектов созданы отдельные структурные подразделения в рамках существующих инновационных компаний; выросла клиентская база по разным предприятиям от 50 до 300%, а рост продаж составил 50−500%. ООО «Обнинский центр науки и технологий» пятикратно увеличило продажи Наверное, не стоит особо обольщаться этими успехами, Линчепингу понадобилось двадцать лет для стабильной коммерциализации результатов научных изысканий. Для запуска тройного взаимодействия: динамики рынка, динамики создания знаний и динамики политических и законодательных процессов в области инноваций недостаточно определиться с кластерными приоритетами, достроить структуры поддержки и создать множество предприятий. Чтобы стать развивающимся инновационным регионом, Обнинску придется выполнить два непростых условия. / |